Рецензия на «Желтая улицa или повесть о съеденном сердце» (Лейла Мамедова)

Медлить нельзя. Надо записать сейчас. А то все поменяется и захочется чего-то другого, с наморщенным лбом.
Признаюсь, пока только в середине пути.
Признаюсь, что поначалу я бился как жирная муха о стекло - текст не впускал в себя.
Думаю, это проблема скроллинга.
Изобретатель телефона ведь не рассчитывал, что в нем будут читать повести и романы.

Мух бился о стекло не только потому, что он вредный мух, а ещё и потому, что за окном чуял что-то для себя исключительное.

Потом решительно пошел с самого начала - и все понял. Понял историю, понял где разные фазы сна переходят одно в другое (ничего что средний род?).
Понял, почему эта вещь стала для вас рубежной, водораздельной и "знаковой".

Потому что в какой-то момент словил кайф от того, как сюжет, детские страхи, взрослые впечатления и наблюдения, цветные и черно-белые сны и сама свобода языка - гоняются друг за дружкой и образуют такую вот карусель, спаренную с американскими горкам.

Вы знаете, такая смесь свободы языка (это воздух) и жесткость истории (это высокооктановый бензин) высвобождает огромную мощь. И в этом, скорее всего, заключено то обстоятельство, что вы после написания этой вещи почувствовали в себе и силу и путь (забыл про карбюратор?)

Это роскошно. Щедро.
Очень, очень свежо и, безусловно, талантливо.

Я не "рецензию" пишу (кто я такой!), а просто свои читательские слова.
Аствацатуров, кстати, в одном не ошибается:
надо хоть немного поучиться писать хотя бы для того, чтобы было интереснее читать.

Вот и мой кой-какой опыт пригождается, чтобы читать ваши замечательные тексты.
Вижу, что это из ранних ваших опытов.
Но это не умаляет его качества.

Дочитаю - поделюсь.
=====================================
II

В мониторе читать легче.
Да, ощущение вихря подтвердилось.
Толстой открыл такой приём как поток сознания героя.
Вы довели поток до кондиции вихря.

Местами ловил перлы. Прям вот хорошие, выращенные в двустворчатом моллюске вашего над и подсознания, вынутого сознанием на свет и обрамлённого серебром слова.
С перлами все более-менее гениально. Они есть, они непонятно как сделаны и завораживают.

Местами есть и такие водовороты, в которых становишься щепкой и крутишься, без шанса выскочить в силу своей читательской ограниченности.
С сожалением оставлял щепку крутиться и нанимал лоцмана.

Что я могу сказать про этот текст, как человек, который
купил бы такую книжку в магазине?
Вар. 1 (допустим, я Леос Каракас) Какое счастье! какая удача, что я сегодня прошел этой улочкой, зашел в эту книжную лавочку и купил такую славную, кровавую, нежную и метафизическую книжицу!
Поручу ка своему продюсеру связаться с Лейлой и заключу с ней контракт на написание сценария и в следующем году начнем снимать! Попрошу только уточнить пару-тройку мест. Это будет бомба! Канны, Берлин, или даже оскар за лучший иностранный.
Вар.2 (Беспощадный Критик) как хорошо, что купил за сбер-спасибо! А так девочке нужен редактор и корректор. Аватарка то миленькая. Но насколько соответствует... и вообще, походила бы в анатомический театр. Впрочем, в ее возрасте, я марал каракулями бумагу и ходил задрав нос и был полный дурак. а у этой, как бишь, зубки то прорезались беленькие и остренькие. Завидую? Нет. Уже никому не завидую.
Вар.3 (обыкновенный читатель) цена - качество! Супер!
Вар.4 (писатель с прозы.ру) нда, понакрутила. так-то не бездарно, но понакрутила, сама про что не так-то я получше мог бы написать, да кто читать то будет? одни левашовы да харитоновы, с теплом
Вар. 5 (Окуджава) как слышит - так и пишет, не стараясь угодить.

Если бы кто спросил меня лично, то я бы ответил:
вот что останется после того, как мы перестанем давить на кнопку "опубликовать"
вот такие любопытные истории.
это литература, она точно талантливая, но такая грустная.
ас

Андрей Севбо   23.04.2023 18:32     Заявить о нарушении
Андрей, огромное спасибо, что нашли время прочитать и оставить такую интересную, я бы даже сказала вдохновляющую рецензию. Вы правы, Желтая улица - не для скроллинга. Она была напечатана небольшим тиражом вместе с повестью одного дорогого мне автора, кстати, почему бы мне не поместить обложку книги сюда, в текст, картинкой.

Вы знаете, это правда, что после написания этой вещи я "почувствовала в себе и силу и путь", но одной из важнейших причин этого явилось то, что у Желтой улицы был The Читатель. Один. Но именно он. Кто сразу почувствовал, разглядел, поверил. Мне кажется большой удачей для любого автора встреча с the Читателем в начале творческого пути.
Будучи человеком с изощренным литературным вкусом, талантливым автором, образованнейшим человеком, он настолько высоко оценил по сути ученическую еще мою повесть, что сделал все от него зависящее и опубликовал.

В случае, если мою книжецу все-таки купит Вариант Первый, пусть он не беспокоится, сценарий к Желтой улице у меня давно готов и ждет своего часа. Есть даже режиссер, заинтересованный его экранизацией, но фильм (если его хорошо снять) получается слишком высокобюджетный. Поэтому все, что пока могу делать для подготовки к Каннам и Берлину, это подбирать подходящие платья и украшения. Делаю все от себя зависящее.

Кстати, думала над вашими словами о том, что если вы все-таки опубликуете свой роман, то уберете из него все лишнее (а вдруг дети будут читать?), но заранее на всякий случай хочу от вас отговорить от этого. Если руководствоваться такими фильтрами - литературы не выйдет. ЛИтература это когда ты не боишься пройти голым по центральной улице - образно! И пусть все знакомые и не знакомые думают, что хотят.

еще раз большое вам спасибо за столь высокую оценку моего скромного творчества! Для меня это важно.

Лейла Мамедова   23.04.2023 21:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лейла Мамедова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Севбо
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.04.2023