Рецензия на «Представители Церкви, погибшие от рук белых» (Александр Селиверстов)

Кулабухов Алексей Иванович
род. 15 марта 1980 г. в ст. Новопокровской ККВ. Окончил Ставропольскую духовную семинарию (1901), учился в Императорском Юрьевском (Дерптском) университете, священник, член Кубанской Рады (1917-1919). Первопоходник, член Кубанского правительства по внутренним делам (1918), член делегации на Парижской мирной конференции (1918-1919), повешен генералом Покровским в Екатеринодаре 7 ноября 1919 г. за якобы подписанный договор с горскими народами. В действительности был подписан лишь проект договора, предусматривающий совместные действия ККВ и горцев против большевиков в случае ухода Добровольческой армии с Кубани и Кавказа.

КУЛАБУХОВ Алексей Иванович (куб.)
род. ок. 1880 в стан. Новопокровской; священник, член Кубанской Законодательной Рады, жертва террористических мероприятий ген. Деникина и его сторонников. По окончании Ставропольской Духовной семинарии, К. был рукоположен в духовный сан и больше десяти лет состоял приходским священником. После революции сама жизнь выдвинула его на поле общественной деятельности. Он пользовался доверием своих станичников и был их бессменным представителем в Кубанских Радах. Человек в высшей степени культурный и активный, он особенно не хотел оставаться в бездействия после того, как Казакам стала угрожать опасность большевицкого владычества. В самое тревожное время, когда кубанский министр внутренних дел К. Л. Бардиж сдал свой пост и ушел формировать отряды «Вольных Казаков», Рада назначила на его место К-ва. В трудной обстановке политической неопределенности новому министру долго удавалось сохранять в крае относительное спокойствие, которое привлекло в Екатеринодар и в станицы тысячи русских людей, спасавшихся от репрессий новой ленинской власти.
1-го марта 1918 г. свящ. К. выступил из Екатеринодара вместе с отступающим «Отрядом Рады», но в станице Расшеватской захвачен красногвардейцами. Ему удалось бежать от них и скрываться до Второго Кубанского похода в Ставрополе. После освобождения Кубани он вернулся на прежний пост руководителя внутренними делами в составе правительства Л. Л. Быча. В декабре 1918 г. правительство это, несогласное с политикой Деникина, подало в отставку. Свящ. К. получил новое назначение в состав парижской делегации. Он прожил в Париже восемь месяцев, участвовал в работах делегации и совместно с другими представителями Кубани обработал и подписал проект Договора Дружбы с Кавказскими Горцами. В сентябре месяце 1919 г. делегация командировала его для доклада Раде о своей деятельности и с предложением утвердить проект договора. Однако, сторонники Деникина нашли в соглашении Кубани с Горцами опасное нарушение полномочий правителя Юга России. Было решено устрашить народных представителей края актом террора, искоренив опозиционный дух и сделав их более податливыми в спорных вопросах взаимоотношений между Кубанской Радой и Деникиным. Без всякого основания, чины парижской делегации были обвинены в измене, в передаче командования казачьими войсками в руки горского Меджилиса и в других преступлениях. Вся ярость врагов казачьей независимости обратилась на К-ва, Он был арестован. Наскоро сколоченный из преданных деникинцев, военно-полевой суд приговорил Алексея Ивановича Кулабухова к позорной казни через повешение. Приговор немедленно привели в исполнение. Казачий народный представитель и священник Православной Церкви пал жертвою бессмысленного политического акта, равного по своему беззаконию с постыдным преднамеренным убийством.
Повесив К-ва 7-го ноября 1919 г. палачи держали тело мученника за казачьи идеалы на виселице целый день, прикрепив на его груди дощечку с надписью: «За измену России и Казачеству». Но каждый Казак знал, что К. казачьему делу не изменял. Его смерть вызвала глухой ропот среди казачьих масс, подорвала доверие к военным начальникам и во многом способствовало проигрышу войны с большевицкой Россией.

Дмитрий Минаев 2   20.10.2023 12:51     Заявить о нарушении
История Калабухова хорошо известна. Возможно, это самый известный священник, убитый белыми. Однако считать деятельность этого человека "созидательной, во имя Бога, во благо народа и Родины" лично я не могу. То, что он делал, было, скорее, для нашего общества разрушительно. Поэтому в мой список включён не был.
Писал о нём в одной из своих книг:
"В 1918 году он, оставаясь в сане, стал членом самостийного Кубанского краевого правительства. В 1919 году был отправлен с делегацией на Парижскую мирную конференцию, где участвовал в подписании сепаратистского «договора дружбы между Правительствами Кубани и Республики горских народов»5. Вернувшись в Екатеринодар, 3 ноября 1919 года огласил меморандум главы парижской делегации Быча с требованием признания мировым сообществом всех национальных государств, возникших на руинах Российской империи, – в том числе, Кубани, с включением её в Лигу Наций. Был арестован деникинской властью, предан военно-полевому суду, закономерно обвинён в измене Родине, приговорён к смертной казни и повешен на Крепостной площади".

А то, что пропала информация о священнике Алейникове (Олейникове) – очень жаль.

Александр Селиверстов   20.10.2023 15:25   Заявить о нарушении
Олейников (Оленников, Олеников) Кузьма (Кузма, Козьма, Козма) Захарович
родился в посёлке Донинский станицы Донинская (Нерчинско-Заводский округ, Забайкальская область) … г. ?
из казаков станицы Донинской Забайкальского казачьего войска ?
иерей, священник-старообрядец
6(19).04.1919 г. – арестован белыми,
расстрелян без суда и следствия в посёлке Донинский станицы Донинская 9(22).04.1919 г.

В одной из карательных экспедиций за сочувствие большевикам и партизанам были расстреляны Овчинников К.Е., Овчинников О.Ф., Морковцев Е.В., Трифонов М.Е., братья Баскаковы, Горлов П.П. и священник Оленников с сыном.

В страстную субботу текущего года 6/19-го апреля в ст[анице] Доно явился совершенно неожиданно военный экспедиционный отряд и во время богослужения арестовал Козьму Олейникова и с ним 7 человек прихожан. На третий день Пасхи 9 (22 апреля) 5 человек из арестованных были расстреляны без всякого суда и следствия, а остальные были отпущены на свободу. Расстреляны следующие лица: священник Козьма Захарович Олейников, сын его Агафангел Козьмич Олейников, председатель общины Матвей Ефимович Трифонов, церковный староста Осип Федотович Овчинников и член совета общины Иван Иванович Овчинников.
Прошение от старообрядческого прихода станицы Доно-2 главноуправляющему по делам вероисповедания об оставлении им Донинской церкви и невмешательстве в их внутренние дела
станица Доно 21(8) августа 1919 г.

Козма Олеников
((?) – 1918)
Служил в селе Доно (ныне Забайкальский край).
Расстрелян солдатами белогвардейского атамана Г.М. Семенова (либо бандитами, стоявшими на его стороне).
О гибели о. Козмы упомянуто в одном из писем священноинока Аввакума (Старкова), совершившего в 1929 г. поездку по приходам Забайкалья и Дальнего Востока: «В 1918 году вечером в Великую субботу собрались за павечерницу, и, когда пели ирмос «Волною морскою…», вломились солдаты семеновской банды, арестовали священника, поддиакона, председателя и всех членов совета, увезли и всех расстреляли. Священником был Кузма Олеников, говорят, был очень добрый пастырь» [1].
В 1916 г. в Доно произошло знаменательно событие: присоединение к Церкви Христовой единоверческого прихода.

Первым старообрядческим священником был отец Козьма (К.З. Олейников), принявший мученическую смерть в 1919, похороненный в церковной ограде и почитаемый христианами РПСЦ в лике святых.

Дмитрий Минаев 2   24.10.2023 01:49   Заявить о нарушении
Информация по Олейникову вызывает некоторые вопросы:
Он был раскольническим священником или всё-таки единоверческим?
Что значит "присоединение к Церкви Христовой единоверческого прихода", учитывая, что единоверцы это и есть уже присоединённые к РПЦ старообрядцы?
В приведённом есть упоминание источника, а также номер ссылки ([1]) – где опубликованы эти сведения?

Александр Селиверстов   24.10.2023 14:09   Заявить о нарушении
Подробнее о священнике Олейникове (Оленникове) и Донинской церкви:
История старообрядцев (семейских) в документах Государственных архивов Байкальского региона (1917-1930-е гг.). Часть 2.
http://soyol.ru/culture/books/5403/

Дмитрий Минаев 2   25.10.2023 00:09   Заявить о нарушении
Спасибо за источник! Случившееся в Никольском приходе ст. Доно теперь в целом понятно.

Александр Селиверстов   30.10.2023 15:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Селиверстов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Минаев 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.10.2023