Рецензия на «Могила Густава Эрикссона. Гл. 13. Что делать со сн» (Юрий Владимирович Ершов)

Проглотил роман по телефону за день. Причём, попал на не разбитую на главы, как здесь, версию, так что останавливаться - закрывать - потом полдня искать то место, до которого дочитал - было не резон. Техникой скорочтения владею, хотя с маленького экрана это гораздо сложнее. Сейчас перечитал концептуальную 13-ю.
Вы - молодец, автор, та основа авантюрная, на которой держится интерес читателя на большом пространстве романном в общем вывозит его, а местами восхищает, даже если понимаешь, что требуется по сюжету, а не реально.

Ник ваш говорящий для желающих: Юрий Владимирович (Андропов) и (сказочник) Ершов)

Почитал отзывы и вашу точку зрения на нынешнее. Разделяю.

Любопытно, что спасение (по герою в романе) России возможно только чудом... орденом колдунов минсельхоза)) Булгаков бы аплодировал, ему такое бы в голову не пришло :) Да, конечно, ещё русский бог подсобить должен (не их ли руками?) Вот только надежду на церковь разделить трудно. Она в большинстве своём встроена в ту ОПГ, что держит страну. Понятно, что воры - ещё те лыцари и держатся основ), не то, что авторитеты криминальные, часть коих вошла в бизнес и в почёте у власти, как например, солнцевский Михась. А священников они легко покупают: за пожертвования, колокола от братков (написано "от братии" на таком колоколе в новоделе храма Христа Спасителя), да отпуск им, "пришедших к богу", грехов.

Увы, последнего патриарха Руси, совестившего царя убил опричник "миромучителя", как его звали современники, Ивана 4. (Думаю, фильм Лунгина "Царь" вам должен тоже нравиться) Кстати, Пётр 1 считал этого Ивана "идеалом государя", а те, мол, кто осуждают такие его действия, те просто не представляют с каким народом ему приходилось иметь дело.

С концепцией развилки не соглашусь. Монархия совсем выродилась к началу ХХ века не только в России. Недаром рухнули в итоге 1-й Мировой войны и другие империи, не ставшие ограниченными, конституционными, как Британская (Германия, Австрия, Турция). Но эта тема - бесконечна. И на мой взгляд, Смутное Время - не точка бифуркации, как к примеру, в 1917-м.

Очень понравилась последняя глава, где время начинает течь вспять. Священный ужас охватывает, если вдуматься.

Большое спасибо вам за удовольствие от прочтения. Если что не так, по-вашему, то готов к дискуссии.

Здравствуйте!

С уважением, Александр

Ааабэлла   28.03.2024 15:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Александр!

Чрезвычайно приятно удивлён сильным впечатлением, который произвёл на Вас мой автобиографический роман "Могила Густава Эрикссона". Представлюсь. На самом деле Юрий Владимирович Ершов. Только к великому сказочнику, к сожалению, не имею никакого отношения. У него ударение в фамилии на второй слог (распространённая русская фамилия), у меня же - на первый (столь же распространённая восточно-прусская фамилия). Хотя иногда грех таким совпадением не воспользоваться, как в этом забавном стишке http://proza.ru/2024/03/12/1693.
Роман абсолютно автобиографический. Всё, описанное в нём, за исключением, конечно, 2-й части последней главы "Исход", имело место быть на самом деле.
Если Вы разделяете взгляды на нашу отечественную историю и современность, - позвольте крепко пожать Вам руку.
Метко Вы подметили мою точку зрению о спасении России. В наше время оно возможно только чудом, да и то, если Господь поможет. А если чуда не будет и Бог отвернётся, ну что ж... В таком случае мы наблюдаем последний акт великой исторической трагедии под названием "Гибель русского народа и государства". Не знаю, аплодировал бы мне Булгаков, но очень приятно, что Вы поняли, насколько Михаил Афанасьевич мне духовно близок. Кстати, он сам является одним из действующих лиц моего второго романа, "Благовещенский погост", фигурирует он там в 16-й главе http://proza.ru/2024/03/09/841.
Совершенно согласен с Вами, что РПЦ, во всяком случае, её верхушка в деле спасения России не помощник. Она помощник власти, которая Россию уверенно ведёт к предрешённому итогу.
Приятно, что Вы несколько ориентируетесь в криминальном мире, о котором много говорится в романе. С Михасём я неплохо знаком. Он теперь бизнесмен-бизнесмен и всеми уважаемый человек. Глядишь, ещё орден получит, например, "За заслуги перед Отечеством".
Как Вы поняли, фигура Петруши Бесноватого пользуется моей особой любовью. Дело в том, что в ментовку я пришёл довольно поздно, мне тогда уже 26 было, а по образованию историк. Даже умудрился в 25 защитить кандидатскую на тему "Губительное влияние реформ Петра Первого на исторические судьбы России".
Вот в чём, Александр, я готов с Вами поспорить, так это в определении даты "точки невозврата". Вы утверждаете, что это 1917-й. Я же в своей книге говорю, что это убийство сына Бориса Годунова и утверждение на Московском престоле династии Романовых.
Очень рад, что Вы уловили смысл последней главы. Впрочем, на мой взгляд мы уже несколько лет живём в режиме "конец Света". Только не говорите об этом 95 % обитателей "Прозы.ру". У них - "А караван идёт". Разумных же людей они называют собаками, которые этот караван облаивают.

С глубокой признательностью за прочтение и уважением,

Юрий Владимирович Ершов   28.03.2024 16:35   Заявить о нарушении
Рад отклику, Юрий) Буду именовать вас так, раз хотите. Дело в том, что даже автобиография - тоже литература, а нигде столько не врут и не обманываются, как в себе или рассказывая о себе. Я ни в чём вас не обвиняю, даже готов вас вынести в этом случае за скобки, но Бернард Шоу не обманывался на сей счёт, говоря, что никто не бывает настолько плох, чтоб рассказать всю правду о себе)
Литературно же, повторюсь, вам многое удалось в этом смысле.
И, кстати, любовь к "Старому Кенигсбергу" всё время напоминает читателю о происхождении героя/автора)

Я не писал про точку невозврата и в 1917. Нет, там была точка бифуркации, т.е., синергетически система оказалась в неравновесном состоянии, когда случай определяет в какую сторону ей развиваться (в данном случае - той исторической ситуации с её раскладом сил). Именно здесь и проявляется роль личности в истории. Но не так, как вы подумали.
Именно Ленин оказался готов взять 50 млн. марок от генштаба Германии через Парвуса, а потом ехать в запечатанном вагоне делать переворот в России, именно он, а не выигравший потом гражданскую войну Троцкий (коего, как раз Ленин вернул из меньшевизва к себе, хотя до того считал "иудушкой" - см. его статьи), таки именно Ленин согласился на любой мир с немцами, чтоб спасти свою власть, а Троцкий чуть не сорвал эту договорённость в Брест-Литовске. У Троцкого было немало идей, к которым Ленин прислушивался, сначала отметая (например, о госплане), а затем реализовывал. Даже больше скажу. Я слушал записи речей Троцкого - прекрасного оратора, и куда более слабого - Ленина, который неосознанно подражал Троцкому... в интонации! Но когда нужно было принимать решения, от которых зависела власть, Ленин делал их сам, как это было с НЭПом и миром с отдачей территорий немцам или перехода с продразвёрстки на продналог.
То, что "в тюрьме народов" другие народы, получив свой шанс, активнее участвовали в революции, чем титульная нация, в этом нет ничего удивительного. Такое (и без евреев) происходило бы также и в иных странах с похожей ситуацией.
Это не значит, что я хочу приуменьшить роль, в частности, евреев в тех процессах. Если помните, тяга к знаниям у евреев в царской России обуславливалась зоной оседлости, но разрешением селиться в других городах после образования (даже зубных техников).
Создайте людям другие обстоятельства и они станут вести себя сообразно.

Что касается вашей тяги к храмам и русскому Богу, именно русскому, то огорчу, что слишком много занимался ранним христианством, чтобы обманываться и этой религией. (Старообрядцы, ныне живущие по всему миру, и сохранившие свой уклад, чтящие действительно заповеди и по ним поступающие - мне куда симпатичнее и не могут не вызывать уважения. Кстати, немало выходцев из их слоёв участвовало в революции среди большевиков. Попытка же православных священников реформировать тогда церковь встретила резкое неприятие верхушки, включая царскую и синод).

Если вам будет интересно, то я не голословен, немало переведя трудов о раннем христианстве, до того у нас неизвестных. Даже на моей здешней страничке есть один такой перевод.

Михась же уже имеет несколько медалек, включая ту, что за финансирование поездки Николая Патрушева со товарищами в Арктику, и за гумпомощь СВО.

Не соглашусь с предположением, что Россия погибнет. Сколько уже её хоронили! Живучесть при этом у неё колоссальная. Разумеется, всё будет зависеть от обстоятельств. Набросаю несколько вариантов
1. Всё будет идти, как сейчас, то есть, Байден останется на второй срок (предпочтительно для Путина) и не будет давать серьёзной помощи Украине, чьи ресурсы несравнимы с российскими, а Европа будет также нерешительна, как сейчас.
В этом случае, рано или поздно, боевые действия остановятся и, как минимум, некое замирение (пусть на время) состоится.
2. Украине удаётся продержаться до победы Трампа, который, например, как это он делал в 2016 году, даёт разрешение на добычу сланцевой нефти в США. Мировые цены на нефть, в связи с резким ростом предложения, падают и ресурсов у России продолжать войну вскоре не остаётся (к этому времени будет израсходован ФНБ).
3. Что-то случается у нас на самом верху (здоровье, например) и к власти приходят товарисчи, как это некогда произошло в 1953 и политика меняется.

Гибель, скорее, возможна всеобщая - ядерная. Но это уже другой разговор.

Рад, что вы тоже уважаете Булгакова. Загляну тогда и на ваш "погост", что пугал меня уже своим названием, подозревая, что вас совсем понесло в ту сторону)

Да, здесь есть авторы, что могут вызвать ваш интерес. К примеру, Фима Жиганец, что 18 лет имел отношение к криминальной сфере, Яков Капустин. Жиганец написал немало интересных исследований о "Мастере и Маргарите".

Надеюсь, ничем не задел вас. Цели такой не было.

Снимаю шляпу)

Ааабэлла   28.03.2024 18:58   Заявить о нарушении
Да, забыл упомянуть, что "точка возврата" к иному пути, что мог быть начат в 1917-м произошёл в 1991-м.

Ааабэлла   28.03.2024 19:07   Заявить о нарушении
Не только не задели, уважаемый Александр, но весьма Вам признателен за интересную беседу.
А поспорить я люблю. Вы утверждаете: Россия не погибнет. Позвольте навязать Вам чтение главы 12 моего "Благовещенского погоста", чтобы не засорять здесь эфир, где очень обстоятельно, как в "Что делать со снами Веры Павловны", расписано: у нас две перспективы в сложившихся обстоятельствах - плохая и очень плохая. Вообще, буду очень рад, если Вы прочтёте роман "Благовещенский погост" (говорят, он гораздо сильнее "МГЭ"), а 12-я его глава - непосредственно к нашему спору "Погибнет - не погибнет".
По поводу христианства дискуссировать с Вами не стану. Подмечу только, что тоже симпатизирую старообрядцам. Я же исхожу из следующего. Как мы согласились, страну может спасти чудо. А откуда оно возьмётся? Что у нас вообще осталось, кроме нашей истории, полупустых храмов и таких придурков, как главный герой моего "Благовещенского погоста", отец Александр?
Вспомнил, наконец, что такое бифуркация и чем она отличается от точки невозврата. И, пожалуй, не соглашусь с Вашей оценкой того, что события 1917-го во многом зависели от случая и роли личности в истории. На мой взгляд, нет ничего более логически обусловленного и определённого огромным периодом исторического развития, чем большевистский Октябрьский переворот (ну, или если кому-то больше нравится - ВОСР). Попробую пояснить и конкретизировать свою мысль. Безусловно, такое масштабное событие, как Октябрьская революция, была обусловлена сотней причин - социальных, экономических, национальных и т.д. и т.п. Но очень мало кто из историков обращает внимание на одну из важнейших причин. Ко времени интересующих нас событий титульный народ Империи окончательно разделился на два народа - исторический народ русских европейцев (очень небольшой численности) и этнографический народ русских туземцев, которые были настроены друг к другу крайне антагонистически. Чем и не преминуло воспользоваться Русское революционное движение, на 90 % состоящее из евреев. Последних я нисколько не обвиняю (историк должен быть беспристрастным). Что сказать, молодцы. Если помните, в моей "Сказке о бестолковом помещике" в 13-й главе, виноват в происшедшем прежде всего сам бестолковый помещик. Как ещё должны были вести себя евреи в стране, где на протяжении более чем столетия не был решён еврейский вопрос, ни хорошо, ни плохо, вообще никак. Здесь на платформе из-за этого тезиса многие обвиняют меня в антисемитизме и чуть ли не в нацизме, что совершенно не соответствует истине. Я всего лишь исследую исторические процессы.
Простите, возможно, совершенно Вас заболтал.
С уважением,
Юрий.

Юрий Владимирович Ершов   28.03.2024 19:53   Заявить о нарушении
Скажу только одно, чтоб не превращать это в бесконечную дискуссию.
В тогдашней православной стране Россия (читай: антисемитской) и не мог быть решён "еврейский вопрос" (см. тогдашние погромы и черносотенцев). Недаром место этой религии после октябрьского переворота заняла иная - коммунистическая атеистическая. Тут вы подвели к правильному ответу)

Ааабэлла   29.03.2024 12:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Владимирович Ершов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ааабэлла
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.03.2024