Размышления о религии 1. Любите врагов ваших

Размышления о религии 1.
Любите врагов ваших

Меня давно интересовала одна мысль присутствующая сразу в двух Евангелиях - от Матфея и от Луки - о необходимости любви врагов наших.
Евангелие от Матфея (глава 5):
«43. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас,
45. Да будете сынами Отца вашего Небесного: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? ...»

Евангелие от Луки (глава 6):
«27. Но вам слушающим говорю: любите врагов наших, благотворите ненавидящих вас.
28. Благословите проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. ...
31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32. И если любите любящих вас, какая вам за это благодарность?...
33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам благодарность?...»

Евангелия – это некий свод принципов и правил, часто выраженных в аллегорической форме, требующих своей адаптации к каждой человеческой эпохе и даже к каждому человеку.
Одну из таких адаптаций – применение озвученных выше положений к отношениям в нашей жизни я нашел в проповеди Мартина Лютера Кинга.
Ниже привожу некоторые выдержки из нее.


ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ

Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. ... Иисус — это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят они.
Несмотря на подобные острые вопросы и непрекращающиеся возражения, эта заповедь Иисуса приобретает для нас все возрастающее значение. ... Заповедь «любите врагов ваших» — это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам — вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус — это не оторванный от жизни идеалист, он — трезвый реалист.
Давайте будем реалистами и спросим: как нам любить наших врагов?
Во-первых, мы должны развить в себе умение прощать. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. ... Надо также понять, что прощать всегда должен пострадавший, испытывающий боль и страдания, жертва мучительной несправедливости, униженный и оскорбленный. Обидчик может просить о прощении. Он может одуматься и как блудный сын пройти пыльными дорогами, с сердцем, трепещущим от желания быть прощенным.
Всепрощение — это не игнорирование того, что было сделано, или представление зла добром. ... Да, человек не может забыть, если это значит, что происшедшее стирается совершенно из памяти. Но, когда мы прощаем, мы забываем в том смысле, что зло более уже не является психологической преградой на пути установления новых взаимоотношений. Точно так же, мы никогда не сможем сказать:
«Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать». Прощение означает примирение, воссоединение вновь. Без этого ни один человек не в состоянии возлюбить врагов. Степень прощения определяет степень нашей любви к врагам.
Во-вторых, мы должны понять, что зло, творимое ближним нашим — врагом, причина наших страданий, никогда не отражают всей сущности этого человека. ... Все мы чем-то напоминаем шизофреников, людей с раздвоенной личностью и характером. Бесконечная гражданская война бушует внутри каждого из нас. Что-то внутри нас заставляет нас сокрушаться вместе с римским поэтом Овидием: «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом», или соглашаться с Платоном, говорившим, что человеческий характер — это колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону, или повторять вслед за апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю».
... Когда мы смотрим в глубь проблемы, ищем причину содеянного в порыве зла, мы находим в ближнем нашем — враге частицы добра и понимаем, что порочность и злонамеренность его деяний не дает нам полной картины об этом человеке. .... Мы осознаем, что его ненависть является результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но, несмотря на все это, мы знаем, что душа каждого человека несет в глубине печать Божью.
В-третьих, мы должны искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания. ... Неминуемо приходит час, когда его слабости проявляются и мы получаем возможность вонзить в него копье победы. Но мы не должны этого делать.
Смысл любви не следует путать с сентиментальным излиянием чувств. Любовь гораздо глубже глупой эмоциональной болтовни. Может быть, греческий язык внесет ясность в этот вопрос. Греческий текст Нового Завета использует три слова для обозначения любви. «Эрос» — это эстетическая, романтическая любовь. В диалогах Платона «эрос» — это божественное устремление души. Второе слово: «филия» — взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей. Мы любим тех, кто любит нас и любим потому, что любимы сами. Третье слово: «aгапи» — согласие и созидательная, всепрощающая добросердечность в отношениях между всеми людьми. Льющееся через край бескорыстное чувство, «aгапи» — это Божья любовь в сердце людей. На этом уровне мы любим людей не потому, что нам нравятся они или их поступки, и даже не за то, что в них есть искра Божья; мы любим каждого человека за то, что его любит Господь. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, хотя и ненавидим содеянное им.
Теперь мы понимаем, что имел в виду Иисус, говоря: «Любите врагов ваших». Мы должны быть благодарны, что он не сказал: «Относитесь к врагам вашим с симпатией и привязанностью». К некоторым людям просто невозможно испытывать чувство симпатии и привязанности. Как можем мы испытывать симпатию к человеку, не скрывающему своих намерений уничтожить нас и усеять наш путь неисчислимыми трудностями и преградами? Как может нам нравиться человек, угрожающий жизни наших детей и разрушающий наше жилище? Это невозможно. Но Иисус осознал, что «любовь» выше «привязанности» и «симпатии». Приказывая нам любить наших врагов, Иисус не имеет в виду «эрос» или «филию»; он говорит об «агапи» согласии и созидательной, всепрощающей добросердечности в отношениях между всеми людьми.

II
Перейдем теперь от практического «как» к теоретическому «почему»:
почему мы должны любить наших врагов? Первая причина очевидна. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает ненависть, сгущая ночной мрак на небе, и так лишенном звезд. Мрак не может победить мрак; только свет в состоянии сделать это. Ненависть не может победить ненависть; только любовь в состоянии сделать это.
Еще одна причина, по которой мы должны возлюбить наших врагов: ненависть оставляет рубцы на душе и уродует личность человека. ...
Ненависть не менее губительна и для того, кто ненавидит. Словно нераспознанная раковая опухоль, ненависть разъедает личность человека и способность мыслить объективно.
Третья причина, по которой мы должны любить наших врагов: любовь — единственная сила, способная превратить врага в друга. Мы никогда не избавимся от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы избавляемся от врагов, избавляясь от чувства вражды.
... Линкольн, используя силу любви, превратил врага в друга. Эта же жизненная позиция позволила Линкольну доброжелательно высказаться в адрес южан в тяжелейшие дни гражданской войны. На вопрос, заданный ошеломленной слушательницей выступления Президента, Линкольн ответил: «Мадам, разве я не уничтожаю своих врагов, превращая их в своих друзей?».
Конечно, это непрактично. Жизнь — это сведение счетов, нанесение ответных ударов, отношения, основанные на законе «человек человеку волк». Я говорю, что Иисус завещал нам любить тех, кто мучает и угнетает нас? Я похож на большинство проповедников — оторванных от реальной жизни идеалистов? Может быть, в далеком будущем, говорите вы, в стране Утопии, эта идея воплотится в жизнь, но только не в этом жестоком и холодном мире, в котором мы живем.
Друзья мои, мы уже слишком долго идем по так называемому практическому пути, и он неумолимо привел нас лишь к беспорядкам и хаосу. История полна примеров погибших цивилизаций, давших волю ненависти и насилию.
... Говорят, что Наполеон Бонапарт, великий гений войны, вспоминая былые годы, сказал: «Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий и я создали великие империи. Но на чем они покоились? Они покоились на силе. Но столетия назад Иисус начал создание своего царства, основанного на любви, и даже сегодня миллионы готовы умереть за него».

P.S. Полный текст проповеди Мартина Лютера Кинга находится по адресу:
http://www.philosophy.ru/library/vopros/38.html


Рецензии
Огромное спасибо за цитирование и ссылку на проповедь Мартина Лютера Кинга. Глубокие и мудрые размышления.
И Ваши рассуждения и дискуссия тоже вызывают интерес, но ознакомившись с дискуссией к этой публикации я обязан Вам сказать, что сильно разочарован Вашей позицией. Она в определённом смысле идёт вразрез с заявленной темой.
Вот здесь: Алхел Манфелд 19.06.2006 11:43
Выражая решительную поддержку утверждению Арины Грачёвой, вы добавляете:
"Чувства верующих я задевать не хочу и был бы крайне признателен, если бы это не делали и другие."

- Ну а как же быть с чувствами неверующих? Если дискуссии верующих и неверующих касаются отношения к существованию абсолютного творца и дальнейшей эволюции, то здесь, очевидно, согласия не достичь по независящим от уровня интеллекта или совести причинам. Но если в процессе дискуссий у той или другой стороны выковывается убеждение о нравственной или интеллектуальной ущербности представителей иного мировоззрения, то это является отражением фанаберии и высокомерия носителей такого убеждения, обусловленных комплексами.
В отличие от веры или неверия, такое убеждение может быть преодолено нравственной и умственной работой над самим собой именно в очень сходном ключе с обсуждаемой заповедью, сущность которой по большому счёту может быть одинаково понятна или непонятна как верующим, так и неверующим. А если этого кто-то ещё не осознал, то это остаётся для него вызовом, который он ещё не преодолел, а иные и никогда не преодолеют, так как им дороже и слаще осознание своего превосходства, своей избранности.
Свобода совести, выбора и формирования убеждений, мировоззрение, вера, религия, церковь - находятся в сложных отношениях с государством.
Природа человека, особенности заполнения сознанием чистого листа, с которого начинается каждый новый человек, приводят к тому, что верующие и неверующие воспроизводятся перманентно. Пороки и добродетели перемешаны в их душах. Человек, не получивший опыта в малых грехах и соответственно не имевший обратной связи и негативных по отношению к грехам стимулов, без такого опыта познания зла и добра на простых моделях - подвергается риску совершить тяжкие прегрешения. Ни священные писания с заповедями и притчами, ни учебники обществоведения не могут гарантировать от попадания в ловушки греха в отрыве от такого личного опыта взросления. Верующие и неверующие одинаковы во всех отношениях кроме одного: упомянутого выше отношения к существованию вездесущего творца.
Уже не говоря о тоталитарных и фундаменталистских режимах, даже демократические государства в целях "экономии" усилий выбирают то или иное мировозрение в качестве знамени и воздействуют на подданных внедрением в сознание мифов и упрощенных схем, примером которых и являются провозглашение нравственно и/или интеллектуально ущербными инакомыслящих. Сегодня в России модно и удобно таковыми считать атеистов и людей, не посещающих храмы по той простой причине, что предшествующий режим культивировал противоположное клише. Флип-флоп.
Ловцы душ человеческих создают в соответствии с коньюнктурой эпохи то аппарат КПСС, объединяя атеизм с государством, то стремятся объединить с государством церковь. В обоих случаях для эффективного управлениях важны охват и посещаемость. Объединяюще-разъединяющая роль мировоззрения. Свои и чужие. Враги внутренние и внешние. Мобилизация и консолидация. Трудно консолидировать без образа врага.
Название сборника речей Патриарха "Передовой отряд церкви" - странно перекликается с лозунгом "Партия большевиков - передовой отряд трудящихся". А как согласуется с обсуждаемой заповедью публичное провозглашение Патриархом: "... неверующий человек может стать зверем, а верующий - никогда..." ( http://www.sedmitza.ru/news/1210193.html )?
Видно, крепко он нас возлюбил.
В сравнении с этим, утверждение Арины Грачёвой выглядит вполне безобидно.

В то время, как нам всем, и верующим, и атеистам нужна реальная консолидация перед злом в виде экстремизма любой масти, перед фундаментализмом-тоталитаризмом. Перед неизбежными в далёком будущем проблемами катастроф космического масштаба, к которым мы либо успеем приготовиться, либо нет. В последнем случае нас ожидает судьба динозавров.

С уважением, --Геннадий.

Геннадии Полубесов   14.01.2012 04:42     Заявить о нарушении
Геннадий, день добрый!

Спасибо за развернутое высказывание.
Правда, меня несколько удивило, что, выступая с позиции атеизма, вы пользуетесь церковной терминологией (грех и т.п.).
Я уже заявлял в обсуждении к этому посту, что считаю любую религию, прежде всего, сводом нравственных и моральных постулатов.
Человек не может отделить Добро от Зла в силу незнания долгосрочных последствий своих поступков, а так как в своих действиях мы привыкли руководствоваться моральными нормами, то приходится выбирать одну из двух альтернатив.
Либо тупо верить, что вот это – Добро, а это – противоположное ему. Либо – отложить определительный процесс на некоторое время.
Ортодоксальное христианство, практикуемое в России, пошло по первому пути. Западное мышление – по второму. Более того, сейчас нейтральная зона в западном менталитете занимает главенствующее положение, а моральная дуальность – маргинальное.

Но есть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Моральные нормы достаточно жестко привязаны ко времени и социуму, и то, что было верно 2 тысячи лет назад, сейчас уже во многом устарело. Ортодоксы – консервируют первоисточник, объявляют еретиками всех, кто хочет его развить и осмыслить. «Живые» религии пытаются, наоборот, применить заявленные постулаты к современным реалиям.
Мартин Лютер Кинг, на мой взгляд, как раз и является представителем такой «живой» религии. Ведь избрание Обамы Президентом Америки – есть прямой следствие его проповедей.

С уважением,

Алхел Манфелд   16.01.2012 22:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.