О преобразовании чужого в свое

О преобразовании «чужого» в «свое»

Основные законы диалектики: о единстве и борьбе противоположностей, переходе количества в качество и отрицания отрицания вполне можно дополнить еще одним – «Законом преобразования чужого в свое» или «Законом обладания».
Остановимся на самом мирном его варианте – преобразовании чужих мыслей в собственные.
В начале попытаемся ответить на вопрос – а зачем это нужно?
Оставим за скобками чисто утилитарную плоскость «товарообмена» общества и индивида, в котором общество в обмен на допуск к средствам поддержания жизнедеятельности и адаптации в нем, требует некую сумму знаний и умений. Путь постижения с помощью собственного опыта, ввиду гигантской совокупности накопленных и востребованных знаний, не срабатывает начиная, наверное, со средних веков. А по сему приходится полагаться на чужой, закрепляя его практикой.

Нас больше интересует духовный опыт человека.
Большую часть духовного самостроя среднестатистический человек предпочитает делегировать во вне – религии, общественной идеологии, устоявшимся моральным принципам, потребляя уже готовые формулы и положения. Но жизнь многообразна и еще не создан фолиант, прописывающий все случаи, требующие моральной оценки. И хотя повседневность скорее нейтральна к категориям добра и зла, в случае возникновения «отклонений» человеку приходится опираться на хотя бы минимальные, но собственные умозаключения. Собственного опыта для этого, увы, часто не хватает, вот и приходится полагаться на внешний.
Живопись – это сочетание красок и линий, принципы гармоничности которых нам задает природа или наше тело, как часть той же природы. Литература, если продолжить аналогию, является сочетанием слов (красок) и сюжетов (линий). В отличие от дидактики, философских трудов, она подобно сюжету в живописи облегчает восприятие излагаемых идей. (Никто не отрицает самоценность самого словесного потока, оторванного от какого-либо сюжета, но это скорее маргинальный случай, чтиво для изощренных эстетов).
Универсальность книг и вообще литературы состоит в том, что, озвучив голый принцип, она сразу же дает пример его воплощения в жизнь, применения к обыденным жизненным ситуациям, с которыми может столкнуться реально или в воображении читающий, т.е., возвращаясь к выше сказанному, облегчает «духовный самострой».

Но слово прочитанное - не есть слово воспринятое. Появляется еще один посредник – память. Обычно человек может запомнить только малую часть прочитанного и, скорее всего, только то, что вызвано необходимостью или созвучно его мыслям и идеям.
Как расширить этот горизонт восприятия?
А надо ли? Отвечу скорее положительно, чем отрицательно. Прочитанное или в более общем варианте – воспринятое, должно погрузиться в нас и пройти значительную «переплавку», превратившись в некий набор кирпичиков нашей модели мироздания. И чем больше и разнообразнее этот строительный материал, тем внутренне богаче становится человек.
Последнее, помимо чисто морального удовлетворения, подпитываемого некой толикой восхищения окружающих, имеет и утилитарную ценность. Человек в итоге становится более адаптивным к внешней действительности, а, значит, увеличивает количество возможных сценариев реализации своей судьбы. Жизнь наша, увы, состоит не только из подъемов, но и временных спадов и успешность достижения очередной вершины часто определяется многообразием способов движения к ней.
Но есть одно существенное «но». Внутренний мир формируется внутренним осмыслением. Это то, что выстраивается самим человеком и отнюдь не тождественно сумме накопленных знаний. И здесь мы плавно подходим к способам преобразования «чужих» мыслей в «собственные», как одному из этапов «большого строительства».
Можно выделить три действенных метода этого преобразования.
Первый достаточно прост и требует только некой систематизации полученного материала для удобства пользования.
Это ВЫПИСКИ или КОНСПЕКТИРОВАНИЕ прочитанного. Основной недостаток – пассивность восприятия, но полученное в итоге вполне может служить исходным материалом для последующих ступеней.
Следующий уровень – КОММЕНТАРИИ к прочитанному. В русле высказанных автором идей – несколько абзацев-иллюстраций на основе собственного опыта.
Высшая стадия - РАЗМЫШЛЕНИЕ на заданную тему («телега»). В отличие от предыдущего уровня чужая мысль служит только для обозначения темы, и количество авторского материала намного превосходит исходный.
На мой взгляд, в качестве образца такого чистого размышления можно привести медитации Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), особенно по Евангелиям и трудам Ницше.
 «Телегами» в свое время увлекались хиппи и, говорят, что становление Пелевина произошло благодаря именно им.


Рецензии
Алхел,
Прочитала Вашу статью, а вслед за ней и комментарии к ней других авторов (что, надо сказать, делаю нечасто). Наверное, потому, что, как мне показалось, такую статью, как Ваша, рискнут рецензировать только люди весьма вдумчивые - специалисты в своем литературном деле.
Однако, я не смогу присоединить свое мнение к их виртуозным высказываниям. Просто потому, что мне очень понравилась сама статья. Да, она не читается "легко", некоторые строчки надо перечитывать, чтобы полностью понять их смысл, но ведь именно это (вдумчивое перечитывание, возможность смаковать прочитанное) составляет существенную долю удовольствия, получаемого от чтения достойного текста.

Убеждена, что во время чтения следует ДУМАТЬ, иначе либо читатель не тот, либо текст слишком поверхностен и не пробуждает МЫСЛЬ. Поэтому три "метода преобразования", которые Вы описываете, нашли во мне самый что ни на есть живой отклик.

Вы сделали прекрасную систематизацию и дали определение по-настоящему ответственному читательскому подходу, который, при определенных обстоятельствах, служит началом и ответственному "писательству".

А вот эту фразу: "Человек в итоге становится более адаптивным к внешней действительности, а, значит, увеличивает количество возможных сценариев реализации своей судьбы" я бы предложила любому учителю или родителю, желающему обосновать растущему чаду смысл и цель чтения, взять эпиграфом или даже лозунгом к процессу воспитания.

Утилитарную ценность чтения воистину не так уж легко определить, и я уверена, что не один учитель литературы мучился, подыскивая нужные слова, способные объяснить ученикам необходимость развивать свой мозг не только энциклопедическими знаниями, но и осмыслением художественного текста.

Вера Андреева Государство Двоих   25.02.2013 00:46     Заявить о нарушении
Вера, день добрый!

Спасибо за добрые слова.
Честно признаюсь, я об этом тексте уже давно забыл, но он, оказывается, еще кому-то может быть интересен. :)

С уважением,

Алхел Манфелд   04.03.2013 13:21   Заявить о нарушении
Я недавно на Прозе, потому и прочитала статью только недавно. Но хорошая статья, как и хорошее вино, не устаревает. Тем более она (слава Богу) написана не на злобу дня.
Жду выхода новых Ваших статей. Надеюсь, Вы их еще пишете.
С уважением,

Вера Андреева Государство Двоих   05.03.2013 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.