Река Беседь и значение слова...

Сергей Курочкин 3
    Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
    http://proza.ru/2025/03/09/1045
    Хотя из Хотимска на реке Беседь
    http://proza.ru/2025/02/21/721
    Перед Пасхой на Страстную пятницу
    http://proza.ru/2024/11/19/1390
    Луганск, Луга, Луг и божественная этимология...
    http://proza.ru/2022/02/22/899
    Легенда о Двине и близнецах
    http://proza.ru/2025/02/05/1496
    Литва, Ятвязи, Деремела - хинова значение.
    http://proza.ru/2024/11/28/1229

    Бесоедовка? Красиво, мне нравится, где-то слышал...

    Тема Беседи часто привлекала внимание мастеров пера, читаю в краеведческом очерке. С меня мастер пера ещё тот - сух в эмоциях и строг в расчётах сопромата. Для меня язык - крепость и конструкция одновременно, поэтому пишу часто с ошибками. В школе получал оценку 3 за грамотность по русскому языку и через дробь 5 за то, что хотел сказать. С привычкой доверять ушам и сегодня пишу как слышу. В слове Беседь - два ударения нахожу в википедии: бЕсЕдь, редкий случай (потому что слово не российское) и читается на распев. Сравните: бебрянь (рукав из повести "Слово о полку"), эти слова родом - одного куста и огорода. Ему сестры и братья будут Кубань, Куба, Туросна, Дунай, Десна, Амур и Ардонь с Иорданью. См. статью: "Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?", "Хотя из Хотимска на реке Беседь"

    С болгарского сhосiаz - беседа, разговор (серб.),  размова (белор.);
    сhосiа - общество,  друштво (серб.),  грамадства (белор.);
    с hосiа - с ножом;
    с hосiаz - в шляпе.

    Меняются окончания, получается мужской или женский род, всё как в русском, потому и выступает "беседа" то в шляпе, то с ножом, олицетворяя - общество. Так что запоминайте наставление из словаря: «Хотя и хоть не только обладают внешним сходством, но и имеют одну и ту же морфологическую принадлежность: оба слова могут быть как союзом, так и частицей. В роли союза хотя и хоть соединяют части сложного предложения, и в таком случае перед этими словами ставится запятая». Вот такие дела - союз у нас, "хотя" в любом виде. Кстати, река Беседь и городок Хотимск в Беларуси, если что, неподалёку от Хатыни. Есть ещё созвучная река на побережье Сочи и сказочного старика звали Хоттабыч, тем не менее. Из системы минимальных значений частицы хоть и их взаимодействия с контекстом, довольно любопытен и пример топонимики, который я привёл. Вывод: Не всему надо верить чему тебя учат в школе. Учителя не виноваты, просто у них такие программы.


    ГОВОРЛИВАЯ  БЕСЕДЬ 

    По одной из версий, реке Беседь в Белоруссии дали такое название за говорливость потока её воды, что по-русски и означает - "беседа". Так-то оно так, но шумно-говорливого потока там нет, разве по весне и то не очень, это присуще всем рекам, все они речки шумные, как по весне расчехвостятся. Поток воды вдруг заговорил, а за шум и гам да за говорливость потока её воды, речку и назвали Беседь. Странно. Не верю. Пожалуй, не стану себя разубеждать в невероятно красивой этимологии. Так оно и было, как с Ипутью или Казанкой, пока не перевёл однажды.

     Казанка с тюркских языков на русский переводится: "Какая женщина!", "Ах какая женщина", хотя, ничего общего с казаном, котлом или чашей не имеется, это просто - образ такой (само закипающего сосуда, как гласит легенда). На реке Казанке при впадении в Волгу стоит Казань город. От слова Беседь произошла "беседка" по аналогии: камень - Каменка, Москва - Московка. Если взять за аналогию беседку на берегу реки Беседь, можно ожидать чего-то подобного с переводами: ниша, алькова, что соответствует внешнему виду и образу, сближая с цита/цата - "девушка" - с крестом на куполах, стремящихся в небо, а небо - белое (альбо/nebo/або). А блондинку при желании можно сблизить с наливным или перевести - обед (фр.), то есть еда и снедь... "Скушал яблочко мой свет, благодарствуй за обед!" (Пушкин). Всё это нам позволяет сделать могучий русский язык, который впитал в себя десятки наречий. Почему так получилось - это другая история, наполовину колониальная, но и дыму без огня не бывает, как угля и сажи без дров. Бело поместные жители - не платившие дань - в значении слова "белое" (б+ело), давшее нам слово - бельё (с предупреждением "не копаться в грязном"). С дыма по белке - размер дани времён ига. Кстати, имя девушке, как нельзя кстати, белая. А история Красной Горы начинается с былинных слов - не платили дани. Вполне возможная и правдоподобная версия по двум причинам. ВКЛ как и Новгородчина в целом (с их ушкуйниками северо-запада) не являлись частью земли, именуемой сегодня Россией, которая оказалась в "крепостничестве". Иго не следует искать в степи, оно пришло с запада, а Тмутаракань - земли Прибалтики, заселяемые сегодня известными воинствующими странами. В мире ничего особо не изменилось с тех пор.

     Как кажется, историки по прежнему пишут за природу, а филологи обожают историю, не оставляя географам места развернуться. Историографию отменили большевики сразу же, а краеведение запретил Сталин после войны, так что же мы хотели? Поэтому о природе лучше содрать (как на уроке изложения), но глазами очевидца: «На территории Красной Горы река имеет широкую, слегка заболоченную пойму, образует протоки, старицы, острова, образует что-то вроде ландшафтного парка». Спасибо земляку. Всё там как у людей, а на воде всё как на суше - новые и старые атавизмы жизни вперемешку, а рудименты - островами. Рудименты - это органы, которые сейчас не выполняют никакой функции, но были нужны нашим эволюционным предкам. Странные ассоциации, но что делать, как оказалось, а сегодня доказали, что и копчик современному человеку не лишний. В роли же рудиментов оказалась не только топонимика местности с личными именами обитателей. Я бы отнёс туда значение названий городов, стран, морей, рек и добрую половину слов русского языка. Спасибо ему.
 
     «Мне с моею речкой чуточку полегче, // Где ни побываю, к ней всегда вернусь» (Г. Горина). Красиво!

     Беседь от слова беседа? Всегда так думал. Нить рассуждений, бегущая вода и вдаль уводящее русло реки, виляя берегами за излучины косогоров... С чем ещё можно сравнить? Название реки Беседь мне напоминает беседу, в которой слово за словом тянется обычная разговорная нить - о чём-то, о чём постоянно беседуют люди. Слово и время. Человеческое общение непозволительная роскошь в наше время. Самое дорогое что может быть в жизни. А тема беседы может быть любая. Как говорят англичане, о чём бы вы не говорили, хоть о погоде - всё равно о деньгах. А француз добавит - ищите женщину, у Петра - "Слово и дело".

    Или Беседь от слова беседка? Малая форма в архитектуре - строение в саду или на берегу под крышей, обязательно открытая со всех сторон и в балясинах, лёгкая, воздушная. Окрашена в белый цвет. В ней приятно сидеть и беседовать. Место созерцания, место силы. Подбираюсь к слову через разные ассоциации от звука "беседь". Беседки могут быть деревянными, мраморными, не суть. Говорливыми? Не обязательно, можно сидеть и молчать, созерцая в тишине природу, можно читать, можно смотреть на луну и звёзды. Река же просто вода, она просто называется Беседь, но как на ней сидеть? «Словене седоша на Висле», ага, значит, оседлали берега!.. Всё же сидели. Место прописки. Как много объединяет Беседь. Звук напоминает снедь - еду в смысле пищу, но более - езду (едь) в повелительном наклонении со словом бес. Река это поток, она не стоит на месте. Река и средство сообщения, а слово - способ общения. Что же может означать этот многозначный термин и отчего повелось слово изначально, кустясь и расцветая во времени, обрастая новыми значениями? Вопрос. Малая форма в архитектуре с нишами-альковами и кружевами появилась позже чем река, что бесспорно. Наиболее из значимых беседок, которые довелось видеть, и которым уделялось особое внимание, это на усадьбе И.С. Тургенева, например, или Топкапи - в Стамбуле с видом на Босфор. Перевёл как "шляпа", она золотая на месте капища. Самые красивые (значимые) места отводились под беседки и ротонды. Языческий храм в Армении Гарни (посвящённый богу солнца Михру, возраст которому более 2000 лет), напоминает одновременно своей колоннадой современный Дом Культуры, а названием - гарный, красивый, пригожий...

    Река, время, слово, место, седалище, строение, прописка, езда и обед. Что их объединяет? Неужели от беса: Бес-едь? Первичный корень завораживает, но и другие волнуют - седь/сядь - в ногах правды нет, дескать, беседа располагает на комфорт и сидеть. Снедать на природе, а почему нет? Снедь - пища, еда (женский род) в просторечии. «Голубчик, не брезгай нашей деревенской снедью». Угощают путника, беседующие на берегу гостеприимные люди. «Без снеди в путь не ходи» напоминают пословицу страннику. «Орды пришельца - снедь мечей» напишет Василий Жуковский. «Монарх и узник - снедь червей» обобщит Гаврила Державин. Глубоко мыслили наши классики, очень глубоко. Земле едино и мечам, что мы едим и всё... червям. Ну да, Бог с ними, с философами, они все уже там, унесшие с собой тайну имени. А кто ответит мне, россиянину, самостоятельно изучающему русский язык? Если учителя не могли ответить на вопрос, то водили нас в краеведческий музей. А там кости мамонта, останки разных животных и чудом уцелевшие остовы речных судов из дерева, напоминавшие скелет из ребер. Реки были судоходными, а по берегам находили разную старинную утварь да обереги с украшениями... Не знаю, почему я это вспомнил? Наверное, к тому, что плавали по разным рекам безо всяких виз, и, куда предкам вздумается, хоть за тысячу миль. Поэтому и общались наречиями от слова река? И язык стал богат. Дети выросли, а Беседь поседела: Бе-седь. Можно и так. Ох, и тёмен лес! Не даётся мне слово. Логическая цепочка в «беседе» то появляется, то исчезает. Влюблённые просто целуются в беседке, старик со старухой просто обсуждают прогноз погоды на завтра и, причём тут еда или бесы? Не знаю. Седь - сядь, посади, саженец, сож...

    Жил старик один в Мальковке,
    на Беседи (у Палужь),
    ворота в ажурной ковке,
    сад ломился спелых груш...
    И построил он беседку,
    с видом на воду Беседь...
    Солнце светит, гнутся ветки...
    Сын приедет посидеть.   

    На этой реке Беседи жили-были предки Колесниковы по линии отца в Красногорском районе Брянщины, у притока Палужье. Потом основали деревню Мальковку в Кемеровской области, перенесли имя от предков с собой. Красная Гора была несколько раз Поповой и несколько раз Красной, поэтому с детства сложились ассоциации о цветах революции и ризах батюшек, но название реки не вызывало у меня смутных подозрений - Беседь от слова беседа. И ничего другого. Об этимологии же задумался позже, почему-то происхождение названия не стало давать покоя голове. Причём, не только это слово становилось загадкой, но и добрая половина других из моего родного русского языка. И уже одно это, само по себе, становилось ещё большей загадкой. Почему же я, русский и не знаю слов общения? Чудеса. Время от времени находил ответы в наречиях от соседей, совершенно не подозревая о сути имён в топонимике. О значении - Палужье и всё что связано с лугом собственных представлений, постарался описать в статье "Луганск, Луга, Луг и божественная этимология..." от Амура до Лиссабона с Lugo. Нельзя писать про отдельную реку, не замечая топонимики края, а то и мира в целом.


    О КРАЕВЕДЕНИИ  В  КУЛЬТУРЕ СЛОВ

    Река Беседь - приток реки Сож. Тоже загадка, хотя бы, какого она/он рода - Сож? Тот же вопрос к Беседь, к Ипуть, к Палужь. Местные жители в написании стараются не склонять слово, на вопросы ответить не могут. Мне было долго непонятно, пока не дошло, что Сож - Бог от слова сажать (посадить), потому и Сож. Посадить можно дерево, а можно человека. Если посадка дерева сомнений не вызывает от слова саженец, то от слова сиделец тоже. Но есть и иные смыслы. Кстати, Сож так и переводится, начиная от «волка», заканчивая «работой».  А ещё это смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) - жидкий состав, который применяется при обработке различных материалов, позволяя снизить нагрузку, сбросить давление и тому подобное. Есть Сожа - река в России, протекает в Вологодской и Костромской области. Она женского рода. По данным государственного водного реестра России относится к Двинско-Печорскому бассейновому округу, речной подбассейн реки - Сухона. Речной бассейн реки - Северная Двина. А тут - Западная Двина и река - Сож Беларуси. В изучении гидронима мы так же прийдём к слову «сухо», но чуть ниже. После слияния с рекой Беседь Сож течёт по Белорусскому Полесью. Эта вода славится высокой степенью чистоты. Сож - одна из самых чистых рек в Европе. Протекает по территории России, Белоруссии и частично по границе с Украиной. В Посожье носители колочинской археологической культуры были предшественниками радимичей. В верховьях реки Сож у деревень Кушлянщина и Кощино находятся курганы IX-XI веков. В детстве и юности проживал возле района с именем Курганье и даже есть несколько вещиц Х века из бронзы - лунницы, коники-рысики, крестики, мечи и прочие обереги. Лет 40-50 назад их ещё можно было найти на берегах рек (а один крестик в кольце помог даже решить "квадратуру круга"). В Ковшарском городище (Покровка) на правом берегу реки Сож недалеко от Смоленска найдено писало (писАло) типа 4 - «Писала-стилосы древнего Новгорода», Б.Б. Овчинникова. Ну и, какая тут связь? В моей деревне Дурни (нынче г. Клинцы) та же топонимика, что и в Великом Новгороде: Концы, Низы, Старая, Новая и "Люди" в соседней Ардони. Буквальный перевод Ардонь = Люди. А перевести слово Клинцы - дети - сразу и не поймёшь, как это возможно? Разные звуки, написание, а значение одно? Замечаешь, что Клин под Москвой, прозвище в единственном числе - "ребёнок", тогда клИнцы - дети (отроки, нагели), и такое же значение - Кубань. Кто-то один ходил и раздавал имена рекам и горам, а местные жители старательно запоминали, каждый на своём наречии. Откуда Он шёл, где это центр вселенной? Есть что-то общее и хорошо забытое старое в новом. Менялись заветы от отца сыну, теологи пытались менять названия местности, а классики писали «Отцы и Дети».

    Ещё раньше, до Тургенева, Автор повести "Слово о полку" - князь Рыльский - упомянул "полки Косожские", которые можно смело относить к воинству от поселений по реке Сож. Также схватку Мстислава с богатырём Редедя, сравните окончания прозвищ: Редедя и Беседь, в них есть что-то съестное с желанием сесть посидеть, но поседеть во времени. А что же, саженцы? А детей убитого "красного" Редеди Мстислав окрестил, забрал жену и землю себе. Такая вот легенда о земле. Кто бы спорил, но это и есть краткая история, корни которой кроются в теологии.

    Существует несколько предположений о возникновении названия реки Сож. Все имена гидронимов бассейна увязаны в одну логическую цепочку, а Сож - основная река в крае, поэтому знакомлюсь в википедии, что есть по теме этимологии, прежде чем перейти к расшифровке имени Беседи. Итак, Сож:

     - от шош «ручей, река», на мансийском языке сос «река», на языке коми сос «рукав реки»;
     - от древнерусского сожжь «выжженные участки леса, подготовленные для распашки»;
     - от финского susi «волк».

     Малоубедительно от «шош» на языке манси и коми, причём они тут? Не причём и «выжженные участки леса, подготовленные для распашки», ведь это русло реки, кто там чего жёг и с какой целью? Если оформить рукотворную пойму, так это бред. Если косвенно, как в случае с именем города Погар, то сказали бы спалить. И река была бы Пал. И потом, слово с тремя буквами не может иметь корень из пяти - сожжь. Ничто не впечатлило, кроме - susi - читай наоборот. Звуки разные (Сож - susi), но смысл передан божественный. И даже не удивляйтесь, почему вода - сухая. Плавно перешли к выражению «в сухом остатке», так вот. Вспомнилось, «по воде аки посуху», ведь susi имеет значения: сухі, suha, сухий, seco, суха, суво, сухой, сув на славянских и иное - коры,  хуурай. И даже остров, если вспомнить о значении слова Брынь (читай статью о Брянске). От тех словен, что из Любляны и тех, что «седоша на писле» прослеживается дорожка от Истры с Дунаем и Вислы через Остров, Псков - по Великой к Неве через Любань, а через Киев (по рекам Кия и Брынь), и на восток по Десне и Оке. Единственный вопрос при этом возникает, а по какому по счёту кругу спирали всё это нам возвращается? Названиям по тысяче лет минимум от первого раскола церкви (1054), и в летописании дни рождения городов пестрят датами в основном XI века, или пожарами с XIII века, с момента появления мифических «велико-татар». Слово «могол» переводится "великий". А рядом с Великим Новгородом стоит город Чудово, а слово чудесный переводится тоже - великий. Наш русский язык можно на тех же правах назвать ещё и чудесным в дополнение к великому и могучему (дополню Тургенева). Заметим, что Великий Новгород стал таким «великим» не сразу от закладки Детинца или от первого упоминания в летописи. Он был просто - Новгород по названию земли в первую очередь, Новгородской (859) до призвания Рюрика. А такого города - Чудово и вовсе не было, когда апостол Андрей оставлял свой посох на реке Волхов в селе Грузино. Шёл апостол с юга, напомню, в 30-х годах новой эры, с целью рассказать людям, что солнце встало. А они как парились в банях, так и...

      Заметим, как названия перекликаются с бассейном Северной Двины - там тоже Сухона. Читайте: "Легенда о Двине и близнецах". У рек и земель, по которым эти реки протекают, несомненно, есть общее прошлое и оно зафиксировано в именах. А если взять логическую цепочку названий, так в логике древним было бы трудно отказать, прослеживая последовательность от начала, например: ручей Божжий, затем - Ипуть (Бога путь) - Сож (Бог). Ипуть левый приток, как и Беседь, на месте впадения расположен город Гомель (хомель - название буквы, но комель - основа древа). Беседь впадает выше у местечка Новосёлки и города - Ветка, в котором находится богатый музей старообрядчества. Начало Беседь берёт в Шумятском районе на юге Смоленской области в 2,5 километрах от северной окраины деревни Беседка Ершичского района Смоленской области. Примечательно, что и Ипуть берёт начало с этого же района. Ёршичи - от ЕР, но не от названия партии России, а от ер (хер) кириллицы. Ермилово, например, селение у границы с Финляндией, и таких слов с «ер» - ерик - масса. Речка Фонтанка в Питере называлась Ерик, Америка от ерика, Новый Орлеан, Нью-Йорк... О бедный ерик! Шекспир вздохнул. Далее Беседь (от ерика) протекает по Могилёвской области Беларуси, затем пересекает западную часть Брянской области России у Красной Горы и вновь течет в Хотимском, Костюковичском и Ветковском районах Беларуси, впадая в Сож через 4 километра после деревни Беседь в 30 километрах выше Гомеля у Новосёлок. Это второй по длине приток реки Сож, а Ипуть - первый. По логике так, а так и должно быть, иначе реки поменялись бы названиями. Не думали об этом?

    Так что же такое, Беседь? Википедия: «Название Беседь, по одной из версий, имеет финно-угорское происхождение. По другой версии, название происходит из иранских языков. Гидроним Беседь рассматривается в одном ряду с гидронимами Бестань, Бественка, Обеста, Обиста, Обста, Бастова, Бастовка, Бостя и т.д. Первая часть этих названий (Об-, Обе- и др.) сопоставима с иранским географическим термином об — «вода», «река». Вторая часть (-ста, -стань) восходит к иранскому слову в значениях «стоянка», «стан», «место», которое соответствует, например, современной осетинской корневой основе -стон в сложных словах в значении «широкая область».

    Стонала Мста и мост качался, ревела буря, гром гремел - от берегов он оторвался и воспарил - её хотев. Учёных надо читать с юмором. Парящий мост над Москвой - наглядное пособие тому беспределу (зарядью) в словистике и на деле. Дело рук иранцев и осетин, чьих же ещё, выходцев из Египта и Лобковских мавзолеев. Имение Овстуг тоже выводят от стана, армяне себя именуют Аястан, что оставалось Тютчеву, так это согласиться, что и его прозвище - игрец на свирели. А всё благодаря речке Овстуженке, по ней и называется - Овстуг. Переводится: рулетка - измерительный прибор, уменьшительное значение, вид - лента. Что их объединяет с Ипутью? Сорт черешни. Для Овстуженки лучшим опылителем признан сорт Ипуть. Необыкновенные фантазии брянских селекционеров. Как Беседи - Беседка, так и Овстуженка по аналогии - Московке в черте Клинцов. Это может означать одно: Новое время.

    А к слову Беседь (вода + стан) надо добавить ещё букву - О - в виде кольца и знака бесконечность, чтобы из сухого беса, ну хоть что-то выжать, ну хоть каплю смысла. И вот уже - вода! А по имени речки Полисть (между Чудово и Новгородом) возвести имя Палестины и граду Ерусалим на юге. Кстати, имя города, в который въезжал Иисус на осле в вербное воскресение - женское. Почему возникли такие ассоциации? Имя реке Мста тоже дали иранцы, и стало обидно за словен и Русу Старую. Очень важный момент в суждении, учитывая пройденный урок: «Вторая часть (-ста, -стань) восходит к иранскому слову в значениях «стоянка». Стонать хочется, считая сто копеек в рубле методом «осетинской корневой основы -стон», а в более сложных словах - рыдать в значении «широкая область», вспоминая Пушкина, все ли сто собрались вы? Как-то так. Стол, столица, столб - и всё они со знаком - st - святости, как имя городу Санкт-Петербург. Это действительно имена "нового времени", остов которому был заложен задолго до смены заметов и раскола в христианстве, и вообще до него. Даже береста тысячелетней давности мне оказалась ближе к пониманию, из письма новгородского мальчика: "невежа писа не дума каза а хто се цита?"

   Это как же надо не любить свою землю, чтобы эти трусоватые политики и филологи всегда были готовы со значком ГТО на груди и распираемой гордостью в штанах, в угоду беспамятству отдать язык и веру заодно - в заботе о барышах, попирая честь своего же предка... Саванна да и только. Вот мы и имеем, что имеем - прошлое наше из субтропиков с бананами.

    Чем мне нравятся учёные ответы, так это богатством разнообразия последущих вопросов. Они не отвечают конкретно о «беседи», но ставят перед любопытными новые задачи. Стараются доказать, что вода - это вода и это у них получается, вот что интересно! Однако причём тут иранские воды и станы, если воду можно вывести из -ва аборигенов? А пристань кораблю от слова присунуть Сувателя в Сую - реки Новгородчины. И сразу понятно, в каком случае всуе пишется слитно, а в каком - раздельно. Попы не одну голову сломали на уроке Божьем, чтобы втолковать правила языка палкой. Также в повести, слово "похоть" аналогично вожделению изучают, а на самом деле - по Хоть. Найдите две разницы между путаной и профурсеткой с богиней, если получится. Статьи мои по этимологии края на пользуются столь популярностью, как о происхождении слова блять и профурсетка.

     В этом деле широчайшая область для фантазии. А можно поступить вообще просто - один раз написать, что вода = вода и всё. А нет. Очередные фантазии такие: «Согласно В. Н. Топорову и О. Н. Трубачеву, название реки Беседь имеет балтийское происхождение. Гидроним соотносится с такими соответствиями, как лит. Bestinis, Best-upis, латыш. Beste, которые связаны с лит. besti — «копать; втыкать». На счёт, так сказать, «копать/втыкать» в смысле сажать и посадить, так это самое то - Сож подходит. Но это русский язык. А что такое, «балтийское происхождение» и, как это можно увязать с иранскими корнями, так я отвечу. Никак. Балтийского языка не существует, как и балт - национальность отсутствует и в теологии балт - "топор" (балта татарская). Балт переводится просто - топор - просто топор и всё. образ - Балда. Плюс ассоциации на тему, читай статьи ниже по ссылке. Кстати, исследователю товарищу В. Н. Топорову было бы полезно ознакомиться. Литовское - Best inis - «Лучше всего раздражает» - прямой перевод, но шутки ради. Тут совершенно другие звуки, а Best - бест - «найлепшы», потому что «st» - святой. Переводится: Будь вул (most, best, all) - найбільший, найкращий; имя существительное - best - вихідна сукня, найвищий ступінь; глагол - обдурити, завдати поразки. Русский язык, чуть забытый и немного суржик - не иранский, тьфу туда! И действительно, ведь up is - gor je(словен), вгору є(укр), уверх ёсць(белор), nahoru je(чех), нагоре е(болг) - вверх. То есть по-русски «вверх», вот что значит «up is» в сочетании - наивысшая ступень. В былые годы подъём к церкви был регламентирован строго количеством ступеней, иной раз разрешалось добавить одну-две при архи сложившихся обстоятельствах. В старые храмы, такие как Троицы в Пскове и др. ступени ведут наверх, под купола, а нижняя зала - олицетворение прежнего времени, как правило, тёмные помещения. Такие же храмы видел в Беларуси. Наивысшая ступень человеческого разума (и всего прочего в природе), отмечена 21 ступенью к каскадам Петергофа от отметки Ольгинского пруда. Перенесена в карты, популярная игра в "очко" или в 21 на сленге. Из достижений в науке филологии и лингвистике, но это ещё и «наилучшее обучение» в образах: об+раз+о+ваня.


     ХАРАПУЦЬ  И  ИПУТЬ, ЧТО ОБЩЕГО?

     Один пояс - один путь.

     Кажется, именно таким образом, мне и пытались объяснить, что есть Кемерово и Кемер (пояс), есть об- и Обь. Но не успели. А вот слово «обед», элементарное слово обед - время приёма пищи - объяснить не удосужились или не смогли. Я было пытался подобраться к нему через слово трапеза, но отставил до лучших времён после поездки в Трапезунд (ныне турецкий). Читай статью по ссылке ниже, что значит обед, завтрак и ужин. Царь трапезничать желают! И даже в этом слове полный беспредел - уважаемый А.А. Зализняк отыскал, таки, корень "трапез" в слове трапезничать, в смысле обедать, обедать по-царски долго и с размахом... Да это не корень - это корневище! В нём три слова. Надо бы отдельную статью написать о слове-корне "трапез", пока Пезанская башня с ума не спятила окончательно окосев и повалившись... Есть одно примирительное слово ко всему, что перечислил в абзаце (оно из Слова о полку) и пишется - харалужные, и упоминается по тексту в нескольких случаях видоизменяясь (харалуг, в харалузе). Так вот этот простой термин академики ещё не расшифровали. А в нём и верх и низ как бы вместе. Чуть южнее Беседи с Ипутью и по границе Россия-Беларусь протекает речка Харапуць (Харапуть), что означает "путь горы", так чего же тут гадать на кофейной гуще? Не вдаваясь в детали, что есть хара и из чего состоит - путь. Это будет тема следующей статьи. Топонимику края следует рассматривать исключительно в целом. А это как раз те самые места и свидетели событий, которые изложены в "трудной повести". Минуло восемь с гаком веков и мы рассеялись до такой степени, что не упомним родного языка? Сын приходит со школы и спрашивает, правда, что Бог рассердился на евреев и рассеял их по земле? Правда, но он рассердился на тех, кому евреев подсадил.

    Язык богат. Что посадишь, то и пожнёшь, "копаючись и тыча" академическим способом. Далеко ли на вранье уедешь? А вот Best-upis и вовсе хорватский язык в оригинале, никакой не балтийский, господа лингвисты. Best-upis: Лепшае навучанне, Лучшее поступление, Найкраща реєстрація, Най-доброто записване, Најбољи упис. И то верно - от ожогов хорошо помогает урена - это на самом деле проверенный дедовский способ. Может, потому всё в нашем языке так складно и ладно получается, что upis - залічэнне, зачисление, зарахування и vpis по-словенски. Упа - медведь по-чувашски, и тут бы я нашёл ассоциацию к воде и небесной Медведице. Ведь у «балтов» все реки имеют корень Upa, в том числе они от воды выводят Ипуть и все остальные реки в России, не утруждая себя в размышлениях: река Упа - вода - просто вода и всё. Все реки - упа - и нечего тут выдумывать. Мне нравится такой подход. В том числе и Беседь = вода. И ты начинаешь объяснять заблудившемуся путнику (от слова блуд и блять), как добраться до эрмитажа или другого святого места, и делаешь это так, значит, смотри сюда и запоминай: становишься на воду и идёшь по ней, не сворачивая... Да, по воде ходят и ногами болтают, а языком ботают, поэтому и ботик, и болт тебе с балтом... Но ты греби пока есть силы - греби и греби безо всяких ориентиров. Денег нет, но ты держись. И точно приплывёшь. Если бы не славянские корни великого русского языка, донёсшего нам письмо с начала христианства от язычника, знавшего толк в жизни. Язычниками прозвали местное население с 12 века истинные рыцари слова, ломящиеся через окно сюда до сих пор. В разряд исчезнувших народов попали половцы (жители Полоцка), прусы и вся историческая Тмутаракань - Прибалтика с Силезией, Померанью и "странами - хинови: Литва, Ятвязи, Деремела". Читай: "Литва, Ятвязи, Деремела - хинова значение".

    Уть (бел. Вуць) — агрогородок в Утевском сельсовете Добрушского района Гомельской области Республики Беларусь. В 28 км на юг от районного центра Добруш, в 66 км от Гомеля. Утка - река в черте Санкт-Петербурга. Утка - на памятнике Тысячелетия в Великом Новгороде (изображена рядом с Ольгердом, Витовтом и Миндовгом - белорусскими князьями). Утка с утятами - на дорожных знаках Урала; Утка с утятами (9 штук) - в парке Москвы. Может быть ещё где-то есть, птица - олицетворение связи воды и суши, также - богини Макошь из глубины веков, хозяйки колодцев, криниц, болот и прочей сыри - сыра. Вуць - возглас, пуць - способ, ну а муть - грязь (ил и прочее). Примерно, о чём Святослав "мутен сон" и видел...

    Путь от слова ут - сын, это может быть дорога, шлях, тропа, но более точным определением является это. Тихвин на Тихвинке и икона Тихвинская означают тоже самое: тих - дорога (путь), вин - перевозчик с языка вепсов, историческая весь в союзе призывающих со словенами - варягов. Поэтому Карелию они назвали: "страной крупного рогатого скота" (дословный перевод), разорив прежние места поклонения богам, обозвав землю по всем приметам Велеса...


    КЛЮЧЕВАЯ  РЕЧЬ  ИЛИ ЭТИМОЛОГИЯ  БЕСЕДЗЬ

    Итак. Не судите строго, возможно ещё вернусь с дополнением, пока это беглый взгляд, который вряд ли изменит суть дела. Использую собственные переводы разных наречий от соседей ближних и дальних.

    Беседзь (белор.) - с ударением на первый слог - река в России и Белоруссии, левый приток реки Сож (приток Днепра). Означает Беседзь - Беседа, Разговор (макед., серб., болг.), Razgovor (хрв.), Pogovor (слв.), Konverzace (чех., слц.), Colloquium (лат.) и т.д. Чем больше беседуешь, тем лучше понимаешь смысл, что разговор должен завершиться сдачей экзамена. Коллоквиум (собрание) — научное собрание, целью которого является слушание и обсуждение доклада, претендующего на самостоятельное исследование. Пошло из средневековой схоластической практики. Коллоквиум (экзамен) — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Colloquium (лат.) именно так и переводится: Беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Раскрывается термин следующим образом: Поговори со мной, Я говорю правильно. В зависимости какой выберешь цвет - Col; таким и сложится: loq uium - разговор о жизни. С португальского: loqu ium = "речевое слово". Мне было известно - ключевое - слово, которое фиксировалось в диалоге, предпочиталось в конце (чтоб не забыть о чём речь), здесь же - "речевое". Если начало река берёт от ключа, то он безусловно важен для названия реки, как скрипичный ключ для нот, как обычный для замка. Так, например: Божжи ручей - начало реки Ипуть, название означает "Бога путь" (где пут - сын), а далее Ипуть вливается в Сож, как и Беседь. Витьба вливается в Западную Двину у Замковой горы, тот же замок только замок. Выборг основан замком, Кенигсберг основан замком, слово это что и город, ещё - крепость. Время "наступления замков" на края вепсов и карелов с половцами и мерянами - 13 век нашей летописи, плюс-минус десяток лет, основатели - ордера от католиков по поручению папы. И ключик в воду.

    О чём и разговор: Razgovor/Беседзь (или Гутарка), тоже приток реки Сож. Разговор, беседа - Гешпрехь нем. или Darmbogen = "Там бог" - на чисто немецком и русским звуком заявляет, что бог - там. Логично до безобразия. Что за бог, какой? Если Ипуть начинается с боже, то Беседь и есть бог. Делю термин по звуку: Darm bogen (там бог) и получаю: "кишечная дуга", "цревни арх", "чревна дъга", а по отдельности: Darm = "Дебело црево", bogen - лук (но может быть и луг, лък). Слово Гутарка состоит из "арка+гут", то есть хорошая (гут), ладная, крепкая, не хилая, даже - "чревна дъга", "цревни арх" (красная, красивая), ещё и дебелая, что значит: "Толстый белый", то есть не худой. Вот в чём дело. Жир білий, Тлушч белы (туловище), Blanco gordo (исп.) = Толстый белый человек, Дебели белац, ср. Дебальцево и дебело. В повести СЛОВО - "жир грузили на дно реки Половецкой" - есть такое выражение, с намёком сексуальности в теологию. См. статью: "Перед Пасхой на Страстную пятницу". Тут же город Добруш на границе Беларусь-Россия, где протекает Ипуть и Харапуть.

      B lanco gordo (исп.) = "Масло бело" (серб. - Масно бело), вот вам и масло (и мачо) к бутерброду, как много прячется в Беседи. А gordo (гордо)- толстый, а gordos - толстые люди. Человек - это звучит гордо! Толстый значит добрый человек, его прозвище в слове - город с огородом для посадок. Пока толстый исхудает - худой помрёт, выдумал, наверное, граф Толстой. Не стану утверждать.

     Однозначно запомню, что есть "ключевая речь"

     Ключевая речь или Дебело бяло, что запомнили соседи от имени Беседзь. То есть толстый - это до похудания, что важно (раз), и не "грязный" - белый - главное самое (два). Люди живут неподалёку - Ардонь (люди)- село на Иордани, которая питает Лутенка, заметьте, того же имени (уть - сын), чьи воды уходят в Ипуть. Как всё у них складно получается.

     Беседзь с одним ударением для соседа будет так же: Бесе дзь - Поговори со мной; а с двумя: Бе се дзь = Все в порядке, све је у реду (Всё хорошо, Усё нармальна), где реду = Добра. Оригинальное слово, "ред" не только ред - красный, но "ред-у" = веславаць, что равносильно: "вступайте в ряд". На прозвище Всеслава Вещего стал глядеть другими глазами: "Всеславля веки" - ср. веславаць/грести (в котором "слава"). Не зря финны прозвали русских роутси - гребцы. А переводится: ве славаць = чтобы отпраздновать(от слова радость, праздник - Радогощь и Радогост). А вот - славити - уже с "лав-ити" - са львамі, гулять со львом (дословно). Можно анализировать со львом, можно слева, или: с "ла-вити", обнаружив "вить" с "ла", мужским началом, ср. Лада, славянская богиня; да - "дама", что и вода. Губит людей не пиво...


     УЗЕЛОК  НА  ПАМЯТЬ

     Беседь - речь, а беседка - "ниша", алькова - алцове (серб.), слово, которое тоже из чего-то выстроено, сложено:

     Альков — это специальное углубление в стене, которое служит элементом архитектурного декора или помогает рационально организовать пространство – использовать его под спальное место, шкаф для вещей, открытые стеллажи для книг, разместить кухонный гарнитур, рабочий уголок для ребенка, домашний мини-офис. Википедия: « Это арабское по происхождению слово заимствовано русским языком из французского и сохраняет ударение на о, как в языке-посреднике, ср. alc;ve. "Узелок на память": Если ударение в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация альков — кровать: у обоих слов ударение падает на второй слог.».

     Надо помочь арабам и французам развязать узелок, который завязан уже двойным морским узлом, ещё смочен в морской воде. Арабы - рабы божьи, что-то слышали от русских, а посредникам французам забыли, как правильно передать, для чего они рубили стену? А может и окно...

     Альков/алькова состоит из трёх слов, начальная А - представляет, это/есть/их бин - льков или лцов - от первого лица. Сейчас будут переводы с сербского и белорусского на другие наречия, ибо они как братья понимают друг друга с полуслова: серб = сябр = брат, друг (сестра, подруга). Итак: а льцово (белор.) - и лицо, in obraz (сл.), и лицето (болг.), і обличчя (укр.), i twarz (пол.), facial (лат. - фейшал) - уход за лицом, массаж лица, лицевой... Анализируем глубже:

алькова (белор.) - алцове (серб.)
алцове (серб.) - нішы
а лцове (серб.) -  і народ (белор., укр.),  и люди, und die Menschen, i ludzie...
а лцове (белор.) - и вечером, in zve;er, i wieczorem, і ввечері...
лцове (белор.) - Luty, Februar, февраль - Лютий (ср. Лютня, Лутенок, ут)
лцове (серб.) - люди, ljudi... - дети

алькова: а лцо ве - и так далее
цове - бухта, zaliv - cove (лат.) - за ліў (белор.) = для реки; серб. - Слева.

    Запоминаем на предмет как пользоваться приставками и союзами за и с: заходні - западный не всегда "за ходом", может быть: "для прохода" (дословно); "у Христа за пазухой" - не запасной, а с Богом, под защитой. Можно и далее анализировать это диковинное слово алькова, арка, ниша в стене, спальное место: Альков (араб. — «шатёр» или «маленькая комната») — углубление, ниша в жилом интерьере или другом помещении. Преимущественно служит спальней, камерной ... Смысл такой, есть готовое  помещение и в нём делается маленькое - альков - мужского рода.

    По над речкой дым ольховый,
    от коптильни таял вслед.
    Ниша - арка, свет, алькова,
    ужин с вечера в обед...
    Красоты природа редкой!
    Сад выходит на Беседь.
    У соседки есть беседка.
    Вот бы вместе посидеть...

    А у реки Ипуть есть первый приток - Унеча, название переводится - в ночь, на север, ввечері. У реки Туросны: начало из болота - Лютня, потом - Лутенок, потом - Туросна Картавая, потом - Московка (и озеро Стодол в Клинцах), потом опять - Туросна до устья в Ипуть. Да так и застыла в 5 именах. Клинцы - "дети", это уже всем давно известно, а Люди - Ардонь или Иордань, питающая Туросну. Этот край, да и не только, судя по названиям в мире, кто-то один ходил и раздавал. Арабы на то не способны, французы, да боже упаси, они всё женщину ищут - не найдут... Заодно узнали, почему февраль бывает лютым, а воеводу звали Лют (лут, л+ут...)

    Возможные трактовки и буквальные переводы Беседь через беседка, ниша, алцове:

    И я люблю (а лцове), дети (лцове), мальчик (лцово). Лицо края.
    Похоже, что речь свою Беседзь ведёт издалека и долго...

    И - Иисус. А "говорливая река" не столь далека оказалась от "реки речевой" в свою очередь - "ключевой речи". Впервые встречаю такую форму, она напоминает мне истоки языка, не зря я белорусский язык всегда считал древнерусским и украденным греками с египтянами, евреями да римлянами. Простое слово дети и то у них - паеbень - от бабушки, которая не считала это слово зазорным и материться её никто не учил, это как немцу - Хермания, востоку - Херувим, а западу - Пётр отворит врата рая. А испанский священник cur переспросит, я от курицы или петуха?

    Пусть "ключевая речь" и послужит проверкой, уже не версии - аксиоме.
 
    08-09.04.2021, на реке Мста и реке Нева (новая)

* статьи по теме:

Река Беседь
http://krgora-bibl.ru/kraevedenie/453-reka-besed
Вам какого ляха надо? Этимология.
http://proza.ru/2021/04/02/668
Завтрак, обед, ужин значение и происхождение
http://proza.ru/2021/03/13/1499
О проблеме балтизации топора
http://proza.ru/2021/01/23/1393
Супруты это суп плюс рута?
http://proza.ru/2021/03/17/900
Что значит имя Ўнеча? Отгадка
http://proza.ru/2020/11/27/149
Злынка на Злынке
http://proza.ru/2020/11/24/1870
Трубчевск или творение рубца
http://proza.ru/2021/01/27/318
Брянск. Происхождение и значение названия.
http://proza.ru/2021/01/07/1742
Значение слов Новозыбков, зыбка, фата.
http://proza.ru/2020/11/30/16
Коза разбила ночную вазу
https://stihi.ru/2021/04/09/7698
Малороссия, язычество и как заломать соты
http://proza.ru/2023/01/26/1019