Иван Лупандин - полученные рецензии

Рецензия на «Воспоминания 1» (Иван Лупандин)

Иван , поздравляю ,
сегодня Вас включили в обзор Проза.ру на http://proza.ru/2025/02/08/1056

Авторы Проза.ру :

Иван Лупандин

Иван Шмаков 3   08.06.2025 11:20     Заявить о нарушении
Это прекрасно!

Иван Лупандин   09.06.2025 18:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шопенгауэр 12 лет спустя» (Иван Лупандин)

Иван Владимирович, Вы не могли бы написать специальную лекцию о Канте в изложенном Вами аспекте?

Или указать на нее, если она есть.
В чем кардинальные отличия в философской картине мира у разных народов, есть ли хорошие исследования на эту тему, Шпенглер и ещё?

Я продолжаю понемногу изучать Ваш курс лекций по философии для не-гуманитариев.
В чем преуспел Кант? Вообще в чем актуальность Иммануила Канта, если предельно кратко, конечно, не в смысле "философия да 5 минут", а в смысле ключевых слов и тезисов?
Кто интереснее и лучше всех написал о Канте на русском языке?

Спасибо за интересные пассажи в лекции о Декарте, Гете и о Льве Толстом, который едва не стал адептом и переводчиком Шопенгауэра, как Вы пишете, но в итоге создал доморощенный вариант:"толстовство". Теперь чуть яснее истоки толстовства и метаний Льва Николаевича Толстого, хотя это по-прежнему загадочная тема.

Ваше отношение к Мерабу Мамардашвили, который считается кантианец позднесоветской эпохи(и русофоб, но почему-то культовый философ).

-----
Я поздравляю Вас с юбилеем Великой Победы 9 мая 2025 г.
С пожеланиями вечного мира на все времена и чтобы философы, хоть немного этому поспособствовали.

С уважением, ваша виртуальная вольнослушательница,

Зера Черкесова 2   10.05.2025 14:22     Заявить о нарушении
Дорогая Зера! Поздравляю Вас с праздником Победы! Этот праздник учит нас тому, что великие исторические события не есть результат деятельности отдельных умов. Кант, Гете и Шопенгауэр - выдающиеся немцы, но они не смогли предотвратить нацизм. Наверное, их имел в виду Сталин, когда сказал: "Гитлеры приходят и уходят, а народ немецкий остается". Что касается Мамардашвили, я его лично не знал, возможно, он был религиозным человеком и этим мне близок. Сейчас его, по-моему, забыли. Если он сказал что-то русофобское, напишите мне, пожалуйста, об этом. О Канте лучше всех написал Арсений Гулыга (кстати, участник ВОВ). Кантом можно заниматься всю жизнь. Мне его скептицизм не близок. Я скорее отношу себя к "наивным еврейским реалистам". О Шпенглере разговор отдельный, скоро должна выйти моя статья о нем в журнале "Вопросы теологии". Ваш Иван Лупандин.

Иван Лупандин   09.05.2025 19:13   Заявить о нарушении
Благодарю.
И за быстрый ответ, очень приятно.
И ответы на мои вопросы.
Что как бы угадала про Освальда Шпенглера, а ведь сомневалась, спросить или нет, вдруг это перегружаю рецензию, а вот вышло, что угадала как бы, попала в точку, а ведь я не знала, над чем Вы работаете.
Что у Вас статья готовая по Шпенглеру.

Это ноосфера иногда даёт подсказки, не находите?

Но вопросы обращены и ко мне.

Вы спросили, Точно ли был Мераб Мамардашвили русофоб?
Мы как-то привыкли к культовости этого имени и тем неожиданнее для меня было не так давно наконец начав знакомиться с наследием этого философа, обнаружить высказывания ...русофобия не просто неприкрытая и неприглкшенная, а открытая и ярая, и запредельная. Нечасто такое встретишь в устах интеллигентного человека, такую ксенофобии. Ну разве минутное раздражение, любой ляпнет и пожалеет, но здесь это носило системный мировоззренческий и открытый характер.
Я читала, например, интервью французскому журналу, ссылку на который нашла сейчас заново.
Кроме того прочла сейчас изрядные как дискуссии под дзен-статьей.
Ну а концентрированно русофобские высказывания собраны например в ЖЖ статье...ссылки проставлю.
Понятно, что это была одна из фигур Перестройки и русофобия была и остается важнейшим трендом Запада.

Но все же философа такая ангажированность вряд ли красит. Философ должен быть несколько над...а не внутри сражений, иначе это уже политик, слегка прикрывающийся философией. Но, по-моему, даже "Философические письма" Петра Чаадаева, известные своей русофобской направленностью, заметно уступают накалу русофобии Мераба М.
На таком фоне читать то, что он создал по- настоящему философского, как-то трудновато, преодолевать себя. Хотя и считается, что ничего особенного он не создал, называя свое нежелание много писать Сократическим стилем. В наше время доступности пера, бумаги, пишущей машинки, компьютера(а уже и при Мерабе были доступны и первые компьютеры) - "сократический стиль" записанных за тобой бесед - это эвфемизм лени или занятости чем-то другим, а рассчитывать, что ученики за тобой запишут и передадут Платону ...а он возвеличит имя твое в вечности. смешно же. Да и не верю я в то, что Сократ ничего не писал, а исключительно устно высказывался. Вполне возможно, что письменных источников просто не сохранилось, а ученики успели зафиксировать то, что запомнили.

Хотя я не исключаю, что Мераб мог быть интересен в свое время, принижать его означало бы принизить и тех, кто им восхищались, набивались к нему на лекции.
Возможно, некая харизма. Совпавшая с веяниями эпохи перемен.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 20:54   Заявить о нарушении
http://mamardashvili.com/ru/merab-mamardashvili/publikacii-iz-arhiva/interview/intervyu-dlya-arte-france1
Здесь то самое интервью франц.изданию.
И там, на мой взгляд, страшные слова о русском народе, якобы отличающемся от других жизнеутверждающих наций влечением к не-жизни и тд И это после эпохи доминирования русской нации на планете в течение десятилетий. Ну необъективно, как минимум.

Это даже страшнее, чем вот эти высказывания такого бытового что ли национализма, ксенофобии:

Зера Черкесова 2   09.05.2025 21:00   Заявить о нарушении
http://fedy.livejournal.com/48169.html
Здесь автор собрал основные выпады.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 21:01   Заявить о нарушении
Мераб Мамардашвили: мировой гений или бог советской зашоренной интеллигенции?

Статья в дзен и длинный дискусьон в комментах. Они утомляют, эти комментарии на тысячи мнений, после них частенько нездоровится. Так что советую их не читать, а просто просмотреть.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 21:03   Заявить о нарушении
За совет по Арсению Гулыге огромное спасибо.
Да, известный германист и автор книг ЖЗЛ и участник ВОВ.
Спасибо.
Как раз читаю Гегель ЖЗЛ и планирую потом сразу читать Шеллинг ЖЗЛ Гулыги
Думаю, понять Гегеля можно только в сопряжении с Шеллингом и Гете, не правда ли?
Канта в список Гулыгианы.
Ну вот, ответила.

Пожалуйста, приведите потом ссылку на Вашу статью, я давняя поклонница Шпенглера, "Закат Европы" это было откровение, мне близок его пафос замкнутых в себе кальтурно-цивилизационных миров и мне очень интересно будет ознакомиться с Вашей статьей.

Спасибо за поздравления.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 21:08   Заявить о нарушении
В 22:10 сегодня, 09/05/2025 На канале Россия по ТВ будет Концерт ко дню Победы "У стен Кремля". Уже подходит время.
Рекомендую.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 21:10   Заявить о нарушении
Дорогая Зера! Спасибо! Жаль что за год до своей смерти Мераб Константинович предпочел говорить не о вечном, а о временном.

Иван Лупандин   09.05.2025 22:32   Заявить о нарушении
Про Шпенглера пришлю ссылку, это будет в 3 номере за 2025 год.

Иван Лупандин   09.05.2025 22:33   Заявить о нарушении
Спасибо, Вы правы, вечность должна быть в приоритете, во всяком случае, о ней следует думать.
Спасибо, что однако иоись и так ёмко и точно ответили.

А номер жду, с уважением,

Зера Черкесова 2   09.05.2025 22:42   Заявить о нарушении
Что ознакомились, то есть, с материалами выше.
Спасибо.

Зера Черкесова 2   09.05.2025 22:43   Заявить о нарушении
Можно здесь же кинуть ссылку, необязательно рецензией, Вы слишком занятой человек.
А я буду дальше изучать материал Вашего курса, мне интересно и Вы хорошо, легко излагаете и вместе с тем содержательно, много ассоциаций, разветвлений, есть над чем поразмышлять и иногда с Вашего позволения Вам написать.

С уважением,

Зера Черкесова 2   09.05.2025 22:46   Заявить о нарушении
Это ссылка на официальный сайт журнала "Вопросы теологии": http://theologyjournal.spbu.ru/

Иван Лупандин   10.05.2025 17:02   Заявить о нарушении
Спасибо, глянула, интересный журнал. Изучила его структуру, тематику. Узнала, что выходит он в электронном варианте, но при желании можно заказать отдельные номера или все в индивидуально-бумажной пересылке, вот такие теперь правила в журнальном деле. Библиотеки, как написано, в правилах, также могут получать на регулярной основе для них печатающиеся по подписке экземпляры.

То есть время массовых подписок на бумажные издания, вероятно, уже окончательно завершилось. Но ещё возможны персональные подписки "Печать по требованию", верно так называется?

Внесу журнал во внешние ссылки на своих страничках.

А Вас я все же попрошу ещё оставить ссылочку непосредственно Вашей статьи, когда она появится в открытом доступе.

А вот вопрос: журнал называется "Вопросы теологии" и выходит он под эгидой СПб университета, который является государственным светским образовательным учреждением. Насколько мне известно, в светских ВУЗах преподается предмет "История религий и мифологий", а ведут его люди имющие учёную степень в философии в отрасли "религиоведения".

Теология и религиоведение ведь НЕ синонимы?
Не проясните этот вопрос?

Зера Черкесова 2   10.05.2025 22:27   Заявить о нарушении
Насколько я понял, "Вопросы теологии" по существу религиоведческий журнал без выраженной конфессиональной направленности.

Иван Лупандин   13.05.2025 12:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тельцы, львы, люди и орлы» (Иван Лупандин)

здравия вам. эпохи развития христианства как раз и символизируют четыре коня)))
четыре же другие животные апокалипсиса - уровни "несущих" душ осознанно выполняющих высшую работу на Абсолют)
это каббалистические символы - каббала справочник к Библии.
Бык - священники; лев - власть держащие (рыкающие))); человек -...; орел - владеющие знанием.

Глеб Навин   17.06.2024 18:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тельцы, львы, люди и орлы» (Иван Лупандин)

"... из толкования Папы Григория I Великого на книгу пророка Иезекииля: «Ибо каждый избранный и совершенный в путях Божьих в одно и то же время и человек, и телец, и лев, и орел...". Аминь!

Читая сначала, хотел в рецензии высказать мысль, что отправная точка в попытке понять символику четырёх животных - что это серафимы, небесные существа.
Но концовка для меня сюрприз, ибо у Папы Григория Первого Великого встретил подтверждение своим мыслям.

Четыре животных с лицом орла, тельца, льва и человека можно толковать:
1. Как состояние духа в небесной сфере, обрезание ветхого человека и всего земного - орёл.
2. Труды телесные и пробуждающий, очищающий, духовный страх Господень - телец.
3. Сила жизни, сила и полнота Святого Духа - лев.
4. Разум и мудрость (Дух премудрости и откровения) - человек.
Также, не будет ошибкой, если считать все эти лица, как образы совершенства в своём единстве.
"Орёл" показывает небесный образ всех совершенств. Если не будет "орла", то всё становится земной добродетелью.
А если не будет "орла" и "человека" (разума, мудрости) то остаётся труд, власть и сила князей мира сего, без добродетели, по своим личным амбициям, где нет никакой справедливости.

Михаил Пушкарский   16.05.2024 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Важно, что это также образы четырех евангелистов.

Иван Лупандин   17.05.2024 11:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Знал ли Христос квантовую механику?» (Иван Лупандин)

Интересный вопрос. Напоминает, когда, также, спрашивают, почему Иисус не оставил после Себя какого-нибудь записанного учения? То есть, представление современного человека, каким должно быть знание и способ овладения им, сводится к рациональному представлению и к научной теории.
Но познание Бога и духовно-нравственное совершенствование - да, это главная цель и кроме психологии, иной формат познания.

Насчёт знания квантовой механики Иисусом Христом, достаточно того, что Он больше, чем Пророк, и будучи во плоти, уже очень много знал, пребывая духом не просто в Святом Духе, но и в созерцании духовного мира и общении Ангелов.

Однако, для искупления человечества, Он нёс пророческое служение в Сыне Человеческом, находясь под водительством Отца и Святого Духа, чтобы действительным образом нести человеческое поприще и крест.
«Слабость сотворенной природы была свойственна и Телу Христа, но она превозмогалась Силою высшей природы и могла обнаруживаться лишь в том случае, если Божественные Силы, как бы отдаляясь, предоставляли его собственной природе. Поэтому все акты уничижения Христа, как, например, голод и смерть, были Его добровольными состояниями». (Свт. Иларий Пиктавийский. О Святой Троице в 12-ти книгах. Из 10-й книги. Цит. по: Попов И. В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский. Бог. Труды, №4. 1968. с. 164-165.)

Но как Сын Божий, будучи вознесён на Небо, всё что имеет Отец, имеет Сын, как власть, так и знания. "Отец и Сын - одно". То есть, Ему нет необходимости получать какие-бы то ни было сведения от Ангелов. Разве что, в творческом подходе общения среди небожителей и гармоничного устроения самого Царства Небесного.

Среди переживших клиническую смерть, очень много имеется свидетельств возможностей души человека в потустороннем духовном мире. Там и мышление какое-то "многоканальное", и непосредственно Духом провещевается, наверное, всё что доступно представлению души человека.

Михаил Пушкарский   16.05.2024 20:41     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Вопрос "кто есть Христос?" продолжает волновать людей.

Иван Лупандин   17.05.2024 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Знал ли Христос квантовую механику?» (Иван Лупандин)

// Вспомним, что некоторые ангелы пали, и превратились в демонов //
А что конкретно мы должны вспомнить?
Где написано о том, что ангел «превратился» в демона?
Ведь само по себе, таковое допущение, не только не логично, но и не догматично.

Сергей Пометнев   02.02.2024 13:35     Заявить о нарушении
Diabolus enim et alii daemones a Deo quidem natura creati sunt boni, sed ipsi per se facti sunt mali.

Иван Лупандин   18.04.2024 08:27   Заявить о нарушении
Латиняне могут придумывать все что им угодно.
Человеческие измышления малоинтересны.
Важно, что о том говорит Писание.
Поэтому, не стоит выдавать желаемое, за действительное.

Сергей Пометнев   18.04.2024 14:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Альбер Камю» (Иван Лупандин)

"Вот я спросил сегодня аспирантов: «Вы помните монадологию Лейбница?», - а они отвечают: «Нет, не помним». Я им: «Как же так, ведь вы полтора года учили философию, сначала в бакалавриате, потом в магистратуре». А они отвечают: «Как пришло, так и ушло». Я говорю: «Может быть, и это занятие тоже так же уйдет?». Они: «Не знаем». Т.е. я говорю то, что, в принципе, вам не нужно."
---
Знакомая и печальная ситуация. Мои студенты как-то не смогли ответить на простой вопрос - кому принадлежат эти строки:

Глаза усталые смежи,

В стихах, пожалуй, ворожи,

Но помни, что придет пора, —

И шею брей для топора...
И кому принадлежат слова: «Слышно страшное в судьбе русских поэтов!»

Все изучают «вскользь», равнодушно, как бы между прочим...

Алекс Брежнев   20.11.2023 17:13     Заявить о нарушении
Я, кстати, не помню этого стихотворения, Ходасевича, конечно, знаю. Маме вслух читал его очерки. И мемуары Нины Берберовой.

Иван Лупандин   21.11.2023 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лекции по истории натурфилософии» (Иван Лупандин)

Благодарю за подробную, обстоятельную и крайне информативную лекцию. Прочитал с огромным интересом.

Алекс Брежнев   20.11.2023 13:16     Заявить о нарушении
Очень рад, Алекс! Почитаю и Ваши тексты.

Иван Лупандин   21.11.2023 21:07   Заявить о нарушении
Пока я здесь только читатель. Были попытки опубликовать кое-какие записки, но они не устроили местную модерацию. Может быть, со временем сделаю еще одну попытку - и что-нибудь опубликую.
С уважением,

Алекс Брежнев   21.11.2023 23:06   Заявить о нарушении
Алекс , Вы Алексей или Александр ?

Вы тот самый Алекс Брежнев ,
который выкладывал на YouTube видео о жизни в США ?

Если да , то какое своё видео Вы считаете лучшим ?

Иван Шмаков 3   02.01.2024 14:28   Заявить о нарушении
Иван, я Алексей. К тезке-видеоблогеру никакого отношения не имею. В США, конечно, бывал, но репортажи не делал (смайл). Брежнев - укороченная форма моей настоящей фамилии (настоящая на четыре буквы длиннее).

Алекс Брежнев   02.01.2024 15:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Католическая Церковь и общество потребления» (Иван Лупандин)

Спасибо, Иван Владимирович, за интересную статью об отношении Католической Церкви к богатству. И причину этого отношения Вы блестяще открыли читателю. Остается только добавить, что рассуждения эти "о благе бедности" не мешают самой Католической Церкви быть богатейшим в мире институтом, но брать деньги за Таинства - за отпущение грехов, это верх неправды и лицемерия - ради этого у них введено понятие Индульгенции.

Справедливости ради стоит отметить, что в Православной Церкви берут деньги за другое Таинство - за Святое Крещение. Это тоже неправильно. Объявления о стоимости Крещения должны бы быть изъяты из церквей, а вместо них оставлена только кружка "на пожертвование". Считаю, что от этого Православная Церковь не потеряет, но многое приобретет.

(и, надо сказать, католики "перещеголяли" православных, т.к. крещение проходит верующий однажды, а кается и исповедуется он всю жизнь)

С уважением и теплом,

Татьяна Борисовна Смирнова   13.08.2023 13:49     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна Борисовна! Вы, по-видимому, ни разу не исповедовались в католической церкви))). У меня ни разу не попросили денег, хотя уже прошло 45 лет. Единственный раз, когда я дал деньги (недавно), это на заупокойную мессу по моей маме. Она умерла некрещеной, но католический священник все равно обещал отслужить.

Иван Лупандин   13.08.2023 15:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воспоминания 5» (Иван Лупандин)

Хорошо описаны религиозные метания интеллигенции в богоборческие годы в СССР, которые стали забываться.
Печально, что люди, крестившиеся в Православии переходили в католичество, но хорошо, что Вы, Иван, честно обо всем пишете.
О католической церкви есть статья Сергия Пономаря - http://proza.ru/2019/09/26/1710 - советую взглянуть.

С уважением и пожеланием всех полезных душе благ,

Татьяна Борисовна Смирнова   12.08.2023 19:06     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна Борисовна! Спасибо за рецензию и за ссылку. Никогда не слышал, чтобы на пластинах папы льва 3 были разные тексты символа веры. Интересно, на какой источник ссылается автор.

Иван Лупандин   12.08.2023 21:34   Заявить о нарушении
Вот здесь другая версия. Кому верить))) http://olegchagin.livejournal.com/3053769.html

Иван Лупандин   12.08.2023 21:37   Заявить о нарушении
Я больше верю Сергию и у него самого большой личный опыт.

Татьяна Борисовна Смирнова   12.08.2023 22:10   Заявить о нарушении
Личный опыт не распространяется на события 9 века нашей эры. Здесь необходим профессионализм.

Иван Лупандин   12.08.2023 22:23   Заявить о нарушении
Согласна, но профессионализм не главное в жизни, хотя обладать им хорошо. Главное - быть верным Христу и Его Слову, любить Христа. В одном месте Воспоминаний Вы писали, как Вас преследовали слова Христа "Любишь ли ты Меня?" И это не случайно - откройте Мф10:37 и поймете. В то время родители старались увести Вас от Церкви, в которой приняли Святое Крещение, и Вы вняли им вместо того, чтоб пойти за Христом, оставив их. И мне показалось, что Он отвернулся от Вас и это привело Вас туда, где Вы оказались. Оказались там, где во главе не Христос, а человек.
С уважением и теплом,

Татьяна Борисовна Смирнова   13.08.2023 12:35   Заявить о нарушении
Неужели все так просто?

Иван Лупандин   13.08.2023 15:34   Заявить о нарушении