Рецензия на «Желтая улицa или повесть о съеденном сердце» (Лейла Мамедова)
Медлить нельзя. Надо записать сейчас. А то все поменяется и захочется чего-то другого, с наморщенным лбом. Признаюсь, пока только в середине пути. Признаюсь, что поначалу я бился как жирная муха о стекло - текст не впускал в себя. Думаю, это проблема скроллинга. Изобретатель телефона ведь не рассчитывал, что в нем будут читать повести и романы. Мух бился о стекло не только потому, что он вредный мух, а ещё и потому, что за окном чуял что-то для себя исключительное. Потом решительно пошел с самого начала - и все понял. Понял историю, понял где разные фазы сна переходят одно в другое (ничего что средний род?). Понял, почему эта вещь стала для вас рубежной, водораздельной и "знаковой". Потому что в какой-то момент словил кайф от того, как сюжет, детские страхи, взрослые впечатления и наблюдения, цветные и черно-белые сны и сама свобода языка - гоняются друг за дружкой и образуют такую вот карусель, спаренную с американскими горкам. Вы знаете, такая смесь свободы языка (это воздух) и жесткость истории (это высокооктановый бензин) высвобождает огромную мощь. И в этом, скорее всего, заключено то обстоятельство, что вы после написания этой вещи почувствовали в себе и силу и путь (забыл про карбюратор?) Это роскошно. Щедро. Очень, очень свежо и, безусловно, талантливо. Я не "рецензию" пишу (кто я такой!), а просто свои читательские слова. Аствацатуров, кстати, в одном не ошибается: надо хоть немного поучиться писать хотя бы для того, чтобы было интереснее читать. Вот и мой кой-какой опыт пригождается, чтобы читать ваши замечательные тексты. Вижу, что это из ранних ваших опытов. Но это не умаляет его качества. Дочитаю - поделюсь. ===================================== II В мониторе читать легче. Да, ощущение вихря подтвердилось. Толстой открыл такой приём как поток сознания героя. Вы довели поток до кондиции вихря. Местами ловил перлы. Прям вот хорошие, выращенные в двустворчатом моллюске вашего над и подсознания, вынутого сознанием на свет и обрамлённого серебром слова. С перлами все более-менее гениально. Они есть, они непонятно как сделаны и завораживают. Местами есть и такие водовороты, в которых становишься щепкой и крутишься, без шанса выскочить в силу своей читательской ограниченности. С сожалением оставлял щепку крутиться и нанимал лоцмана. Что я могу сказать про этот текст, как человек, который купил бы такую книжку в магазине? Вар. 1 (допустим, я Леос Каракас) Какое счастье! какая удача, что я сегодня прошел этой улочкой, зашел в эту книжную лавочку и купил такую славную, кровавую, нежную и метафизическую книжицу! Поручу ка своему продюсеру связаться с Лейлой и заключу с ней контракт на написание сценария и в следующем году начнем снимать! Попрошу только уточнить пару-тройку мест. Это будет бомба! Канны, Берлин, или даже оскар за лучший иностранный. Вар.2 (Беспощадный Критик) как хорошо, что купил за сбер-спасибо! А так девочке нужен редактор и корректор. Аватарка то миленькая. Но насколько соответствует... и вообще, походила бы в анатомический театр. Впрочем, в ее возрасте, я марал каракулями бумагу и ходил задрав нос и был полный дурак. а у этой, как бишь, зубки то прорезались беленькие и остренькие. Завидую? Нет. Уже никому не завидую. Вар.3 (обыкновенный читатель) цена - качество! Супер! Вар.4 (писатель с прозы.ру) нда, понакрутила. так-то не бездарно, но понакрутила, сама про что не так-то я получше мог бы написать, да кто читать то будет? одни левашовы да харитоновы, с теплом Вар. 5 (Окуджава) как слышит - так и пишет, не стараясь угодить. Если бы кто спросил меня лично, то я бы ответил: вот что останется после того, как мы перестанем давить на кнопку "опубликовать" вот такие любопытные истории. это литература, она точно талантливая, но такая грустная. ас Андрей Севбо 23.04.2023 18:32 Заявить о нарушении
Андрей, огромное спасибо, что нашли время прочитать и оставить такую интересную, я бы даже сказала вдохновляющую рецензию. Вы правы, Желтая улица - не для скроллинга. Она была напечатана небольшим тиражом вместе с повестью одного дорогого мне автора, кстати, почему бы мне не поместить обложку книги сюда, в текст, картинкой.
Вы знаете, это правда, что после написания этой вещи я "почувствовала в себе и силу и путь", но одной из важнейших причин этого явилось то, что у Желтой улицы был The Читатель. Один. Но именно он. Кто сразу почувствовал, разглядел, поверил. Мне кажется большой удачей для любого автора встреча с the Читателем в начале творческого пути. Будучи человеком с изощренным литературным вкусом, талантливым автором, образованнейшим человеком, он настолько высоко оценил по сути ученическую еще мою повесть, что сделал все от него зависящее и опубликовал. В случае, если мою книжецу все-таки купит Вариант Первый, пусть он не беспокоится, сценарий к Желтой улице у меня давно готов и ждет своего часа. Есть даже режиссер, заинтересованный его экранизацией, но фильм (если его хорошо снять) получается слишком высокобюджетный. Поэтому все, что пока могу делать для подготовки к Каннам и Берлину, это подбирать подходящие платья и украшения. Делаю все от себя зависящее. Кстати, думала над вашими словами о том, что если вы все-таки опубликуете свой роман, то уберете из него все лишнее (а вдруг дети будут читать?), но заранее на всякий случай хочу от вас отговорить от этого. Если руководствоваться такими фильтрами - литературы не выйдет. ЛИтература это когда ты не боишься пройти голым по центральной улице - образно! И пусть все знакомые и не знакомые думают, что хотят. еще раз большое вам спасибо за столь высокую оценку моего скромного творчества! Для меня это важно. Лейла Мамедова 23.04.2023 21:49 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |