Владимир Городничев - написанные рецензии

Рецензия на «Загадки дедушки Алтая» (Василий Вейкки Иванов)

Слово АЛатырь дословно переводится с праязыка как Священный (А) фаллос (Ла) тыра (тырь). Так назвали священную гору-вулкан с белой снежно-ледяной шапкой. По этой причине и получил он уточнение "бел-горюч камень". Камнем и поныне на Руси назвают горные вершины. Другое название "кип-камень" только усиливает впечатление о кипящей вершине извергающегося вулкана.

“На море на Океане есть бел горюч (сост.: светящийся) камень Алатырь, никем неведомой, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца”. Имеется в виду мощь недр вулкана, готового к извержению.
На горюч камне Алатыре устроена огнепалимая баня, в которой мечутся страсти и тоски любовные…(Забылин, с. 290–292, 293, 303–304).
“На море, на океане, на острове на Буяне стоит золотой столб. На столбе сидит девица, (как-то) шьет-зашивает шелковой иголкой рану…” (Русские заговоры Карелии, №229, с. 85, Беломорский район).
Дуб как Мировое Дерево и Первокамень упомянуты в одной из старинных славянских рукописей: « — Скажи мне, что держит землю? — Вода высока. — Да что держит камень? — четыре золотые кита. — Да что держит золотых китов? — Река огненная. — Да что держит тот огонь? — … Дуб железный, еже есть первопосажден от всего же, корение на силе божьей стоит».
Заговор, записанный в 1878 году в г.Пинега: “Стану я не благословясь, пойду не перекрестясь, из избы не дворами, из двора не воротами, во чисто поле. В том поле есть Окиан-море, в том море есть Алатырь камень, на том камне стоит столб от неба до земли огненный, под тем столбом лежит змея жгуча, опалюча…” (Забылин, с. 310)
Есть под белым камнем на том Божьем острове “щука золотая — и перьё золотое, и кости золотые, и зубы золотые”. Щука выгрызает у раба божьего болезни (Майков, №128).
“В синем море стоит алатырь-камень, под алатырем-каменм стоит щука медная, зубы железныя, щеки булатныя, глаза оловянныя…” (Русские заговоры Карелии, №168. с. 69) (Из заговоров от грыжи, Беломорский район).
Кузнецы
“…стоят три кузницы. Куют кузнецы на четырёх станках. Бес Салчак, не куй белаго железа, а прикуй добраго молодца … сожги ретивое сердце…”(Майков, №16).
“… Стану, выду в цистое поле, погляжу на сине морё. На синем море — синей камень. На синем каменю стоят Кузьма, Демьян бессеребряники, ремесленники. Помолюся и поклонюся Кузьмы, Демьяну: “Пособите и помогите …” (Русские заговоры Карелии, №187, c. 74. Петрозаводск).
В западно-славянской и древнерусской традициях кузнецов зовут Сварогом и Сварожичем-Огнебогом, это отец и сын. Кузнецы традиционно куют судебку, свадебку и оружие героям.

Иногда Латырь камень помещают в дьявольском болоте, а на том камне сидит сам сатана, которого просят дьявольские сыны о раздорах и свершении прочих козней (Майков, №48).
“… на том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами… тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы…”(Майков, №210)
“На море на Кiaне, на острове на Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец побеждают змея лютаго, огненнаго…” (Забылин, с. 323)
“На синем море стоит камень латый, под тем камнем латым живёт бабка семиволоска, девка простоволоска, отказывает от притчи, от срезора, от худой своей думы.” (Русские заговоры Карелии, №101, с.53) “… камень от земли создан, земли-матери придан…” (Из заговоров от детских недугов, Беломорский район, Русские заговоры Карелии, №109, с. 55)
На камне сидят или живут два брата (Каин и Авель, Каер и Лоер), ножами они резались (Русские заговоры Карелии, №237, №240, с. 87).
Кстати, в традиции богумильской, апокрифической, два сотворца Бог и Сатана родят себе помощников ударом о некий камень-гору. Например:
“И задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане молот в руки и велел бить в каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Богов товарищ начал молотом в камень бить, из каменя воины светлы начали выскакивать да на восток Богу кланяться; бил до того, что рука устала, попробовал бить левой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный черт да и поклонился молотобойцу. Смекнул сатана, в чем дело, да и давай левой рукой колотить; до того бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся. Той порой Саваоф дело своего сделал и пришел к сатане. Пришел и видит: дело плохо. Что делать? Взял, скорей зааминил. Перестали выскакивать силы нечистые, а стал выскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом о камень”[6].
“Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, бабы-яги”[7].
Может, как раз таким образом Алатырь-камень и связан с актом творения мира Светлым и Тёмным Богами?
Путь с Буяна вообще может быть преодолен по знаменитому Калинову Мосту : “Стану я раб, такой-то, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в подводосточную сторону, к морю к Окиану, в море-Окиане лежит Алатырь камень, на том камне Алатыре стоит дом. Попрошу я, раб такой-то, здоровья, об такой-то болезни, об наличном мясе, от грызоты, от болеты, от ломоты. Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у рабе, такой-то, семьдесят жил, семьдесят костей, семьдесят суставов; збавляет с раба, такого-то, семьдесят болезней. Не боли и не ломи, и не отрыгай, и не откидывай, ни на конце, ни на ветке никогда” (Сахаров 2, с. 107).

Приведенные выдержки из заговоров утведждают мысль о том, что Алатырь - это вулкан. И Алтай неникак не может соотноситься с Алатырем. Другое дело, что при исходе преворусов из зоны обитания около Алатыря, они при миграции по всему миру, давали названия горам в память об Алатыре: Алатау, Ялта, Альпы, Эльбрус и т.р.

Владимир Городничев   02.03.2023 20:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле, спрятанном в корнях. Отклик на заметку» (Василий Вейкки Иванов)

Разрешите поделиться своими соображениями:

1. Слово Ла действительно указывает место положения, проживания. Возникло оно в праязыке задолго до разделения его на индоевропейские, тюркскик и фино-угорские языки. Это от него в русском языке улица, улей, в тюркских - аул, аил. Кроме того палас, полис(город), палаты, поле, пол (в доме)
2. Древнее название солнца КоЛа. Это от него произошло слово коло. А когда изобрели колесо, то с чем еще было сравнить его, если не с вечно катящимля по небосводу солнцем? от него и произошло слово колесо (КоЛа сё). Диск солнца назывался КоРа. Это от него произошло слово корона: КоРа ни. Ни показывает происхорждение, как и в фамилиях Иоселиани, Мастрояни, Ахмеджани, Арутюнян.
А корела, как и кольский полуостров - место жительства солнца, или страна солнца
3. Слово сокол произошло от сё КоЛа. Но сокол, видимо, символизировал не само солнце, а лучи солнца. В древних представления лучи восходящего солнца разбрызгивались по земле росой. Считалось, что роса опускается на землю с лучами солнца. А роса еще в недавних представлениях русского народа напрямую соотносилась с рождением людей. Недаром женщины, желающие забеременнеть, катались голыми по росе. Так вот, сокол, ударяющийся об землю и превращающийся в доброго молокца, является позднейшим воплощением в сказках мысли о том, что лучи света по утру разбрызгивыаются по траве росой из кот. рождаются люди.
Соколиноголовый Гор -это, ведь, утреннее народившееся солнце КоЛа - сё КоЛа, проливающее лучи солнца на землю.
4. С названием Олонец куда как проще: это изначальный оленек, который изначально звучал как олень це. Це -это указательное местоимение. О древнейшем культе оленихи с оленятами не мне ВАм рассказывать.

Владимир Городничев   02.03.2023 17:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Копорье - окопавшийся авангард русичей» (Василий Вейкки Иванов)

Моя версия о происхождении названия реки Ижоры, которую я не навязываю, а делюсь:
Слово ижлра произошло от древнешего Е тура,т.е. то, что есть тура, кот. после озвончения звука Т превратилась в Е Дора -, далее Е Джора- Ежора-ижора. Длительность изменения слова показывает его древность. Возникло оно задолго до появления там финоугорскх племен в праиндоевропейском языкеязыке

значительную роль в словообразовании сыграло древнейшее солнечное божество тур (золотые рога в славянской мифолории). Думаю, что само слово тур произошло от то Ра.Далее выдержка из чужой работы:
санскритское turá — быстрый, сильный, крепкий - это характеристики сакрального животного тура.

Обозревая приведенный список названий местностей, мы замечаем, что наиболее часто названия, производные от «Тур», встречаются 1) в восточной, северной и северо-восточной России, и 2) преимущественно в западных и юго-западных губерниях. Последние же местности составляют восточную и северо-восточную окраину пространной области, в которой имя Тура увековечилось в бесчисленном множестве географических названий, свидетельствующих о чрезвычайной популярности в ней этого божества. Центральную часть этой области составляют нынешние Венгрия, заключающая в себе все нынешние поселения словаков и Угорскую Русь, в старину же сплошь заселенная славянами, и Галиция, в которых встречаем следующие названия: в Венгрии — Tura (2 селен.), Stara Tura, MezöTur, Turaluka, Turan, Turany, Turbek, Mala- и Welka-Tura, Mala- и Welka-Tureczka, Turesanka, Turia, Turia Bisztra, Turiczka, Mala- и Welka-Turica, Türje, Turo, Turowka, Turony, Turopolya, Turova, Turssok, Turzowka, Thur (приток Тейсы), Horne-, Male-, Stredne-Turowcze, Thurau, Thurany, Thurdesin, Thuring, Thurocz (жупанство и река), Thurovce, Thurul, Thurzowka, Torna, Torun и др., в Галиции — Turady, Turaczowka, Nyzna- и Wysna-Tureczka, Turowka, Turska, Turylcze, Turynka, Turza (5 селен.), Turzansk, Turze, Turzez, Turzepole; кроме того, находим множество подобных же названий в Чехии и Моравии: Turas (Turzan), Turove, Turro, Turovec, Turowitz, Turovka, Tursko, Turec, Turz (Turzi), Turzany, Turice; в Прусской Силезии: Turawa, Thurze, Thurze (Велик, и Мал.), Thurzy; в Познани: Turew, Turowo, Turskow, Turze (2 селен.); в северной Германии (кроме Мекленбурга): Turoschlen, Turostowo, Turow, Turowitz, Tursnitz, Turza, Turzany, Turznitz, Turzno, Tursonka, Turzyn, Thurau, Thuorike, Thüritz, Thuren, Thurow, Thurowen (2 селен), Thurowkin, Thurowangen; в Мекленбурге: Ture (область, «terrae Thure» в акт. 1247 г.), Turinitz («villa Т.» в акт. 1216 г.), Turow (Dorff Thurow в акт. 1330 г.), Thurow (Thurowe в акт. 1343 г.), Klein-Thurow (Slavicum Turowe в акт. 1277 г.), Torgelow («Turreglaue» в акт. 1350 г.); Турингия (область, в которой тянется хребет гор Hörselberge и высшая между ними вершина, большая гора — Hörselberg). Немало подобных же имен встречаем и в южной полосе славянских земель, таковы: в Хорватии и Словении: Turan, Turanovac, Turinovo selo, Turjanski, Turopolje, Turen; в Далмации: Turini (Mali и Veliki), Turanj, Turic, Turjake; в Истрии: Turavical, Tureich; в Штирии: Turiska, Türrach при озере Turrachersee, Thurje. [8] Имя Тура звучит и в некоторых названиях немногочисленных, впрочем, местностей в Австрии, Тироли, Баварии, Швейцарии, Италии, даже достигает Франции, Испании и Великобритании. Несомненно, однако, судя по степени скученности «Турьих» местностей, центральную область поклонения Туру составляет Венгрия и Галиция (сюда же может быть причислена и Пруссия с Познанью и Силезией).
КОПОРЬЕ: слово копорье явно происходит от копора (капора) по типу поморье, нагорье и тд. А капора пролизошло от капь Ра -капище бога тура- Бога Ра. Видимо представлял собой фаллический идол, т.к. Ра , изначально -это сакральное название фаллоса. Не случайно у тура в первую очередь отмечалась его сексуальная мощь, а сакральные быки изображались с подчеркнуто выраженными гениталиями.

Владимир Городничев   01.03.2023 22:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Существует ли корень в слове вынуть?» (Владимир Полуботко 2)

Я так думаю. Раньше звучало вынимать. В основе - имать (иметь). Примеры с "имать": Изымать, внимать. Но корень МА действительно выпал. Нет корня в слове вынуть.

Владимир Городничев   19.07.2020 11:12     Заявить о нарушении