Кити Пахолкова - написанные рецензии

Рецензия на «Смолина Как Таня боролась за любовь» (Клуб Вологжан Ступени)

Замечательные, теплые рассказы, оставляющие приятное послевкусие. Социальные темы не делают текст ни скучным, ни надрывным, и в этом для меня удивительное мастерство автора. Вкрапления простонародной речи не раздражают, не выбиваются из общей ткани повествования и не снижают уровень текста.
Спасибо!

Кити Пахолкова   01.11.2014 12:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Клюкина В ночь перед Рождеством Отблагодарила» (Клуб Вологжан Ступени)

Воспоминания о бабушке, самобытной деревенской жизни, гадания, бытовом укладе наполнены такой теплотой, что невозможно не улыбаться, когда читаешь. И правда - все это начинаешь ценить только со временем, а в юности это кажется неудобным и слишком устаревшим.

Кити Пахолкова   28.10.2014 20:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина, за отзыв. Жаль, что творческая биография у Вас не написана.

Александра Клюкина   28.10.2014 21:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зачесов Заколдованный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Больше всего остального понравилась сказка "Заколдованный день". Тут должна быть россыпь сердечек и ромашек))) Я очень люблю сказки, особенно те, которые, развиваясь было по накатанной, всем известной линии, вдруг делают крутой разворот на 180 градусов и превращаются в совсем другую историю.
Девочка, которая уже достаточно взрослая, чтобы нравиться мальчикам и понимать, что мальчики ей нравятся тоже, все-таки еще больше ребенок, и это очень трогает. Меня лично этот образ заставляет улыбаться.

Кити Пахолкова   28.10.2014 20:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «000000000000» (Клуб Вологжан Ступени)

Я бы еще читала и читала этот текст. Он гладкий-гладкий, слова цепляются друг за друга, перетекают водой.
На уровне ощущений есть что-то едва уловимое, пронзительное, от чего тянет прочитать еще раз, увидеть это что-то между строк.
Мне нравится, когда драма в истории ощущается подспудно, без углубления в пространные описания, просто чувствуется.

Кити Пахолкова   28.10.2014 20:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Отчаянье» (Игорь Волков)

Самое первое ощущение – от рассказа веет Набоковым, Чеховым и Блоком. Второе ощущение – диссонанс, дисгармония.
Еще не видя героя, я увидела, что он на перепутье – не зря же появился вокзал, переходная точка между отбытием из пункта А и прибытием в пункт Б. Евгений подан так, будто он весь в своих мыслях, однако, во-первых, мыслей тут нет, ни одной, а во-вторых, описание мира в рассказе кричаще-контрастно предполагаемому состоянию героя: этот мир подчеркнуто вещный – в нем движутся вагоны, едут машины, и даже Надя, выбегающая из одной из них, как-то пугающе сливается с этим неодушевленным набором механизмов. Можно предположить, что мы имеем традиционное романтическое противостояние героя и окружающей его действительности, так ведь нет же – мир тут ни на миллиметр не враждебен, он вообще сам по себе.
И потом, лично меня удивило, что герой, год ждавший встречи с девушкой, абсолютно никак ее от машин-вагонов не отделяет. Увиделась мне доля психологической недостоверности в этой сцене. Вспоминая, что обычно автор пишет от первого лица, я рискнула сделать предположение номер два: может, просто не получилось достичь нужного эффекта глубины чувств Евгения, повествуя от лица третьего? А потом, вернувшись к тексту через некоторое время, и предположение номер три: а может, герой просто сам не знает, что ему сейчас чувствовать, вот и не чувствует в итоге ничего? Это подтверждается буквально на следующей странице, когда Евгений, которому не спится, думает о Наде: «Пожалуй, я и сам не знаю, как к ней отношусь».
Возвращаясь к вещному миру, отмечу, что автору надо отдать должное за тщательную прорисовку картинки: есть цвет, запах, звук. Но порой он явно увлекается. Например, фраза «Проливая в лужи свежую кровь стоп-сигналов» у меня вызывает улыбку, как и появление желтой «Вольво», притом, что это не такси. Вот, кстати, и снова диссонанс, заметный уже после прочтения текста и возвращения к нему: женственная, мягкая, спокойная, овеянная романтическим ореолом Надя – и водит желтую машину? Это спорный момент. С одной стороны, хочется язвительно посоветовать автору изучить женскую психологию, хоть и говорят, что это в принципе невозможно. Но с другой, возникает мысль – может, так и задумано? Может, героиня вовсе не такая, какой видит ее герой? И вторая догадка подтверждается эпизодом диалога в машине по пути:
«- Надя, ты не хотела бы пойти в театр, - вымолвил он каким-то ржавым неестественным наречьем.
- В этот? Нет, не хочу. Не люблю старые театры. В них по сто лет играют одно и то же…
- А я хочу именно в этот. И даже не важно, что там сегодня играют, там воздух другой.
- Пыльный, - Надя смешно поморщила нос».
Разве может такая девушка, какой Надя предстает через призму видения героя, так пренебрежительно относиться к театру? И вот тут Евгений произносит фразу, пожалуй, ключевую для понимания текста: «- Это как-то связано со временем. Я уже замечал, что в некоторых местах оно как-то замедляет ход, что ли».
Возьмем на заметку и пойдем дальше.
Одновременно с виртуальным появлением третьего героя – друга Нади, у меня появилась мысль: а почему, собственно, приехавший – Евгений, а они – Надя и Миша, а не Надежда и Михаил, как положено? Или почему тогда главный герой – не Женя? Женей его называет только Надя, сам себя он позиционирует как «Евгений», а ее «Миша» в его устах превращается в «Михаил». Девушка же исключительно «Надя».
Снова возьмем на заметку.
А далее автор показывает, как познакомились герои, очень подробно и психологически точно рисуя атмосферу Петербурга, пушкинского лицея, которая сильно влияет на впечатлительного героя. Когда Надя обращается к Евгению с прозаической, в общем-то просьбой, сфотографировать ее, «он все еще был в мире фантазий и девушка казалась ее продолжением». Маленький штрих, но именно он показывает суть отношений героев и вообще конфликта рассказа.
Ту неделю, что герои провели вместе, Евгений «экскурсовод, фотограф, слуга и тайный воздыхатель». Их сближает вот это конкретное место с его удивительной атмосферой, причем такими же маленькими штрихами автор тонко намекает, что герои слишком разные, чтобы в настоящей, реальной жизни у них что-то получилось. О незнакомом месте Евгений принимается рассказывать, что здесь служил Чаадаев, а Надя указывает источник его знаний – труд Тынянова. Девушка сама ведет молодого человека в кафе и сама же платит по счету, ненавязчиво выдавая в себе абсолютного прагматика. Он пишет ей длинные письма, она отвечает на них несколькими строчками.
И вот теперь вспомним, что мы запоминали раньше: фразу о замершем времени и различие в форме имен. Теперь ответ появился: герои просто живут в разных временах и, по сути, в разных мирах. Он – в прошлом, в своей литературе, в мечтах, потому и Евгений. А она живет настоящим, идет дальше, когда он не трогается с места и только мысленно сочиняет слова, который хотел бы сказать Наде.
Казалось бы, чеховское застывшее время. Казалось бы, блоковское «ночь, улица, фонарь, аптека» - вечное возвращение. Даже цикличность отчетливо видна: приезд – симпатия – молчание о своих чувствах – недовольство собой и ожидание новой встречи. По кругу, снова и снова. Однако же – нет.
Евгений видит картину Михаила в незапертой мастерской – обратим внимание, что Надя утверждала, мастерская заперта, а ключ ее хозяин никому не дает: «Это был портрет Нади. Она сидела обнаженная, обняв руками колени и смотрела как-то снизу в верх. Во всей ее нежной пластике чувствовалась такая покорность, преданность, какой он даже не мог себе представить, потому, как она казалась ему недоступной, далекой». Для героя шок, что его возлюбленная оказывается не эфемерным созданием, а живой женщиной. Вместе с этим пониманием в его вымышленный идеальный мирок вторгается реальность: «Где-то на задворках чувств перед ним открывалось, что Надя, которую он знает, такая неповторимая, лишь потому, что она с ним, с Михаилом. Что она в каком-то смысле тоже произведение его искусства и даже если бы этот дом сгорел вместе с его хозяином, то она все равно бы продолжала принадлежать ему».
Интересно, что уходит, вернее, сбегает Евгений не обратно, в свой мир и в свой город, а вникуда, и повторяет уничтожающую все фразу: «- Никогда ничего не будет…». И такая реакция, которой трудно было ожидать от человека с его характером, заставляет поверить, что герой, действительно в этот раз не вернется. Но разве это отчаянье?

Кити Пахолкова   30.06.2010 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо тебе за столь развернутую и большую работу. Мне самому было бы проще написать новый рассказ, чем такую умную (в прямом смысле, без намеков) рецензию. Сколько там у меня загадок и разгадок... уму не постижимо! :) Кити, спасибо! Я поражен! :)

Игорь Волков   30.06.2010 22:50   Заявить о нарушении
Пожалуйста. ))) Говорят, произведение всегда перерастает автора - поэтому и появляются "загадки и разгадки".
О, прямо поражен? Ну, значит, не зря я над ней столько времени сидела. =)

Кити Пахолкова   01.07.2010 08:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реальность или вымысел?» (Илья Солдатов)

Что-то такое на грани документалистики... Ты увлекаешься биологией?

Кити Пахолкова   27.04.2010 20:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Повезло на людей» (Галина Щекина)

Ой, как много нового я узнала... Интересное интервью. )))

Кити Пахолкова   27.04.2010 16:23     Заявить о нарушении
спасибо за любознательность
все бы так

Галина Щекина   29.04.2010 10:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Утро, вечер и неделя» (Елизавета Безнина)

Эта твоя миниатюрка мне, наверное, больше всего, что я у тебя читала, нравится! Такая прелесть, сразу хочется поверить в ангелов - и в то, что дети, действительно, сами выбирают себе родителей...
Диалоги меня восхищают, это сложно - все высказать в такой форме и не затянуть.
Спасибо!

Кити Пахолкова   27.04.2010 16:19     Заявить о нарушении
))))) Я опять что кружечка вишнёвого варенья расползаюсь по булочке радостной и довольной улыбкой)))
Спасибо, Кити!!! )

Елизавета Безнина   27.04.2010 17:06   Заявить о нарушении