Рецензия на «Переселенцы» (Алексей Борзенко)

Очень познавательное было чтение, Алексей.

Ценны подробности об участии добровольцев с Кавказа. Много издано мемуаров участников Первой мировой на Западе, уж они были доступны и в нашей стране, но признаюсь, тема той войны по большей части прошла мимо меня, воспоминаний не читал , хотя почему-то думается, что подобное может отсутствовать даже там.

Второстепенное уточнение - год смерти Данзана Тундутова, они указывают как 1923й, я поинтересовался его биографией.

Воеводой Астрахани был в те годы Фёдор Куракин, эта фамилия происходит от татарского слова. Знал я одного человека с такой фамилией, профессиональным карманником был, странно сказать. Фамилия-то княжеская. А Фёдор Куракин остался в памяти тамошних виноделов, как знавший толк виноградарь. Все они были двуязычными тогда, а кто-то знал и большее число языков. Подобные переговоры велись на тюркских наречиях, недопонимания быть не могло.

Судьба людей, переживших Гражданскую и Великую Отечественную не завидна, а поколениям, выросшим в мире и отсутствии каждодневного недоедания, не понятна тем больше, чем поколение дальше от тех страшных времён. Голод, эпидемии, тяжёлый труд ради выживания, раннюю смерть родных людей, частые смерти других в непосредственной близости, можно пережить только лично, чтобы познать истинную цену чего-то лучшего, что приходит на смену лишениям. Слава Богу, что не каждому даются такие испытания. Иначе, пожалуй, род людской быстро сошёл бы на нет.

Во времена перемен человек идёт путём, который вырисовывается перед ним силой обстоятельств, не всё и не всегда является последствием его правильного/неправильного выбора. Непреодолимая сила обстоятельств во многих случаях не оставляет возможности для личного выбора вообще. Есть варианты, но только два - либо следовать дальше, либо лечь и умереть. Большинство людей выбирает первое.

Дед Иван прожил, как выпало его поколению, добро и зло были тогда взаимопроникаемы, как два в одном. По мне, важно, что его жизнь прошла и закончилась на родной земле, не на чужбине. Нелепая на первый взгляд смерть, но она благословление в сопоставлении с умственным угасанием и физической немощью.

Мой отец был уроженцем села Икряное, что у волжской дельты. Получается, что Дубовый Овраг, расположен намного севернее. Его предки оказались в тех краях после разделов Речи Посполитой, их и других из числа крещёных литовских татар переселили на бывшие земли Астраханского ханства, (видимо как-то посчитали это место их исторической родиной), и добавили к силам Волгского казачьего войска. Моя фамилия в современном понимании - белорусская, до некоторой степени она распространена и среди украинцев, хотя украинской совсем не является. Это когда-то мне подтвердила моя крёстная, уроженка села Володарка, що під Киевом. А вона-то була справжня украiiнка, жінка з добрим, справедливим серцем.

Как и многие другие, Янченко претерпели от революции и гражданской войны, один из отцовских дядек отбыл с семейством во Францию, и когда его отец, мой дед Яков, который был в своей семье младшим, создал свою собственную семью, шла сплошная коллективизация, после этого он уже не имел ни кола, ни двора, трудился в рыболовном хозяйстве на Каспии. Дед потом погиб в кавалерийской атаке на Кубани, отец после войны был призван в армию на Камчатку, отслужил и остался. Там водное пространство бескрайнее, он это любил. Забрал к себе свою мать и сестру. Пока было здоровье, ходил в море, доработался до старшего тралмастера, ходил так же боцманом, до получения пенсии трудился уже на берегу . Образование у него было три класса. Мог учиться после армии, но считал, что раз не удалось своевременно образование получить, но специальность освоена, она по душе и кормит, то и ладно. Три класса не мешали ему писать стихи в есенинском духе, которые даже брали в местные газеты, пару раз о нём самом писали, один в связи с тем, что в длительном рейсе, он занимался выращиванием зелени и цветов, эта заметка вместе с газетой у меня сохранилась.

Понравилось наличие фраз на мове и использование единственно правильного определения старовер, в противоположность навязываемому сейчас старообрядец. Родня моей матери, женская линия, переехала сюда до Первой Мировой, из Латгалии, Латвия, известном пристанище русских староверов бежавших от никоновских репрессий, а уже с началом войны прибыли другие латгальские староверы , две - три семьи или больше, уже не помню, что говорила мать. Они называли себя именно староверами и не иначе. Все приобрели дома по соседству в секторе города Хабаровск, не очень далеко от центра, который назывался Дальнеукраинская слободка. Место было основано и обжито первыми поселенцами, а это известный факт, что вслед за казаками в 19м веке сюда переезжали люди с Украины. До наступления 20го века они составляли основное число жителей.

После окончания ВОВ кто-то из староверов вернулся назад. В Хабаровске до революции бабка познакомилась с моим дедом по матери, старовером из Нижнего Новгорода, староверского анклава во времена гонений, на Дальнем Востоке он проходил солдатскую службу. Оригинальная фамилия у него была Микитьев, по этому признаку и одному другому, его корни были с Украины. В царские времена как мы знаем, по большей части только вероисповедание имело значение. То есть, родился он в Нижнем, но его батьки или скорее, деды должны были прибыть к единоверцам с Украины - имя Микита бытовало только у украинцев и у литвинов. Но предки деда едва ли имели отношение к литвинам. Когда, после армии он получал документы, ему исправили первую букву - мать в девичестве уже была Никитьева.
Написать короче не получилось, но надеюсь, всё по существу, хотя и как-то больше про себя.

З повагою,

Владимир Петрович Янченко   24.12.2023 09:40     Заявить о нарушении
Владимир Петрович, спасибо тебе за прочтение такого большого материала, сейчас у читателей в приоритете миниатюры. Спасибо за такую объёмную рецензию и возможность познать новое из истории нашей огромной страны на примере жизни наших отцов, дедов и прадедов.
С уважением.

Алексей Борзенко   24.12.2023 10:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Борзенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Петрович Янченко
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.12.2023