Рецензия на «Тридцать три года сочинительства» (Сергей Сметанин)
Как и в любом деле, есть ремесленники и есть творцы. Творец одарён и свободен, а ремесленнику надо отлично знать процесс, чтобы получить результат. Надя Бирру 23.11.2023 21:58 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Очень рад вниманию и высказанному мнению. На мой взгляд одно другому не мешает: творец непременно в совершенстве владеет всеми приёмами ремесленника. Иначе он (творец) не сможет быть свободным и не сможет превзойти ремесленника. :)
С уважением Сергей Сметанин 23.11.2023 22:34 Заявить о нарушении
Оказывается, отзыв на это твое эссе, Сергей, я уже писал. Причем, так давно, что уже забыл, что была такая вещь, и по новой все с удовольствием прочел! Очень нужный урок молодым, начинающим творцам - не только поэтам. Многие здесь (на Проза ру, Стихи ру) не знают, что такое литобьединение, пусть хотя бы у тебя поучатся. Ты очень верно подсказываешь: рецензенты вредят, редакторы — никогда. Здешние рецензенты, надеясь на ответное кукареку, только восхваляют, а это уводит неокрепшего литератора от трезвой самооценки... Ну и редактура, так нужная нам, как явление, тоже исчезает, даже в солидных издательствах их почти нет, как ни жаль. А они очень нужны в период подготовки к изданию книги, ведь даже у Пушкина были редакторы, и они не навредили ему! Еще добавлю. Как мне подумалось по ходу чтения: такие уроки в иных местах подкрепить бы примерами из литературы, еще сильней бы воздействовало на юные умы... С уважением, твой всегда - Г.М.
Габдель Махмут 08.01.2024 09:21 Заявить о нарушении
Спасибо, Махмут, за внимание, оценку и подсказку. Надо подумать, может быть и подыщу походящие примеры из классики. Хотя моя задача здесь была проще: указать направление умственного движения для начинающих. Желаю тебе крепкого здоровья, счастья, всех благ!
С уважением и дружески Сергей Сметанин 09.01.2024 12:27 Заявить о нарушении
О Гёте
"Bilde, Kunstler rede nicht", -- "художник, не разговаривай, а изображай". Но не надо забывать, что приходилось в конце концов и "разговаривать" -- и в этом вопросе Гете прошел известный путь. Если пояснения не нужны при больших созданиях, то тем менее уместны они в лирике. Здесь больше, чем где-нибудь, художественное произведение само должно объяснять себя -- таков "принцип объективного процесса", исключающий всякие авто-комментарии: лишь активности читателя принадлежит право -- оно же есть обязанность -- объяснения художественного произведения. Как ни самоочевидны эти истины для молодого Гете, он не боится впоследствии опровергать их своим примером. Правда, задуманные примечания к "Римским элегиям" не были составлены; но настала старость, произведения поэта отошли от него в прошлое, и он счел возможным окружить их объяснениями. Ибо в чем же назначение "Поэзии и правды" как не в комментировании произведений автора? И "Западно-восточный диван" восполнен целым сборником "Примечаний и статей для лучшего понимания", в которых автор видит теперь "живое восполнение" своей философской лирики. Мало того: обширными комментариями снабжаются те самые стихотворения, вроде "Зимнего путешествия на Гарц", самостоятельное понимание которых некогда представлялось поэту самым существом лучшего читателя. Не следует в этом видеть какой-то отказ от теории бессознательного создания -- и в этом нет нужды. Но теория оказывается ограниченной -- и ограничивает ее отчетливая мысль писателя. Вспомним, как жадно хотел обратиться искусству поэзии, вспомним его горькие жалобы на безуспешные попытки его юности найти руководство в теоретических поэтиках всех времен, -- а ведь чему бы здесь учиться, если бы все сводилось к вдохновению? "Нам давали, -- рассказывает он, -- теорию словесности Готтшеда; она представлялась достаточно пригодной и поучительной, так как представляла исторические сведения о всех поэтических родах и знакомила с ритмом я его различными формами. О таланте не было вопроса. Зато писателю предлагалось быть сведущим и даже ученым, обладать вкусом и так далее. В конце концов нам указывали на "Искусство поэзии" Горация; мы с благоговением восхищались некоторыми золотыми изречениями этого бесценного создания, но не могли взять в толк, как отнестись к целому и применять его к делу". При этом теоретики путались то в неладных аналогиях поэзии с живописью, то в отожествлениях художественной ценности с литературным поучением, вследствие чего высшим достижением поэтического творчества были объявлены басни Эзопа. Нетрудно понять, в какую сумятицу погруженной ощущала себя молодая мысль в результате всех этих полупонятых законов, обрывочных учений и вывихнутых теорий. "Цеплялись за образцы, но это не помогало: иностранные, подобно Древним, были слишком далеки, а в основе лучших произведений отечественной литературы всегда обнаруживалась личность, положительные качества которой невозможно было усвоить, и, наоборот, всегда грозила опасность усвоить её недостатки. Это доводило до отчаяния юношу, ощущавшего в себе творческие силы". От этого отчаяния Гете очень хотел избавить новые поколения. В его прозе и в его стихах, в письмах и разговорах мы встречаем рассеянные разнообразнейшие указания и соображения, не только отвлеченно-эстетические, но и практически-литературные, касающиеся как поэтического творчества в целом, так и отдельных поэтических форм, родов и видов. Этого мало, -- Гете пытался (совместно с Шиллером и Мейером) составить свод руководящих указаний, обширный отрывок которого дошел до нас. В основе этого наставления лежит мысль о дилетанте, смешивающем "искусство с материалом". Отдельные искусства распределены здесь по таблицам, где и даны соответственные суммарные указания. Это только схема, и только отрывок из нее, но и здесь подчеркнута мысль, которую Гете отстаивал в течение всей жизни: поэт должен быть специалистом своего дела; дилетантизм также пагубен в поэзии, как и в любом деле. Поэтому, сторонник теории вдохновения, Гете -- усердный учитель целесообразного наблюдения. "Имея общую исходную идею, необходимо конкретизировать ее" -- так учит он своего Эккермана, хорошего мемуариста и плохого поэта, вознамерившегося воспеть времена года. "Теперь,-- говорил Гете, советуя ему начать с зимы, -- вам необходимо пробиваться к высшему и труднейшему, что есть в искусстве: к уловлению индивидуального; вы должны сделать это во что бы то ни стало, чтобы преодолеть общую идею. Вы вот побывали в Тифуртском замке -- вот и постарайтесь схватить его характерные черты... Я сам бы это давно сделал, но не могу, я слишком хорошо его знаю, и частности во множестве теснятся во мне. А вы подойдите, как чужой, расспросите у коменданта об истории дворца и выделите важнейшее, значительнейшее... И нечего бояться, что частности не найдут отклика. Все характерное, как бы оно ни было своеобразно, все подлежащее изображению, имеет общее значение. Ибо все повторяется, и нет ничего на свете, что не было бы единственным. На этой ступени индивидуального изображения начинается то, что называется композицией". Это советы мастера, советы специалиста; он учит делу, которому он и его собеседник посвящают жизнь. Его разносторонность как-будто противоречит этому сосредоточению в народном ремесле. Ученый, администратор, писатель, он личным примером как будто опровергает свою теорию специализации. На самом деле он ее поддерживает, независимо даже от универсальности своих способностей и устремлений. Он вообще считал себя рожденным для литературной деятельности и доказательство этого видел в свойственной ему "прирожденной методике", которая, "последовательно направленная на природу, искусство и жизнь, развивалась до все большей уверенности и умелости". Результаты говорят за то, что если Гете не везде был профессионалом в узком смысле, то ведь нигде он не был дилетантом; и меньше всего он был и позволял им быть в поэзии, которую всегда считал своим истинным призванием и основным делом своей жизни. А.Г. Горнфельд http://ino-lit.ru/lit/text/914/50001/Gornfeld/kak-rabotali-gete.htm Сергей Сметанин 09.01.2024 13:53 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |