Рецензия на «Размышления о религии 1. Любите врагов ваших» (Алхел Манфелд)

Огромное спасибо за цитирование и ссылку на проповедь Мартина Лютера Кинга. Глубокие и мудрые размышления.
И Ваши рассуждения и дискуссия тоже вызывают интерес, но ознакомившись с дискуссией к этой публикации я обязан Вам сказать, что сильно разочарован Вашей позицией. Она в определённом смысле идёт вразрез с заявленной темой.
Вот здесь: Алхел Манфелд 19.06.2006 11:43
Выражая решительную поддержку утверждению Арины Грачёвой, вы добавляете:
"Чувства верующих я задевать не хочу и был бы крайне признателен, если бы это не делали и другие."

- Ну а как же быть с чувствами неверующих? Если дискуссии верующих и неверующих касаются отношения к существованию абсолютного творца и дальнейшей эволюции, то здесь, очевидно, согласия не достичь по независящим от уровня интеллекта или совести причинам. Но если в процессе дискуссий у той или другой стороны выковывается убеждение о нравственной или интеллектуальной ущербности представителей иного мировоззрения, то это является отражением фанаберии и высокомерия носителей такого убеждения, обусловленных комплексами.
В отличие от веры или неверия, такое убеждение может быть преодолено нравственной и умственной работой над самим собой именно в очень сходном ключе с обсуждаемой заповедью, сущность которой по большому счёту может быть одинаково понятна или непонятна как верующим, так и неверующим. А если этого кто-то ещё не осознал, то это остаётся для него вызовом, который он ещё не преодолел, а иные и никогда не преодолеют, так как им дороже и слаще осознание своего превосходства, своей избранности.
Свобода совести, выбора и формирования убеждений, мировоззрение, вера, религия, церковь - находятся в сложных отношениях с государством.
Природа человека, особенности заполнения сознанием чистого листа, с которого начинается каждый новый человек, приводят к тому, что верующие и неверующие воспроизводятся перманентно. Пороки и добродетели перемешаны в их душах. Человек, не получивший опыта в малых грехах и соответственно не имевший обратной связи и негативных по отношению к грехам стимулов, без такого опыта познания зла и добра на простых моделях - подвергается риску совершить тяжкие прегрешения. Ни священные писания с заповедями и притчами, ни учебники обществоведения не могут гарантировать от попадания в ловушки греха в отрыве от такого личного опыта взросления. Верующие и неверующие одинаковы во всех отношениях кроме одного: упомянутого выше отношения к существованию вездесущего творца.
Уже не говоря о тоталитарных и фундаменталистских режимах, даже демократические государства в целях "экономии" усилий выбирают то или иное мировозрение в качестве знамени и воздействуют на подданных внедрением в сознание мифов и упрощенных схем, примером которых и являются провозглашение нравственно и/или интеллектуально ущербными инакомыслящих. Сегодня в России модно и удобно таковыми считать атеистов и людей, не посещающих храмы по той простой причине, что предшествующий режим культивировал противоположное клише. Флип-флоп.
Ловцы душ человеческих создают в соответствии с коньюнктурой эпохи то аппарат КПСС, объединяя атеизм с государством, то стремятся объединить с государством церковь. В обоих случаях для эффективного управлениях важны охват и посещаемость. Объединяюще-разъединяющая роль мировоззрения. Свои и чужие. Враги внутренние и внешние. Мобилизация и консолидация. Трудно консолидировать без образа врага.
Название сборника речей Патриарха "Передовой отряд церкви" - странно перекликается с лозунгом "Партия большевиков - передовой отряд трудящихся". А как согласуется с обсуждаемой заповедью публичное провозглашение Патриархом: "... неверующий человек может стать зверем, а верующий - никогда..." ( http://www.sedmitza.ru/news/1210193.html )?
Видно, крепко он нас возлюбил.
В сравнении с этим, утверждение Арины Грачёвой выглядит вполне безобидно.

В то время, как нам всем, и верующим, и атеистам нужна реальная консолидация перед злом в виде экстремизма любой масти, перед фундаментализмом-тоталитаризмом. Перед неизбежными в далёком будущем проблемами катастроф космического масштаба, к которым мы либо успеем приготовиться, либо нет. В последнем случае нас ожидает судьба динозавров.

С уважением, --Геннадий.

Геннадии Полубесов   14.01.2012 04:42     Заявить о нарушении
Геннадий, день добрый!

Спасибо за развернутое высказывание.
Правда, меня несколько удивило, что, выступая с позиции атеизма, вы пользуетесь церковной терминологией (грех и т.п.).
Я уже заявлял в обсуждении к этому посту, что считаю любую религию, прежде всего, сводом нравственных и моральных постулатов.
Человек не может отделить Добро от Зла в силу незнания долгосрочных последствий своих поступков, а так как в своих действиях мы привыкли руководствоваться моральными нормами, то приходится выбирать одну из двух альтернатив.
Либо тупо верить, что вот это – Добро, а это – противоположное ему. Либо – отложить определительный процесс на некоторое время.
Ортодоксальное христианство, практикуемое в России, пошло по первому пути. Западное мышление – по второму. Более того, сейчас нейтральная зона в западном менталитете занимает главенствующее положение, а моральная дуальность – маргинальное.

Но есть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Моральные нормы достаточно жестко привязаны ко времени и социуму, и то, что было верно 2 тысячи лет назад, сейчас уже во многом устарело. Ортодоксы – консервируют первоисточник, объявляют еретиками всех, кто хочет его развить и осмыслить. «Живые» религии пытаются, наоборот, применить заявленные постулаты к современным реалиям.
Мартин Лютер Кинг, на мой взгляд, как раз и является представителем такой «живой» религии. Ведь избрание Обамы Президентом Америки – есть прямой следствие его проповедей.

С уважением,

Алхел Манфелд   16.01.2012 22:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алхел Манфелд
Перейти к списку рецензий, написанных автором Геннадии Полубесов
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.01.2012