Мамой клянус! Виктор Винчел

Мамой клянус!
Автор: Виктор Винчел

Долгая дорога на лобастом «Пазике» вытрясла из меня остатки человеколюбия. Хорошо, что не зима, и ноги сводит не от холода, а всего лишь от долгого сидения. Едва приехал, как контрастное сочетание раскалённой духоты и нестерпимых сквозняков сменилось ровным зноем и хрустящей на зубах пылью. Хотя и начало сентября, а лето всё не выпускает вожжи из загорелых мускулистых рук. Стоит остановиться, как тотчас обращаешь внимание на чёрно-зелёных жирных мух, хаотично перечёркивающих пространство, куда ни посмотри. Сейчас бы принять душ, переодеться да сесть за стол, на котором свежая скатерть, крахмальные салфетки, большие тарелки и сверкающие столовые приборы. А потом – провести часа три на пахнущих чем-то неземным простынях. Впрочем, простыней лучше не надо... Смена обстановки и дискомфорт позволяют сменить бесконечную ноющую боль в душе на иное, внешнее, раздражающее и способное хотя бы отвлечь.
М-да.
Густые запахи аммиака в туалете за обшарпанным зданием местного автовокзала слегка привели меня в чувство. Впереди неделя работы в райцентре, выезды «на село», питание где, когда и как придётся. Так что движением большого пальца по-военному заправь выбившуюся рубашку, поправь ремень и не скули.
Райком, кабинет ответственного секретаря общества «Знание», знакомство с третьим секретарём «по пропаганде» – и в гостиницу. К счастью, райкомовский номер свободен. Его тут называют апартаментами. Да-а! Так роскошно я не живу даже дома. Две комнаты, ковры, кресла. Кроме холодильника ещё и мини-бар, исправный цветной телевизор с наружной антенной. В номере туалет, ванная и целая, не разбитая, раковина. Есть горячая вода, а холодная – прозрачная и без странного привкуса! Вполне можно уверовать в грядущее торжество развитого социализма. По-крайней мере, в отдельно взятой районной гостинице он уже восторжествовал. Нужна мне сейчас эта роскошь?!.. Не успел я разложить вещи, как зазвонил телефон, а вскоре явился и сам звонивший – инструктор райкома партии, по всей видимости, вчерашний комсомольский работник. Довольство недавними переменами в своей судьбе торчит из него отовсюду. Даже подплечники на пиджаке, кажется, топорщатся от гордости. Передо мной извиняются. Оказывается, мне придётся разделить священный трепет принимающей стороны и переселиться на второй этаж в трёхместный номер – внезапно приехала комиссия из области. Я понимаю – лектору не по чину жить в апартаментах в присутствии ревизоров. А то они, что же, ютиться будут, как все? С механизаторами жить? Передо мной снова извиняются, на этот раз с лёгкими металлическими проблесками во взгляде. Просят перебраться срочно. Едва инструктор уходит, как я торопливо срываю с себя одежду и забираюсь под душ. Надо вымыться на неделю вперёд. Отныне для меня удобства, в том числе и умывальник, не в номере, а в конце коридора. Душевая внизу, на первом. График работы – на стене. Пока я переоформляю документы, администратор гостиницы вежливо, но с нажимом, советует его изучить, потому как вне графика не пустят. Как я понимаю, в остальное время благами цивилизации пользуется сам персонал. У всех дети, родственники, знакомые… На лице женщины написано: «Вам, жирующим в городе, нас не понять». Как же, я, например, понимаю. Каждый пытается урвать для себя хоть что-то. А уж вам, в глубинке, грех не пользоваться малейшей возможностью.
Впрочем, пора прекратить сетования. Спартанские условия – это как раз то, что мне сейчас нужно.
В день приезда организовали только две лекции, и обе в школе для старшеклассников. Завтра приду к ним снова, с другими темами. Единственное, что позволяет держаться на плаву, не показывать никому всего, что происходит в душе – это работа. Я не умею в лекциях просто выдавать информацию. Пропускаю её через сердце, перерабатываю, как пчела нектар с цветов. Вот и теперь – меня слушают даже отъявленные оболтусы. Глядя в глаза слушателей, я остываю. Ярость стихает. Дисциплина направляет энергию в нужное русло, не даёт ей захлестнуть меня с головой. Трудно представить лектора, который орёт слушателям о чём-то своём, потом на них – за неусидчивость и невнимательность, а то и лупить их начнёт, чем под руку подвернётся…
Скромно отобедав в школьной столовке, отправляюсь бродить по окрестностям. Не отходя далеко, вижу самые высокие после райкома здания – две двухэтажки: универмаг, и Дом быта. Чуть в стороне штукатуреный лет пять тому назад Дом культуры. В нём же библиотека и кинозал. В Дом быта не пойду – ремонтировать нечего. К тому же у меня там завтра лекция. В клуб идти – только расстраиваться. Там, небось, запустение, на стенах ничего, кроме дежурных лозунгов, нет, районный музей ветшает в проекте…
В универмаге обнаруживаю в свободной продаже зеркала заднего вида для легковых автомобилей, да ещё и с встроенным радиоприемником. Между прочим, слышал однажды от таксиста, что такие зеркала в городе – страшный дефицит. Можно загнать и «заработать» на каждом 1000% прибыли. И как же их продавать? Своей-то машины нет, значит, и связей нет среди автомобилистов. Номер того таксиста я не записал. Подойти к любому водителю с предложением интересной сделки – так неизвестно, на кого нарвёшься, может и настучать, куда следует. Что, на рынок пойдёшь? А если привлекут за спекуляцию? Позор! Тоже мне, «лектор из области». О духовности печёшься… Да, соблазны повсюду, искушения. Как им не поддаться при такой нищете? Наверно, те, кто назначают оклады учителям, библиотекарям – умышленно низводят ставки до минимума, чтобы с голода не померли. Надо – рассуждают «наверху», чтобы у работника культуры и учителя глаз горел голодным блеском, чтоб мечта у них была о лучшем, звала за собой, а мечта будет – надежда появится, а там, глядишь, и поверят, что счастье возможно ещё при их жизни. Ну, а с верой и надеждой они и людей со всей пылкой к ним любовью позовут в ту самую «даль светлую». Люди построятся и будут готовы начать организованное движение. А тут и мы, вожди, стало быть, нарисуемся… А вот если денег им дашь – зажируют от сладкого, жирного и мучного, утонут в мягком, – какой тогда от них толк?.. Вот тебя взять, – обращаюсь я к себе якобы от них, верхних, – дай тебе сейчас денег, так ты бы не лекции читал, а чёс устроил по северным районам, накупил товара, который в городе дефицит, быстренько его сдал, и обратно бы затовариваться рванул, невзирая на все твои, якобы высокие морально-этические взгляды. Скажешь, нет? А так что? командировочных хватит на покупку всего лишь одного зеркала, да и то, если своих три рубля добавишь… Впрочем, можно и последние отдать. С чего-то же начинать надо. Ничего страшного, недельку лапу пососёшь. Что из того. Зато комме-ерция… Впрочем, на твои шишы ничего тебе и не обломится. Разве вот польский шампунь «Pollena» можешь купить для дамы своего сердца. В городе тоже только из-под полы можно достать. И стоит всего рубль двадцать за флакон.
«Pollena», говорите… Откручиваю крышку. Запах – с ума сойти. Да кому дарить… после всего происшедшего не знаю, как себя с ней вести. Всё фальшь, всё неправда. Что ни скажи, ни сделай – всё в штыки воспринимается. Как будто я в чём виноват? Да в чём? Господи, что делать-то, что? Хорошо, хоть уехал в эту Тмутаракань, подальше от её глаз, от вечно зарёванного лица, от ощущения невыносимого тупика, в котором оказался ни с того, ни с сего…

Длинная у них в рабочем посёлке улица Ленина. Центральная-то она центральная, да как-то незаметно асфальт заканчивается, и начинается грунтовка. Дома всё ниже, заборы скромнее. И чем дальше идёшь, тем громче слышно кудахтанье и хрюканье, тем насыщеннее специфические деревенские запахи. «Хорошо в краю родном пахнет сеном и…» Поэтому, наверное, сельского жителя всегда отличишь от городского. Свежий воздух, натуральные продукты, чистая вода. Запахи – и те естественные, возникшие в результате простых органических реакций. Тяжелый и однообразный труд. Развлечений почти никаких. Неудивительно, что они порой приобретают какие-то дикие для горожанина формы. Например, их старинная забава «стенка на стенку», или просто мордобой ни из-за чего – так, для разрядки. И при всей деревенской целомудренности именно здесь процветает самый грубый разврат. Впрочем, люди – те же животные. Дарвин открыл, что человек произошёл от обезьяны. А обезьяне присущ подражательный рефлекс. В городе – сплошь запреты. Всё другое. Здесь же с детства каждый наблюдает, как спариваются быки и коровы, собаки, кролики, свиньи. Жизнь вокруг проста и немудрёна… Сельчане потому и крепче, здоровее духом, а, главное, живее горожан. Жаль только, что деревня повально уезжает в город. Не всегда приживается, и вот тут её начинает корёжить. Силы есть, желания обжиться в новых условиях до чёрта, а среда не принимает. И начинается борьба на выживание. Кто кого. Судя по городской жизни последних лет, деревня делает успехи. Только вот кто на земле работать будет?..

Вечереет. Это я понял даже не столько по тому, что стремительно опустились сумерки, сколько по тому, что около домов стали появляться небольшие группы молодых людей. Парни и девчонки лузгают семечки, громко смеются. Кое-кто из них по двое, по трое идут по дороге мне навстречу. Они внимательно рассматривают меня – городская штучка! – и двигаются дальше. Наверно, у них тут вечером пройтись по освещённому центру – особый шик. Кино в клубе бывает крайне редко. Танцы только в школе, да и то по праздникам и под жёстким контролем милиции. Не разгуляешься.
Вскоре по обеим сторонам дороги жилые дома сходят на нет, и начинаются новостройки. И здесь рабочий день подошёл к концу. Это я понял, вынужденно сойдя с дороги от греха подальше, чтобы пропустить группу из пяти-шести кавказцев. Оживлённо говоря на непонятном мне гортанном языке, они прошли мне навстречу. Что за народ! Мало им своей земли – разъехались по всей эсэсэсэрии. Повсюду строят, торгуют. Повсюду их издалека слышно и каждый из них заметен. Никогда не думал, что мои мысли о «чёрных», как их называют почти везде в России, внезапно тоже окрасятся в чёрный цвет. В армии они ко мне то и дело проявляли знаки внимания, говорили, что и у них там живут, такие, как я. Они их считают своими. Чёрт! Всегда относился ко всем представителям «малых» народов с интересом и симпатией. До недавнего времени… Я ведь и сам из нацменьшинства. Принадлежу к тому народу, который повсюду «виноват» во всех бедах. Распял Христа, прибрал к рукам все деньги Европы и отгрохал «для и под себя» Америку, а в России сверг царя-батюшку, совершил революцию, а потом в 37 году устроил геноцид русскому народу… «Некий малый народ, – лукавят красно-коричневые идеологи, рассчитывая на кухонное понимание и поддержку большинства, – и говорят, и думают, и выглядят, и ведут себя не так, как остальные, при этом повсюду влезли, сели на все должности во все сферы, всё прибрали к рукам – и деньги, и природные богатства, – мы раскрыли всемирный жидо-массонский заговор! Надо их к ногтю, и тогда жизнь наладится. Отберём, разделим». Ага, как же, разделят они! Мы сможем посмотреть, как они между собой это сделают… Но меньшинство, если оно такое уж умное, хитрое и предприимчивое, оно ведь ответит. Пусть не сразу, и не так же лобово, но ответит. Мало не покажется.
Что ж, как аукнется, так и откликнется. По легенде, Александр Невский сказал: «поднявший меч, от меча и погибнет». Кто начал гонения на евреев? Кто раздувал угли ксенофобии век от века? Кого же теперь следует ненавидеть, господа со товарищи? Уж не себя ли?
То-то…
Да, но кто же выиграет от ставшего привычным озлобленного, то вспыхивающего, то затухающего противостояния? Ясно, что победителей в этой борьбе быть не может. И те, и другие, якобы, радеют за добро. А в итоге умножится только зло. Как же примириться? И возможно ли вообще «жить дружно»? Логично было бы, к примеру, поставить между сторонами ограничитель на противоправные действия в виде Закона. Хотя, Закон, конечно, хорошо, но понадобятся механизмы для его точного исполнения, и контроль за точной работой механизмов… Не лучше ли найти общего врага? Ничто так не объединяет, ничто так не бодрит, ничто не устраняет, как по мановению руки, все противоречия, как объединение против общего врага. Вот он, ключ! «Против кого дружите, ребята?..» Годы размышлений привели меня к выводу, что выбрано будет именно последнее средство. Оно одно из наихудших, если говорить о стране, может быть, даже о планете в целом. Зато самое верное, потому что направлено снова против кого-то конкретного, реально существующего, со всеми его заморочками в быту, непохожестью внешнего облика, языка и традиций, а не на абстракции, вроде рассуждений о том, что все люди, во всех есть искра Божия, о добре и зле и прочем. Человек некоторым вещам обучается крайне тяжело и длительно, несмотря на невероятные испытания и колоссальные потери из поколения в поколение.

Совсем из себя вывели события последних недель. Давным давно не думал на эти, навязшие в зубах, темы, а тут снова, на тебе! Что поделаешь – межэтнические отношения на бытовом уровне будоражат воображение и вбрасывают в кровь такие здоровенные порции адреналина, что специально другого подобного повода и не придумаешь. Впрочем, что бытовой уровень – он ведь в точности отражает всё происходящее наверху. Нельзя не думать, нельзя не рвать душу, не пройти мимо того, обо что спотыкаешься каждый день.
Интересно, эти кавказцы не в гостинице ли живут? Небось, соседями окажемся…

В моей новой комнате на соседних кроватях уже лежат два больших мужика. Оба крупные и в рост, и в ширину. Каждый – обладатель солидного пивного живота. А работают, видать, на стройке – сапоги перепачканы краской, а в кожаных рантах на подошве видны отчётливо въевшиеся следы не то извести, не то мела, не то алебастра – чего-то белого и несмываемого. Я был встречен неодобрительными взглядами, молча переоделся и улёгся с книжкой на тяжко заскрипевшую кровать. Однако почитать не пришлось. Моё появление, видимо, вклинилось в оживлённый разговор, вести который при постороннем неуместно. Речь шла, как я начал понимать, о каких-то строителях, которые чего-то там «о себе возомнили» и которым ничего объяснить не удаётся, потому что они почему-то всегда могут прикинуться, что тебя не понимают.
Мне стало неловко. Я вышел с книгой в коридор. Пришлось пройти его почти до конца, чтобы стать под единственной горевшей лампочкой и дочитать до конца начатую главу. А то потеряешь нить действия, поди, найди её потом. Но в наших коридорах разве почитаешь спокойно? Двери тонкие, многие полуприкрыты – здесь нравы простые, скрывать друг от друга нечего. А я, как назло, оказался около двери, за которой не говорили – орали, причём не по-русски. Кажется, это всё-таки те самые горцы, с которыми я сегодня встретился. Они перемежали матерные слова на своём языке с более колоритным матом на русском. В армии наслушался их ругани. Что бы путное запомнил – так нет – от межнационального общения во время исполнения гражданского долга одни матюги осели в памяти. На азербайджанском, армянском, грузинском, казахском… Эти матерятся, как я понимаю, на азербайджанском. Сейчас выйдут – окажется, что я стою и подслушиваю. Лучше уж вернуться.
К моему возвращению соседи успели приготовиться. Вот уж не ожидал подобного гостеприимства! На столе расстелена газета, на ней куски разломанной на части какой-то сухой рыбины, нарезано крупными ломтями розовое сало с коричневыми прожилками, мелкие огурцы с прилипшими на них перьями мокрого укропа и крупные мясистые помидоры. Хлеб порезать не успели – круг чёрного виднеется в открытом полиэтиленовом пакете, одной ручкой зацепленного за край стула. Отдельно на двух тарелках горкой лежат котлеты и соленые грузди. Натюрморт завершают трёхлитровые банки, из которых, очевидно, раскладывались продукты и две прозрачные поллитровки с традиционным сорокоградусным напитком. Вот те на! Мужики дружелюбно улыбаются и приглашают вместе отужинать, чем Бог послал. А я с пустыми руками. Пришлось, сделав рот до ушей, разворачиваться на каблуках и сломя голову нестись в универмаг, на первом этаже которого ещё можно разжиться необходимой для «третьего» долей.
Чёрт с ним, моим завтрашним самочувствием перед лекциями! Мне очень хотелось в этот же вечер поговорить с новыми знакомыми о том, что болело и жгло в груди. Они наверняка не поняли бы моих откровений, но мне уже всё равно, с кем, когда и при каких обстоятельствах об этом говорить. Быть может, разговор со случайными соседями снимет хоть часть груза с души.
Мы выпили за знакомство. Михаил и Пётр работают мастерами. Строят дома на околице, которые я успел краем глаза рассмотреть при вечерней прогулке. Мужикам тоже поговорить было в охотку. Да они и не то, чтобы со мной говорили, а как будто продолжали свой, давно начавшийся бесконечный разговор. Их бесит, что строители из «наших» гонят халтуру. Пьянствуют, а потому лодырничают и тянут время. То они ещё не допили и работа не спорится, то уже перепили и какая тут работа. При каждом удобном случае стремятся подворовать – пустить «налево» хороший материал, а использовать гниловатый. Никакой зарплатой не заставишь работать честно. Не для себя тянут, так для родственников. А те не понимают, и понимать не хотят – как это? на стройке работаешь! Грех не позаимствовать то на крышу тройку кусков шифера, то на баньку сухого пиломатериала пару кубов, то плитки облицовочной у богатого хозяина разжиться – мало ли, скажи, разбилась, и всё тут. А он и не потребует, и не пожалуется никому. Богатые сейчас кто? – те, кто при должностях. Попробуй он, заяви. А ему вопрос: «Откуда деньги взял на дорогое строительство?» Так что будут хозяева скрипеть зубами, но смолчат. А, значит, делай с ними, что твоя совесть позволяет... Попробуй, перешиби чем такую логику! Только разве что кулаком перешибать и остаётся. Иначе ничего с этими умниками не поделаешь! Но нельзя же всё время в дугу людей гнуть! Они, того и гляди, или сами сломаются, или тебя поломают… Можно, конечно, и выгнать – так где других найдешь?! Квалифицированные рабочие в город уезжают – там и работы больше, и платят лучше, к тому же они научились комфорт ценить. Разобрались, что, где и почём. Да. Бывало, разозлишься на своих, обматеришь их сверху донизу, а как посмотришь на соседей, так и вовсе руки опускаются. Хоть посылай мужиков учиться, в самом деле. И ведь говорили не раз, а им хоть бы что! Кепку на глаза сдвинет, в затылке почешет – вот и вся проработка. С нами по соседству бригада шабашников из Азербайджана работает. (А! Значит, зрительная память меня не подвела!) Дружно пришли, встали. И за весь день только короткий перерыв на обед. Даже курят на месте, не отходя. И как работают – загляденье! Нулевой цикл прошли махом, кладка идёт ровная, чистая. Раствор делают так, чтобы тут же израсходовать. Цемент всегда свежий, песочек просеянный. А инструмент какой! Загляденье – не чета нашему. У нас что? Прораб придёт, мы ему: «Давай тёрку, затирку. Мастерки давай!» А он: «Вон сколько досок валяется. Поди, наломай. Что тебе, каждый день новьё подавать? Экономить надо!» А у них и прораб свой – мол, с чужим не договоримся…
Я внимательно вслушиваюсь в то, о чём рассказывают соседи. Городскому жителю – человеку из другой среды – где узнать такие вещи? Только в подобных ситуациях. Кавказцы всегда славились тем, что хорошо умеют строить. Но меня производственные дела интересуют постолько-поскольку. «А как в районе проводят свободное время? – спрашиваю. – Чем вечерами молодёжь занимается?» Оказывается, танцы по вечерам в клубе всё-таки устраивают. Периодичность их проведения зависит от трезвости завклубом. «И как? Мирно всё проходит?» Михаил постучал тыльной стороной папиросы о пачку «Беломора» и спросил, на прищуре делая первую затяжку: «Что ты имеешь ввиду?» Ну, драк, разборок разных, не наблюдается? Как ведут себя кавказцы? Пётр оторвал голову от сведенных вместе кулаков и вдруг врезал одним из них по столу: «Вот мать твою, так, растак, да разэдак! Ходят, как хозяева везде. И никто ведь им слова не скажет». «Что – боятся? – тут же влажу я со своим вопросом. – Вон сколько в посёлке мужиков. Если скопом навалиться…» Так кавказцы, видать, понимают, что скопом – это не для местных. Нам бы всё один на один… А сами, чуть что, наваливаются разом, и хана тебе. И не важно – прав ты, не прав. И те из них, что не при чём, не смеют разбираться – хотят они лезть в драку или не хотят. Своего обидели – всё, вставай и иди. А наши, тюлени, смотрят на них до самого последнего предела, как на хоть и чужих для себя людей, и по духу, и по обычаям, по всему, а всё же, как на гостей. С ними, по нашему рассейскому понятию, нельзя по-свойски разобраться. С гостем уважительно обращаться следует. Ну, пошумят, ну, понаглеют. Но ведь уедут. А нам тут жить, в глаза смотреть друг другу… К тому же и работники они хорошие. Какой-никакой, а прок есть. А те всё это кумекают, и наглеют на полную катушку. С детства их по-другому воспитывают, что ли? Или воздух там другой? Или витаминов больше потребляют? Но каждый из них, где бы он ни был, всегда чувствует, что он здесь главный. Между собой – перед нами – кавказцы все главные. Равные равным. Ну, кроме закрытых для постороннего глаза клановых дел. А мы, русские (Пётр скосил глаз на меня, мол, а о тебе можно так сказать?) – низшая раса. Они нас презирают. Особенно женщин. О! наши женщины для них – продажные подстилки, причём за дёшево продажные. Наша ведь баба что? Ей наговори ласковых слов, и она твоя. А он и говорит-то с акцентом. Вот, только по-русски говорить выучился, а все слова, какие знает, ей принёс. То есть, вроде с трудом говорит, а уже к ней с лаской. Она, знай, сравнивает. Наш-то вечно пьяный, слово поперёк скажи – в глаз засветит, а эти обходительные, куда там! особенно поначалу. Она, по широте души, ему прощает: и что чужак, и что говорит с акцентом – всё ему в плюс. Понимаешь? Ещё ничего не сделал, ничем себя не проявил, а уже в плюсе! Так он ещё её цветами засыпает немеряно – выращивают же на продажу. Им всё равно – или продать, или так отдать, особенно ради своего удовольствия – тут они люди широкие. Вино ей любое, самое дорогое. Фрукты, конфеты-шоколад. Не поддаётся – шмотки, побрякушки, в машину посадит красивую, а то, если сильно уж раззадорит – и к морю свозит. Жениться будет обещать. Мамой клясться. А потом этот «мамой клянус» съездит домой, якобы, для серьёзного разговора с родней. И всё. Может и вообще не вернуться, а если деловой, приезжает, и снова вспоминает слова, которые успел выучить – мол, папа проклянёт, аксакалы велели жениться только на девушке из соседнего рода. Он не может нарушить семейную традицию. Сестра плачет, в ногах валяется. Мама, именем которой он клялся, в больнице лежит. Всё, якобы, из-за него. Вах! Разбита любов! Упрёки нашей женщины его только раззадоривают. Слушая их, он постепенно избавляется от чувства вины, которого у него-то и не было вовсе, а так, царапало что-то, и начинает уже на самом деле её ненавидеть. «Как! – орёт он, – ты не хочешь пожалет мой мама, папа, сестра? Ты плохой человек, вах! савсем плохой!» А девчонка ребёнка ждёт, если уже не родила… Да это ещё ладно – хороший вариант. А то заманят красивой жизнью дурёху, а потом по кругу и пустят… Девки-то хоть и деревенские, а теперь телевизоров насмотревшись, о хорошей жизни мечтают. Каждая в город норовит уехать. Ничего у них нет, ни кола, ни двора, и всё-то богатство, что красота да молодость. Не воспользуешься, не пробьёшь себе дорожку – и кому будешь нужна? Бабий век короток. Да и молодёжь сейчас совсем другая. Они не будут со своей целомудренностью носиться, будто с писаной торбой, как в наше время. «Чем дорожить-то? – рассуждают они. – Что из себя недотрогу строить? Пользуйся, пока молода!..»

Я не помню, как оказался на улице. Очнулся от осеннего холода. Он пробирал до костей и, казалось, инеем оседал на них. Темно. Ни зги не видно. Где я? Куда забрёл? Огонёк зажигалки высветил какие-то поваленные деревья. Сучья на них срублены. Значит, где-то рядом пилорама. Я сделал ещё несколько шагов вперёд и огляделся. Куча свежих опилок около деревообрабатывающего станка потянула к себе, как магнитом. Вскоре я лежал на ней спиной. Ноги и наглухо застёгнутую ветровку засыпал опилками и постепенно стал согреваться. Жаль только, курить нельзя. Ещё устрою пожар. Хотя, когда пожар внутри, всё, что происходит снаружи, кажется такими пустяками… Каждое, услышанное сегодня слово, вспыхивало как сухая щепка, брошенная в огонь. А я втайне надеялся, что разговор с людьми из совсем другой среды остудит меня, собьёт пламя.

Светка, что же ты наделала…

2.

А что такого? Она никому не обещала не выходить из дому. К тому же она сдала первую сессию, имеет право развеяться. И не одна пошла, а с подругой. Та вообще уже на пятом учится. Прошла и Крым, и рым, как говорится, если что, не даст пропасть. Да ты что! Сам же денег оставил, сказал – пойди, развейся, сходи куда-нибудь. У тебя же диссертация, тебе надо сидеть в библиотеке. Не до меня. К тому же я тебе кто? сестра, да и то не твоя. Ну и что, что брат в Афгане. Да, просил тебя, его лучшего друга, присмотреть за мной. Спасибо за напоминание, что родителей нет. Знаю даже, как ты ко мне относишься. Знала, точнее. Теперь вообще ничего не знаю. Даже как к самой себе относиться не знаю. Такие дела. Так что Юрок, что хочу, то и ворочу. Извини.

Знаешь, Юрка, а ведь нам так хорошо было! Мы с Галкой сидели в «Пингвине». Вечером там живая музыка, полумрак. Мы и не собирались долго сидеть. Так, получить немного хорошего настроения и потом бродить по улицам – погода замечательная! В середине июня зелень ещё зелёная, а не серая, не прибитая пылью. Дышится легко. Кажется, что природа протягивает к нам руки и предлагает подойти поближе, влиться, вместе с нею испытать ощущение полного расцвета и щедрого желания поделиться всем, что у тебя есть. Как хорошо быть молодым! Нет зла, нет ничего плохого, ни боли, ни смерти нет! Об этом говорят, пишут, это запечатлелось на серых, напряжённых, безрадостных лицах многих людей. Но нас это не касается. И никогда не коснётся! Ха-ха! Здорово!
Мы заказали по бокалу белого вина, шоколадку и мороженое. Пели попеременно парень и девушка. У парня голос был сильнее. Он нам с Галкой сразу понравился. Может быть, потому, что пел трогательные песни о несчастной любви. «Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взгляд напрасно. Как виденье неуловимо, каждый день ты проходишь мимо. А я повторяю вновь и вновь: "Не умирай, любовь, не умирай, любовь, не умира-а-ай, любовь!» Мы с Галкой переглядывались, и то и дело нас разбирал смех. Надо же, парень пережил несчастную любовь. Видно, что поёт о себе, о своих страданиях. Бровки домиком делает, руки протягивает к кому-то… Мы так увлеклись, что не заметили, как за наш столик присели два молодых человека. Они, оказывается, стояли рядом, спрашивали разрешения, но мы их не видели, увлечённые разговором. В полумраке парни казались какими-то демонами. Волосы чёрные, глаза чёрные, щетина на щеках отливает синевой. Глаза вот только светились добротой и улыбка у обоих открытая, приветливая, и на редкость белозубая. Один сказал, что его друга зовут Рустам, а тот указал пальцем правой руки на товарища, и сказал: «А вот этого обаяшку можете звать Сашик. Он не обидится». Мы, переглянулись, похихикали, и лёд неловкости первых минут разговора с незнакомыми людьми растаял без следа. Как-то незаметно на столе появились мясное и рыбное ассорти, шампанское в ведёрке, маленькие бутербродики с черной и красной икрой. Галка сказала, что не хочет кушать, и показала на мороженое и шоколад, но ребята только засмеялись. Рустам повернулся к официанту, и тот тут же составил на поднос наше мороженое и шоколад. «Ваш дэсэрт (он так и сказал: «дэсэрт») будэт на дэсэрт!» Всем снова стало смешно. Тут Сашик оторвался от меню, которое всё это время внимательно изучал, и спросил, придав лицу самое строгое выражение: «Дамы и господа! Не желаете отведать эскалоп из печени нагулянной утки, запечённый со сливами в медово-уксусном соусе? Нэт? а оссо буко по-милански из телятины? карэ ягненка с овощами рататуй и соусом «Бараний»? Нэт? А, может быть, прикажете подать фэ-дэ-ричи с кальмарами под острым соусом и сыром «Пармезан»?» Лёгкий акцент придавал тому, как говорил Сашик, особый шарм, а он ещё и слегка подыгрывал себе, читал по слогам и умышленно делал акцент, упирая на «э». От хохота мы не могли найти себе места. Хорошо, что грустный парень уступил место девушке. Она спела «Карлсона», потом «Разноцветную ярмарку», и ушла. Вместо неё заиграл меломан. Кто-то опустил монетку, и стала звучать танцевальная музыка. Мы ели, пили, танцевали, хохотали, снова пили, опять танцевали. Медленные танцы парни вели пристойно. Не прижимали, не лапали. Даже дистанцию держали почти пионерскую. И мне, и Галке они нравились всё больше и больше. Мы совсем расслабились. Я сначала всё смотрела, как Галка будет себя вести. Она ведь опытная, сразу даст понять, что пора сворачивать праздник и уходить. Но Галка беззаботно хохотала, и на мои долгие взгляды только подмигивала – мол, не дрейфь, подруга, всё будет хорошо! Тогда и я позволила себе расслабиться. Мы сидели в «Пингвине» почти до закрытия. Парни только однажды оставили нас – отправились «попудрить носик». Когда они вернулись, мы почти сразу собрались и все вместе ушли.
Воздух той ночью был вообще неощутимым. Ни прохладно, ни жарко. Дышалось легко-легко. От выпитого кружилась голова. Рядом Галка и эти парни, от которых исходило ощущение надёжности, уверенности в себе. Они нисколько не посягали на нашу внутреннюю территорию, с ними весело и даже интересно. Не помню, как и когда мы вдруг очутились на незнакомой улице. Судя по вывеске, перед нами находилась гостиница. Мы прочли: «Советская». Рустам держал за руку меня, Сашик – Галку.
- Зайдём? – спросил Рустам. – Мы ведь забыли о Вашем десерте. А у нас в морозилке целый килограмм пломбира.
- И кофе хочется, – вставил Сашик.
Я посмотрела на Галку. Идти к двум мужчинам в гостиницу неправильно, нельзя. Спиртное хоть и туманило сознание, но я не могла понять Галку. Ей с её Крымом и рымом, может быть, и всё равно, а у меня ещё никого не было… Но Галка, похоже, выпила слишком в этот вечер.
- Точно килограмм? – спросила она, прижимаясь к руке Сашика. – Не обманываете?
Смеясь, мы зашли в фойе гостиницы. Сашик оставил нас и отправился к стойке администратора. Там, видимо, разгорелся спор. Администратор показывала на часы, висевшие у неё над головой. Я услышала только слово "посторонние", произнесенное несколько раз. Потом разговор стих и Сашик вернулся, неся в вытянутой руке болванку с прицепленным к ней ключом.
- Что, проблемы? – спросила Галка.
- Нэт… тоже хотэла мороженого, – с улыбкой ответил Сашик. – Пришлось объяснит, что нам самим нэ хватит.
Мы поднялись в номер.
Здесь всё поначалу было так же, как в «Пингвине». Быстро накрыли стол. Из морозильника извлекли мороженое. Пока оно оттаивало, перебрали несколько имевшихся кассет и вставили одну из них, с мелодиями Поля Мориа, в магнитофон «Романтик». Нашлось и шампанское, и бокалы, и шоколад, и даже бананы, киви и ещё какие-то фрукты. При электрическом свете ребята оказались не чёрными и не страшными, а, скорее, сильно смуглыми и весёлыми. Вскоре снова стало легко и беззаботно. Правда, Рустам и Сашик мороженого не ели, а только шутили по поводу того, как его ели мы. Когда мы закончили с десертом, парни пригласили нас танцевать. Я сразу почувствовала, что Рустам смотрит на меня по-другому, как-то холодно и жадно, что ли. И руки его не просто касались моей спины, а держали меня так цепко, что, казалось, мне не вырваться, даже если захочу. Я скосила глаза на Галку. То, что я увидела, меня поразило! Сашик целовал её шею, его руки шарили по ней по всей. Я попыталась высвободиться, но Рустам не отпустил меня, а прижал к себе и попытался поцеловать в губы. Я уклонилась. Он ткнулся куда-то в ухо, и я услышала, как он не то сказал, не то прошептал:
- А где мОй дэсэрт?
- Ну, пожалуйста, всё на столе, – пробормотала я, придавая голосу по возможности шутливый тон.
- Ты – мой дэсэрт, – ответил Рустам, и его руки вдруг оказались на моих ягодицах, и я почувствовала, как в меня сквозь его брюки упёрлось что-то твёрдое.
- Пусти!
Вместо ответа Рустам развернул меня в сторону кровати и слегка подтолкнул. Я оступилась и уселась, облокотившись локтями о покрывало. Глядя на меня, Рустам не спеша, стал расстёгивать пуговицы на рубашке, распахнул её. Увидев густую поросль на его груди, я попыталась вскочить с кровати, и тут же попала в его объятия. Он резким движением сверху вниз разорвал на мне сарафан почти наполовину. Как я пойду домой в рваной одежде? Эта мысль хлестнула сознание. И тут же панический страх лишил меня сил, парализовал руки и ноги. Ужасные образы того, что случится сейчас, что будет потом, вспыхивали перед глазами, перемешивались, гасли и вспыхивали снова и снова. Где-то рядом орала благим матом Галка. Я слышала звук разрываемой ткани, возню, мат Сашика, лязганье ременной пряжки. Вдруг в дверь застучали резко и требовательно. Визгливый голос администраторши то призывал прекратить шум, то спрашивал, что за безобразие, то требовал, чтобы ему открыли. Видимо, Сашик оставил ключ в замке, и поэтому снаружи дверь не открывалась. Рустам, как самый одетый из них, быстро достал что-то из маленькой кожаной сумки с замочком и, открыв дверь, бросил администраторше в лицо горсть бумажек.
- На, возьми, и чтобы я тебя больше тут нэ видэл!
- Как Вы смеете! Я милицию позову!
- Что, мало? – Рустам схватил сумку, и вытащил из неё ещё пачку денег. – На, женщина! Только молчи!! Молчи и уйди. Всо будит харашё. Мамой клянус!
Закрыв дверь, он повернулся ко мне, плотоядно окинул меня взглядом с ног до головы и спросил:
- Ну что, дратся будим, или уже помиримся?
- Рустам, отпусти меня, я тебя очень прошу, не надо, слышишь? Давай поговорим…
Я умоляла его только о себе. Просить за Галку было уже не к чему. Бросив взгляд на вторую кровать, я увидела широко раскинутые в разные стороны Галкины коленки и ритмично двигающуюся между ними волосатую задницу. Галка уже не орала, а тихо стонала. И в ёё стонах я не слышала никакого призыва о помощи. Скорее, в них было что-то такое, от чего моё сердце упало в пятки, как будто его привязали тарзанкой, а потом, ударившись, отскочило и вернулось обратно.
Слушая мои моленья, Рустам скидывал туфли, расстёгивал и снимал брюки. Потом на мгновение отвернулся, а когда повернулся снова, я увидела такое, от чего у меня перехватило дыхание, и я едва не упала в обморок. Что-то тёмное, вздыбленное, направленное на меня красной набухшей головкой с прорезью по середине. Рустам двинулся по направлению ко мне, протянул ко мне руки…
Сначала было ощущение крайнего неудобства. Потом меня словно разорвали пополам. Острая боль, за которой по мне стали разливаться тёплые волны. Они становились всё горячее и горячее, докатывались до гортани, мяли сердце, возвращались обратно, и снова поднимались вверх. Я задыхалась, тонула. И вдруг, словно что-то вспыхнуло в глазах. Мне показалось, что, не вынеся потрясений сегодняшнего вечера, я умираю. Это ощущение принесло с собой не страх, а колоссальное облегчение, даже восторг, и я выдохнула его, издав не то стон, не то крик. Успела удивиться незнакомым до сих пор звукам, и потеряла сознание.
Очнулась я от торопливого речитатива на чужом гортанном языке. Голос принадлежал Рустаму, но исходил откуда-то снизу. С трудом приподняла голову, и увидела, что Рустам стоит передо мной на коленях, сложив ладони вместе, и что-то говорит, как будто молится. Он заметил, что мои глаза открыты и стал говорить по-русски. Он не знал, что я девственница. Если бы я сказала ему об этом, то ничего бы не случилось. Он просит простить его и принять в знак благодарности и прощения – Рустам протягивал мне пачку фиолетовых бумажек с портретом Ленина.
Они сидели в креслах и молча смотрели, как мы с Галкой собирали свою одежду, по-очереди ходили в ванную. Одевшись, Галка подошла к зеркалу, осмотрела себя и приказала Сашику:
- Вызови такси!

По дороге мы молчали. И только около моего дома, когда я собиралась выходить, Галка сдавленным голосом, явно пересиливая себя, сказала:
- Прости меня, дуру, если сможешь…

Вот так, Юрочка, я и стала женщиной. И знаешь, больше всего меня поразило, что в таком кошмаре, в первый раз, я испытала сильнейший оргазм…


3.

Костя сидел напротив меня и молча слушал. Радостный сюрприз ожидал его по возвращении из Афгана, ничего не скажешь… Подробности я старался опустить. Рассказывая, боролся с чувством вины и пытался не смотреть другу в глаза. Что я мог сделать, чтобы оградить его сестру, не допустить происшедшего? Разве что жениться на ней. Но для этого надо было найти повод и способ хотя бы объясниться… Не успел. А теперь хоть сам в петлю лезь! Начнёшь говорить о своих чувствах – она решит, что это из жалости. Ни принести цветы, ни пригласишь куда-то, ни прикоснуться, ни взять за руку – подумает, что ты рассчитываешь на продолжение, решит, что пытаешься воспользоваться, мол, доступная и будет заслуженно смотреть на тебя, как на ничтожество. Станешь поддерживать нейтральный тон, вести дружеские отношения – решит, что брезгаешь ею, тяготишься общением, приходишь из вежливости. Смотреть же на ёё слёзы, на постоянно искажённое гримасой горя лицо невыносимо. Одного хотелось, только одного. Прямо у неё на глазах сделать с теми двумя что-то такое, нечеловеческое…
Но ничего этого я Косте не говорил. А сказал только, что наивную Светку и эту дуру Галку двое парней, очевидно «кавказской национальности», заманили в гостиницу и надругались. У них ведь логика какая – вино пил? пил. Шашлык, фрукты-шмукты, икра кушал? кушал. Плати! Мне плати, другу плати, другу друга тоже плати. Они же старались сделать тебе хорошо. Теперь твоя очередь. А цену они назначают сами. Особенно любят повышать расценки для наших девушек. Рассказал, что сумел выяснить – из гостиницы те двое выехали в тот же день. Звали их, конечно, вовсе не Рустам и Сашик, а совсем по-другому. В книге регистрации мне показали выписки из предъявленных ими паспортов. Один из них уехал домой, и его едва ли теперь достанешь, а вот второй здесь. Он поставляет фрукты на рынок. Сейчас ждёт фуру. Снимает квартиру … вот адрес.

Тофик поднимался на четвертый этаж, позвякивая в кармане связкой ключей, и чувствовал себя совершенно разбитым. Случившееся тем вечером не выходило у него из головы. Отношение к русским установилось ещё в детстве, сразу после первых встреч с ними. Дома говорят, на улице, в школе. Никакого отчуждения, если они живут среди нас, говорят на нашем языке, уважают наши обычаи. Мы вот приезжаем в Россию, и говорим и на своём языке, и на русском. А они – только на своём. Ну, ещё английский выучат, потому что американцам зады лижут… В этом мы уже выше их. И посмотри на их мужчин – каждый второй плачет, жалуется. Плохо ему жить. А сделать что-нибудь полезное ни для себя, ни для семьи или не может, или не хочет. И так, и так плохо. Каждый третий – пьяница или уже алкоголик. А нам тесно дома. Столько умных, талантливых, способных людей на один квадратный километр – это много. Горцам не только воздух и высота нужны. Им простор нужен. Размах. А девушки… Что поделать, если дома, на Кавказе, лёгкие отношения почти невозможны – законы строги. Со своими – ни-ни. Только с чужими. И если эти чужие будут замечены в чём предосудительном – тут же становятся изгоями. От них все отворачиваются, как в зоне от опущенных. Таковы законы гор. В России нравы легче. Да и деньги тут мало у кого есть. Если поставить в равные условия русского Ваньку и горца – местная девушка, конечно, выберет своего. Но где они возьмут равные условия. У них же любимое слово "халява"…
В тот вечер они с Георгием получили деньги за очередную поставку и договорились снять двух русских девчонок, чтобы оттянуться «по полной». Заранее придумали имена. Он, Тофик – стал «Рустамом», а Георгий – Сашиком. Проделывали это вдвоём не раз, и успели убедиться, что в кафе и рестораны вечером ходят в-основном девушки определённого поведения. Они сами назначают цену, даже спрашивать не приходится. Всё происходит по взаимному согласию. На этот раз вышло по-другому. Познакомились в кафе с двумя. Те много пили, смеялись, вели себя совершенно раскованно. Девушки о главном молчали, может, цену набивали, кто знает. Ну, выпили лишнего, ну, ошиблись. С кем не бывает. Но ведь и девчонки поначалу не возражали. В ресторане пили-ели, потом в гостиницу пошли. Скажи, ара, какая порядочная девушка в гостиницу к мужчине пойдёт? Да и потом, сильно бы не захотели, так стояли бы до конца. А то чуть прижали – они все сделали добровольно. Ну, правда, не всё, что нам хотелось, но тут особый случай… Встретить бы Светлану, поговорить. Объяснить. Чистой оказалась. На деньги, которые предложил, чтобы загладить свою вину, даже не посмотрела. Но, кажется, несмотря на то, что деваться ей было некуда, удовольствие она всё же получила… Стали бы встречаться. А почему бы и нет? Лучше и в этом городе хорошую девушку завести для постоянных отношений, чем по проституткам ходить…
Тофик остановился около своей двери, достал ключи, выбрал из связки нужный… В это время словно раскалённый штырь ударил его в затылок, и Тофику показалось, что от этого удара глаза вылетели из орбит и вместе с ключом воткнулись в замочную скважину.

Костя не спеша свинтил глушитель, сунул «Макарова» в подплечную кобуру, перевернул тело, достал «мыльницу» и фотовспышка на миг осветила обезображенное месиво, когда-то имевшее человеческий облик.
Потом поднялся на три этажа выше и вызвал лифт.

За день до отъезда в райцентр я обычной почтой отправил Светлане фотографию, которую мне дал Костя. Что Афган сделал с человеком! Я бы не смог, а он и пистолет достал, и не колебался, принимая решение. Хотя, кто знает, чего ему стоило сделать этот шаг… Думаю, Светлана всё же сможет узнать, чьи это останки. В черте города письмо будет идти дня три. И ещё три дня я проведу в райцентре. А потом посмотрим друг другу в глаза… Может быть, в последний раз.
Странное существо человек. Я вот, к примеру, не знаю, чего сейчас хочу сильнее – этой фотографией подвести черту моему знакомству со Светланой? Ведь теперь она, глядя на меня, всегда будет вспоминать себя ДО и ПОСЛЕ. Или, напротив, всё же добиться её расположения, сойтись с ней? Но ясно одно – как бы далеко не разбежались, будем ли жить рядом или вдалеке друг от друга, мы обречены всю жизнь выжигать из себя ненависть, обиду и фатальную невозможность понять: почему? за что?


Рецензии
У литературного произведения должна быть идея. Что за идея у вашего рассказа, Виктор? Вы сказали, имею право писать правду, чтоб народ знал. Но вы не просто описали событие, а прокомментировали, как автор, отшлифовали со всех сторон и подали под своим соусом. А это уже точка зрения.
Вы сказали (или кто-то, с кем вы согласны), что грамотный читатель прочтет правильно. А если я не грамотный? И у меня, не дай бог, сестру изнасиловали? Я увижу только ваш лозунг "Бей черных!" А если я еще и скинхед, так я возьму ваш рассказ в суд и буду тыкать им судье под нос, ссылаясь на вас, как на писателя. Или вы запретите таким, как я, читать ваш рассказ?
Вы говорите "Майн кампф"? Так она тоже находка для неграмотных, недоразвитых в силу природы или возраста. Без нее, может, и не было бы новых нацистов.
Вы взрослый человек, Виктор, вы не можете не понимать, как к печатному слову прислушиваются. Если уж вы взялись "глаголом жечь сердца людей", то вы, конечно, отдаете себе отчет в том, каким именно глаголом жечь.
Ваше "все равно опубликую в журнале" - кстати, как нельзя во время на фоне убийств иностранцев - меня пугает. Вы меня, как автор, пугаете. София Прус мудро сказала: хотя бы не теперь. А я, будь издателем, такой текст никогда бы не напечатала. Другой идеи, кроме национальной розни, я там не вижу.
И не пойму, для чего вы это написали, что хотели сказать? Насиловали и насилуют не только хачики. А если не совсем умные девки (не убеждайте, что в 17 лет девчонка еще не предвидит последствий) предпочитают не русского Ваньку, а хачика с бабками, то это Ванькины проблемы.
Текст провокационный. Проследите: мужики-строители ведут нейтральную беседу; вы переводите стрелки: "Как ведут себя кавказцы?" И вот они уже горячатся в нужном направлении:«Вот мать твою, так, растак, да разэдак! Ходят, как хозяева везде. И никто ведь им слова не скажет». Вы подливаете масла: «Что – боятся? – тут же влажу я со своим вопросом. – Вон сколько в посёлке мужиков. Если скопом навалиться…» Или вы называете это по-другому?
А еще ваш текст одобряет самосуд. Вы рассказали все другу, выяснили местонахождение обидчика. Для чего? а чтоб Костя, афганец горячий,убил его. Скажете, не специально, так литературно сложилось? А вот я, неискушенный читатель, так именно понимаю ваш текст. Чтоб наддать весу последнему аккорду, вы даже не пожалели девчонку, послав ей фото изуродованного Тофика: "Думаю, Светлана всё же сможет узнать, чьи это останки".

Не понятно, для чего вы вышибаете слезу по поводу собственной принадлежности к нацменьшинству: "принадлежу к тому народу, который повсюду «виноват» во всех бедах". Кого с кем против кого сдруживаете? Вы в порыве не заметили, что охарактеризовали евреев как злорадных и завистливых: а пускай не мы одни виноваты во всех бедах!

Текст, написанный автором от первого лица, тем более проецируется на автора, и воспринимается как его мнение.

Вы меня удивили, Виктор, и текстом и поведением в полемике: торгуетесь, как баба на рынке, срываетесь на "сам дурак". Не по-мужски. А про то, что не следовало рассказ вообще на конкурс выставлять, где вы - жюри, вообще тема отдельная и неприятная.

Считаю, что Донской правильно отстаивает нравственность в литературе. И делает это в отличие от Вас, Виктор, достойно.

Я не хочу никого обидеть, я просто высказала свое мнение.

Любовь Будякова   15.11.2006 18:33     Заявить о нарушении
Извините, может быть, мне не по рангу было выступать на вашем Совете судей. Я не знала.

Любовь Будякова   15.11.2006 18:54   Заявить о нарушении
Мы приглашали к высказываниям всех, по любому из произведений, так что спасибо за неравнодушие.

Копирайт   15.11.2006 22:40   Заявить о нарушении
И действительно, прочтет такой неискушенный читатель Достоевского, да не дай Бог, с деньгами у него туго, и пойдет богатеньких пенсионерок "мочить" направо и налево.

Или, упаси Господь, фильм "Ворошиловский стрелок" посмотрит, или книжку прочтет. Там хоть и не "лица кавказской национальности", а "наши", но зато богатенькие Буратины и сынки всякие, а это еще хуже.

А Набокова с его обрыдлой всем "Лолитой" и упоминать страшно! Про фильм "Брат" тем более. Что творится в этом мире?!

Литератор   15.11.2006 22:55   Заявить о нарушении
Я уже не первый раз заметил, что Вы, Любовь, очень трезво и здавомысляще подходите к существу споров и скандалов на прозетчкру.
Спасибо Вам за неравнодушие и принципиальную позицию, а то уже начал чувствовать себя безупречным от гордого одиночества.
Спасибо!

Евгений Донской   15.11.2006 22:59   Заявить о нарушении
Литератор, может? вы прекратите эту бузу?
Кто, скажите отметил хоть какую-то ценность расказа Виктора Винчела как литературного. В жюри 14 человек. Трое публично отказались оценивать текст, трое оценили средне с оговорками, такими, что автору как литератору стоило бы снять свой "рассказ."
Остальные проигнорировали и жюрение и полемику.
Причём здесь Достоевский? Не слишком ли вы льстите своему коллеге?
И потом вы упорно переводите этические проблемы в область права.
Я же задал вопрос организаторам конкурса:
"Что еще должен содержать текст, подпадающий под статью 282? Это вопрос - этики, с лицом юриста, но по существу то об элементарной порядочности, на которую Виктор Винчел плюнул в двух ипостасях. Я уже просто спрашиваю - А зачем? Что двигало автором, чтобы так себя подставлять? Или просто "айсберг" перевернулся?

Евгений Донской   15.11.2006 23:33   Заявить о нарушении
Вы считаете, Евгений, что мнение жюри это догма? А если бы жюри состояло из других 14-ти человек? И у этих других была отличная точка зрения на текст Винчела? И не только, кстати, Винчела. В "Воплях" прочли один из конкурсных "рассказов", Вы догадываетесь какой, что в редакции сказали о некоторых членах жюри и их компетенции, я лучше умолчу.

Вы опять пытаетесь меня "дожать"? Ну,ну:))

Литератор   15.11.2006 23:46   Заявить о нарушении
Скажу, кто отметил! Вот неполный перечень в котором присутствуют и организаторы конкурса, и даже (грех какой!) члены жюри. Счет неравный получается!
Вот неполный дополнительный перечень тех, кто отметил хоть какую-то ценность расказа Виктора Винчела. В этом перечне также присутствуют члены жюри и устроители конкурса.

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Да, написано сильно, рассказ хорошо "держит" до конца, не разочаровывает. Вот только мне показалось, что прочитал я не один, а два рассказа. Быть может переход к воспоминаниям немного резковат? Но это первое впечатление, попозже прочитаю ещё раз...
Удачи Вам! С уважением, Игорь.
Игорь Кит 2005/08/29 21:54

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
... Про общество "Знание" живо отозвалось в душе - сама там работала. Куча людей ездила из села в село, из ПГТ в ПГТ, получая по три с чем то за лекцию. Три пятнадцать, кажется. 1984 год.
В целом написано хорошо. Мне понравилось. Жестко и реалистично.
Маша Тополь 2005/08/30 05:42

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Написано очень хорошо. Читается всё-таки на одном дыхании. Не приемлю упрёков на перегруженность предыдущего рецензента. Конечно же, поставить эту вещь под эротикой и даже детективом означало бы слегка принизить, а то и унизить произведение. Понравилось даже больше "Ворошиловского стрелка", который снят по роману "Женщина по средам" (брал интервью у Пронина, готовился, естественно). Вы всё-таки идёте в русле традиционной классической русской прозы (Мамой клянус!). Приятно порадовало знание многих деталей - бывал в стройотрядах, чуть-чуть в строительстве разбираюсь (хотя здесь Вы кавказцев слегка подлакировали :) - если прораб слабый, то они садятся ему на шею по описанной в Вашем же р-зе логике). Как-то уж нравится намного больше облегчённости современных детективов, которых, впрочем, не читаю. Есть на эту тему и у Распутина, но у Вас - своё. Именно это - наша жизнь. Удач Вам и успехов!
Сергей Лузан 2005/09/02 10:54

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Рассказ, безусловно, хороший, ибо "трогает"; сумел, значит, автор добраться до читателя. А это - главный критерий успеха. Чуть бы помягче, на мой взгляд, связь публицистики и художественности произведения. Впрочем, у меня тоже это не всегда получается.
Тема... О, Виктор, как близка мне эта тема! Живу я на юге, и этих, б..., тофиков у нас, как собак нерезанных. Ведут себя дерзко, вызывающе, неадекватно местным устоям и обычаям - это самые мягкие формулировки. Следует добавить, - в подавляющем большинстве. Я не преувеличиваю: борьба уже, в буквальном смысле, идет не на жизнь, а на смерть. Писал довольно жесткую публицистику в местные и центральные СМИ. Естественно, обвинили в разжигании национальной розни. Такое могут говорить люди, которые не сталкивались с реальностью - страшной и, увы, предсказуемой. Так либеральный и интернациональный до недавнего времени Лондон взвыл от потрясения и безысходности. Тоже самое, убежден, будет во всей России. Повторяю, у нас на юге уже началось.
Русский народ прозорлив; предупреждал ведь: "Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная"...
Василий Вялый 2005/09/03 12:14

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
... дочитав до конца желание шутить отпало. Сам сталкивался с кавказским «все как один» и русским «каждый сам за себя». Задел рассказ.
Если написано искренне, из сердца, то технические недоработки уходят на второй план. Все это огранка, суть в алмазе. Можно ведь так увлечься, пытаясь всем угодить, что от алмаза ни чего не останется.
С уважением.
Ди Черный 2005/09/03 16:10

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Близко до невозможности. Под впечатлением. А потому более развернутую рецку напишу позже. Когда приду в себя.
Лейла Мамедова 2005/09/04 01:05

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Какой скальпельный срез с «тела» действительности!
Маленьких кровоточащий кусочек случайно сплетшихся судеб.
В каждом персонаже, каждом отступлении, размышлении бьется нервом видение человека, приговоренного к жизни, к стране, к менталитету. Человека – созерцателя. Который, видя творящееся, жаждет выпустить наружу свое яростное «я» и превратиться из созерцающего в воинствующего.
Поруганная девушка, зависящая от внешних обстоятельств, не имеющая сил сопротивляться от неготовности. И поруганная страна, зависящая от внешних всегда. И та, и другая, парадоксальным образом получают опыт удовлетворения. И приобретенной ненависти. Все смешалось. И, как всегда, чтобы разобраться – нужен враг. Чтобы обрести себя – нужен враг. Тогда полюса расходятся и картина нам внятна.
Где брать такие слова, чтобы ими вычерпать боль и сомнения? Даже если вычерпаешь – запачкаешь ими все слова, какие у тебя были. Чем потом насаждать любовь в сердце девушки, какими словами? Теми же, перепачканными? Не выйдет. Так примерно думает герой.
И следует выстрел. Английская пословица “ Picture is worth a thousand words”, аналог русской “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Гештальт. Конец сюжета.
Таким мне увиделся Ваш рассказ. Извините за возможные искажения видения.
Лара Галь 2005/09/09 00:19

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Все сказано рассказом. Что скажу умнее? Промолчу......
Константин Смольников 2005/09/13 09:16

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Действительно, очень интересный эмоциональный рассказ...
Молодец, Виктор!
С уважением...
Драккен 2005/09/19 09:40

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Глубокоуважаемый автор!
Внутрисайтовый журнал "Копирайт" включил Ваше произведение в Избранное Прозы.ру (выпуск 3.4).
Благодарим Вас за Ваше творчество.
Копирайт 2005/09/22 10:19

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Рассказ очень хорош. И времена узнаваемые. Вынужденное одиночество. пусть кратковременное, в неуюте поселковой гостинницы ( потому и внутренний диалог так длинен и неупорядочен) часто располагает к тому, чтобы перебрать все, что недодумано,все то, что накопилось. Как у Платонова "нечем жить, вот и думаешь в голову". Решила, что так будет и дальше - почитаю, поностальгирую, посопереживаю герою, тем более, что язык хорош, читается легко. Но размеренное повествование на глазах переросло в описание настоящей человеческой трагедии. Этот нарастающий темп рассказа, держит в напряжении, не дает оторваться. Дочитала на одном дыхании! Очень понравилось!
Наталья Шауберт 2005/09/25 12:05

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Здравствуйте, Виктор!
Определенно, если бы я увидел этот рассказ в печати, то не прошел бы мимо. Потому как – действительно впечатляет! - с самого первого предложения, которое, я считаю, более чем удачно: кажется, простое и всем понятное высказывание героя на обыденно-бутовом уровне, но насколько предвосхищает события! За удачным началом следует удачное продолжение. Описания райцентра, районного быта в исполнении автора читать (хочется вставить – на удивление!) интересно. А дальше, добравшись до самой темы произведения, возникла ассоциация данного рассказа с нынешним оскароносным фильмом "Столкновение". Причем, отмечаю это как определенно положительную сторону рассказа! Ассоциация эта возникла по двум причинам. Первая, конечно, тематика межнациональных отношений, конфликт, возникающий на почве национальной (расовой) розни. Второе, на мой личный взгляд, то, что, несмотря на всю многогранность и сложность поднимаемой темы, первооснову сюжета составляет именно эмоциональная (личностная!) линия героев. Не важно, кто ты, откуда ты, но ты всегда остаешься человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями – и этот момент прекрасно удалось передать автору. Герои сохранили свою индивидуальность, эмоциональность, первооснова – это их поступки, которые приводятся в действие различными механизмами, одним из которых и является механизм межнациональных отношений, который представлен темой рассказа. Кстати говоря, не могу не ответить, насколько качественно освещена эта проблема в рассказе. Без конкретных "голых" выводов, которые нередко любят предоставлять авторы своим читателям. А ведь читатели далеко не дураки, им всем подавай поле для размышлений, они и сами смогут сделать нужные выводы и заключения (говорю, как читатель). В данном рассказе как раз и предоставляется такое поле, поскольку даже высказываемые героями по ходу повествования мнения имеют разную полярность. Если вначале, положим, кто-то сказал слово "за" кавказцев, то следом будет и "против", или наоборот. Взаимосвязь всех трёх частей очевидна, и я бы определил её для себя так: вначале идеология, затем конкретное действие (вторая часть "держит" в напряжении), и, наконец, последствия. Даже если бы не было конкретной связи между героем первой и последующих частей, я бы всё равно назвал этот рассказ взаимосвязанным. В общем, благодарю вас, Виктор, за действительно интересное чтение и с удовольствием продолжу знакомство с вашей прозой.
Владимир Беркут 2006/06/08 18:33

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
ДОбрый день, Виктор!
Написано хорошо, живо и жестковато. ТОлько, на мой взгляд, для прозарушного формата длинновато. Читать с экрана не очень удобно, на бумаге он смотрелся бы гораздо лучше.
С уважением
Саша
Александр Эсаулов 2006/06/11 17:33

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Здорово написано!
Только, Вик, без обид, мужчине один на один очень трудно одолеть женщину! Даже кавказцу. Он не бандит, не вооружён, не обкурен (по тексту этого не видно!). Тут мужиков было двое, но, думаю, что если второй стал бы помогать, то подружка бы опомнилась. И потом, когда коридорная в дверь ломилась, можно было вскочить, заорать, попытаться выбраться (хотя бы попытаться!). Честно говоря, тут вижу некоторую натяжку... И при чём тут кавказцы, наши дядьки в аналогичной ситуации ведут себя также, "мамой клянус"!!!
Про Афганца - сильно...
Галина Заславская 2006/10/11 16:39

Рецензия на "Мамой клянус!" (Виктор Винчел)
Здравствуйте, Виктор!
Очень хороший рассказ о том, что нельзя девушкам ходить в гостиницу к мужчинам. Особенно к незнакомым мужчинам кавказской национальности! Побольше бы таких рассказов!
С уважением. Клава.
Горечь Полыни 2006/11/09 22:13

Аловы   16.11.2006 02:20   Заявить о нарушении
Вы опять по кочкам? Я не собираюсь приводить статьи Конституции РФ. Цитирование, это прерогатива Кончиты.
Ну и где в приведённой цитате со странички Винчела фамилии членов жюри данного конкурса? Мы об этом говорим или воообще? Мнение жюри не догма, а «истина» в этой игре, в этом конкурсе. Если это мнение вас не устраивает, то есть вы не доверяете этому составу, какого чёрта вы подали своего «Парашютиста» для обсуждения и оценивания? Своим «контраргументом» вы лишь показали свою несостоятельность еще и как полемиста. Почему, я вам объяснял не раз. Вы тащите в дискуссию и засоряете её чем угодно лишь бы поддерживать спор на тему, сколько будет 2х2. Меня совершенно не интересует мнение тех «рецензентов», в правилах которых «о текстах других авторов или только хорошо, или – ничего».

Евгений Донской   16.11.2006 08:30   Заявить о нарушении
Евгений, Вы сами-то поняли, что сказали?

Да-а-а! Такие ответы надо на "главную" вывешивать. Народ должен знать своих героев.

Аловы   16.11.2006 09:39   Заявить о нарушении
По большому счету, если бы какой-нибудь Тофик захотел в этом разобраться, автора можно было бы потягать по судам, потому что в его действиях есть состав замученной всеми статьи 282 - возбуждение национальной вражды с использованием СМИ.
Приведенный Скаловыми положительный список обрезан и переполовинен в пользу автора, т.к. рецензии даже на их взгляд положительные, далеко не однозначны. А самое главное, 80% рецензентов недоумевают: причем тут ненависть лектора к азербайджанцам, если бытовое насилие сплошь и рядом и без их участия?
Забудьте вы о статье, все забудьте! Речь об этической стороне, нравственной. В рассказе открытая ненависть к азерам по надуманному поводу, стремление открыть глаза русским, подтолкнуть к действиям. Вопрос: зачем это написано? Ведь ничего положительного, созидательного рассказ не несет, только сеет рознь. [Вы что-то подобное увидели у Достоевского, господин Литератор? Детсадовские ваши реплики]. На Западе Винчелу за литературную нечистоплотность попало бы по первое число, а мы кушаем.
Скаловы, Кончита, если вам нечего сказать по существу, не опускайтесь до грязных насмешек над оппонентом, уважайте себя и своего протеже.
Евгений, ваша позиция вами обозначена, она услышана, но доказывать ее запрограммированному совершенно на другое человеку, бесполезно, вы говорите со стеной.

Любовь Будякова   16.11.2006 17:50   Заявить о нарушении
Уважаемая, Любовь!

Вы что нибудь слышали о Салмане Рушди?

Литература не должна ничего сеять, нести, созидать, разжигать, гасить и прочая и прочая. Она о любви и ненависти, о добре и зле, о черном и белом, о хорошем и плохом, все остальное прерогатива СМИ и политиков. Рассказ Винчела – литература, не стоит путать Автора с персонажами.

Аловы   16.11.2006 18:44   Заявить о нарушении
Если бы литература ничего не сеяла и не созидала, Рушди не был бы приговорен в 1989 году аятоллой Хомейни к смертной казни за "Сатанинские стихи".
Я вас не понимаю, Литератор.

Любовь Будякова   16.11.2006 19:08   Заявить о нарушении
Извините, ошибка - Скаловы.

Любовь Будякова   16.11.2006 19:11   Заявить о нарушении
Любовь, обращайтесь, как Вам удобнее, можно и Литератор.

А что именно не понятно? Литература отражает жизнь, как она есть, со всеми её "заморочками". Не все же воспринимают литературу должным образом, некоторые пытаются подойти к ней с иными мерками, присваивая несвойственные ей (литературе) возможности.

Какие "грязные насмешки", Любовь? Если бы я не уважал оппонента, я бы с ним не общался. Возможно, я привел выборочный список читателей зря, поскольку Евгения "совершенно не интересует мнение тех рецензентов, в правилах которых, о текстах других авторов или только хорошо, или – ничего". Железная логика. Прямая и твердая. Как рельсы.

Литератор   16.11.2006 21:04   Заявить о нарушении
Кончите.
"Карамазовы" не дописаны, зачем о них говорить?
Если Достоевский сподвиг Глюксмана на философские трактаты, то это лишний раз говорит о том, что художественное слово имеет силу, и с ним нужно быть аккуратным.
Скажу по секрету, я уважаю Достоевского и не очень доверяю Глюксману, замусолившему "Бесов", для объективности этого маловато.

Литератору.
Если рецензент говорит только хорошо или ничего, то он неискреннен. Чем он может быть интересен?

Любовь Будякова   16.11.2006 22:55   Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен, Любовь! Зайдите на страничку Евгения и почитайте его рецензии отдельным Авторам.

Литератор   16.11.2006 23:08   Заявить о нарушении
Именно рельсы. Или вам предпочтительнее ваши два рубля. Потому что ваши. То есть у вас всё просто, а у меня всё неверно и спорно. Я мог бы потратить часть своей жизни и наглядно продемонстрировать на, столь вам любимых цитатах, уровень критики всех авторов, считающих рассказ Винчела… А вот здесь – стоп. Надеюсь, вам хватит проницательности литератора, чтобы невооружённым глазом увидеть в этих « рецензиях» обсуждение не литературного произведения, а статьи в газете. Это очевидно. И если это требуется вам доказывать, то я - умываю руки.
Практически все члены жюри отказали именно в литературности этому тексту, а вы легко поставили его в один ряд с произведениями Достоевского. На каком основании? А на основании недопустимости критики. Браво! То есть ежели бы я не устроил эти разборки, то и повода для сравнения с классиком не было.
Вообще, то, что написала Любовь Будякова, разжевав и в рот положив, казалось для меня очевидным для людей отягощенных интеллектом.
Так нет же, нужно было обязательно оказаться в позе малого дитяти, наивно хлопающего глазками и ничегошеньки не понимающего. Удобно. Типа ну чего пинать ребёнка. Но так ли вы наивны?
Господа Скаловы, а из каких принципальных положений исходите вы? Вы за свободу мнений? Г-ном Винчелом оно было высказано и он получил моё свободное мнение. Реакция? Обвинение в клевете, бездарности, и не соответствии жюриной должности. Очень принципиальная мудрая позиция практикующего литератора и тд. тп.
Теперь вы встали стеной на защиту. Интересны ваши фигуры и в этом смысле. Вы обвинили меня в предвзятости (объективность и независимость суждений даже от самих себя – это ваше личное достижение), опять таки несоответствие жюризму. Но на этом вы не остановились. Вы высказали и косвенно и прямо свое неудовольствие всему жюри. Цитаты приводить не буду, надеюсь, себя то вы понимаете?
Вы с упорством маньяка (или маньяков) пытаетесь выставить меня в смешном виде. Понимаю вам всё это смешно. Вы же не на юге России живёте. Очень ответственная позиция. И дальновидная. Вы же здесь все мели как пять пальцев знаете. Да?
В общем так. Мне надоело разговаривать с людьми, для которых принципов не существует вовсе, но зато есть время для дискуссий, где главное не победа, а участие.

PS По поводу вашего, братья Скаловы, приглашения зайти на мою страничку почитать мои же рецензии. Один такой «пригласитель» уже был. Господин Моховиков. Таланта которого хватило только на то, чтобы в отрыве от контекста, надергать цитат из моей полемики и рецензий, без указания источников моего же вдохновения… Такая милая подлая акция с наивными глазками. И что? Чем кончился его демарш? Собралась группа обеспокоенных граждан? Мне поставили на вид?
Короче, как я и предполагал, вся ваша заинтересованность найти логику и истину в нашем споре свелась к пошлой идее показать меня хамом и недостойным судить, чью либо работу не только в составе какого либо жюри, но простого читателя. Такое двуличие и провокационность вполне соответствует завсегдатаям отвратительного по содержанию и форме, сетевого ресурса под названием «Рассказики», где хамство и глупость цветут пышно и безнаказанно.

Евгений Донской   17.11.2006 00:28   Заявить о нарушении
Кончита, ваша способность всё делать невпопад распространяется и на ваше чувство юмора.
И просто могли бы вы, если вас сильно не затруднит, перестать долдонить о Достоевском и при этом выглядеть серьёзно. Уже все поняли, что было дело в «Достоевском».

Вы вдруг зауважали Любовь Будякову, не сказав о главном в её «рецензии», но зато легко свернули свою принципиальность «по литературным вопросам», обобщив для собственного удобства силу всякого написанного слова. Очень чувствуется рука специалиста. Сравнили текст уровня бульварной газетёнки и труд мирового гения, по степени воздействия. Вы бы больше проявляли самостоятельности мышления и меньше многозначительного цитирования. А то, ей Богу, у меня ощущение беседы с книжным шкафом у которого все время бессистемно открываются дверцы и вываливается содержимое.

Евгений Донской   17.11.2006 00:51   Заявить о нарушении
Опять передергиваете, Евгений! Я не утверждал, что у Вас ВСЕ неверно и спорно. К счастью бОльшая часть Ваших оценок, на мой субъективный взгляд, верна и объективна. Несогласие было только с заниженными оценками Скаловым, Винчелу и завышенной, Синиярви.

В смешном виде вы выставили себя сами, когда не заметили в приведенном мной списке, члена Жюри Лару Галль и приглашение Копирайтом, Винчела в Избранное.

Двуличием и провокационностью, как раз и называется упоминание в конкурсной ветке стороннего сайта, не имеющего никакого отношения к конкурсу.

Зачем мне выставлять Вас хамом? Я к хамству лоялен.

Аловы   17.11.2006 01:47   Заявить о нарушении
А в чем же диссонанс между моей рецензией на рассказ ВВ и отказом оценивать его в конкурсе?
отказ выражен в такой форме "ноль
потому что мне, пожалуй что, близка в данном случае позиция Жени Донского.
Несмотря на то, что творчество автора достойно всякого уважительного внимания
ЛГ"

(Форум Прозару 2006/10/28 03:17)
Позиция Донского ближе потому, что 20 лет прожила в Краснодаре. Я что такое юг и малые гордые народы знаю непонаслышке. Возможно это и не моего ума дело думать как скажется публикация такой вещи на тамошнем специфичном обществе, но вот, думается.
а творчество ВВ - да, достойно всякого уважительного внимания: тонко, умнО, полновесный литературный язык, интересные психологические нюансы.



Форум Прозару   17.11.2006 10:31   Заявить о нарушении
Лара, а к Вам у меня никаких претензий. Вы оценили рассказ В.В., как посчитали нужным, но не стали приводить в качестве аргументов статью Кодекса.

С уважением

Аловы   17.11.2006 12:29   Заявить о нарушении
От общения с братьями Скаловыми – Аловыми –Литератором у меня остаётся устойчивое ощущение, что я на допросе у двух следователей. Один – добрый. Расположен к полемике, терпелив и снисходителен, другой – злой. Спорит без повода, ортодоксален, почти невменяем, склонен к склочности, напоминает некоего двоечника, делающего гадости исподтишка и когда бывает пойман за руку, обиженно возражает: «А чего я сделал?"
Теперь новая фаза обсуждения заниженные оценки. Ещё раз. Тексту Винчела моей оценки нет вовсе. Уяснить эту простую мысль, даже используя свой коллективный разум, братья, судя по всему, не в состоянии.

Евгений Донской   17.11.2006 23:16   Заявить о нарушении
Браво, Евгений! Вы вычислили классический прием ведения допросов. 10 баллов!

Ну, фаза обсуждения далеко не новая! Более двух недель уже длится.
"Удивительно, но несмотря на столь различные мнения Уважаемого жюри, оценки получились достаточно объективные. Эксперимента ради, выставил на конкурс старую байку, которая выходила уже и в книге, и в русскоязычном журнале одной далекой страны. Старожилы должны помнить мои занудные дебаты с ТЗ, по поводу злосчастного "Парашютиста". Вот только огорчил слишком заниженным баллом г-н Донской....
Скаловы 2006/10/31 20:38"

А разве отсутствие оценки одного или нескольких членов жюри не повлияет при подсчете среднего балла конкурсанта? Сумма всех полученных участником баллов разве не будет делиться на 14? Разве "коллективный разум" жюри этого не понимает? Уж простите, Евгений, опять придется Вас процитировать:
"Ведь ваше произведение набрало аж 9,5 баллов из максимально возможных 140...".
Евгений Донской 2006/11/09 18:27

Вы знаете, Женя, мне совершенно не хочется с Вами собачиться. Мы все равно останемся каждый при своем мнении, а делить нам вроде нечего.
Было интересно с Вами общаться. Я, например, узнал для себя хорошее слово "отнорочек", но г-н Копирайт уже воспринял наши дебаты неадекватно и посоветовал мне "идти лесом". Дабы не нервировать устроителя, давайте дождемся окончания конкурса.

С уважением
Сергей

Аловы   18.11.2006 06:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.