Рецензия на «1. Воронов. Ярко желтое платье» (Мария Шпинель)
Всякое художественное произведение представляет собой сплав сюжета, стиля и (сверх)идеи. Давайте посмотрим на рассказ Воронова под таким углом. Начнем с сюжета. Который заключается в следующем. Герой утром выходит из своего дома, приезжает в офис и обнаруживает, что офис обокрали. Герой забирает уцелевшие компьютеры, едет домой и по дороге неожиданно вспоминает некую Катю, свою бывшую подружку. Приехав домой, герой рисует портрет Кати и понимает, что смысл его жизни – рисовать. Как видите, сюжет весьма компактный, действие укладывается в сутки-двое. Сюжет достаточно линейный и подразумевает сцены с небольшим внешним напряжением, зато с большим внутренним. Если резюмировать, то сюжет вполне соответствует идее произведения, которую можно сформулировать, как: «обретение героем смысла жизни». Идея весьма достойная, стоит, чтобы о ней писать. Теперь о стиле. Смотрите, специфика сюжета такова, что при небольшом внешнем напряжении автор должен держать большое внутреннее <напряжение сцен>. Действия героя просты: вышел – поехал – приехал – поговорил – поехал – приехал – зашел. Однако смысл в том, что герой все это время проживает существенные чувства, которые в итоге приводят его к самому главному – к пониманию себя (своего призвания, своего места в мире). То бишь, работа автора должна быть ювелирной. За всеми этими «зашел-вышел» читатель должен увидеть огромную душевную (от слова: душа) работу героя. В принципе, автор верно построил схему преобразования героя, однако. Однако дьявол кроется в деталях. Существенные проколы рассказа можно разделить на 2 группы. Первый – это детализация. Деталей в тексте очень много. С одной стороны, это хорошо, потому что позволяет создать жизнеподобие картины мира (помните такую стилевую доминанту?) Но с другой, деталей в тексте чрезмерно и бессмысленно (да, именно так) много. Ведь для чего нужны художественные подробности? Первое, разумеется, *показать*. Но не забываем, что идея данного рассказа, кроме *показать*, подразумевает еще и *осмыслить*. Ведь герой занят переоценкой своей жизни. То бишь, детали приобретают, если угодно, метафизическое значение. С чего начинается рассказ? С того, что герой видит мир *таким*. Затем у героя что-то щелкает, и герой *видит идеал*. Герой рисует идеал и понимает, как он должен жить дальше. Грубо говоря, герой приходит к решению воплощать идеал в свою жизнь. Теперь смотрим в текст. Выполняют ли художественные детали данную функцию? Я бы сказал, скорее нет, чем да (выполняют). Детали слишком хаотичны, и те, на которых автор останавливает внимание читателя в начале рассказа не очевидно связаны с теми, на которые обращает в финале. Вот, например, заваренный мусоропровод и пистолет как играют на идею рассказа (на преображение героя)? Что дает читателю разговор начальников героя в офисе? Как этот разговор показывает процесс преображения героя? Не то, что бы автор совсем здесь промахнулся, нет. Но очень все зыбко, очень. Надо дорабатывать. Доработка должна идти в направлении: не просто перечисление примет жизни героя, а их осмысление в разрезе метаморфоз героя. Вторая группа проколов – это русский язык. Теряете. Теряете, автор, чувство языка. Русский язык удивительно гибкий. Пластичный. И за счет этой пластичности автор может творить чудеса. Но вы, увы, не сотворили. Прочтите первые 3 абзаца. С точки зрения стилистики они плохи. Допускаю, что вы хотели создать атмосферность. Однако не вышло. Вообще, заметил, что в тех местах, где вы напираете на *атмосферу*, ваш язык становится неестественным. Позволю себе дать такой совет. У своего любимого писателя подберите отрывок примерно такого же эмоционального содержания и перепишите его от руки (непременно от руки). Еще лучше – пару-тройку отрывков. Затем, не теряя куража, попробуйте написать свой. В идеале – сделайте это несколько раз с промежутком во времени. Должно помочь. Резюмирую. Идея отличная. Сюжет в целом неплох, только надо поработать над сценой в офисе – расставить акценты, нужные для понимания идеи. Обязательно надо сделать ревизию деталей. Зацепить их друг за друга и добавить в начало что-то *желтое*, чтобы платье в финале заиграло в полную силу. И обязательно (обязательно!) провести ревизию лексики. Никаких скучающих кастрюль, косноязычно-канцелярских «рекордно малое», «практически не наблюдалось» и прочего, что у вас в избытке, увы. В общем, работы много, но идея рассказа того стоит. С пожеланием успехов и неизменным уважением, Мужик Бородатый 11.06.2023 18:43 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мужик Бородатый!
Воронов искренне благодарен за отзыв и дельные советы. Заваренный мусоропровод - характерная черта эпохи заваренных мусоропроводов. Пистолет, который так и не выстрелил - тоже, в основном, просто примета времени. Еще он подчеркивает страхи Смыслова. Также он нужен для демонстрации беспомощности Смыслова перед этой суровой реальностью. Пистолет и сигнализация в квартире ничем не помогли от кражи из офиса. В принципе, пистолет можно в конце упомянуть. Но Воронов решил чуть упростить. Пистолет свое отыграл, когда герой вернулся домой и с опаской входил в квартиру. Надо подумать. Возможно, в конце еще одно появление оружия усилит эффект от последней сигариллы (про которую герою еще не известно, что она последняя). Если туда еще и оружие добавить, еще страху нагнать? Добавлять в начало что-то желтое Воронов не хочет. Во-первых, там солнце есть, а во-вторых - Питер же. Достоевщина получится может. Хотя... (Задумчиво) "Припарковать машину у ЖЕЛТОЙ стены дома..." Пожалуй, стоит подумать и над этим замечанием. Но пока Воронову хватает ярко желтого солнца. Отполировать текст - Воронов обещает и об этом подумать. Атмосферу ж хочется создать. С уважением, Воронов Шпинель 11.06.2023 23:10 Заявить о нарушении
В жизни заваренный мусоропровод может быть чем угодно. Но в рассказе он может присутствовать только в качестве детали, которая оттеняет состояние героя. То же с пистолетом. И чем больше вы напираете на детали (а вы напираете), тем значимей должна быть их роль в сюжете. Предположим, в начале герой держит при себе пистолет из страха – значит, к финалу вы должны вспомнить про пистолет и хоть штрихом, но показать изменилось ли значение пистолета в мироощущении героя. Герой может забыть про пистолет, но вы, автор, не должны. Иначе возникает ощущение неподшитой нити, которая болтается сама по себе, неизвестно зачем. У вас, к сожалению, таких нитей больше, чем допустимо.
По поводу цвета. Напомню «Даму с собачкой» Чехова. В рассказе постоянно присутствует серый цвет. Но если в начале серый – это цвет мироощущения Гурова (серая тоскливая жизнь), то в финале, когда герои приняли решение о совместности, Анна Сергеевна оказывается в «любимом Гуровом сером платье». Вроде мелочь, да? Ан нет. В хорошем рассказе каждая мелочь играет. Так что, и стена возможна, и солнце возможно, только расставьте нужные акценты на нужном вам цвете. Мужик Бородатый 11.06.2023 23:56 Заявить о нарушении
Еще раз здравствуйте, Мужик Бородатый!
Воронов не забыл про пистолет в конце. Воронов просто решил не усложнять. Но, если задуматься, пистолет можно ладно приспособить где-то в районе фразы о последней сигарилле. С уважением, Воронов Шпинель 13.06.2023 22:17 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |