Сергей Кувалда - написанные рецензии

Рецензия на «Герои и жертвы снайперской войны. Июнь 1943» (Олег Каминский)

Как всегда, Олег, интереснейшая фактура!
Недавно просмотрел немецкий учебный фильм на эту тему и несколько удивлён размещённым Вами фото советских снайперов: никакой маскировки бойцов и оружия. Возможно это постановочное фото военкора.
Мне всегда было интересно сравнение ТТХ советских и немецких снайперских винтовок, особенно оптики. Есть ли у Вас такие данные?
С неизменным уважением,

Сергей Кувалда   18.11.2021 11:15     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за отклик!
Вероятно, это действительно постановочное фото, а может быть просто скороспелые снайперы-самоучки.
А насчет ТТХ отвечу только, что я не "технарь" и меня больше интересуют люди...
С неизменным уважением,

Олег Каминский   18.11.2021 19:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как проявляются родительские гены» (Полковник Чечель)

Поучительно, уважаемый Василий Васильевич.
Что такое утратить надежду я видел на примере моей ныне покойной мамы. Заболев в марте этого года Ковидом и став из малоподвижной полностью лежачей, она утратила надежду на выздоровление. Меньше чем за месяц её не стало - отёк лёгких.
Её 86 летняя ровесница Людмила Ивановна, моя соседка по даче, всё лето и осень на своём участке. Еле двигается с костылём, но копает, окучивает, наводит порядок. Когда я похвалил её за ухоженность огородика, то ответила: "Слава Богу, что не в памперсах", а когда неосторожно спросил мол какой смысл в осенней перекопке грядок (когда её внук и его жена не появляются и не помогают), мудро ответила поговоркой: "Помирать собрался, а рожь сей!".
Здоровья Вам с супругой и надежды.
С неизменным уважением,

Сергей Кувалда   13.11.2021 17:22     Заявить о нарушении
Да, Сергей, у каждого свой крест и своя судьба... Моя мама тоже ушла в 86, на день Победы, а сегодня мы её поминаем в её день рождения...

С уважением, жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   14.11.2021 00:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Душа ушла в пятки - Чё Де? доп 8. 11. 21 г» (Полковник Чечель)

"Как заявил Денис Евдокимов, следствие и Межгосударственный авиационный комитет не заинтересовались «фактом воздействия на самолет атмосферного электричества», и в материалах дела об этом «попросту нет ни слова». «Могу предположить, что такой обход важного факта связан с исключением риска для репутации производителя Superjet»,— считает пилот."(с)

Доброго времени суток, уважаемый Василий Васильевич. Позвольте высказать своё полное согласие с мнением КВС и немного его дополнить.
Сразу же после катастрофы видел интервью нескольких опытных лётчиков ГА и ВВС. Все они рассказывали, что неоднократно в их ЛА (ещё старых, цельнометаллических типов) попадали разряды молний. И, тем не менее, подобных Superjet ситуаций никогда не было. Они также сходились во мнении, что причиной катастрофы стали конструктивные недостатки самолёта, а именно - широкое применение в конструкции планера композитных материалов без тщательного изучения (моделирования и испытания) как себя ведут отдельные элементы конструкции при накоплении на поверхностях статического электричества, а особенно - при попадании атмосферного электрического разряда высокого напряжения.
Естественно, что ни КБ, ни эксплуатант никогда не признают конструктивно-производственные недостатки такого порядка. Иначе, пришлось бы выводить из эксплуатации и дорабатывать десятки (а то и весь тип) Superjet. И это не датчик какой-то заменить или агрегат, а по-новой провести испытания всего планера, провести масштабные доработки конструкции и пр. А это огромная потеря прибыли, чреватая для небольших авиакомпаний банкротством. О репутационных потерях и говорить не приходится.
Поэтому и упоминаемые мной интервью бывших КВС, единожды прозвучав, больше в эфир не попадали. Дальше пошёл информационный шум, цель которого вписывается в интересы фирм разработчика и производителя.
С неизменным уважением, Сергей

Сергей Кувалда   09.11.2021 21:58     Заявить о нарушении
Всё правильно, Сергей, полностью с Вами согласен...

Полковник Чечель   09.11.2021 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тупик российского Авиапрома» (Полковник Чечель)

Доброго времени суток уважаемый Василий Васильевич.

1. О прямой индикации.
Я не лётчик, и как-то никогда не задумывался об авиагоризонте с прямой индикацией. Полагал, что это нормально, что у лётчика с "младых ногтей" вырабатываются соответствующие рефлекторные реакции. Оказалось, что стрессовая ситуация и природа человека берет своё.
И вот что подумал. Каждый из нас когда-то играл в компьютерные игры, двигая курсором мышки по экрану. И представил себе: а если бы курсор неподвижно находился в центре экрана, а мышкой я бы двигал к нему цели, обстановку и пр. Это же дурка была бы полная и мозги набекрень после 10 минут игры! А если стресс, а если жена в самый ответственный момент подойдёт сзади и похлопает по плечу?
Ну, видимо, разработчики компьютерных игр учитывают природу человека... Почему же, не смотря на сотни жертв в авиакатастрофах, эту природу не учитывают проектировщики современной авионики?

2. О состоянии российского авиастроения.
Ваши визави совершенно верно заметили, что Суперждет остановил создание российских ЛА такого класса. А я добавлю: не просто остановил, а тормознул с креном и опрокидыванием. Взять только низкое расположение двигателей - это сколько же чистюсеньких полос надо построить дабы не наглотаться всякой дряни с земли!? О композитах импортного производства, комплектующих и авионике даже говорить не хочется. Это просто позор для авиационной державы, претендующей на создание замкнутых циклов производства ЛА.
В конце позапрошлого года мой товарищ из Комсомольска на Амуре, один из ведущих специалистов тамошнего авиазавода, сообщил о первом полёте серийного Су-57. Прошло два года, но ещё ни одна эскадрилья ВВС ВКС РФ не перевооружена на это "пятое поколение". Когда я сказал ему, что аналогичные по параметрам F-35 выпускаются сотнями и продаются в десятки стран, он поначалу обиделся ( что понятно), а после сказал: " А что ты хочешь, если программой перевооружения авиации у нас руководит бывший мебельщик Сердюков?" И подумалось мне: " Н-да.. Мебельщик то он бывший, но питерский друг Пу-на настоящий..."

Басня об Оркестре и Кроте
Сергей Кувалда

Известно нам бывает так,
Что человека красит место:
Поставили руководить Крота
Большим оркестром
***
Медведь был "За"! и "За!" был Кот,
И по протекции Собаки
За дирижёрским пультом Крот
В шикарном фраке

Хоть дирижёр не знает нот -
Но палкой машет,
А что слепой - на то он Крот
К тому ж - из "наших"

Ему, слепцу, что день что ночь
К чему таланты?…
Из оркестровой ямы прочь
Всех музыкантов!!

Крот машет палочкой на слух,
Без партитуры..
Вдохнул аплодисментов пух
(В восторге Куры)

К тому же музыка звучит
И без оркестра…
За дирижёрским пультом Крот -
Он красит МЕСТО..

С отливом фрак, большой живот,
Поклонниц вздохи..
Махает палочкою Крот
Пред …. КАРАОКЕ…
Спасибо Вам, Василий Васильевич, за честность, прямоту и неравнодушие.
С неизменным уважением, Сергей.

Сергей Кувалда   07.11.2021 10:41     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за глубокую рецензию - есть о чём поразмышлять на досуге...

С уважением, жму кисть, ВВЧ.

Полковник Чечель   07.11.2021 14:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Рожки да ножки от Физелер-Шторха» (Олег Каминский)

Просто отличный самолёт "Аист"! Говорю как авиаспециалист. Обалденная, неслыханная для того времени механизация крыла, 60 метров разбега на взлёте, 50 метров пробега при посадке, возможность эвакуировать раненого на носилках с сопровождающим - это фантастика. Но дороговизна в ущерб простоте, дешевизне и массовости (У-2=По-2) сделалали этот самолёт, хоть и уникальным, но, всё же, обычным связным самолётом ( по памяти: было выпущено чуть более 2000 "Шторхов" против, на порядок больше, "кукурузников")
Ранее встречал инфу, что "Шторхи" выпускались в Аргентине, Бразилии и Парагвае вплоть до 1980-х годов. Думаю, что для перевозчиков колумбийского кокаина, посадок и взлётов на спешно созданных ВПП в южноамериканских джунглях, такой самолёт был востребован как никакой другой.
С уважением и благодарностью,

Сергей Кувалда   05.11.2021 15:00     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Сергей! Приятно иметь дело со знающим человеком.
С уважением и благодарностью,

Олег Каминский   05.11.2021 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как Штирлиц породил русских наци-скинхедов» (Максим Омуров)

Неправда Ваша, Максим. В моём детстве, когда мы ещё не знали Штирлица-Мюллера и прочих, вовсю играли в капитана Клосса и эсэсовца Брюмера из польской многосерийки "Ставка больше чем жизнь". Из моих пацанов-соседей только по жребию соглашались играть Клосса, - всем хотелось быть Брюммером. Тем более, что как раз в то время в игрушечных советских магазинах появились масштабные копии "Парабеллума" (40 коп. за шт), которым пользовались киногерои польского фильма. Цвет, правда, у них был тоже игрушечный - жёлтый, оранжевый, а кому повезло купить - синий. Мы делали формы, отливали пмстолеты из аккумуляторного свинца, шлифовали, красили в чёрный цвет. Короче говоря - те ещё "фошысты" и "розведчики".
Когда на телеэкранах появился Штирлиц в красивой черной форме СД, наша уличная "банда" лишь издевательски посмеивалась, помня о "крутости" и красоте Брюмера.
С благодарностью за воспоминания,

Сергей Кувалда   05.11.2021 14:37     Заявить о нарушении
Ну, каждый запомнил свое. А самопальный парабеллум у меня тоже был :-))
С уважением,

Максим Омуров   06.11.2021 02:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гуляй, Вася, ешь опилки!» (Максим Омуров)

" А поговорить?" - это когда уже "после"
Ну, со Светкой мог бы наверно, раз или два-три (если бы было продолжение). А с супружницей своей законной, с которой прожили всю жизнь, много раз и всё как в первый раз. Вот и сделал Боря свой выбор. И не в "бухаресте" вопрос!
Спасибо, с уважением,

Сергей Кувалда   05.11.2021 14:14     Заявить о нарушении
Боре не столько хотелось "порева", сколько мести. Но, переговорив с женой, он понял, что мстить не за что и незачем.
С уважением,

Максим Омуров   06.11.2021 02:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диверсии оун-упа на железных дорогах» (Олег Каминский)

ОК: "... руководство УПА опасалось репрессий со стороны противника: ведь за каждый пущенный под откос эшелон немцы жестоко карали окрестные сёла. А поскольку УПА набиралась из крестьян этих самых сёл, то и подставлять своих односельчан под удар им не было никакого смысла." (с)

Уважаемый Олег, судя по активной рельсовой войне УПА, начавшейся после ухода немцев, бандеровцы не особо боялись, что их сёла за диверсии на ж.д. подвегнутся репрессиям со стороны НКВД. Как-то слабо верится что части НКВД были либеральнее айнзацкоманд. Или действительно карали мягко?
С уважением,

Сергей Кувалда   04.11.2021 15:13     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
Вы задали совершенно правильный вопрос. Разумеется, во многом из-за деятельности УПА были репрессированы сотни тысяч жителей окрестных сёл. Но большинство из них были просто депортированы, а не сожжено живьём вместе с их домами, как это бы сделали немцы или их союзники.
С уважением,

Олег Каминский   04.11.2021 16:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Словаки предпочитают Мессершмитты» (Олег Каминский)

Сейчас, Олег, нет под рукой соответствующих бумажных источников (дал почитать), но насколько помню после Словацкого восстания некоторые из словацких пилотов воевали уже против Третьего Рейха. Можно ли осветить подробности?
С уважением,

Сергей Кувалда   01.11.2021 19:11     Заявить о нарушении
Сергей, этой темой я пока не интересовался, поэтому ничего конкретно сказать не могу. Может быть, в будущем...
С уважением,

Олег Каминский   02.11.2021 07:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Железный крест за милосердие» (Олег Каминский)

Когда я учился в ВВАИУ, на одном из занятий по аэродинамике кто-то из курсантов задал вопрос о первых исследователях флаттера (когда на околозвуковых скоростях разрушаются аэродинамические поверхности). Под большим секретом, с просьбой не записывать в конспекты, преподаватель назвал имя Ханны Рэйч (Hanna Reitsch) и рассказал историю, которую я спустя 20 лет прочитал во многих источниках.
При испытаниях ФАУ-1 испытатели столкнулись с доселе неописанным явлением - при достижении скорости, близкой к скорости распространения звука крылья ракеты начинали вибрировать и разрушались. И хоть были кое-какие результаты продувок в аэродинамической трубе (кстати, вывезена немцами из Харькова), полной картины описания процесса не было. И времени на исследования было мало. И тогда лётчица-испытательница Ханна Рэйч вызвалась выполнить пилотируемые полёты в ракете с последующей посадкой на лыжу. Следует сказать, что Ханна была женщиной довольно щуплой, малого роста. Для этих испытательных полётов спешно был создан пилотируемый вариант ФАУ-1, где для наблюдения за аэродинамическими поверхностями были установлены 2 перископа. Ханна выполнила ВОСЕМЬ полётов, определила режимы при которых начиналось вибрационное разрушение крыла, грамотно описала их. Это позволило разработчикам решить проблему за счёт изменения стреловидности и запустить серийное производство. В крайнем полёте в ФАУ-1 Ханна сильно покалечилась при посадке, но уже через 2 месяца приступила к испытательным полётам других типов авиавооружения.
Накануне самоубийства А. Гитлера вместе с фон. Греймом совершила посадку на Шторхе на берлинскую улицу у Рейхсканцелярии, предагала своему фюреру вылететь из Берлина. Гитлер отказался, а Ханна со ставшим фельдмаршалом фон Греймом улетела.
После войны попала в лагерь по денацификации. Но в отличие от Лени Риффеншталь и других кающихся знаковых личностей Третьего Рейха, заявила, что была и остаётся приверженцей идей национал-социализма. Несколько лет пробыла в этом лагере, так как не изменила своим приципам. Видимо в отместку за это её имя победителями в WW2 было вычеркнуто из списка выдающихся лётчиков-испытателей. Типа, ну флаттер, ну открыл кто-то, ну описал..., а кто, когда и как - пофиг.
С благодарностью за освещение замалчиваемых страниц истории,

Сергей Кувалда   23.10.2021 22:57     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за интересную рецензию! Насчёт открытия явления флаттера Ханной Райч я не знал, но давно читал в какой-то книге, что уже после войны при испытаниях Ме-262 впервые с флаттером справился наш лётчик-испытатель А.Г. Кочетков. Вероятно, это тот самый случай замалчивания заслуги Райч...
С уважением и благодарностью,

Олег Каминский   24.10.2021 08:42   Заявить о нарушении
По Ме-262. Вряд ли Кочетков был причастен к "открытию" флаттера.
К моменту, когда Ме-262 пошёл в серию, флаттер уже был достаточно полно описан благодаря Ханне Рэйч и немецким аэродинамикам. Конструкцию ( стреловидность, центровку) изменять не стали, но ввели ограничение: не превышать скорость 900 км/ч. Когда в марте 1945 года у новых самолётов наконец-то изменили стреловидность по передней кромке крыла до 42 градусов, для остальных 1400 выпушенных Ме-262 реализовать эти изменения было невозможно. Война шла к концу, времени на модификацию не осталось. Было ещё одно ограничение по режиму полёта ( к флаттеру прямого отношения не имеет) - на скорости больше 800 км/ч при "клевании" носовой части следовало отклонить руль высоты так, чтобы компенсировать "тяжёлый нос".
Послевоенные попытки наших авиаконструкторов и испытателей "примазаться" к немецким разработкам встречал многократно. Паскудно это и низко.
Ради интереса: сравните на фото аэродинамические компоновки FW Ta-183 (выпушены только опытные образцы) и МиГ-9 (ещё какой серийный...)
С уважением,

Сергей Кувалда   25.10.2021 21:20   Заявить о нарушении
Да, так и было. Спасибо, Сергей!
С уважением,

Олег Каминский   26.10.2021 12:02   Заявить о нарушении