Александр Бубнов - написанные рецензии

Рецензия на «Лязву взял» (Александр Бубнов)

Каждая строка читается одинакрво слева и справа

Александр Бубнов   13.04.2024 23:58     Заявить о нарушении
ЛЯЗВУ ВЗЯЛ

лязву бабу взял,
лязву маму взял...

взял 11 лязв

- а! взяла баба Лязва!

12.04.2024
А.Бубнов

Александр Бубнов   13.04.2024 23:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лязвы взял» (Александр Бубнов)

Палиндром-перевертенью где каждая строка читается по буквам одинаково в обе стороны

Александр Бубнов   13.04.2024 23:54     Заявить о нарушении
ЛЯЗВЫ ВЗЯЛ

лязвы мамы взял
лязвы папы взял
лязвы бабы взял

взял 11 лязв

А.Бубнов

Александр Бубнов   13.04.2024 23:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чемпионат Лиги словесных шахмат» (Александр Бубнов)

Этот проект назревал несколько лет... Пока на обсуждение наших матеров и гроссмейстеров словесных шахмат...

Александр Бубнов   13.04.2024 23:47     Заявить о нарушении
Чемпионат Лиги Словесных Шахмат (Лиги СШ)

1. Чемпионат Лиги СШ (далее - Чемпионат) учреждается секцией словесных и буквологических игр Международного общества друзей игры (МОДИ) для дальнейшего развития и популяризации СШ, а также для выявления претендента на Матч за словесно-шахматную Корону с будущим чемпионом мира по СШ, который тоже может принять участие в Чемпионате, в этом случае претендент выявляется по итогам Чемпионата без учёта партий с действующим чемпионом на момент завершения Чемпионата Лиги СШ.

2. Формат Чемпионата носит экспериментальный характер. В данном формате апробируются новые формы развития СШ.

3. Победитель, призеры и участники Чемпионата получают дипломы и сертификаты МОДИ.

4. Чемпионат проходит в течение 2024 и 2025 гг. в КЦ академика Д.С.Лихачёва, музее "Книга Художника", а также на других площадках, по мере договоренности и возможности площадок и участников; договоренность достигается в каждом случае отдельно. По договорённости партии разрешается проводить одновременно (параллельно) в том же помещении с товарищескими партиями, партиями-акциями, словотворческими шахматами, другими буквологическими играми и т.п.

5. Участники Чемпионата играют очно по круговой системе "каждый с каждым" в 2 круга - белыми и чёрными. За победу начисляется 1 балл (очко), за ничью 1/2 балла, как в классических шазматах. Итог подводится по сумме баллов. В случае равенства суммы баллов учитывается результат игр участников (с равными баллами) между собой. Если и этот показатель по баллам равен (1:1), то учитывается общая разница баллов, набранных в сумме "внутри" всех партий.

Александр Бубнов   13.04.2024 23:47   Заявить о нарушении
6. Каждая партия проходит по возможности с шахматными часами, по 37 минут каждому участнику. При отсутствии шахматных часов применяются двух- и одноминутные песочные часы: по 2 минуты на ход, плюс по 7 одноминутных дополнительных. Вопрос выбора одного из этих двух вариантов учёта времени решается консенсусом участников данной партии. По возможности партия записывается на видео/аудио. Ведение подробного протокола обязательно.

7. На каждой партии должен присутствовать в качестве консультанта (и/или протоколиста, и/или судьи) хотя бы один из остальных участников Чемпионата, по согласованию с обоими участниками данной партии. Все спорные и текущие вопросы (в режиме "стоп-игра") решаются консунсусом участников и консультанта, при условии уважительного отношения участников друг к другу и выслушивания аргументов друг друга, а также консультанта. (7-А.) Возможно проведение партии без консультанта, с условием согласия обоих участников партии и с условием договоренности ведения протокола одним из участников, при этом ведущему протокол добавляется 7 дополнительных минут по той или иной системе учёта времени, см.п.6. (7-Б.) Пункт 7-А не применяется к партиям между родственниками, которые играют обязательно в присутствии консультанта, см. выше.

8. Чемпионат открыт для вступления в него новых участников до того момента, пока не будет сыграна 1/3 всех партий, при условии, что новый участник (участники) ускорят свою активность по играм и догонят в итоге всех остальных по количеству партий.

9. Все иные вопросы, включая возможные корректировки правил и/или регламента (выработан в течение 2020-2023 гг), включая форс-мажорные и/или спорные случаи, включая неспортивное поведение участников (если таковое будет), обсуждаются всеми участниками Чемпионата в открытых и/или закрытых группах соц.сетей и/или очно. Решения принимаются консенсусом. Если консенсуса нет на данный момент, то вопрос откладывается и обсуждается вновь до тех пор, пока при обсуждении участники не находят общий консенсус. В иных случаях Чемпионат считается (временно) незавершённым. Чемпионат может быть продлён в случае неуспевания по срокам, данный вопрос также решается консунсусом всех участников. В случае завершения Чемпионата и/или досрочного определния победителя Чемпионата до 01.08.2025. данный Чемпионат считается одновременно и турниром претендентов на матч за СШ-корону 2025 года - победитель Чемпионата встречается с действующим чемпионом мира в матче на звание чемпиона мира по СШ (обладателя СШ-короны).

Александр В. Бубнов,
председатель секции словесных и буквологических игр МОДИ,
доктор филологических наук,
изобретатель словесных шахмат.
12.04.2024.

Александр Бубнов   13.04.2024 23:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Смолянинов Дмитрий. Быть влюблённым...» (Александр Бубнов)

написано спустя 5 лет после мысли написать это эссе... и так по многим авторам... пути неисповедимы... творческие и всякие...

Александр Бубнов   05.04.2024 13:51     Заявить о нарушении
Единственное (пока) выявленное Интегральное стихотворение Дмитрия Смолянинова сам автор назвал "маленьким экспериментом"… Действительно, поэт всякий раз открывает (хотя бы для себя) эту бесконечность нюансов взаимодействия (или интеграции) элементов стиха, которую даёт интегральность в целом в поэтике в целом и форме И-стиха в частности.

С первых же слов поэт обрушивает на читателя философский оксюморон: "Быть влюблённым… в проклятый(!) …(?)". Центральное (несмотря на своё физическое расположение) слово строки "проклятый" разрушает банальную романтику первых двух слов и проявляет свою особую значимость для читателя или слушателя (например, в слэме) благодаря последующим строкам - второй, третьей, четвёртой… Тут даже ударение интегрируется в расшатанную эмоцию: если "прОклятый", то первая строка - 4-стопный хорей, либо 3-стопный, но с дактилической клаузулой, напоминающей стиль поэтов-"корневиков" (так я бы их назвал на этот раз) - от Маяковского до Вознесенского, далее… не везде, мода сошла уже на стыке веков, на Миллениуме, и даже этот факт визуально отражают здесь 2-4 строки, утверждая (задним числом?) символическое ударение на "Я": "проклЯтый", потому что, как оказалось, и треклЯтый, и много раз клЯтый, и даже помЯтый - рифменная ассоциация с "помнить"!..

И тут к концу 4-я строки выясняется, наконец, объект проклятий - холст! Здесь поэт - великолепный драматург - чувствуется актёрский, режиссёрский, друматургический и тому подобный опыт в этом плане… Слово "холст" становится новым поворотом сюжета драмы.

Что касается интеграции визуального и слухового ("ЗвукоБуква"!), то первые строки, как и всё это стихотворение, я бы рекомендовал читать достаточно неспешно, чтобы слушатель успел буквально "просмаковать" этот смысло-звук, эти интеграции внутренних и внешних словоформ… Например, наращивание "…Ятый" буквально ударяется о "Холст"! Пусть даже и помятый, но главное - лапидарный, фонически односложный, опять-таки наблюдаем сзаимодействие внутренней и внешней форм слова на благо сюжета. И очень верно, что автор не распределяет по разным строкам сочетание "помятый холст", это должно быть именно встык, чтобы мгновенно разрушить этот "…Ятый" ряд, поставить в рифменную позицию конца строки уже иное слово. Если возвращаться к началу, то первая строка с таким ударением определяется стиховедчески не как хорей, но как дольник, с некоторой заявкой на логаэд, который, впрочем далее тоже обманывает слух… Такие "обманки" весьма характерны для формы И-стиха в целом, и в этом плане И-стих, мне думается, является хорошей перспективой для новых нарративных разработок, с включением элементов театральной драматургии, продуктивной интеграцией с прозой и тому подобные "стыковые" формы…
(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.

Александр Бубнов   05.04.2024 13:52   Заявить о нарушении
На уровне микроаранжировки стиха обращаем внимание на драматургию звукобуквы Т: это и её активная помощь (мощь!) в начальной заявке образов и рифм с "венцом" на слове "холсТ"; это и дальнейшие отголоски после паузы на слове "каково" - "ТолсТый маТериал… Того гения…" (тут помогают заглавные буквы строк), с завершением на "инструментальном" слове "кисТь" по смыслу ср. "перо", по форме ср. начальное "быТь" и последующее "понимаТь", таким образом, словоформа "кисть" подсознательно воспринимается и как инфинитив глагола, и даже - возможно - как "пусть", ассоциативная диссонансная рифма…

И тут уже - по Велимиру Хлебникову - звукобуква Т взаимодействует со звукобуквой Д, частотно постепенно переходит в неё - переходит интегрально, драматически, драматургически… Другая проявленная в этом стихотворении техника Велимира - техника "мелкой колки слов", конечно, с учётом некоторого дистанцирования от банального каламбура в онтологическом финале стихотворения; всё это отвечает современному пониманию так называемого "постпостмодерна", который более века спустя переосмысливает все те перформансы по футуристическому сбрасыванию классиков с пароходов… И-стих ни в коем случае не пытается выбросить то или иное, в крайнем случае, он просто игнорирует ненужные поэту здесь и сейчас приёмы (нуль-приём), в целом же в своём общем пафосе и идеале И-стих учитывает весь опыт бытования всех компонентов стиха за всю историю русской и мировой поэзии ("всё во мне, и я во всём", Ф.Тютчев), подключая при этом не столько буквальный опыт или знания поэта, сколько его интуитивное чувствование форм и смыслов, их взаимопроникновений, их интеграции…

А ведь именно Серебряный век невероятно сдружил, сроднил, сынтегрировал (однократно?) две величайшие формы бытования искусства - живопись (холст / кисть) и поэзию (бумага / перо)…

Здесь и сейчас в этом стихотворении проанализированы лишь некоторые компоненты стиха, характеризующие интегральную форму и её связь с философско-лирическим содержанием… Остаётся надеяться, это этот вполне удачный "маленький эксперимент" (опыт) найдёт своё продолжение в новых необычных опусах Дмитрия Смолянинова…

(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.

Александр Бубнов   05.04.2024 13:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «У рта...» (Александр Бубнов)

Эксперимент по размещению скрина, наверное, не удался... но это, может быть, и к лучшему... там в комменте Юрия Милоравы речь о форме, а мне важнее здесь другое... о чём я там отвечаю Юрию...

Александр Бубнов   16.03.2024 08:38     Заявить о нарушении
***

у рта -
дно
и воля!..

ему выдал я...
луну!
сумел!
...и торт!

...и тротил ему сунул я -
лады?!
в уме я?! -

лови ондатру!

28.02.2024.
Александр В. Бубнов.

Александр Бубнов   16.03.2024 08:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мимо...» (Александр Бубнов)

...и вот сейчас эксперимент - преобразование формы -

Александр Бубнов   05.03.2024 08:33     Заявить о нарушении
...мимо собора
Богоявленского (Елоховского), заходя иногда,

...мимо Библиотеки-читальни Пушкина
(не заходя никогда,
вплоть до "Александрийского форума"
1 марта 2024),
ходил я годами...
десятилетиями... ещё когда

не было этого "бродвея",
этой дороги к храму,
как бы прорубленной просеки по диагонали квартала
к собору от метро...
ходил годами от метро Бауманская до

Зверевского центра современного искусства,
где состоялся мой памятный первый авторский вечер
в Москве
в 1999 (пригласил и курировал Николай Байтов)

...и где гуляли мы там рядом в скверике
ранее в 1990-е,
вышагивали
часами...
с беседами
об искусстве, о поэзии... мы... вместе
с Дмитрием Евгеньевичем
Авалиани, гением листоверта...

работавшим тогда при Зверевском центре...

а потом
в 2018
мне довелось вести вечер
памяти
Авалиани
в день его рождения 6 августа там же,
в том же Зверевском, когда...
снова бурно и непримиримо "делили" Авалиани на...
более или менее полезные части...

и вот теперь наоборот,
в "окошках"
между
мероприятиями "Александрийского поэтического форума" библиотеки Пушкина
я прошёлся мимо Зверевского центра,
прошёлся снова с моим фотоаппаратом,
из матрицы которого
я всё реже и реже публикую снимки...

а ЭТОТ снимок Наталии Ярославцевой,
где акцентирована связь времён и даже...
часов...
публикую и... (каюсь) -
ностальгирую...
старею...

Александрийский форум... Авалиани... Алёнка...

А.Б.,
05.03.2024, утро.
Москва.

Александр Бубнов   05.03.2024 08:37   Заявить о нарушении
МИМО...

...мимо собора
Богоявленского (Елоховского), заходя иногда,

...мимо Библиотеки-читальни Пушкина
(не заходя никогда,
вплоть до "Александрийского форума"
1 марта 2024),
ходил я годами...
десятилетиями... ещё когда

не было этого "бродвея",
этой дороги к храму,
как бы прорубленной просеки по диагонали квартала
к собору от метро...
ходил годами от метро Бауманская до

Зверевского центра современного искусства,
где состоялся мой памятный первый авторский вечер
в Москве
в 1999 (пригласил и курировал Николай Байтов)

...и где гуляли мы там рядом в скверике
ранее в 1990-е,
вышагивали
часами...
с беседами
об искусстве, о поэзии... мы... вместе
с Дмитрием Евгеньевичем
Авалиани, гением листоверта...

работавшим тогда при Зверевском центре...

а потом
в 2018
мне довелось вести вечер
памяти
Авалиани
в день его рождения 6 августа там же,
в том же Зверевском, когда...
снова бурно и непримиримо "делили" Авалиани на...
более или менее полезные части...

и вот теперь наоборот,
в "окошках"
между
мероприятиями "Александрийского поэтического форума" библиотеки Пушкина
я прошёлся мимо Зверевского центра,
прошёлся снова с моим фотоаппаратом,
из матрицы которого
извлекаю снимки всё реже и реже...

а ЭТОТ снимок Наталии Ярославцевой,
где акцентирована связь времён и даже...
часов...
публикую и... (каюсь) -
ностальгирую...
старею...

Александрийский форум... Авалиани... Алёнка...

А.Б.,
05.03.2024, утро.
Москва.

Александр Бубнов   17.04.2024 22:48   Заявить о нарушении
(ред.)

прошёлся снова с моим фотоаппаратом,
из матрицы которого
извлекаю снимки всё реже и реже...

Александр Бубнов   17.04.2024 22:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Семёнова Елена. Медузы...» (Александр Бубнов)

Постскриптумом добавлю, что некоторый этап развития концепции И-стиха (скорее всего, 2-й этап) завершился с уходом 2023 года и - так печально совпало - с уходом Елены Семёновой... Сейчас возникает новое ощущение, новые вопросы, новые сплетения практики поэтов и теоретического их осмысления... поэт-исследователь - к этому определению близка была и Елена Семёнова... будем помнить Елену, её стихи, её журналистику - критические заметки, обзоры, эссе...

Александр Бубнов   19.02.2024 17:45     Заявить о нарушении
1.

Однажды Елена Семёнова попросила меня выступить на своём авторском вечере. Вечер был посвящён морю… Насколько помню, название общее было "В мире морском…". Но как раз в этот момент я никак не мог - должен был выступать как член жюри одного из литературных фестивалей совсем в другом районе Москвы… Конечно, я откликнулся и послал свой письменный отзыв на подборку Елены, который она зачитала на своём вечере… Общий позитивный настрой поэтики Елены даже подвигнул меня чуть похулиганить, поиграть с именем в завершение:

<< Тема моря избрана поэтом не просто так… Это знаковая тема для автора, восходящая, на мой взгляд, к теме поэтики телесности и конечно же к единству всего живого, которое объединяется морской стихией, это всегда разнообразие форм (как собственно и у автора), тут и песенность, и проза (точнее, стихотворения в прозе), тут и возвышение, и простой нарратив, и даже Интегральный стих, теорию которого я пытаюсь разрабатывать, и это всегда - яркая динамика, движение, это зыбкость, нюансы, малозаметные даже самому автору (я спрашивал Лену об этом!), это интуитивно - природно! - по-морскому! - проявленные в текстах нюансы - к тому же известно что состав крови, лимфа крови, подобна составу морской воды… откуда мы все и родились…

Цитирую стихи Елены Семёновой.

"Сцена, словно из итальянского синема.
Феллини там, или Антониони.
Я в белой тунике и серебристых сандалиях,
Загорелая, выхожу на пляж. (…)"

Или вот это -

"Я календарь перелистнула поздно,
На ветках покачнулись звёзды -
Соски дриад. (…)"

Или, например, вот какое колыхание волн, если просто взять сами слова в тему со сменой ударения:

вОлны - волнА
мОре - морЯ(А)

Округлость буквы О, её графическая цикличность, и открытость А, возможно, крик, как после удара волны, противопоставление 2-х ярких звуков, двух состояний, и это я замечаю в стихотворении "Ассоль" - одно из моих любимых у Елены Семёновой, название АссОль - А - О!.. И неожиданный подход к известной теме. А в рифмах ударное О настойчиво переходит в ударную А. Цитирую почти одни рифмы (выделено мною):

АССОЛЬ

Чайная ложка сОли,
Чайная ложка сОды,
… йОда -
… от бОли,
… эпизОды
… гОда.

Это синдром АссОли -
Женщин такой порОды
… мОда.
… и т.д. Но вот тут О переходит в А очень настойчиво -

В бухте залива сОнной
… канАты,
… сказАли,
… влюблё(О)нный
В море увёл фрегАты
С алыми парусАми.

И т.д.

Даже название вечера - хотя и банальное, в чём нет ничего криминального, - но оно таки избранное АВТОРОМ, поэтом - обратите внимание - это внутренняя рифма, кто не заметил, диссонансная, разноударная - "В мире морском…" Не буду дальше утомлять своими изысканиями, просто призываю ПРИслушаться к поэтике Елены Семёновой, к её стихам… насладиться ими… всем их разнообразием, всеми нюансами…Удачного вечера!..

И в завершение напрашивается риторический вопрос (если он ещё не звучал): Лена Семёнова, почему ты не МАРИНА Семёнова?..>>

(декабрь 2021)

Александр Бубнов   19.02.2024 17:46   Заявить о нарушении
2.

Теперь считаю уместным процитировать важные мысли поэта из личной переписки (23.12.2021), потому что ответ Елены Семёновой показателен и типичен именно в (интуитивной) работе поэта, в частности (и в особенности!) над формой Интегрального стиха (И-стиха). (см.скрин выше)

- Привет, Лена! вопрос - а вот ЭТО ["Медузы". - А.Б.] ты тоже [ранее были у меня вопросы к другим стихотворениям Елены. - А.Б.] сочиняла интуитивно, не думая о структуре, о форме, о рифме?.. и ещё вопрос - ты над ЗВУКОВОЙ аранжировкой думаешь? об аллитерациях и т.п. или тоже на интуиции всё? - неужели ПОТОМ не работаешь, не доводишь? не меняешь слова?.. согласна ли ты с этим стихо[творением] войти в Антологию И-стиха?.. и может, ещё найду у тебя... […]

- Саша, отвечаю! Этот текст я сочинила в 2003 году примерно, сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме. Просто пришёл образ двух медуз - в руке и в небе, и я поняла, что его нужно выразить именно так. Звуковую аранжировку я никогда не продумываю заранее, она выстраивается сама собой в процессе сочинения. Всё интуитивно. Конечно, я работаю над произведением, меняю слова, но ориентируясь не на какой-то образец, а на думалку и на слух. А иногда и думалка отключается. Совершенно не ожидала, что "Медузы" - это интегральный стих. Я вообще к этому стиху очень серьезно не относилась)) Я даже сейчас выкинула его при сокращении [книги, видимо. - А.Б.]. Но в принципе могу вернуть)) Разрешение опубликовать даю!

"…сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме…" …Вдруг вспомнилось, как в своё время Ирина Одоевцева воспроизводила слова молодого Осипа Мандельштама, когда Вячеслав Иванов "…очень хвалил мои стихи: "Прекрасно, прекрасно. Изумительная у Вас оркестровка ямбов, читайте ещё. Мне хочется послушать Ваши анапесты и амфибрахии", а я [Осип Мандельштам] смотрю на него выпучив глаза и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху и не задумывался над тем, ямбы это или что другое. Когда я сказал об этом Вячеславу Иванову, он мне не поверил". А я верю любому поэту, который отвечает на мой вопрос исследователя: "А как вы определяете для себя форму ЭТОГО стихотворения, которое вы написали?.." И далее читайте выше: "Саша, отвечаю…"

"…писал по слуху и не задумывался.." // "…не думая о структуре, о форме…"

И тогда я отвечаю поэтам, что знаю, что это за форма, могу объяснить, если интересно, но - в любом случае - приглашаю в Антологию Интегрального стиха. Такие - очень похожие друг на друга - диалоги были у меня с поэтами на протяжении нескольких лет (начиная с 2017 года, когда, после 31 года(!) раздумий, я сформулировал для себя понятие Интегрального стиха, но это уже другая история и другая тема).

То есть поэт интуитивно, неосознанно, но тем не менее чувствует эту объективную форму синтеза многих компонентов, из которых состоит форма Интегрального стиха (И-стиха), поэт в ЭТОМ стихотворении интуитивно хочет достичь новой гармонии частей, составляющих стих, скроить некую ткань / текстуру / textus, да так, чтобы не было видно "швов", чтобы мысль, звук, музыка вместе с компонентами собственно формы стиха переплелись в единую авторскую форму, будь то униформа, юбка (пусть даже шотландская), свитер, костюм, хитон и так далее, и так далее, из любого века и стиля - вот примерно такой мета-стиль, такая аналогия с кутюрье, возможно, поможет чутче ощутить полифоническую философию и пластичную форму И-стиха.

Итак, как формы презентации мысли стиха, так и "Медузы" у Елены Семёновой "…были разные…" в этом разном по всем своим компонентам стихотворении, преимущественно акцентном по метрике (И-доминанта). Формы остаются разными - формы выражения поэтом своих мыслей, эти инструменты в мастерской поэта… И пусть их будет больше, на выбор!.. И - да не затеряется среди них форма И-стиха.

Главная цель поэта здесь вполне прозрачна - показать поэтику двух "медуз", реальной и метафорической… Мастерски достигнутая цель.

Строка "Предательски запрозрачневела" буквально своими словами - особенно вторым, редким, нарочито длинным, - передаёт иную форму небесной медузы, в отличие от первой, "ощутимой и дрожащей". Первую - реальную - медузу характеризует ассонансная рифма "рУки / стУдень" (ср.тж. "медУзы"), подчёркнутая графикой более длинных строк; иную - вторую медузу характеризует иная рифма, более оригинальная, более изысканная - "В НЕбЕ / запрозрачНЕВЕла", сюжетно отзывающаяся далее словом… "(зАпрозрачневЕЛА) / рАссЕяЛАсь(!)", с дополнительной игрой на З/С в этой рифмопаре. Причём, заметьте, в первых 3-х строках - при первой медузе - "С" нет совсем… Такие фонические нюансы дополнительно расцвечивают форму.

Рядом - медуза плотная, натуральная… В небесах - медуза ажурная, внетелесная… Весьма символично: в целом в жизни Елены Семёновой её поэтика телесности, её "натуризм" органично сочетались с теми внетелесными тропами, которыми пронизана тёплая и в целом радостная её поэтика, которая осталась с нами, в нашей памяти, в текстах и "текстурах" Елены…

Александр В. Бубнов

Александр Бубнов   19.02.2024 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шац Эвелина. Смыслы другого порядка» (Александр Бубнов)

"Угол — это ещё и точка зрения. Если смотреть под углом времени Велимира, то звезда ты, а если под углом времени Шац, то звезда я. Угол соконтекстуально (!) также является диалогом, сходящимся в точке звезды; вершины этого угла — Ты и Я"

Кирилл КАМЕНСКИЙ,
участник ред.совета Антологии.

Александр Бубнов   30.01.2024 21:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «На плане...» (Александр Бубнов)

здесь эксперимент формы... Многоточия особые...

Александр Бубнов   26.01.2024 23:22     Заявить о нарушении
,,,

на плане -
срамота
(...)
и лупато нежит -
сив скакун
(...)
ну как? свисти же,
нота пули!
(...)
атом.
арсенал.
Пан.

24,25.01.2024.
Александр В. Бубнов.

Александр Бубнов   26.01.2024 23:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чуднова Ирина. Три песни...» (Александр Бубнов)

Публикуем ещё один фрагмент из "Интегральных диалогов" А.Бубнова и И.Чудновой

Александр Бубнов   14.01.2024 13:45     Заявить о нарушении
Александр Бубнов / Ирина Чуднова

"О соотношении стиха и прозы, в И-стихе в частности"
(из "Интегральных диалогов")

Александр Бубнов:
А вот важный вопрос давно хотел обсудить… Не является ли И-стих (по форме) просто напросто переформатированной звукописной прозой? (Не тот проект мой по переделке классиков прозы типа Гончарова я имею в виду, хотя и его, но - имею в виду голову поэта или писателя)

Ирина Чуднова:
…а что ты думаешь об установке на стихи в этом контексте?

А.Б.:
Хорошо думаю! Если я преобразовываю такую прозу - это и есть моя установка, ведь так? Я хочу получить И-форму, и это моя установка.

И.Ч.:
Установка на стихи - это принципиально. И-стихи -- это уже частности. Установка на стихи на них распространяется как на любые стихи. Автор говорит: то, что я пишу сейчас -- это стихи.

А.Б.:
Согласись - у тебя была и остаётся(?) фишечка (хорошая) - говорить об установке именно на И-стих.

И.Ч.:
Ты же границу рисуешь по - стихи (И-стихи) и проза. То есть, допустим, автор ничего не знает про И-стих, но он решил, что пишет стихи. И этого достаточно. Короче, И-стихи туда же, куда и стальные. А проза - в другую сторону.

А.Б.:
И-стих - это частности - ДА, и это доказательство органичности И-стиха, И-концепции…

И.Ч.:
По отношению к стихам - это подмножество.

А.Б.:
Да, таксономия... которой я кстати усиленно занимаюсь сейчас...

И.Ч.:
Но это дико бесит многих, кто считает верлибр прозой. И всё остальное, где регулярного ритма нет и рифмы.

А.Б.:
Это ИХь проНблемы!..

И.Ч.:
Ага. И вот установка на стихи, это важно -- это понимание автора принципиальное, что сейчас он пишет стихи и поэтому он делит текст на строки (стихи).

А.Б.:
И это тоже, кстати, в пользу И-концепции, поскольку один из основных постулатов И-концепции: И-стих есть интеграция между прозой и стихом, с некоторым формальным уклоном в стих, это как И-доминанта.

И.Ч.:
Помнишь, я тебе говорила, как 20 лет назад я верлибры забивала обратно в строку? …потому что кому-то там на Самиздате Мошковском не нравилось, что я это стихами называла? а мне нечем было на тот момент крыть. И я свою установку снимала, отказывалась от неё… Среди них были и И-стихи.

А.Б.:
Ух ты! вот это приёмчик!!! молодец!!! И это, кстати (про верлибр), главное и единственное отличие верлибра от прозы. Это если вставать на позицию "жёсткого" верлибра. Хотя даже "жёсткий" Бурич не избежал созвучий или рифм.

И.Ч.:
Именно! И, кстати, если автор так сделает, у него эти изначальные строки как бы всё равно остаются в голове. Вертикальное мышление -- это очень важная граница…

А.Б.:
…хорошее определение!

И.Ч.:
Ну, фальсификация учёному нужна. Так проверяется истинность.

А.Б.:
И это коррелирует с Библейским постулатом про "правую щёку"... о котором Бродский в эссе писал... в "Напутствии"… показать оппоненту абсурдность ситуации...

И.Ч.:
Да.

А.Б.:
Это фундаментальнейший постулат философии науки... которую (философию науки) я, кстати, преподавал лет 5 как профессор в вузе... И этот постулат коррелирует с Тезисами ФЛЭ - Фестиваля Литературного Эксперимента, который состоится, надеюсь, 6 августа - Четвёртый, как и "Интегральные чтения" в этом году - Четвёртые... теперь мне хочется разделить эти два проекта… Пора и немного продифференцировать, а не только интегрировать…

И.Ч.:
понятно.

(январь 2024)

© Бубнов А.В., Чуднова И.В., текст диалогов, 2024.

Александр Бубнов   14.01.2024 13:49   Заявить о нарушении