Николай Сологубовский - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Публикуется в связи с открытием в Московском Доме национальностей выставки фотокартин Николая Сологубовского «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии»
2006 год
Загадки прекрасной и коварной Сахары
http://proza.ru/2025/07/02/56
2006 год
ВСТРЕЧА С ЧЕЛОВЕКОМ,
КОТОРЫЙ ЖИЛ СОРОК ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД…
http://proza.ru/2025/07/02/1847
2011 год
Сокровища мировой культуры в Ливийской Сахаре -
Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»
http://interaffairs.ru/news/printable/7764?ysclid=mcl27mlqut751909816
2012 год
«Международная жизнь» опубликовала в 2012 году фотокартины Николая Сологубовского о Сахаре.
Фрески Сахары – Галерея
http://interaffairs.ru/gallery/show/47
2025 год.
1 июля
Международная ассоциация фондов мира
http://vk.com/wall-230755088_32?ysclid=mcl1pncre642503835
МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии.
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-01
Фотовыставка в МДН «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
http://www.sologubovskiy.ru/articles/9084/
МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии
http://proza.ru/2025/07/02/45
Сахара. Ливия. У истоков Человеческой цивилизации
http://proza.ru/2025/07/02/65
МДН. «ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ»
В июле 2025 года в Московском Доме национальностей открыта выставка фотокартин «ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ».
http://proza.ru/2025/07/02/45?ysclid=mcn4wufcm6723369119
ПОДЦЕРОБ А.Б., СОЛОГУБОВСКИЙ И.Н., СОЛОГУБОВСКИЙ Н.А.
Петроглифы и наскальная живопись САХАРЫ ЛИВИИ
(ИСКУССТВО ИСЧЕЗНУВШИХ МИРОВ)
http://proza.ru/2025/07/02/1898
Мы публикуем отрывки из книги о произведениях неизвестных культур, обнаруженных учеными в пустыне Сахара, раскинувшейся на многие тысячи квадратных километров от Атлантики до Нила. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества. Большую роль в сохранении этих сокровищ сыграли правительственные организации Ливии, работавшие в тесном контакте с учеными Италии, Франции, Германии, России и других стран.
http://proza.ru/2025/07/02/1898
О чем спорят ученые?
Как отличить древний рисунок от современного?
http://proza.ru/2025/07/02/45
КАК И ПОЧЕМУ ПОРЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО?
КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ ТВОРЦОМ!
http://proza.ru/2025/07/03/238
МДН. САХАРА. Стихи, которые стоит прочитать….
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-03
МДН. Сахара. Антуан Сент-Экзюпери
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-02
САХАРА. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
http://www.sologubovskiy.ru/articles/9085/
К двадцатилетию первой российской экспедиции за петроглифами и наскальными рисунками ливийской Сахары (2005 год)
Мысли и чувства, записанные в Сахаре
http://proza.ru/2025/07/03/305
Д. А. Ольдерогге
Предисловие к книге французского ученого Анри Лота
«В поисках фресок Тассили». Москва, 1962.
HENRI LHOTE
«A LA DECOUVERTE DES FRESQUES DU TASSILI»
B.ARTHAUD 1958
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-28
О Сахаре….. Мысли и чувства….
http://proza.ru/2025/07/03/305
«Затерянный мир ливийской Сахары».
Отрывок из книги А.Б.Подцероба
«САХАРА. НАРОДЫ, ГОСУДАРСТВА, ЦИВИЛИЗАЦИИ»
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-27
Ливия. Сахара предостерегает…
http://proza.ru/2025/07/03/1024
Ливийская Сахара. Автор благодарит организаторов Фотовыставки в МДН
http://proza.ru/2025/07/03/1074
Николай Сологубовский 03.07.2025 13:35 Заявить о нарушении
В Москве открывается фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
📍 Где: Московский Дом национальностей (Новая Басманная ул., д.4, стр.1)
Вы увидите около 100 фотографий Николая Сологубовского, запечатлевших древнее наскальное искусство ливийской части Сахары. Эти памятники — настоящие сокровища человечества, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Петроглифы находятся в труднодоступных районах Ливии (вади Матхандуш, Увейнат, Акакус), которые остаются малоизученными.
Выставка приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Ливией. Выставка открыта до 30 июля.
Русский дом в Тунисе благодарит партнёров и организаторов выставки: Посольство Государства Ливия в Российской Федерации, Посольство Российской Федерации в Государстве Ливия, Правительство Москвы и «Московский Дом национальностей».
Николай Сологубовский 03.07.2025 13:01 Заявить о нарушении
Ливия и Сахара всегда находились на стыке межкультурного взаимодействия. Здесь зарождались цивилизации, они оставили после себя артефакты, который рассеяны на такой большой площади, что их трудно обнаружить. Мы должны их искать в ливийской Сахаре. Именно здесь люди сделали первые попытки осесть на земле, создать человеческие общества и дать им возможность развиваться.
Начиная с эпохи палеолита Ливия стала местом, в котором различные культуры в постоянно контакте друг с другом успешно развивались и процветали в те времена, когда климат Сахары был влажным и племена охотников и собирателей, а затем пастухов могли свободно мигрировать по обширным территориям.
В эпоху неолита человек совершенствовал свои инструменты, переходил к сельскому хозяйству и продолжал художественно осмыслять и запечатлевать в рисунках и петроглифах жизнь во всех ее проявлениях.
Население Сахары развивалось на протяжении VII и V веков до н.э. в тесном контакте с греческой культурой на севере, египетской на востоке, финикийской на западе и с африканскими культурами на юге.
Это привело к появлению крупных городских поселений на берегах Средиземного моря, которые постоянно обогащались художественными произведениями. Среди них в Ливии особо выделялись города Лептис Магна и Сабрата.
Николай Сологубовский 03.07.2025 12:23 Заявить о нарушении
Петроглифы ливийской Сахары
Пустыня Сахара богата петроглифами и артефактами. Ученые считают, что большое количество древних артефактов и петроглифов находится до сих пор под большим слоем песка.
Петро́гли́фы — выбитые или нанесённые краской изображения на камне с древнейших времён, начиная с палеолита. Петроглифами называют как древние наскальные живописные рисунки, выполненные красками или высеченные на камне, так и более поздние рисунки и гравировки на скалах. Петроглифы найдены во всех частях мира, в том числе и в России.
Среди древнейших петроглифов Сахары (палеолит, 40 — 10 тысяч лет тому назад) преобладают изображения животных: слоны, жирафы, крокодилы, гиппопотамы, носороги, олени, бизоны, зубры, кабаны, собаки. Редко встретишь человеческие фигуры, некоторые из них - в масках.
В эпоху неолита (начиная с 10 тысячелетия до н.э.) появляются панно из жизни людей — охота, праздники (танцы), бытовые сцены.
По мнению некоторых ученых, петроглифы выполняли и обрядовые функции.
На фото – Ливия, Мессак, петроглифы Вади Матхандуш («джинны». «кошки Маммони»).
Плато Мессак и горный Акакус хранят тысячи произведений наскальной живописи в Ливии. Наиболее древние, по мнению археологов, созданы 20 тысяч лет назад ...
Николай Сологубовский 03.07.2025 12:16 Заявить о нарушении
О Сахаре….. Мысли и чувства….
Публикуется в связи с открытием 3 июля 2025 года в Московском Доме национальностей выставки фотокартин Николая Сологубовского «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии»
А если мы заставим его смотреть на сам свет, не пострадают ли его глаза? Не убежит ли он от его вида, чтобы вернуться к тому, что он может видеть, и не поверит ли он, что это действительно более отчетливо, чем то, что ему показывают?
Платон, «Государство», книга VII, Аллегория пещеры.
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь отраженье сахарской волны
В сатанинской воспрянутой злобе.
Н. Гумилев.
«В настоящее время становится все яснее, что основы культуры народов современного Судана и Тропической Африки складывались в районе Сахары. Именно здесь следует искать истоки искусства народов Африки. Здесь возникла весьма сложная культура эпохи неолита, которая развивалась в связи с культурами древнего Египта и Средиземноморья и, вероятно, предшествовала им».
Д. А. Ольдерогге. Предисловие к книге французского ученого Анри Лота «В поисках фресок Тассили». Москва, 1962.
«Тот, кто решится посетить Сахару, уйти в этот мир без теней, будет вознагражден сторицей. Он будет поражен величием Сахары, сможет любоваться пейзажами неземной красоты, увидеть незабываемое великолепие закатов и восходов. Человек оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, один на один с космосом. Иногда среди моря песка возникает странное ощущение — кажется, будто барханы живут, дышат, появляется чувство, что эрг наблюдает за тобой…»
А.Б.Подцероб
«Представленные на фотовыставке картины петроглифов и наскальной живописи Сахары попали в Москву из самых отдаленных уголков ливийской пустыни Сахары и «добыть» их было не просто. То, что показано на них, уникально».
А.Б.Подцероб
«Фотокартина – это способ сохранить для себя то, что навсегда стирает безжалостное Время. Это твое видение прекрасного, твое отношение к миру. И когда ты запечатлеваешь то, что создано другими художниками много тысячелетий назад, то ты испытываешь счастье вдвойне: как человек, который узнал новое, и как человек, который сохранил жизнь тому, что Время могло уничтожить навсегда…»
И.Н.Сологубовский
«Особенно Сахара хороша в часы заката. На границе дня и ночи, когда солнце уже исчезает за краешком земли, но еще раскрашивает своими лучами облака, прямо над линией горизонта начинается изысканная игра вечерних красок. Силу набирает то один, то другой цвет. И, наконец, переплетаясь, переходя от оттенка к оттенку, они застывают на несколько минут в гармонии, будто радуга, которая, утомившись, прилегла на землю отдохнуть. Так это в памяти и остается».
С.В,Филатов,
журнал ДИСКАВЕРИ, « Разные лица Сахары», июль 2009.
«В течение многих веков либико-берберская Африка повидала людей разных культур и религий и она восприняла многое от них, но и наложила на них свой отпечаток. И под покровом адаптации других культур берберский мир сохранил свою душу, душу «вечного Югурты»
Mhamed Fantar, Francois Decret
«Во время последнего ледникового периодалюди – не наши человекообразные предки, а собственно homo sapiens, процветали, они переселялись на юг по мере продвижения ледников, а по мере их отступления – на север».
Айзек Азимов
Тот, кто не познал молчания пустыни, не знает, что такое молчание.
Туарегская пословица
….
Пустыня очищает, преображает, созидает.
Она нам открывает только границы насттоящего чуда: это расцвет добродетелй человека, поражение ложных ценностей, ненужных соблазнов, чванства и низости. Это гимн силе воли и любви. И иногда это испытание голодом и жаждой, торжество духа над плотью.
Шарль де Фуко
….
Я всегда любил пустыню. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видишь. Ничего не слышишь. И однако в молчании этом рождается что-то...
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Там, где никто не может жить, некоторые люди научаются жить.
Альберт Камю
Сахара очищает тела и укрепляет души.
Генри Мишо
Сделай из твоей жизни мечту, а из мечты – реальность.
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Земля нас учит большему, чем все книги. Потому что она сопротивляется нам. Человек осознает себя, когда преодолевает трудности.
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Пустыня прекрасна, она не обманывает, она чиста.
Теодор Моно
…
В пустыне, вы видите, есть все... и нет ничего... Это Господь перед вами... без людей...
Оноре де Бальзак
….
Мы должны научиться уважать жизнь во всех ее формах: нельзя беспричинно уничтожать ни одну из травинок, ни один из цветков, ни одно живое существо, потому что и они тоже созданы Господом.
Теодор Моно
…..
«Счастливая улыбка любимой женщины; доверчивый и полный прекрасных чувств взгляд ребенка, который дорог; взволнованная признательность людей, к которым мы проявили доброту, сочувствие или сострадание, – все эти простые человеческие чувства, без всякого пафоса, при здравом размышлении, стoят куда больше, чем все революции мира; больше, чем весь этот коллективный невроз, который нет-нет, да и появляется у Истории, больше, чем все эти пустые претензии всех цивилизаций, сменявших друг друга на этой планете».
Мустафа Тлили. Роман «Свет песков»
….
Николай Сологубовский 03.07.2025 12:26 Заявить о нарушении
2010 год
«Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания поездок в Сахару А.Б.Подцероба.
http://vk.com/wall-135347719_13124?ysclid=mcl29vm27z247262508
«В Сахаре нет часов, там есть только время». Эту фразу российский дипломат Алексей Подцероб услышал от проводника во время одного из своих путешествий вглубь Сахары. Из сорока лет, прошедших между окончанием института и выходом в отставку, 20 лет он провел в Северной Африке - в Алжире, Ливии, Египте и Тунисе.
Эти страны, столь похожие и столь разные, достойны самых подробных описаний. Но А.Б. Подцероб решил рассказать именно о Сахаре – Великой пустыне, которая объединяет эти страны, являясь частью их прошлого и настоящего.
«Меня удовлетворяет только то, что я могу видеть собственными глазами». Эти слова имама Абу Ханифы, невольно вспоминаются при чтении книги «Бескрайние просторы Сахары».
« Я много ездил по Сахаре. Мы уходили от оазисов на 200-300 км, - сказал А.Б.Подцероб, представляя свою книгу друзьям и всем, кто интересуется Востоком. - Когда я вернулся в Москву и вышел в отставку, увидел, что о Сахаре у нас знают не так уж много. У нас переводились книги западных ученых, выпускались отдельные книги по африканским странам. Но полной картины о Сахаре – не было. Традиционное представление о пустыне – песок, барханы, палящее солнце и жара. Это все так, но это не все. Сахара была колыбелью цивилизаций. В Сахаре живут бедуины, туареги, жители оазисов. Там велась Вторая мировая война. Под поверхностью Сахары скрыты нефть и газ. И вот я решил написать книгу, в которой объединил свои впечатления и свои знания о Сахаре».
Конечно, у Алексея Подцероба в России были предшественники, которые писали о Сахаре. Интерес к ней был: не случайно в «Карманную книгу для любителей земледелия», изданную Русским Географическим Обществом еще в 1848-м году, была включена отдельная глава, озаглавленная «О степи Сахаре».
В конце 19-го века в Сахаре начали появляться российские исследователи. В 1875 году путешествие по Ливийской пустыне совершил Василий Юнкер. Заслуга этого русского ученого состоит в том, что он окончательно опроверг предположение о существовании древнего русла Нила, а также обнаружил, что находящиеся в этой зоне оазисы расположены не ниже, как считалось ранее, а выше уровня моря.
Тогда же была предпринята и первая в России попытка изучения таинственных туарегов. В феврале 1885 года к ним по поручению Российского императорского географического общества был направлен этнограф и антрополог Александр Елисеев. Узнав, что туарегские племена с уважением относятся к медикам, путешественник, бывший врачом по образованию, решил этим воспользоваться. Он смог добраться до Гадамеса после пятнадцатидневного путешествия с караваном. Там А. Елисееву, оказывавшему медицинскую помощь туарегам, удалось установить с ними дружеские отношения, познакомиться с их жизнью и бытом.
«Я, - пишет он, - принимаем везде как желанный гость - и в черной палатке туарега, и среди его веселой фантазии - ночного пиршества, и на совете убеленных сединой старцев». Русский исследователь был восхищен этими «властителями пустыни», о которых он пишет как о «свободолюбивых, гуманных, всосавших понятие о равенстве с молоком матери» людях. А. Елисеев дал первое в русской научной литературе описание туарегов: «Главное отличие туарега от других народов, - подчеркивает автор, - это то, что он вечно покрыт родом вуали... Никогда не снимает своего покрывала туарег, даже когда ест или спит... Одежда туарегов немудрёна и состоит из голубой блузы шерстяной материи и таковых же панталон, перетягивающихся поясом, часто красного цвета; красный, белый или голубой плащ набрасывается на плечи; амулеты, украшающие шею, пояс и грудь суеверного туарега, дополняют его наряд, так же как и оружие»…
В книге А.Б.Подцероба «Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания его поездок в Сахару. Первая – через эрг аз-Заллаф, через огромные песчаные барханы Ливии. Затем поездка по Ливии к вулкану Вау ан-Намус. Третья – это пересечение самого сложного района Сахары эрга Мурзук. «Мы были первой российской группой, которая смогла добраться центра этого песчаного моря, - сказал А.Б.Подцероб. - Последняя поездка – по Тунису. Кроме этого, другие главы посвящены наскальной живописи Сахары в Акакусе, вади Матхандуш, цивилизация Гарамантов, которая возникла в пустыне и просуществовала полторы тысячи лет. Наряду с Пальмирой цивилизация Гарамантов – уникальное для античности явление.
Есть глава, посвященная Лептис Магна – городу на побережье Средиземного моря, который служил воротами в Сахару для финикийцев и римлян и был тесно связан с Сахарой. Есть глава о великой искусственной реке, которую построили в Ливии».
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-01
Николай Сологубовский 02.07.2025 01:04 Заявить о нарушении
Источник: Азия и Африка сегодня. - № 12. - 31 декабря. - 2010. - С. 71-72. →
В нашей стране опубликовано не так уж много книг о величайшей пустыне мира. Были переведены работы французских исследователей Р. Капо-Рея и А. Лота, выпущен сборник статей "Гарамантида (африканская Атлантида)", появлялись очерки в страноведческих изданиях и журналах. Уже в силу этого можно считать заметным событием выход в свет монографии А. Б. Подцероба "Бескрайние просторы Сахары" (М., Библос консалтинг, 2010, 191 стр.), в которой рассказывается о прошлом и настоящем Сахары. В книгу включены также очерки о поездках автора, который за 20 лет, проведенных им в Северной Африке, неоднократно путешествовал по Великой пустыне, уходя по грунтовикам и бездорожью на многие сотни километров от оазисов. В декабре 2005 г. он возглавил группу россиян, достигшую центра самого труднодоступного района Сахары - эрга Мурзук.
Монографии предпослано предисловие директора Института Африки, члена-корреспондента РАН А. М. Васильева, который характеризует ее как не просто научный, а научно-художественный труд. К книге приложен DVD с кинолентой Н. А. Сологубовского "Лувр под открытым небом", являющейся первым российским документальным фильмом о наскальной живописи ливийской Сахары.
В двух первых и двух последних главах, как бы обрамляющих монографию, описаны поездки автора к озерам, укрывшимся посреди гигантских барханов эрга Аз-Заллаф, к затерянному миру Великой пустыни, находящемуся в кратере древнего вулкана Вау ан-Намус, через Большой Восточный эрг и через Мурзук. Остальные главы расположены в хронологически-тематическом порядке.
В одной из них идет речь о когда-то населявших Сахару народах и об оставленных ими десятках тысяч петроглифов и наскальных рисунков, которые образуют нить, связывающую нас с людьми, жившими многие тысячи лет назад. В книге подробно рассказывается о двух находящихся в Ливии "музеях под открытым небом" - в горном массиве Акакус и в вади Матхандуш. Их описание тем более интересно, что в отличие от наскальной живописи алжирского Тассили-Алжира, фрески и петроглифы Феззана известны отнюдь не так широко.
В монографии говорится о таинственной Гарамантиде - государстве, возникшем в античные времена в Центральной Сахаре и просуществовавшем полтора тысячелетия. В работе описано появление там гарамантов, чьи караваны связали побережье Средиземного моря с Западным Суданом, даются зарисовки их жизни, рассказывается о гибели их царства. Эта глава тем более интересна, что посвящена малоисследованным страницам истории Сахары. Достаточно напомнить, что надписи, сделанные на языке гарамантов, до сих пор не расшифрованы, и информацию об этом народе мы черпаем из работ греческих и римских авторов. Ценно и то, что в главе о Гарамантиде на сведения из научных исследований наслаиваются личные впечатления автора.
Описываются в работе и связи с Великой пустыней римлян, исходным пунктом для которых служила Лептис Магна - огромный город, находящийся на берегу Средиземного моря. Его циклопические постройки производят незабываемое впечатление даже на нас - людей XXI века.
Отдельная глава посвящена исследованиям Сахары, которую открывали трижды - в античный период, в средние века и в новое время. При этом автор не обходит вниманием вклад в изучение Великой пустыни российских путешественников В. В. Юнкера и А. В. Елисеева.
Говорится в книге и об эпопее генерала Ф. Лёклерка, возглавившего Соединение "Л" Свободной Франции, которое с боями прошло через всю Сахару от Чада до Триполи, а затем воевало в пустынях Туниса. К позитивным сторонам этой главы относится то, что автор не ограничивается описанием действий бригады
стр. 71
________________________________________
Ф. Лёклерка, а показывает их в увязке с операциями английской 8-й и немецко-итальянской Африканской армий и с рейдами английских Пустынных групп дальнего действия, а также с попытками немецкой Тропической роты из состава спецподразделения "Бранденбург-800" проникнуть из Итальянской Ливии во Французскую Экваториальную Африку. Представляет интерес вывод автора, что упорная оборона 1-й бригадой Свободной Франции Бир Хакима, а позже победа, одержанная Соединением "Л" у Ксар Гиляна, сыграли роль камешков, которые вызывают сход лавин: Бир Хаким стал прологом к поражению генерал-фельдмаршала Э. Роммеля у Эль-Аламейна, а Ксар Гилян позволил союзникам обойти с фланга Линию Марет, что предопределило поражение фашистских войск в Тунисе. Вместе с тем монография только выиграла бы, если бы в ней было уделено больше внимания участию россиян в боевых действиях на Севере Африки.
В одной из глав речь идет о сооружении в Ливии Великой искусственной реки, по которой вода из находящихся в центре Сахары гигантских подземных озер перебрасывается к побережью Средиземного моря. Автор наглядно показывает, каких огромных усилий потребовало осуществление этого самого крупного (по объему работ) проекта XX века.
Еще две главы посвящены людям пустыни - туарегам, которых А. Б. Подцероб называет "властелинами безбрежных пространств", и обитателям оазисов, жизнь которых описывается на примерах египетской Сивы, алжирского Мзаба и тунисского Тозёра.
Рассказывая о туарегах, автор справедливо отмечает, что их общество не является первобытным, что ими были основаны города, созданы государственные образования, использовался свой собственный алфавит. Он убедительно показывает, как колониальные завоевания, государственные границы, а затем появление современной экономики положили конец традиционному образу жизни туарегов.
Описывая оазисы, автор показывает, какое значение для их обитателей имеет разведение пальм, обеспечивающих людей финиками - основной сельскохозяйственной культуры Сахары. Помимо фиников пальма дает древесину, ее листьями настилают кровли хижин, из них плетут циновки, корзины, шляпы. В тени листьев пальм, защищающих землю от палящего солнца, в оазисах выращиваются фруктовые деревья и овощи.
Для удобства читателя книга снабжена словарем арабских и берберских терминов.
Монография написана хорошим языком, читается легко и с интересом. Открывая ее, читатель погружается в особый мир - мир, где человек ощущает себя на другой планете, в ином измерении, где на тысячи километров протянулись безмолвные песок и камни, эрги и хамады, сариры и вади, где над безбрежными просторами господствуют солнце и ветер, где пройденное расстояние исчисляется не километрами, а временем в пути. Это, пишет автор, мир, где путешественник оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, с космосом, где следы, оставленные жившими когда-то народами, заставляют физически ощущать течение тысячелетий, неумолимо уносящих в небытие племена, царства, культуры, цивилизации. В книге нашла отражение зачаровывающая красота сахарских пейзажей, великолепие восходов и закатов, бесконечность низко висящего, усыпанного крупными звездами неба.
Приходится, вместе с тем, высказать и некоторые критические замечания. Было бы желательно более детально остановиться на различных точках зрения относительно датировки климатических эпох и периодизации стилей сахарской наскальной живописи. Описывая строительство Великой искусственной реки, следовало бы привести и - если это необходимо - опровергнуть нередко высказывающиеся мнения, что данный проект не был достаточно обоснован экономически и способен к тому же негативно воздействовать на водный баланс всей Северной Африки. В книге не выделены петитом (как это обычно делается) эпиграфы к III и XII главам. Встречаются, наконец, досадные опечатки.
Все эти, носящие второстепенный характер, замечания не отменяют главного: монография представляет собою оригинальное исследование, в котором соединились знание автором рассматриваемой проблемы, эрудиция и глубина анализа. Книга позволяет россиянам познакомиться с Сахарой, "достойной, как отмечает в предисловии к работе А. М. Васильев, того внимания, которое уделяли и уделяют ей ученые, политики, бизнесмены, путешественники". С выходом исследования в свет такую возможность получили как ученые-ориенталисты, так и широкий круг читателей.
За время, прошедшее после сдачи книги в набор, ее автор совершил еще одно увлекательное путешествие в ливийскую Сахару, побывав в малоисследованных горных массивах Увейнат и Аркяну, находящихся на стыке границ Ливии с Египтом и Суданом. Остается лишь пожелать А. Б. Подцеробу продолжить работу над сахарской тематикой и опубликовать новые статьи и монографии.
© biblio.uz
http://biblio.uz/m/articles/view/САХАРА-И-ЕЕ-ПРОСТОРЫ
Николай Сологубовский 02.07.2025 01:04 Заявить о нарушении
«ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ»
В ГБУ г. Москвы «Московский Дом Национальностей» открыта фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
Выставка посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между СССР-Россией и Ливией.
Организаторы фотовыставки:
▪ Посольство Государства Ливия в Российской Федерации
▪ Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы
▪ Российско-Африканский клуб МГУ имени М.В. Ломоносова
При поддержке:
▪ Посольства Российской Федерации в Государстве Ливия
▪ Посольства Российской Федерации в Тунисской Республике
▪ Представительства Россотрудничества в Тунисской Республике
▪ Русского Дома в Тунисе.
Участники российских экспедиций в ливийскую Сахару:
▪ А.Б. Подцероб – историк, востоковед, ученый, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР и России в Ливии в 1976-1980гг. и 1996-2000гг.
▪ Н.А. Сологубовский – историк, востоковед, писатель, кинематографист, автор картин, представленных на МДН,
▪ И.Н. Сологубовский – востоковед, дизайнер, архитектор.
Фотовыставка Н.А.Сологубовского рассказывает о произведениях древних культур, обнаруженных в пустыне Сахара, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены «Сокровищами Человечества» Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В Ливии находятся четыре огромных «музея под открытым небом»– вади Матхандуш, Увейнат и горный массив Акакус, которые остаются для большинства россиян Terra incognita.
Тем больший интерес вызывают авторские фотокартины Н.А. Сологубовского, представленные на выставке.
На них можно увидеть сохранившиеся с тех древних времен наскальные рисунки и петроглифы, принадлежащие четырем основным периодам сахарской наскальной живописи:
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э.,
для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.
Второй – «эпоха пастухов» с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.), с фресками, на которых
изображены нарисованные разными красками животные, а также различные бытовые сцены.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с 11 века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый – «эпоха верблюда» (1 век до н.э. – 5 век н.э.).
Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Африки, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Благодаря российским ученым можно увидеть другой мир, затерянный среди бескрайних песков Сахары, мир искусства, созданного на заре Человечества.
Адрес Фотовыставки «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии», которая будет открыта до 30 июля 2025 года:
Москва, Московский Дом Национальностей , ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1. Для ее посещения просьба иметь при себе паспорт.
Использование текстов Николая Сологубовского, в том числе фрагментов, фраз и словосочетаний без разрешения правообладателя, запрещается и преследуется по закону.
Николай Сологубовский 02.07.2025 01:09 Заявить о нарушении
Homo sapiens - человек разумный - появился в Европе (отправившись в долгий путь из Африки) приблизительно 40-35 тысяч лет назад.
Да или нет? Вот вопрос…
Как отличить древний рисунок от современного?
Первое. Когда мы рассматриваем древний нарисованный рисунок с помощью увеличительного стекла, мы видим, что кажущаяся непрерывной и неповрежденной линия на самом деле содержит множество крошечных пробелов из-за эрозии тысячелетий: глаз не регистрирует их в своем общем видении.
Современный рисунок гораздо более связный и непрерывный.
Второе. Что касается внутренней части гравюр.
У современного рисунка она окажется свежей, чистой, белой и четкой.
У древнего рисунка она оказывается полной микрокристаллизаций после тысячелетий на стенах пещеры.
И третье. Сами древние изображения животных в пещерах Сахары выше всяких подозрений из-за своего качества и натурализма. Чтобы это была современная подделка, рисующему нужно обладать не только навыками художника-анималиста, но и иметь прекрасные знания палеолитического искусства и главное - видеть живыми животных того времени. Животных, которых никак невозможно встретить в наши дни.
Теперь изучим скандал с доисторическим «Пикассо» из Шове…
Стиль против радиоуглерода
Если скальным росписям в пещере Шове во Франции (La Grotte Chauvet-Pont-d’Arc) действительно 30 тыс лет (такая датировка была получена в результате анализа изотопа углерода древевесного угля), то это самый древний из известных образец человеческого искусства, и его значение для правильного понимания путей развития культуры огромно. Эта дата была принята и даже отпразднована западными археологами.
Но теперь появились новые сомнения в ее истинности.
"Я был бы изумлен, если бы эта дата оказалась правильной, - говорит теперь авторитетный археолог Пауль Бан (Paul Bahn). - Это очень плохо согласуется со всем тем, что мы знаем об искусстве ледникового периода."
Началась новая дискуссия о возрасте картин в Шове, подвергая сомнению прежние выводы. Это противоречие раскололо археологическое сообщество.
Пещера Шове с палеолитической живописью была обнаружена в южной Франции в декабре 1994 года и названа в честь первооткрывателя. Это вообще одно из самых значительных открытий в археологии за последние десятилетия. Ее стены - захватывающая галерея доисторического искусства и настоящая энциклопедия диких животных того времени: изображения носорогов, львов и бизонов среди прочих выполнены настолько выразительно, что специалисты по искусству ледникового периода первоначально даже не сомневались, что рисунки должны быть относительно недавними.
Некоторые их особенности, вроде животных, изображенных анфас, также определенно говорили о том, что наскальным рисункам не должно быть больше 15 тыс лет.
Но несколько месяцев спустя крошечные образцы черного древесного угля были взяты от некоторых из картин и отосланы в лабораторию для датирования радиоуглерода. Дата, которая была получена специалистами французской Лаборатории по изучению климата и окружающей среды (LSCE), потрясла всех: картины были отнесены к самому началу верхнего палеолита, а это приблизительно 30 тысяч лет назад.
Люди вообще опасаются датирования на основе стиля изображения, объясняет Пауль Петтитт (Paul Pettitt), археолог в Оксфордского университета. Поэтому, как только стали доступны более "научные" радиоуглеродные результаты, большинство исследователей отклонило "умеренную" дату, предложенную в результате непосредственного анализа изображенного.
В результате всего этого данные углеродного анализа были использованы для поддержки революционной теории, согласно которой сложное и развитое искусство чрезвычайно быстро появилось в Европе, а археологов, которые считали, что культура развивалась постепенно и в течении тысячелетий, больше никто не слушал.
Действительно, есть серьезные основания сомневаться в хронологии, чей фундамент основан на анализе стилистических особенностей изображаемого, признает Крис Виткомб (Chris Witcombe), историк искусства из Свит Брайар Колледжа (Sweet Briar College) в Вирджинии. Он объясняет трудности археологов подобной аналогией: "Вообразите, что вы живете в далеком будущем, и только два объекта искусства сохранились от потерянного и забытого прошлого: живопись Пикассо и живописью Микеланджело. Какой из художников вам тогда покажется более ранним, а какой более поздним?!"
Найденные в пещерах Испании и Франции образцы наскальной живописи указывают на необычайное художественное дарование древних художников.
Пабло Пикассо, посетивший одно из таких мест в 1940 году, заметил, что современное искусство не открыло с тех пор ничего нового.
Но археологи должны опасаться радиоуглеродной датировки. Пауль Бан считает анализ полученных данных французских археологов - ненаучным.
Пикантности ситуации придает то, что та же самая французская лаборатория в настоящее время впутана в спор по поводу возраста граффити в другой пещере, Кандамо (Candamo) в Испании. Они датировали черные точки на ее стенах теми же 30 тысяч лет, однако Геохронные лаборатории в Кембридже и Массачусетсе уменьшили возраст подобных образцов в два раза.
И здесь наскальным рисункам не больше 15 тысяч лет.
Дело в том, что датировка по радиоуглероду – вещь ненадежная, особенно в случае с наскальной живописью. Поскольку исследуемые образцы обычно совсем крошечные, довольно трудно надежно оценить число атомов углерода 14 по сравнению с другими изотопами углерода, что, собственно, и позволяет определить возраст артефакта.
"Все согласны с тем, что проблемы имеются", - говорит Марвин Роу (Marvin Rowe), который возглавляет техасскую лабораторию, датирующую образцы методом радиоуглеродного анализа. Загрязнение от грунтовых вод или скальных отложений может также серьезно путать результаты.
Ссылки:
La Grotte Chauvet-Pont-d’Arc
Древнее искусство
Максим Борисов
Николай Сологубовский 02.07.2025 23:39 Заявить о нарушении
Рогатый скот превратил этот мир в мир мужчин?
Древнейшие человеческие сообщества, где изначально доминировали женщины (времена матриархата) сменились патриархальным укладом вслед за тем, как в племенах распространилась практика приобретения крупного рогатого скота, - таковы выводы новейшего исследования, выполненного Клэр Холден (Clare Holden) и Рут Мас (Ruth Mace) из Лондонского университетского колледжа (University College London).
Мысль о том, что ранние общины превратились из матриархальных в патриархальные (когда статус мужчин стал считаться выше женского и наследование велось уже по мужской линии) именно тогда, когда люди завели рогатый скот, появилась с самого начала современных антропологических исследований в девятнадцатом столетии. Однако тогда никто не был способен убедительно продемонстрировать эту причинно-следственную связь.
Теперь это сделано благодаря изучению лингвистического эволюционного древа (карта расхождения языков от общей отправной точки, отстоящей от нашего времени приблизительно на 3 тысячи лет) 68 африканских языков банту (группа бенуэ-конголезских языков, наиболее распространенные - суахили, кикуйю, рунди (кирунди), лингала, луба, луганда, коса, зулу, кимбунду, шона, свази, тсонга). Установлена четкая корреляция между началом приобретения стад носителями того или иного наречия и типом общества, в котором они жили.
Банту - это группа народов в Центральной и Южной Африке (крупнейшие - руанда, макуа, шона, конго, малави, рунди, зулу, коса), носители языков банту. Всего банту около 200 млн человек (1992). Широко расселились (с I тысячелетия до н.э. до XIX века), ассимилируя коренное население (пигмеев, носителей койсанских языков).
Исследовательницы использовали математическую модель, развитую Марком Пагелем (Mark Pagel), биологом-эволюционистом из британского Университета Ридинга (University of Reading) и "по совместительству" являющимся супругом Рут Мас. Модель позволяет находить "максимальную вероятность" разных исторических сценариев. За счет этого были выявлены некие процессы, происходившие в отдаленные дни, но нашедшие отражение в современных языках. "На ранней стадии развития эти племена были большей частью матриархальными, не то, что сейчас, - заявила Холден. - Но когда они завели рогатый скот, то стали патриархальными".
Знаменательно, что черты этих связанных между собой культур имели тенденцию передаваться от поколения к поколению тем же самым способом, что и генетические изменения. Холден объясняет непосредственную причину того, что приобретение рогатого скота приводило к доминированию в обществе мужчин (или по крайней мере "смешанному наследованию") тем, что все это тесно связано с системой "богатство невесты" ("bridewealth"). Эта такая традиция банту, живущих в районе экваториальной Африки: жених дает за невесту выкуп семье невесты - тот же рогатый скот.
"Если мужчина получил в наследство много рогатого скота, он может иметь много жен. Поэтому если вы являетесь владельцем крупного стада, имеет смысл передать его в наследство сыновьям, а не дочерям", - говорит она. Фундаментальная причина для такого решения состоит в том, что богатый (и поэтому более привлекательный с точки зрения женитьбы) сын, вероятно, будет иметь больше детей, чем дочь, потому что в то время как женщина должна еще выносить каждого ребенка, мужчине достаточно только оплодотворить женщину...
Не совсем, правда, понятно, почему во всех этих процессах ключевую роль играет именно рогатый скот. Тем более, что известны общества (например, в Мезоамерике), где разведение крупного рогатого скота по тем или иным причинам было невозможно или нецелесообразно, а результат получился тем же - матриархат исчез. Холден, впрочем, уточняет, что само по себе приобретение богатства может быть общей причиной того, что мужчины пришли к власти: "Если вы имеете ценные ресурсы, то они, вероятно, рано или поздно будут монополизированы мужчинами, потому что мужчины могут использовать их для приобретения большего количества жен или наложниц".
Другой фактор, который, по словам Холден, может оказаться не менее важным, - это совершение набегов с целью похищения все того же крупного рогатого скота: мужчины в этом случае могут более эффективно защищаться от мародеров.
Источник:
Cattle ownership makes it a man's world - New Scientis
Максим Борисов
Николай Сологубовский 02.07.2025 23:44 Заявить о нарушении
Этот друг только речи говорил, а когда потребовалось защитить людей от медицинского эксперимента, он потребовал репрессий. http://dzen.ru/a/YXrj-zn0NkvoUJtz?ysclid=magxaqk5zi38536174 "Председатель ЛДПР Владимир Жириновский предложил кардинальную меру для достижения коллективного иммунитета: ввести уголовное наказание за отказ от прививки против COVID-19." «Если хоть кто-то занимает позицию против прививки — вплоть до уголовного наказания. У нас есть статья в УК, 236 статья, за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или создавшие угрозу наступления таких последствий. Пять-семь лет лишения свободы. Хоть одного посадили? Нет», — заявил Жириновский и, верный себе, призвал арестовать депутатов, которые занимаются антипрививочной пропагандой.» Жириновский никогда не открывал медицинскую энциклопедию "ПОСТВАКЦИНАЛЬНАЯ АЛЛЕРГИЯ (лат. post после + vaccinus коровий; аллергия) — повышенная реакция организма на введение профилактических препаратов...Иногда используемые при иммунизации вакцины с высокими аллергенными свойствами не вызывают иммунитет, а сенсибилизируют организм. Так, в 1948 г. в г. Киото (Япония) с целью иммунизации против дифтерии был использован недостаточно обезвреженный анатоксин. Первое его введение не вызвало аллергических реакций, но сенсибилизировало детей к дифтерийному токсину. Вторичное введение дифтерийного анатоксина вызвало спустя 1—2 дня заболевание 606 детей с типичной интоксикацией, из к-рых 68 умерло. У больных была выявлена отрицательная реакция Шика, свидетельствовавшая, что в их крови был антитоксин в титрах, достаточных, чтобы нейтрализовать малую дозу токсина; однако нейтрализации токсина не произошло, т. к. организм находился в состоянии повышенной чувствительности к дифтерийному токсину типа инфекционной аллергии по Кричевскому."
Алла Авдеева 09.05.2025 18:07 Заявить о нарушении
Этот Жириновский требовал принудительной вакцинации экспериментальным препаратом. К препарату есть инструкция, она и сейчас доступна для скачивания и просмотра.http://medi.ru/instrukciya/gam-kovid-vak_17105/ Подробно описаны противопоказания.
"Гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний – вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ-вакцинацию проводят после нормализации температуры;
беременность и период грудного вскармливания;
возраст до 18 лет (в связи с отсутствием данных об эффективности и безопасности)
Противопоказания для введения компонента II
тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции, судорожный синдром, температура выше 40 °С и т.д.) на введение компонента I вакцины;
С осторожностью
При хронических заболеваниях печени и почек, выраженных нарушениях функции эндокринной системы (сахарный диабет), тяжелых заболеваниях системы кроветворения, эпилепсии, инсультах и других заболеваниях ЦНС, заболеваниях сердечно-сосудистой системы (инфарктах миокарда в анамнезе, миокардитах, эндокардитах, перикардитах, ишемической болезни сердца), первичных и вторичных иммунодефицитах, аутоиммунных заболеваниях, заболеваниях легких, астме и ХОБЛ, у пациентов с диабетом и метаболическим синдромом, с аллергическими реакциями, атопией, экземой.
Места, где проводится вакцинация, должны быть оснащены средствами противошоковой терапии в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1079н «Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при анафилактическом шоке)."
Аллергические пробы никто не проводил, таким образом этот "пророк" принуждал граждан РФ проверить на себе "тяжелые поствакцинальные осложнения (анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции, судорожный синдром, температура выше 40 °С и т.д.) на введение компонента I вакцины"
Авторы инструкции - молодцы, честно предупредили. И Жириновский стал доказательством их правоты, покинув сей мир.
Алла Авдеева 09.05.2025 17:51 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2025/05/04/1761
АФРИКА. ПАМЯТИ НЕИЗВЕСТНОГО ГЕРОЯ!
http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=90832
Россия выдвинула инициативу провести ко Дню Победы международную конференцию об исторической правде.
Вице-спикер Госдумы Чернышов предложил Соединённым Штатам провести международную научную конференцию, приуроченную к Дню Победы, который в США отмечается 8 мая.
Цель этой инициативы - укрепление международного сотрудничества в области исторических исследований и предотвращение искажений прошлого, которые могут подрывать взаимное доверие между народами.
Несомненно, что мероприятия (форумы, доклады, публикации, конференции), посвященные вкладу народов Африки и Арабского мира в Победу над нацистами и освобождении от нацистов Европы могут достойно вписаться в эту конференцию.
В том числе и наша идея о Кенотафе в Москве и в странах Африки в Память неизвестного солдата Африки Второй Мировой войны …
«Почему? Потому что память об их подвиге составляет одно из сутевых начал всего нашего многонационального народа. Это в значительной степени и есть Россия, потому что историческая память о том, что было в прошлом, что есть сейчас настраивает нас на то, что может и должно быть в будущем. Только понимая, какой ценой достался нам наш сегодняшний и наш завтрашний день, только понимая, какой ценой и что сделали наши предки, наши отцы, дедушки, прадедушки даже, бабушки, защищая Родину, только понимая, какой ценой это было сделано, можно понять, кто мы такие, откуда мы пришли, что есть наша страна. И только в этом случае можно правильно определить будущее и приоритеты наших действий на сегодня, среднесрочную и на более отдалённую перспективу.
Конечно, очень важно в этой связи иметь возможность и уметь правильно, искренне, если позволите сказать, пронзительно донести всю информацию о том, что было в предыдущие десятилетия, предыдущие годы, потому что только так может эта информация зайти в сердце любого человека и только так она может стать частью его души, а это значит, что каждый конкретный человек и все мы вместе будем составлять единое общее целое. И будем ощущать себя единым народом, что чрезвычайно важно».
Владимир Путин. 30 апреля 2025.
Встреча с участниками просветительского марафона «Знание. Первые»
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76832
Николай Сологубовский 07.05.2025 22:19 Заявить о нарушении
Владимир Путин. 30 апреля 2025.
Встреча с участниками просветительского марафона «Знание. Первые»
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76832
Николай Сологубовский 05.05.2025 23:50 Заявить о нарушении
Николай Сологубовский 09.05.2025 20:12 Заявить о нарушении
Эта историческая победа, достигнутая ценой огромных жертв, навсегда останется символом мужества, единства и сопротивления варварству. Она воплощает ценности свободы, человеческого достоинства и мира, которые мы глубоко разделяем.
В этот день памяти и признательности мы выражаем искреннюю солидарность с российским народом и желаем ему прочного мира, процветания и стабильности.
Слава борцам за свободу!
Вечная память героям, павшим за мир!
С уважением и дружбой,
Ассоциация Тунисских выпускников советских институтов и университетов
Президент Ассоциации
Хеди БЕНСАЛАХ
Николай Сологубовский 09.05.2025 20:18 Заявить о нарушении
Прекрасно написано !!!!
Григорий Аванесов 09.04.2025 18:16 Заявить о нарушении
Владимир Потаповский 10.04.2025 06:33 Заявить о нарушении