Рецензия на «Легендарные места России!» (Андрей Рощектаев)

"Правда, если бы люди воспринимали факты, а не то, что им хочется, они увидели бы из подробного жития (кстати, многие ли его читали?), что Сергий Радонежский отговаривал Дмитрия Донского от войны с Мамаем. То, что он "вдохновительКуликовской битвы" -- такой же штамп, как то, что он "родился в Радонеже". И то, и другое опровергается просто внимательным чтением текста -- без игры в "испорченный телефон". Читайте лучше само житие, а не пересказывающие его политические агитки"

Прошу прощения, а какое житие имеется в виду, кем составленное?

Ибо в житии за авторством преподобного Епифания читаем:

"Прошла весть, что Божиим попущением за наши грехи ордынский князь Мамай собрал огромное войско – всю орду безбожных татар – и пошел на Русскую землю; и люди были охвачены великим страхом. Великий князь, под скипетром которого находились в то время все русские земли, достохвальный и победоносный великий Димитрий, имея великую веру к святому Сергию, приехал к старцу, чтобы спросить, повелит ли тот ему выступить против безбожных, потому что Димитрий знал о добродетельной жизни и даре прозорливости Преподобного Сергия. Услышав от Великого князя о нашествии Мамая, святой благословил Димитрия, вооружил его молитвой и сказал: «Господин мой, тебе следует заботиться о врученном тебе Богом христоименитом народе. Иди против безбожных, и с Божией помощью ты победишь и вернешься в свое отечество невредимым с великими почестями». Великий князь ответил: «Если Бог поможет мне, я построю монастырь во имя Пречистой Богоматери» – и, приняв благословение, покинул обитель, торопясь в путь"

В житии за авторством святителя Димитрия Ростовского сказано:

"В сие время Божиим попущением за грехи людские один из ханов татарских, нечестивый Мамай, поднялся на Русь со всеми своими несметными полчищами. Гордый хан хотел даже уничтожить веру православную; в своем высокомерии он говорил вельможам:
– Возьму Русскую землю, разорю христианские церкви и перебью всех князей русских.
Напрасно благочестивый князь Димитрий Иоаннович пытался дарами и покорностью укротить ярость татар; хан был неумолим; уже полчища врагов подобно грозовой туче придвигались к пределам земли русской. Великий князь также стал готовиться к походу, но прежде чем выступить в путь, он отправился в монастырь животворящей Троицы, чтобы поклониться Господу и испросить благословения на предстоящий поход у святого игумена сей обители; помолившись усердно пред иконой Пресвятой Троицы, Димитрий сказал преподобному Сергию:
– Ты знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня и всех православных: – безбожный хан Мамай двинул все свои полчища, и вот они идут на мою отчину, чтобы разорить святые церкви и истребить народ русский. Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от сей великой беды.
Услышав сие, преподобный начал ободрять князя и сказал ему:
– Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных.
После сего святой старец пригласил князя выслушать Божественную литургию; по окончании ее, Сергий стал просить Димитрия Иоанновича, чтобы он вкусил пищи в его обители; хотя великий князь и спешил отправиться к своему войску, однако, он повиновался святому игумену. Тогда старец сказал ему:
– Обед сей, великий князь, будет тебе на пользу. Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венцы победы, но многим – без числа многим сподвижниками твоим готовы венцы страдальцев.
После трапезы преподобный, окропив святой водою великого князя и бывших с ним, сказал ему:
– Врага ожидает конечная гибель, а тебя милость, помощь и слава от Бога. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу.
Затем, осенив князя честным крестом, преподобный пророчески изрек:
– Иди, господин, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих.
Последние слова он сказал одному только князю; обрадовался тогда защитник Русской земли, и пророчество святого заставило его прослезиться от умиления. В то самое время в обители Сергиевой подвизались два инока Александр Пересвет и Андрей Ослябя: в миру они были воинами, опытными в ратных делах. Сих иноков-воинов и просил великий князь у преподобного Сергия; старец тотчас же исполнил просьбу Димитрия Иоанновича: он приказал возложить на сих иноков схиму с изображением креста Христова:
– Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!
Тогда великий князь в умилении воскликнул:
– Если Господь мне поможет, и я одержу победу над безбожными, то поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери.
После сего преподобный еще раз благословил князя и окружавших его; по преданию, он дал ему икону Господа Вседержителя и проводил его до самых врат обители. Так святой игумен старался ободрить князя в сие тяжелое время, когда нечестивые враги грозили смести с лица земли имя русское и уничтожить веру православную"

А вот что писал святитель Филарет Московский в своем житии Сергия:

"Во дни Великого Князя Димитрия Иоанновича, Князь Ордынских Татар Мамай подвигнул всю орду на землю Российскую, Великий Князь, признавая в Преподобном Сергии могущественную веру и самый дар пророчества, пришел к нему, и вопрошал, противостать ли сильному и ужасному врагу? Преподобный, по благословении и молитве, сказал ему: «Должно тебе, Государь, попещись о врученном тебе от Бога Христоименитом стаде; и с помощию Его получишь победу». При том дал ему двух иноков Александра Пересвета и Андрея Ослебя. Сверх сего, когда Великий Князь, вышед против Татар, узнав о превосходстве неприятельских сил, вновь колебался недоумением, на что решиться: внезапно пришел посланный от Преподобного Сергия с посланием, в котором он поощрял Великого Князя без сомнения идти на неприятеля, и обнадеживал Божиею помощию. Все войско было сим ободрено, и данным на Дону сражением получена славная над Мамаем победа, которая соделалась началом освобождения России от порабощения Татарского"

Ни в одном из трех перечисленных житий Сергий НЕ призывал Дмитрия Донского к миролюбию.Так кто же и когда составил житие Сергия с приведенным вами фрагментом, где упомянуты Василий Великий и царь Иулиан?

Григорий Ананьин   19.10.2023 13:25     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Рощектаев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Ананьин
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.10.2023