Нейро-Лингвистическое Рецензирование

Рецензия - материя тонкая, требующая к себе осторожного и грамотного подхождения. Люди пренебрегающие этим зачастую попадают впросак, а сама рецензия из продуктивной дискуссии по представленному материалу - произведению - превращается в бесплодную эмоциональную констатацию личных качеств оппонентов. Говоря по-русски, в скандалы она превращается и в ругань матерную. Поэтому, сразу оговорюсь - эта работа не для тех, кто предпочитает рецензиям эпитафии, а для тех, кто хочет научиться писать их более или менее грамотно.


Немного о названии.
Нейро-лингвистическое рецензирование - это синтетический термин, который я вывел из двух понятий - нейро-лингвистического программирования (НЛП) и собственно рецензирования. Чтобы более полно понять его суть и, соответственно, тему о которой пойдет речь, остановимся ненадолго на обоих составляющих его понятиях. Тем более, что многие наверняка не слышали о таком сравнительно новом разделе прикладной психологии, как нейро-лингвистическое программирование (НЛП).


НЛП.

Итак, что такое НЛП.
Опуская различные методики, базирующиеся на визуальном и аудио контакте (так как рецензент и автор общаются только посредством текста), а так же описание техники НЛП, возьмем из него основные идеи - так называемые "присоединение" и "ведение".
Чтобы не пересказывать своими словами давно выраженное классиками НЛП, вот несколько цитат из книги "Введение в нейpолингвистическое пpогpаммиpование. Hовейшая психология личного мастеpства", авторы Джозеф О"Конноp и Джон Сеймоp:

"Пpисоединение и ведение - это основная идея HЛП.
Пpисоединение - это общее умение устанавливать pаппоpт (эмоциональную взаимосвязь - прим.авт., как он это понял), котоpое мы пpименяем пpи обсуждении общих интеpесов, дpузей, pаботы и хобби. Мы пpисоединяемся к эмоциям. Когда любимый печален, мы используем сочувственный тон голоса и манеpы, а не кpичим бодpо: "Hе унывай!". Это может ухудшить его настpоение. Вы хотели как лучше, т.е. у вас были положительные намеpения, но это не сpаботало. Более удачный ваpиант заключался бы в том, чтобы сначала отpазить, подстpоиться к позе и использовать мягкий тон голоса, котоpый соответствует тому, что он чувствует. А затем постепенно изменять и пеpеходить к более позитивной и pесуpсной позиции. Если мост постpоен, дpугой человек последует за вами... "
"Он будет неосознанно воспpинимать, что вы уважаете его состояние, и захочет следовать за вами, если это тот путь, по котоpому он хочет идти. Такого pода эмоциональное пpисоединение и ведение является мощным инстpументом в консультиpовании и теpапии.
Говоpя с pазгневанным человеком, подстpойтесь к его гневу немного ниже его уpовня. Если вы зайдете слишком далеко, то возникнет опасность обостpения. Как только вы подстpоились, вы можете начинать вести его постепенно вниз к более спокойному состоянию, постепенно успокаивая свое собственно поведение. К тому, кто настаивает на чем-то, можно пpисоединиться и подстpоиться с помощью голоса, говоpя немного гpомче и быстpее, чем обычно."


К сожалению, у рецензента нет возможности использовать все приемы НЛП. Контактируя с автором исключительно через текст произведения, рецензент, тем не менее, может почувствовать и психотип автора, и присущее ему эмоциональное состояние (пусть хотя бы и только в момент написания), и манеру мышления. Проанализировав их, он может более тонко манипулировать реакцией автора, используя опрелеленный стиль, язык в написании рецензии.

Пожалуй, и хватит. Думаю, суть НЛП в общих чертах теперь понятна.
Идеи НЛП, как в дальнейшем станет понятно, весьма продуктивны. Применять их можно и даже нужно, особенно когда цель рецензии несколько отличается от стандартной. Это станет понятным по ходу пьесы.


Рецензии.

Большинство людей интуитивно понимает, что рецензия, это краткий обзор произведения. Гораздо меньшая часть читала его определение, и уж совсем мало кто умеет, хотя бы теоретически, писать эти самые рецензии.
Начнем с определения:
РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение), отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.д.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики.
Еще лет десять назад, в эпоху доминирования бумажных носителей информацией, когда публиковавшихся писателей был не в пример меньше, чем сейчас, умение писать рецензии не имело такой актуальности. С развитием интеренета, открытием литературных серверов, когда в сети повилось огромное множество в том числе и молодых, начинающих писателей, испытывающих потребность не только выразить мысли в своих произведениях, но и отношение к трудам других, важность этого знания возросла многократно.

Что же необходимо знать о рецензиях?
Структура стандартной, "классичесой" рецензии достаточно проста: а) краткое переложение текста - что-то вроде эскиза карандашом, передающего наиболее общие, характерные черты произведения - главная мысль, как автор ее раскрывает; основные персонажи, отношение к ним автора; б) сравнение с другими, похожими по смыслу или форме произведениями - нахождение перекликающихся идей, методов; выделение авторского своеобразия в способах достижения выразительности; в) общая оценка прочитанного - что написано хорошо, а что не очень - недостаточно убедительно, или не совсем удачно; излишне детализировано, или наоборот, недостаточно широко раскрыто.
Если первый пункт в какой-то мере можно считать атавизмом, призванным помочь составить мнение о произведении до его прочтения (когда читатель не имеет текста перед глазами), второй пункт целиком и полностью зависит от эрудиции рецензента - его кругозоре, начитанности - и необходим скорее для профессиональных статей, то третий пункт - целиком и полностью наш.


Теперь, когда мы выяснили суть обоих понятий, приведу предварительную формулировку НЛР:
Нейро-лингвистическое рецензирование (НЛР) - это методология, описывающая составление рецензий с учетом особенностей авторского текста и характера поставленных рецензентом целей.
Об умении правильно давать оценку прочитанному С точки зрения НЛР и пойдет дальнейшая речь.


НЛР

Прежде всего, давайте проясним ответы на два простых вопроса: о чем и зачем пишутся рецензии.
Если спросить об этом первого попавшегося человека с улицы, он не задумываясь скажет: "о произведении, чтобы похвалить или поругать". И будет совершенно прав. Но есть тут некоторые неоговоренные нюансы, а дьявол, как известно, всегда в деталях.

О чем пишутся рецензии? О произведении - теоретически. На самом же деле - об авторе. Оценивая в произведении глубину мысли, ясность слога и т.д., мы волей-неволей цепляем за живое самого автора, его личные качества. Через текст, как частный случай их проявления. И если читатели рассматривают рецензии "без сердца", воспринимая их условно-объективно, то автор всякую критику воспринимает как камень в свой огород. Таким образом, практика опять расходится с теорией. Кто может сказать, где кончается произведение, и начинается сам автор? Поэтому, на второй вопрос ответим "об авторе и его произведении", и условно их разделим.

Зачем пишутся рецензии? Совершенно очевидно, что попытаться перечислить все конкретные цели, с которыми это делается, было бы нерационально. Но, достаточно широкими мазками обозначить основные, общепринятые направления, а дальше умный читатель сам экстраполирует применяемый подход на все возможные ветвленния. Я ограничусь четырьмя основными (первыми пришедшими на ум, если честно) целями:

Цель 1. Убедить автора (привести текст в соответствие с нашими представлениями о совершенстве; удаление текста полностью, или оставление его как есть, здесь можно рассматривать как частные случаи).
Цель 2. Обидеть автора (публично отругать; раскритиковать, не рассчитывая на понимание с его стороны).
Цель 3. Обрадовать автора (публично похвалить, безотносительно текста).
Цель 4. Ради собственного признания рецензента (заявиться, покрасоваться стилем, глубиной мысли).

Если певрая цель - общепринятая, стандартная, то остальные рецензент осуществляет зачастую неумышленно или неосознанно. Особенно, когда их несколько - доминирующая цель может маскирвать остальные.
В других предполагаемых целях, вроде: "чтобы зафиксировать отношение (памятка)" или "ради поддержания формы рецензента (мозговой деятельности)", я нахожу лукавство - такие рецензии пишутся в стол, а не выставляются на показ. То есть, писаться они могут и по этим причинам, но тогда вопрос - ради чего они публиковывались?
И опять-таки, деление на цели - искусственное. В реальности, многие из них преследуются рецензией одновременно. Но чтобы проследить, как следует добиваться поставленных целей, такой анализ (разделение) провести удобно.


В результате всех этих манипуляций со свойствами рецензий, мы имеем два объекта и четыре цели. Что а комбинации дает нам восемь вариантов. Осталась самая малость - рассмотреть их...
Вот мы и подошли к глубокому и тонкому психологизму, заключенному в понятии нейро-лингвистичекая рецензия. И опять весь набор комбинаций нам не нужен - достаточно рассмотреть несколько конкрентных случаев, определить их параметры и успешность с точки зрения НЛР, а дальше действовать по аналогии.
В результате, мы придем к умению правильно выбирать субъект, объект и стиль рецензии в зависимости от поставленной цели.


Дальнейший текст, надеюсь, не будет столь же сухим и скучным, т.к. я постарался по возможности разнообразить его веселыми и интересными примерами. Я буду цитировать иллюстрирующие НЛР примеры, беря за основу отрывки из реальных рецензий (естественно, без упоминания ников, логинов, имен (кроме персонажей), названий и авторов).
Авторы текстов будут называться просто авторами, авторы рецензий - рецензентами.
Я не привожу самих авторских текстов, дабы не озадачиваться копирайтами, не перегружать работу неизбежными ссылками и не затрагивать впрямую конкретных людей.


Пример № 1.
"Такие рассказы... - как глоток нормального свежего воздуха после алкогольно-наркотически-сексуально-извращенчески-садистской атмосферы большинства прочих."
НЛР: объект - автор, цель - похвала, раппорт есть.

Согласитесь, о рассказе информации совсем немного. Практически, минимум - что он есть, и что весьма хорош. Гораздо больше сказано (недосказано) об авторе: что он не поддается на низкопробную вульгарщину, заполонившую форумы и чаты; что его творчество выгодно отличается от кромешной субкультуры, захлестнувшей интернет благодаря свободному доступу; что рецензент рад видеть, что есть еще в мире такие авторы - родственные души, и что он и впредь будет их читать и всячески морально поддерживать.
Цель - похвала, то есть, мотивация автора продолжать идти в выбранном направлении.
С точки зрения НЛР все сделано правильно: объект и стиль соответствуют поставленной цели. Отсюда и ответ автора:
"Удивляет не столько засилье текстов, вообще не имеющих отношение к литературе - возможно редактора стараются избегать волевых решений из боязни показаться необъективными - сколько форма изложения. Матерщина стала нормой. "
Автор соглашается с оценкой ситуации, оценивает доброжелательность рецензента и в ответ делится своими соображениями. Видно, что оба говорят на одном языке - сразу входят в раппорт и прекрасно понимают мысли и намеки друг друга.


Пример № 2.
"Хорошо прочерчен образ Шурочки, Ирина как живая, главный герой замечательно типизирован. У Вас сочный язык, лёгкий синтаксис. Интересная сюжетная линия - Шурочка испугалась вальса, и вальс жизни закружился в другую сторону, не в тех парах... "

Здесь все то же самое, что и в первом примере, только является как бы первой частью "классической" рецензии. Я привел ее, потому что ей-Богу, такие рецензии читаешь как стихи. Это ж какое счастье их получать...


Пример № 3.
"Мне понравился язык, понравилось изящество психологизма. Но есть один, как мне кажется, очень важный - переломный во взаимоотношениях героев - момент, который надо бы чётче прорисовать... "
НЛР: объект - произведение, цель - убедить, раппорт есть.

Это, на мой взгляд, пример самой конструктивной, "идеальной" рецензии.
Обращение к автору в стиле, характерном для самого произведения (интеллигентные манеры, тонкость анализа и т.п.), с указанием мест, которые рецензенту видятся чуть-чуть по-другому. Даже если автор не разделит предложенной точки зрения - сделано все правильно, и раппорт, необходимый для убеждения, состоялся.


Как вы, наверно, заметили, среди тонких, содержательных, красиво написанных рецензий весьма мал процент разгромных. Объясняется это следующими причинами:
Во-первых, люди способные писать такие рецензии не размениваются на мелочи, не достойные упоминания, даже если она случайно попадет в их поле зрения. Такие рецензии пишутся только на добротные интересные тексты, которые по определению не могут быть провальными. За исключением случаев, когда они пишутся под давлением обстоятельств (по просьбе автора, например).
Во-вторых, и тогда разгрома не происходит - идет жесткая, но конструктивная критика. Читать ее - эстетическое наслаждение, а обижаться на такие рецензии автор может, только если совсем уж не адекватен. По этому поводу Демокрит когда-то сказал: "Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье"...
Поэтому о поэтике отрицательных рецензий немного ниже - в силу их специфики.



Дальнейшие примеры во основном взяты из откликов на один любопытный рассказец. Вот в кратце суть произведения, о котором пойдет речь:
Двое - друзья детства - вместе служили. После Афгана встретились, хорошо выпили. Один другому вдруг признался: мне не нужно женщин, я люблю тебя! Другой взял бутылку и ударил его по голове. Потом курил...


Пример № 4.
"Не верю, не верю, не верю - так бы завопил Станиславский! -- не верю ни описаниям - много лишних слов, ничего нового не привносящих в картинку, много подробностей, которые вязнут в зубах, путаются под ногами... вот пример: первая фраза даёт картинку, поэтому дальнейшее -- "сели, встали, закурили" -- ничего не украшают, не высвечивают, это - балласт. так можно пройтись по каждому предложению, половину слов надо выбросить, остальные слова должны быть вашими, через душу пропущенными, а не подхваченными на улице в среде доминошников, пустомель, трепла всех мастей...
"Написать рассказ - это дать нам выжимки из жизни поколений, Вы - автор - должны прожить их жизни, осмыслить, проиграть варианты, а потом порадовать читателя ясной позицией Вашей, иллюстрируя всё верным словом, интонацией, жестом."
НЛР: объект - автор, цель - обидеть, раппорт не используется.

Здесь очевиден жесткий реприман автору с жестким же, прямым обоснованием. Фактически, полный разгром, после которого вещицу нужно снять с обсуждения и коренным образом переделать.
Менее же очевидно:
- рецения написана красиво - в полном диссонансе с текстом произведения, а значит, заранее не рассчитывалась на понимание со стороны автора. Отсюда, объект не рассказ - автор.
- речь идет как бы о произведении, но на самом деле, больше об авторе: конструктив размыт, даются общие рекомендации, по сути - учат жить.
- цели помочь, научить тут нет - даже при всей нелепости и убогости произведения, речь должна была бы идти о нем (пусть даже в стиле "это - белить, а это - убрать"), и в спокойной деловой манере. Сочетание же излишней экспрессии с недостатком конструктива дает автору понять, что рецензент предметно с ним общаться не желает, а желает лишь выставить на показ его несостоятельность.
- никакого раппорта тут, понятно нет, да он и не планировался - чтобы обидеть, раппорт не нужен.

Такая рецензия пишется не для пользы автора, потому что находящийся на "другом этаже" рецензент заранее знает, что отклика не найдет. Если он делает это, то делает с какой-то иной целью - либо показать, что автор безнадежен и публично заявляться ему не резон, либо показать другим, что автор хамоват и невоспитан, и не понимает доброжелательного тона, и т.д.
Такого вида рецензии тоже имеют право на существование, ибо не выходят из рамок приличия, и рассчитаны на авторов, не склонных тонко воспринимать полунамеки. Обычно им предшествовует какая-то подоплека - личностный конфликт, недоразумения и т.п.

Вполне понятен ответ автора:
"...по поводу замечаний - с большинством не согласен, есть и правильные, но основной тон рецензии - "сам дурак!" )) ваше право".
Он защищается в доступной для него форме.


Пример № 5.
"Психологически вполне достоверно, насколько я могу судить. Хотя, если честно, тема однополой любви не представляется мне достойной высокой литературы: как казус, как забавный анекдот - быть может, но анализ, художественное исследование - это как бы повышение статуса явления, по сути своей маргинального (во всяком случае, в рамках нашей культуры). "
НЛР: объект - произведение, цель - убедить, раппорт не используется.

Рецензент избежал сильных выражений и детального разбора, сразу перейдя к концептуальной несостоятельности произведения. На возможность переубеждения автора он тоже не очень надеется, но относится к этому спокойно и не настаивает.
Еще пример такого же подхода:

"Зачем такая литература, если она просто копирует жизнь? Хотя, разговор об этом ещё со времён Пушкина ведётся."
Здесь, правда, не приемлется не точка зрения автора, а литературность произведения.

Эти рецензии - мягкая критика, но с серьезным обоснованием (по-существу, неприятие авторского взгляда).

Раппорта нет - рецензент сознательно ограничился выражением общей точки зрения, не желая быть втянутым в утомительную дискуссию.



Вышеперечисленные рецензии - из области богемы. Так выясняют отношения люди достаточно профессионально владеющие пером. Перейдем теперь к более распрстраненному в интернете виду рецензий, написанных более простым, приземленным языком.


Пример № 6.
"Замечательный рассказ! Пожалуй, пока это одно из лучших, что я прочитал на прозе. ру.
Ну, что сказать. Класс! Мне понравилось. Даже и сказать больше нечего. "
НЛР: объект - автор, цель - похвала, раппорт не используется.

Здесь характерны фраза "пожалуй, пока это одно из лучших, что я прочитал на прозе. ру", и общий смысл, передаваемый явно или неявно: "даже и сказать больше нечего." Если рецензент набил руку, то штампует такие тексты на автопилоте, не выходя из чата. Обычный ответ на такую рецензию: "Спасибо :0). Безмерно рад был прочитать."
Называется, поговорили...
Как рецензия, этот текст имеет смысла не больше чем "how do you do" - переводить бесполезно.


Пример № 7.
"Однако...Слушайте, это здорово!
Очень понравилось. Литературное переложение оперативной сводки, раздел "бытовуха". :)
А серьезно если - настоящий экшн. Отлично.
Пишите еще."
НЛР: объект - автор, цель - похвала, раппорт не используется.

Весьма дипломатично составленная критика (не знаю, правда, сознательно или нет в данном случае). Если автор захочет - он ее воспримет и отреагирует. Если нет захочет - пусть радуется двусмысленной похвале. Его выбор. Недостатком можно считать поверхностность тезисов, но судить об этом сложно, пока не знаешь истинного замысла рецензента.
С другой стороны, такой отзыв - хорошее начало для серьезного разговора. Равно как и для трепа в стиле society of mutual admiration (кукушка хвалит петуха). Все в руках автора...



Это были рецензии, обозначающие своего рода водораздел, дальше которого нормальная логика уже не просматривается. Тем, кто дальше стоит гораздо больше читать, нежели писать - оттачивать технику, систематизировать взгляды, расширять кругозор... И относиться к рецензиям посерьезней.
Далее идут одно-двухстрочные тексты, называть которые рецензиями не поворачивается язык. Это скорее "афонаризмы". Так как примером для написания они являються не могут (скорее, антипримером), я лишь приведу наиболее характерные:

"В целом - желаю не менее удачно продолжать"
"Нет, не канает. Было, было..."
"Понравилось. Проникновенно."
"Познавательная история...на этом мысль останавливается..."
"Все это мне очень хорошо знакомо. А именно - мужская любовь, точнее любовь мужчины к мужчине."
"Очень. Правильное весеннее. Спасибо за доставленное."
"Гениально! Люблю простоту - читается легко, а смысла, смысла, смысла!..."
"Очень симпатичный рассказик."
"Глупое – «понравилось» ..вряд ли придётся вам по вкусу однако поверьте, что так оно и есть .."
"Произведение читабельно и закончено!"
"Может и стоило добавить немного крови..."
"Нечего и ответить, кроме глупого - спасибо!"
"Прочитала… На классику не тянет, хотя Вы к этому и не стремитесь..."
"М-да... вот и не знаю: ругать или хвалить?
Банальненько, но со вкусом. Избитенько, но с выводами (весьма неоднозначными). Быстренько, но мастерски. Вот и решай сам - поругала или похвалила. :)"

Это, конечно, никакие не рецензии - просто отклики (конфуз возникает из-за того, что графа, в которой они пишутся, называется "рецензии"). Высказанные мнения не подкрепляются ни малейшим обоснованием, а небрежность написания сама по себе несет некое неуважение к труду автора. Если автор и рецензент не имеют личного знакомства, конечно.

Ну и, наконец, последний тип "рецензий" (или "диагнозов" - кому что ближе), на которых на самих впору писать рецензии. Самые похабные и матерные отклики я по зрелом размышлении решил не цитировать, дабы не умножать скорбей в этом мире...


"Эх, психология, черт бы ее побрал... Смотришь на них иногда и думаешь, что мужчины любят более сильно, более глубоко, чем женщины, чем даже когда мужчина любит женщину. Что это? Родство душ, уходящее корнями в далекое прошлое? Понимание?"
"А у нас на посёлке тож был один, тока не гей, а настоящий п..дор."
"хорошо... Фрейдом пахнет
не понравилось...наверное жаль их(героев твоих)
сама лесбиянка, понимаю как тяжело..."
"По тексту - текст хороший. Душевный. Собсно, даже придираться не хочется. Так держать."
"Здрасьте! Сейчас читала Ваш рассказ и ржала как ненормальная. А потом, дочитав и проржавшись, подумала: интересно, а было бы мне так же смешно, если бы я не прочитала прежде Ваш анонс? "



Мне понравилась фраза, вычитанная у одного из авторов: "Дельная критика здесь - величайшая ценность сайта. Бывает, приблизительно, одна на миллион. Проще, если вы начнете писать ее сами на кого-то, чем будете ждать на свои произведения... а там, глядишь - кто знает?"
С небольшим перехлестом, но очень верно. На одном форуме мне задали шутливый вопрос: "А ты знаешь, как осчастливить мир?" Я ответил: "Да. Каждый должен начать с самого себя". С рецензиями - тоже самое.



P.S. Все читатели имеют полное мое благославление вставлять "IMHO", "я так думаю" и проч., от которых я отказался из экономии объема, в любом месте текста, на свой выбор.
P.P.S. Если кому-то из читателей придет в голову нездоровая мысль узнать свое произведение, или паче чаяния обидеться на неверное цитирование - гоните ее прочь, как кошмарный сон. Ибо все совпадения случайны, цитаты и имена авторов вымышлены.
P.P.P.S. Если мысль не прогналась, автор готов привести цитату полностью, вместе с подписью и датой. Либо выкинуть ее к чертовой матери. На собственное усмотрение.


Рецензии
Уважаемый Carapax!
Честь и хвала вам за то, что сумели вывести такой сложный, синтетический термин, как «Нейро-лингвистическое рецензирование».
Они еще не изданы отдельной книгой? Тогда позвольте лишь внести пару замечаний. Сначала, как вы сами учили, «начнем с определения!»
Рецензия, пишите вы, есть «отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.д.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики…»
У Ожегова это выражено проще:
«Рецензия – это КРИТИЧЕСКИЙ ОТЗЫВ о каком-нибудь сочинении, спектакле и т. п».
Уже исходя даже из этого можно предположить, что рецензии пишутся ради одной только цели, и эта цель есть именно КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
Извините, но душевно поддержать автора можно и в личном письме ему, и при личной встрече с ним. Только такая поддержка – близкая, живая, а не виртуальная, ценится по-настоящему. Психологи, да будет вам известно, рассчитывают прежде всего на личный контакт (а ведьмы с колдунами и подавно). «Век НЛП» отгремел на Западе еще в 60-70-ые годы, сегодня же вся психология держится на ТОТ (телесно-ориентированная терапия). Впрочем, даже графомания еще ни есть показателем, что человек нуждается в хорошем психологе. Зачем так плохо думать про всю пишущую братию?
В среде масс-медиа мы просто случайные, незнакомые люди, суть ЧИТАТЕЛИ, а не няньки. Читателям нужен хороший заголовок, анонс. Любая рецензия в средстве массовой информации лишь формой своей обращена к автору, тогда как содержанием рассчитывается вовсе не на него, а на аудиторию. Даже если этого не понимают сами рецензенты (начитавшись, например, таких «творений», как ваше), они, тем не менее, чувствуют это интуитивно. Мы все прекрасно осознаем, что нашу рецензию, если мы ее, конечно, напишем, прочтут:
а) автор (один);
б) другие (неизвестное количество неизвестных людей).
Посвящая свою рецензию произведению автора, мы, прежде всего, помним о тех, кто придет за нами. Может, я не понятно выражаюсь. Но вы все же опоздали со своей «нейро-лингвистикой»… лет на сорок. В годы застоя, когда «рецензировали» Ахматову, Бродского, вас ох как не хватало. Впрочем, разговор не об этом…
«Для кого же пишутся рецензии?» - спрашиваете вы, и перечисляете цели, самые, на ваш взгляд, важные:
Цель 1. Убедить автора (привести текст в соответствие с нашими представлениями о совершенстве; удаление текста полностью, или оставление его как есть, здесь можно рассматривать как частные случаи).
Цель 2. Обидеть автора (публично отругать; РАСКРИТИКОВАТЬ (выделено мной. – рец.), не рассчитывая на понимание с его стороны).
Цель 3. Обрадовать автора (публично похвалить, безотносительно текста).
Цель 4. Ради собственного признания рецензента (заявиться, покрасоваться стилем, глубиной мысли).
…Начнем с того, что состоявшимся авторам вовсе не нужна моральная поддержка их творчеству, не нужны «публичные похвалы», более того, не любят они, когда какой-то Ваня из Урюпинска учит его, убеждает, что ему следует поправить в тексте. Мы это, кстати, тоже проходили лет сорок назад, Травили одних писателей, художников, режиссеров, возносили других. Ни тем, ни другим рецензии уже не нужны. Век рецензий, даже хороших, короткий, в отличие от произведений, даже плохих.
Но это не значит, что времена теперь другие и теперь вы можете учить народ, как ему учить автора правильно писать. Авторам нужна только свобода творчества (и вам, кстати, тоже, Сarapax. Вы скажите мне, «большое спасибо, Алесь за теплые слова», и пойдете дальше, своей дорогой, моя рецензия для вас на 13-м месте).
Но, быть может, молодым авторам нужна ваша «грамотная рецензия»? Им, поверьте, лучше вообще не читать критику (а похвалы и лесть тем более), чтоб не сжечь себя в начале своего пути, суметь создать до конца собственное лицо.
…Так вот, уважаемый, рецензии нужны вовсе не авторам. Рецензии нужны тем, про кого вы в своем списке вообще забыли указать.
РЕЦЕНЗИИ НУЖНЫ ЧИТАТЕЛЯМ.
Именно читателям они помогают найти дорогу к автору, особенно к неизвестному, молодому.
Проще говоря, рецензия - реклама автора. И тут действуют обычные законы рекламы. Например: «Плохая рецензия – это тоже рецензия» (то есть, показатель популярности произведения).
Кстати, вы посмотрите, скока рец вылита на ваш опус!
Вы создали популярную работу!
С чем вас и поздравляю.

Алесь Красавин   06.10.2004 12:15     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Алесь Красавин, за равзвернутую рецензию! Местами вы горячитесь немного излишне (о чем ниже), в целом же Ваша пылкость выдает не что иное, как живой интерес, что конечно же не может оставить равнодушным и меня ))
С вашего позволения, приступлю к ответам на поставленные.


>Рецензия, пишите вы… У Ожегова это выражено проще...
>
Во-первых, это все-таки не мое определение, а общепринятое, из какой-то электронной энциклопедии (сейчас не вспомню точно, да это и не важно).
Во-вторых, осмелюсь заметить, что со времен Ожегова многое изменилось. И суть самой рецензии - в том числе. Потому что ныне рецензии десятками и сотнями (тысяч) пишутся в интерактивной среде виртуального общения. Согласитесь, это не совсем то, что понималось под рецензией во времена Ожегова.


>Уже исходя даже из этого можно предположить, что рецензии пишутся ради одной только цели, и эта цель есть именно КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
>
Это настолько не соответствует практике, Вы уж извините, что даже спорить на это тему не я вижу смысла. Даже ваша рецензия - тому подтверждение (о чем тоже ниже).


>Извините, но душевно поддержать автора можно и в личном письме ему, и при личной встрече с ним.
>
Интересно, понимаете ли вы понимаете разницу между "можно" и "должно"? Можно и в письме, но - отнюдь не обязательно. Потом, уровень общения не всегда предполагает личную переписку, отсюда сипатии-антипатии абсоютное большинство предпочитает высказывать на месте, так сказать, преступления. Тем более, что в произведениях как правило просматривается, чем автор более всего озабочен в текущий период своей жизни...


>Только такая поддержка – близкая, живая, а не виртуальная, ценится по-настоящему.
>
Ошибка в том, что вы с чего-то решили, будто близкая, живая, а не виртуальная поддержка возможна только личным письмом.
Вы здесь, уж не знаю, умышленно ли, путаете мои цели. Я ведь не стремился и не стремлюсь доказать, что рецензия может заменить собой приватное общение, личную переписку или что-то еще, в том же духе. Но то, что она не соответсвует теперь своему "классическому" понманию и несет некоторые из функции вышеперечисленного - на мой взгляд несомненно.


>Психологи, да будет вам известно, рассчитывают прежде всего на личный контакт (а ведьмы с колдунами и подавно).
>
Да будет, да будет, не горячитесь )) Вы, верно, к концу статьи запамятовали, что в самом начале были такие строчки:

"Опуская различные методики, базирующиеся на визуальном и аудио контакте (так как рецензент и автор общаются только посредством текста), а так же описание техники НЛП..."

Мне кажется здесь ясно указано, чем невозможно пользоваться при такого рода контактах, и в чем причина этих ограничений. И опять-таки, цель. У психологов и колдунов она обычно несколько отличается от целей данной статьи.


>Впрочем, даже графомания еще ни есть показателем, что человек нуждается в хорошем психологе. Зачем так плохо думать про всю пишущую братию?
>
Я подхожу немного по-другому. Человек всегда нуждается в хорошем психологе, не зависимо от того, графоманит ли он в свободное ото сна время )) А графоманию считаю далеко не худшем способом оценить собственную адекватность.


>В среде масс-медиа мы просто случайные, незнакомые люди, суть ЧИТАТЕЛИ, а не няньки.
>
Вы должно быть недавно на Прозе... ))


>Любая рецензия... содержанием рассчитывается вовсе не на <автора>, а на аудиторию. Даже если этого не понимают сами рецензенты (начитавшись, например, таких «творений», как ваше), они, тем не менее, чувствуют это интуитивно. Мы все прекрасно осознаем, что нашу рецензию, если мы ее, конечно, напишем, прочтут:
а) автор (один);
б) другие (неизвестное количество неизвестных людей).
>
И опять вы напрасно разволновались. Зачем пишутся рецензии (цитирую из себя) :

Цель 1. Убедить автора (привести текст в соответствие с нашими представлениями о совершенстве; удаление текста полностью, или оставление его как есть, здесь можно рассматривать как частные случаи).
Цель 2. Обидеть автора (публично отругать; раскритиковать, не рассчитывая на понимание с его стороны).
Цель 3. Обрадовать автора (публично похвалить, безотносительно текста).
Цель 4. Ради собственного признания рецензента (заявиться, покрасоваться стилем, глубиной мысли).

Как видите, только первая цель направлена непосредственно на автора, все остльные - не аудиторию. Вы, должно быть, невнимательно читали? Или видели лишь то, что хотели - известный в психологии феномен...
А "творение" мое не хуже и не лучше многих. Во всяком случае кавычек так уж строго не требует ))



>Может, я не понятно выражаюсь.
>
Непонятно для кого? Мне кажется, что для себя, в большей степени...


>Но вы все же опоздали со своей «нейро-лингвистикой»… лет на сорок. В годы застоя, когда «рецензировали» Ахматову, Бродского, вас ох как не хватало. Впрочем, разговор не об этом…
>
Да уж, действительно не об этом... Так вы считаете, что Ахаматовой с Бродским могла бы помочь такая поддержка? Дело в том. что (признаюсь как на духу), мне их стихи очень нравятся. Особенно Бродского.


>«Для кого же пишутся рецензии?» - спрашиваете вы, и перечисляете цели, самые, на ваш взгляд, важные:
Цель 1. Убедить автора (привести текст в соответствие с нашими представлениями о совершенстве; удаление текста полностью, или оставление его как есть, здесь можно рассматривать как частные случаи).
Цель 2. Обидеть автора (публично отругать; РАСКРИТИКОВАТЬ (выделено мной. – рец.), не рассчитывая на понимание с его стороны).
Цель 3. Обрадовать автора (публично похвалить, безотносительно текста).
Цель 4. Ради собственного признания рецензента (заявиться, покрасоваться стилем, глубиной мысли).
>
Ага, значит про цели вы все же читали. Что ж тогда ничего не поняли-то? ))



>…Начнем с того, что состоявшимся авторам вовсе не нужна моральная поддержка их творчеству, не нужны «публичные похвалы», более того, не любят они, когда какой-то Ваня из Урюпинска учит его, убеждает, что ему следует поправить в тексте.
>
Вот в этом вашем волнительном "Ваня из Урюпинска", мнится мне, и есть смысл, суть и соль вашей "рецензии", уж простите за кавычки. Потому что только эта, почти желудочная, неудовлетворенность присутствием "Ваня из Урюпинска" позволяет оправдать те логические ляпы (чтобы не сказть чушь), которые вы здесь допустили ))
Это давний спор - должен ли критик уметь писать сам. У вас есть на этот счет точка зрения? Поделитесь, я выслушаю со вниманием...



>Мы это, кстати, тоже проходили лет сорок назад, Травили одних писателей, художников, режиссеров, возносили других. Ни тем, ни другим рецензии уже не нужны. Век рецензий, даже хороших, короткий, в отличие от произведений, даже плохих.
>
Вы-то может и проходили, а я еще совсем маленький тогда был. Ну и как вам... травилось? ))
С "даже плохих" вы снова погорячились. Их забывают быстрее хороших рецензии.



>Но это не значит, что времена теперь другие и теперь вы можете учить народ, как ему учить автора правильно писать.
>
Ага, значит я не ошибся...
Но вы-то можете учить меня, как не надо учить народ, как учить автора правильно писать? Понимаю....



>Авторам нужна только свобода творчества (и вам, кстати, тоже, Сarapax. Вы скажите мне, «большое спасибо, Алесь за теплые слова», и пойдете дальше, своей дорогой, моя рецензия для вас на 13-м месте).
>
Большое спасибо, Алесь за "теплые" слова. Так хорошо?
Если автор имеет права писать, что он хочет - чем я от него отличаюсь? Тем, что я автор - рецензии? Или вы пытаетсь заткунит мне рот? Так на всякий роток не накинешь платок. И если автор написал ахинею, не я так другой (третий, четвертый) все равно ему об этом расскажет. Надо бороться с причиной, а не следствием ))
Вы скажете, а кто дал вам право определять и вааще...? А никто. Я и выступаю - только от себя, не от группы товарищей. Но если общественное мнение меня вдруг поддержит - значит делайте выводы... А если нет, то их сделаю я ))



>Но, быть может, молодым авторам нужна ваша «грамотная рецензия»? Им, поверьте, лучше вообще не читать критику (а похвалы и лесть тем более), чтоб не сжечь себя в начале своего пути, суметь создать до конца собственное лицо.
>
Ну так у всякой медали две стороны. Тут надо подходить инивидуально в каждом конкретном случае... Вот ваша, например, грамотная рецензия... ладно.



>…Так вот, уважаемый, рецензии нужны вовсе не авторам. Рецензии нужны тем, про кого вы в своем списке вообще забыли указать. РЕЦЕНЗИИ НУЖНЫ ЧИТАТЕЛЯМ.
>
Нет, все-таки ничегошеньки-то вы не поняли...


>Именно читателям они помогают найти дорогу к автору, особенно к неизвестному, молодому.
>
Здесь соглашусь.


>Проще говоря, рецензия - реклама автора. И тут действуют обычные законы рекламы. Например: «Плохая рецензия – это тоже рецензия» (то есть, показатель популярности произведения).
>
И здесь соглашусь...


>Кстати, вы посмотрите, скока рец вылита на ваш опус!
>
Блин, и здесь соглашуь! Вот видите, мы уже почти пришли к взаимопониманию...


>Вы создали популярную работу!
С чем вас и поздравляю.
>
А вот за это спасибо. Всегда приятно читать умные и доброжелательные рецензии ))


Ваш

P.S. Будет время, загляну...

Carapax   06.10.2004 15:08   Заявить о нарушении
Саша Карапакс, тебе что, рецензии на мыло приходят?

Вова Бурый Волк   06.10.2004 15:33   Заявить о нарушении
Привычка.

Carapax   06.10.2004 17:33   Заявить о нарушении
Основная мысль, соль всей моей длинной рецензии одна. Повторю ее: РЕЦЕНЗИИ ПИШУТСЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ. Хотим мы это признавать или нет. Других целей я не ставил, а "моя горячность" - только стиль, не более того. Рецензии пишутся для читателей, это моя точка зрения. Вы с нею не согласны? Ну, и ничего страшного. А читатели, каждый в отдельности, имеют на этот счет свое мнение.
Спасибо за отклик!
С уважением.

Алесь Красавин   07.10.2004 02:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.