Немного об истории этики

История  этики, как история философии  в целом, полна споров. Вряд ли можно  найти мыслителя или даже отдельные суждения, которые не были бы предметом самых различных интерпритаций. Историю этики, как, впрочем, и любую историю, можно рассматривать с разной степенью конкретности. Можно с головой окунуться в ее отдельные эпизоды, стараясь охватить все детали, что демонстрируют, например авторы капитальных монографий об отдельных философах, или даже о тех или иных сторонах их творчества. В этом случае исследователь похож на хранителя какого-то музея. Можно бегло пробежать глазами по всем ее страницам, уподобляясь гиду, который проводит ознакомительную  туристическую экскурсию по городу, и тогда мы будем иметь,  хотя, может быть, и лишенные внутренней связи, но более или менее полные сведения по истории этики, очень полезные  для справочных или учебных целей. Можно, видимо, взглянуть  на историю  этики, как, например, на город из космоса, с такой большой  высоты, где она  свернется в клубок и станет фрагментом   более общей картины, скажем, истории культуры. Целью моей  работы является рассмотрение вопроса о том, как менялись представления о морали на протяжении веков.
В соответствии с тремя классовыми общественно-экономическими формациями в истории этики, также как и в истории философии в целом, выделяются три периода: античность, средневековье и Новое время. Они отличаются подходом к решению основной этической проблематики, в первую очередь о соотношении сущего и должного.
Античная  этика является по существу учением о добродетелях и добродеятельной личности. Согласно такому пониманию, посредствующим звеном между нравственной эмпирией и моральным должествованием и их реальным синтезом  является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. В понимании древних философов,  человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное; по мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродеятельности граждан, совершенного обнаружения ими  свойств разумной  сущности. Так, например, два определения человека, которые дает Аристотель, - человек есть существо разумное и человек  есть политическое существо - взаимосвязаны  и обуславливают друг друга. Такое понимание морали - результат рефлексии над характером отношений свободных граждан в античном городе-государстве. С переходом от полисной организации к крупным военно-бюрократическим объединениям  это понимание обнаружило свою узость, односторонность.
Средневековая этика является отрицанием античной. Мораль в средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями бога. Мыслится, что цель и норма поведения человека заключены не в нем самом, а в его творце - боге. Для средневековой религиозной этики характерны стремления подчинить конкретного человека абстрактному человеку, фактическая дискредитация всех предметных целей человеческой деятельности. Как мы видим, в частности, на примере этики Августина, идея божественного происхождения моральных норм  фактически приводит  к отрицанию возможности их существования, а тем более действительности.  В средневековой этике органически сочетаются два  на первый взгляд противоположных, но в сущности глубоко взаимосвязанных воззрения: с одной стороны, моралистический взгляд на мир, согласно которому мораль предшествует бытию, с другой - отрицание нравственной свободы человеческой личности. Наиболее последовательные теоретики христьянской морали склоняются к выводу, что мораль - есть простое,не выразимое  самотождество, которое достигается тогда, когда человек отрешается от всего земного, в том числе и прежде всего от самого себя как единичного, особенного существа, когда родовая сущность - богоподобие - становится его единственной , всепоглощающей характеристикой. Если античная этика до такой степени была увлечена идеей нравственной суверенности личности, что в итоге пришла к отрицанию всеобщего содержания морали, то средневековая этика, напротив,  до такой степени подчеркивает  всеобщее содержание морали, что игнорирует историческую и личностную определенность ее проявлений.
В этике Нового времени заметно стремление  преодолеть односторонности определений морали в античности и средневековье, понять мораль одновременно  и как имманентное свойство человеческого индивида, и как надындивидуальное общественное явление. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения  на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности, они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Коренная нравственная проблема принимает такой вид: каким образом  масса эгоистичных  индивидов буржуазного общества может стать ассоциацией, члены которой солидарны между собой? В этике Нового времени ( особенно ярко у Канта) проблема сущего и должного приобретает форму трагического , неустранимого разрыва, что было признанием , хотя и неадекватным , нравственной бесперспективности классового общества. Обоснование невозможности  реального синтеза, опосредствований между общественными нравами  и абстрактными моральными принципами явилось тойвысшей  точкой   домакрксистской этики, с которой началось ( в системах Гегеля и Фейербаха) непосредственное формирование предпосылок  историко-материалистического понимания морали.
Домарксисткая этика рассматривала нравственность либо с точки зрения должного, либо с точки зрения  сущного. В первом случае основой суждений становится абстрактная мораль. Этика пытается обосновать превращенную логику, иллюзию эмансипировавшегося от мира морального сознания: от должного к сущему; можешь, потому что должен. Она истолковывало нравственное совершенствование личности как ее духовное само принуждение, самообуздание, результат ограничения  ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.Свою основную задачу  представители этого направлния  этики видят в том, чтобы философски обосновать необходимость, разумность отпущений моральных норм  и наметить эффективные социально-воспитательные процедуры для их освоения индивидами. Данное представление конкретизируется в различных нормативных моделях, среди которых наиболее известными  являются этика внутренней стойкости, религиозная  этика любви, рационалистическая этика долга. Второе направление в этике рассматривает мораль как конкретное свойство конкретных индивидов. Моральные нормы лишаются  изначального, внеэмперического статуса, а соответственно и абсолютной власти над личностью. Не мир подводится под моральные принципы, а, напротив, моральные принципы выводятся из мира . Этика отрицает необходимость  подавления  живых склонностей во имя абстрактных норм,видит в морали выражение и продолжение  природных и социальных характеристик человека, придает нормативный смысл его стремлениям, потребностям и интересам. Эта ориентация этической мысли воплотилась по преимуществу в концепциях гедонизма,евдемонизма, утилитаризма,разумного эгоизма.
Различие указанных подходов к пониманию морали было своеобразным проявлением на этической почве спора основных философских партий. То, что в гносиологии предстает как борьба материализма и идеализма, в домарксистской этике обнаруживается как противостояние евдонизма и самоотречения, эпикурейской и стоической традиции  в пониманиицелей и смысла человеческой жизнедеятельности. Основную суть, разделяющую эти понятия можно передать формулой: мораль для человека и человек для морали. Материализм стремится «низвести» мораль до одного из способов самоутверждения конкретного человека, а идеализм, напротив, «поднять» реального человека до уровня моральных абстракций; материализм имеет дело  с моральным человеком, а идеализм - с человеком морали.
Моральное сознание может не только выражать действительную степень гуманности, достигнутую обществом, но и  искажать, камуфлировать ее. Это и происходит в классовом обществе: по мере дегуманизации общественных отношений, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком, мораль приобретает форму абстрактных требований, находящихся в принципиальной конфронтации с сущим, мораль эмансипируется от мира, начинает воображать, будто она выше действительности, может исправить действительность и т.д.
Обособление морали от общественной практики в качестве самостоятельной формы  общественного сознания и становление этики как науки совпадают - по времени, и по существу. Это наглядно обнаруживается в самих истоках (Гомер, Гесиод, ранние философы). Но и в последующей истории этика и мораль расходятся не столь сильно, как обычно принято думать. Этика не остается бесстрастной, нейтральной по отношению к реальной борьбе нравственных ценностей, позиций  в обществе. Она не только обьясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом  морального сознания класса общества.


Литература.
1. Шишкин А.Ф.  Из истории этических учений.   М.,1959
2. Очерк истории этики.  М., 1969
3. Иванов В.Г.   История этики древнего мира.  Л., 1980
4. Иванов В.Г.    История этики средних веков.  Л.,1984
5. Гусейнов А.А.  Краткая история этики.  М., 1987


Рецензии
Не вполне тоталитарные общества давно пришли к тому, что для динамической стабильности необходимо существование независимых ветвей власти. Законодательная, исполнительная, судебная, информационная и т.д. Проще построить надёжный табурет, опирающийся на три-четыре ножки, чем укрепить одну единственную. Вначале, в Риме разделили единую власть на двух консулов. Потом, судебную власть переложили на плечи преторов и сенаторских жюри(присяжных). Потом, востание плебса создало институт Трибунов, обладающих правом вето. Параллельно, законодательная власть распределялась между сенатом, центуриями, народной и плебейской ассамблеями. Только так удавалось республике сочетать гибкость и консерватизм.

А где в этой системе место морали?
Мораль - консервативная альтернатива закона. Законы можно хоть каждый год менять. Мораль складывается веками. Новый король, новый премьер, или президент влияют на мораль опосредованно. Им не дано писать её законы. Когда на мораль посягает религия, это опасно. До монотеизма, попытки религиозных культов подмять под себя мораль не отличались ни последовательностью, ни результативностью. Некоторый успех монотеистических религиозных институтов на этой почве, фактически привёл к расколу человечества и религиозным войнам.

Истинной катастрофой явился более полный успех новейших монотеистических религий(коммунизм и фашизм) на этой почве. Привязка морали к правящему теократическому режиму ставит под угрозу само существование соответствующего этноса. Ибо, с падением режима, исчезает и мораль. Нация лишается ориентиров, "сходит с ума" и становится опасной для себя и окружающих. Соблазн такого страшного синтеза очень велик. В такой ситуации, действия властей, по определению, не могут быть аморальны, как не могут быть противозаконны тогда, когда ветви власти объединяются.

К сожалению, я вижу признаки попыток объединить судебную систему и мораль даже в тех странах, где три основных ветви власти традиционно независимы. Мораль, меняющаяся в зависимости от судебных прецедентов - это страшно. Случись такое - и судебная власть без труда подомнёт под себя остальные ветви...

Мэкалль Мат Свер   12.05.2004 01:07     Заявить о нарушении
Как сказал мой знакомый, сей комментарий превосходит по глубине мой текст :)
Спасибо!
Очень интересные рассуждения, но...
Я не считаю, что мораль консервативная альтернатива закона. Мораль не есть альтернатива и уж точно не закону. И властителин, так же как и общество активно влияют на мораль.
Посмотрите, как изменилась мораль в России за последние 20, да можно сказать и за десять лет. Сводить это все к краху коммунизма я бы не стал, так как проблема имхо гораздо глубже!
С уважением,
Ваш,

Макс Гончаров   13.05.2004 03:05   Заявить о нарушении
Экую я, благодаря Вам, статью накатал! :-)

А к единой точке зрения приходить, в этом вопросе, излишне. Вы принадлежите к консервативной школе. Я, вот, попытался альтернативную теорию выстроить. Пока история не установит истину, лежащую, как правило, даже не по середине, а в стороне, обе точки зрения имеют право на существование.

А вот терминологию, как раз, никогда не лишне уточнить. Мораль, скорее, противовес, чем альтернатива. Эк я русский-то подзабыл - с трудом слова нахожу :).

Мэкалль Мат Свер   13.05.2004 12:04   Заявить о нарушении