Миры 10 и 11

1. Каждый человек слышит только самого себя.

Ты согласен с этим, Читатель?

Те, кто не согласен, свободны. Этот текст не для вас.

Теперь, для тех, кто согласны. А с чем Вы, собственно, согласны? Вы, хоть понимаете, что я, Автор, подразумевал, произнося эту фразу? То, что человек в силу своих физических возможностей может слышать только то, что ему эти физические возможности преподносят?

Или, может быть, то, что каждый человек интерпретирует сказанное ему другим человеком через призму своего восприятия?

А, ведь, есть ещё один подход. Все люди это – ипостась Его. И, поэтому, слыша любого другого человека, они слушают себя.

Это – первое вступление.

Сейчас будет второе.

Ты извини, Читатель, тебя надо подготовить. В «тоталитарных сектах» предусмотрена куча методик как запудрить мозги новообращенцу. Но все они подразумевают личный контакт.

Я же не собираюсь Тебя особо никуда обращать. Бессеребренник потому что. Так, просто. Дарю пример рассуждений с претензией на философию. Нижеследующий текст ни в коем случае не претендует на истину. Скорее, это - гимнастика для ума.

Но подготовить Твоё сознание нужно. Поэтому, заранее предупреждаю. Время от времени Тебе придётся пошевелить мозгами. А иногда – и поверить мне на слово.

2. Второе вступление.

На самом деле Объективной Реальности нет. Нет, не так. Она ого-го как есть, но для тебя, Читатель, Она непостижима в приципе. Иначе, Ты был бы Богом. Поэтому, Ты в своей жизни строишь модели. Приближенные, в силу Твоих способностей, к этой самой Объективной Реальности.

И, Ты знаешь? Все остальные тоже строят свои модели. Иногда, очень отличающиеся от Твоих. Надеюсь, это не явилось для тебя откровением?

Все мы в этом мире – Наблюдатели. И каждый строит свою модель. Свою картину мира.

Вот и прикинь. Огромный Космос. И в нём плавают Картины Мира. Время от времени соприкасаясь.

Не торопись читать дальше. Подумай.

Ну, ладно. Второе вступление закончилось.

Благословясь, перейдём к существу дела.

3. По-первости надобно заметить следующую вещь.

То, что все идеи существуют. И существуют они вне зависимости от нашего, Наблюдателей, сознания. Они, все в своей совокупности, ещё не пришли в голову никому из нас, Наблюдателей. Да, очевидно, и не смогут прийти „никогда». Иначе бы процесс познания на этом закончился. Этих идей не просто «до фига», а их... Ну, как бы это сказать... Просто – всё. И то, что когда-нибудь кому-нибудь из нас пришло или придёт в голову. И то, что в принципе никогда не может ни в какую голову прийти...

А существуют они точно так же, как и незанятые клетки на шахматном поле. Это такая аналогия. Не стоит на клетке фигура, значит, эта идея ещё не «реализована», не пришла ещё в голову ни одному Наблюдателю.

Среди этих Всех идей есть набор идей, полностью адекватных Объективной Реальности. Вместе со всеми законами этой самой Объективной Реальности.

Пошевелил мозгами? Или поверил? Ну, не важно, идём дальше.

Спрашивается. А если выбрать весь этот набор идей то, чем он, этот набор, и процессы, описываемые этим набором идей будут отличаться от самОй Объективной Реальности?

Чувствуешь, Читатель? А? Чем Ты отличаешься от виртуальной игрушки?

Ладно. Не буду тебя пугать, углубляясь в эту тему. Однако, запомни. Дальше мы будем работать как с пространством всех идей, так и с его подмножеством – «Объективной Реальностью».

4. Очень полезно было бы, если бы ты, Читатель, был знаком с произведениями Роджера Пенроуза. В принципе, достаточно прочитать первую часть его «Теней разума». Да и то не всю, выборочно. Поройся в инете.

Ну, а если лень, я Тебе на пальцах объясню.

Был такой в 1930-х годах математик, Гёдель. И он доказал следующую теорему. Ни одна теория не может быть обоснована в рамках этой самой теории. То есть, какие-то положения этой теории должны быть приняты за аксиомы (постулаты). На веру, одним словом.

Из этой теоремы, в частности, следует, что Бог (всемогущее и всезнающее существо, если он существует) не может находится в нашем мире. Но, тут, в этой частности, мы отвлеклись.

Это первое.

Второе. Пенроуз, используя схему доказательства этой теоремы, показал, что человеческое мышление в принципе несводимо к логике. Точнее, логика, конечно, в нём, в мышлении этом, присутствует, ого-го. Ещё как! Когда все исходные данные известны, когда «разведка доложила точно»...

Но. Если нужны принципиально новые результаты.... Но. Если данным разведки не особо можно доверять... увы...

Вот тут надо бы поподробнее.

Перво-наперво, это (несводимость мышления к логике) означает, что искусственный интеллект невозможен. Собственно, это и был главный вывод Пенроуза. Но для нас это, так, побочный интересный факт. Нам важнее другое.

Сам Пенроузовский принцип описания процесса познания. Он ввёл такое понятие, как «вычислительная процедура» (далее – ВП). В самом широком смысле это - любое действие Наблюдателя. Процесс получения нового знания, как бы, разбивается на отдельные шаги.

Вот мы прочитали учебник. Первая ВП. Ознакомились с условиями задачи. Вторая ВП. Перечитали учебник, чтобы найти то, что нам надо (память-то не резиновая). Третья ВП. Провели эксперимент. Четвёртая ВП. Проанализировали результаты эксперимента. Пятая ВП. Сделали вывод: «химический состав экспериментального образца - ....» или, допустим, «если постоянно улыбаться, то, даже если посчитают дурачком, но на ноги наступать будут реже». Шестая ВП

Наблюдатель получил новое знание. Его Картина мира расширилась.

Критерии научности нового знания более строги. Во-первых, каждый этап не должен нарушать законов логики. Во-вторых, любое новое знание должно быть проверяемо.

С одной стороны, это хорошо. Достаточно удобный метод для унификации Картин мира. Все люди (тем, кому интересно) нынче согласны, что Земля имеет более-менее шаровидную форму и Антарктида существует.

С другой стороны, у неискушённого Наблюдателя создаётся ложное впечатление, что с помощью Науки он познаёт Объективную Реальность. Наука, как-то, забывает предупредить обывателя, что все её достижения – лишь приближенные модели. И справедливые – только при определённых условиях. Наверное, так удобнее для ремесленников от Науки. Больше платят.

Опять я Тебя, Читатель, завёл в сторону. Собираем растёкшиеся по древу мысли в кучу.

5. Так вот. Принципиально новое знание невозможно получить с помощью конечного числа ВП.

Примерно это и показал Пенроуз. Примерно на этом он и демонстрировал невозможность искусственного интеллекта.

Почему «примерно»? Потому что, в общем-то, он для иллюстрации брал уже решёные задачи. Не пускался в спекуляции по поводу интуиции, откровений и тп. Солидный учёный, что с него взять? Не положено ему прямым текстом излагать.

Мне можно.

Излагаю.

Если Читателю самому интересно, то он может набрать в гугле «открытие», «интуиция». Чтобы самостоятельно узнать следующую вещь. Подавляющее большинство принципиально новых научных открытий. Почти все прорывы в неведомое. Пришли в голову людям, находящимся в состоянии изменённого сознания. В лучшем случае - во сне (в дремотном состоянии). И многие гениальные произведения , кстати, тоже.

Вот такая вот крамола...

Исключения есть. Они таковы, примерно. Человек бьётся над проблемой день и ночь. Годами. Он уже всё вокруг неё изучил. А не может найти решения, и всё тут. И, однажы, он кидает взгляд, например, на лошадиную упряжь. И тут его словно молния бьёт в голову. Вот же оно, решение!

6. В этом и скрыт смысл утверждения Пенроуза. Человек не всегда мыслит посредством конечного числа ВП. Иногда он получает новое знание непосредственно.

Откуда? Как?

На второй вопрос я отвечать не буду. Это дело специалистов. Есть такие.

А, вот, на первый – попробуем. Держись за мою руку, Читатель, сейчас мы заглянем в удивительный мир.

7. Вспоминаем, что пространство всех-всех идей существует. Начнём по нему бродить.
Во-первых. Нас уже не интересует то, что мы «знаем». Нам бы - в неведомое... А как?
Надо определиться с этим, неведомым. Очень, кстати, просто. Обозначим каждое неведомое нам как проблему познания. Решить мы её не можем. Тяму не хватает. Поэтому процесс её решения для нас будет выглядеть как бесконечная цепочка ВП. Именно таковой она и является для любой проблемы, пока она не решена.

Можно назвать процесс такой, нерешаемой при нашем «тяме», проблемы «хождением по кругу», а можно – «бегом в бесконечность». Не суть важно. Главное, что все эти ВП мы занумеруем и получим бесконечную (счётную) последовательность. Которая, по замыслу, должна сходиться к решению проблемы. В пределе. За бесконечное число шагов.

Теперь.

Берём ВСЕ эти проблемы.

Им, как мы уже договорились, соответствуют каждой – своя бесконечная последовательность ВП. Каждое ВП принадлежит нашему миру. А каждое решение проблемы – не принадлежит.
А теперь мысленно прибавляем к каждой проблеме все её настоящие решения.

Эта процедура называется в математике «пополнением (пространства)».

Если Ты, Читатель, думаешь, что мы добавили очень мало, то ты глубоко заблуждаешься. Новых, добавленных элементов не просто до хрена, а их невообразимо больше, чем наших исходных ВП.

Но, не отвлекаться!

Полученное пополнение. Это тоже мир в пространстве всех идей. У него есть обалденное свойство.

Открывай глаза, Читатель, отпускай руку, мы уже вынырнули.

В «пополненном» мире есть ответы на все вопросы нашего мира. Оглядись. Это – Мир № 10.

Ты, возможно, бывал уже здесь во сне или после косячка. Тебе, возможно, знакомо это чувство, чувство понимания всего-всего. И ощущение полного бессилия. Ибо Ты не знаешь, какие вопросы задать. И как запомнить немедленно пришедший ответ, как с ним вернуться в наш мир.

Но сейчас Ты смотришь на этот мир как в прозекторской. Я вынул Тебе его потроха. Смотри. Тебе сейчас ничто не грозит.

Плохо видно? Ладно. Берись снова за руку. Продолжим.

8. Возвращаемся обратно. Вот с какой целью. То, что мы проделали не особо информативно. Ну, есть этот мир, где на все наши вопросы есть ответы. Ну и что? Как туда реально попасть, Автор? Молчишь?

Не просто молчу. Но и не рекомендую самому, без поводыря хорошего этим заниматься. А без цели, так туда и – зачем? Кайф поймать от ощущения всезнания? А интересно, кто такие наркоманы, по-Твоему, Читатель?

9. Однако, есть-таки возможность получить «информацию» о том мире. Нужно взять какую-нибудь модель нашего мира и попробовать проделать с ней вышеописанное «пополнение». Тут уже можно вытянуть кое-что. Не факт, правда, что «пополнение модели» будет хоть чему-то удовлетворительному соответствовать «там». Но, попытка – не пытка.

В качестве модели нашего мира возьмём следующее.

Предположим, что наш мир дискретный и, хоть и бесконечный, но число всех объёктов (в том числе и – идей) счётно. В этом нет ничего экзотического. Такой примерно моделью и пользуются все учёные. (Даже меру Лебега можно аппроксимировать соответствующей мерой точек с рациональными координатами).

Время, кстати, тоже положим дискретным. Но тут уже немного по-другому. Нам это потребуется для того, чтобы все физические («реальные») процессы в нашей модели нашего мира сделать цепями Маркова. (Это ничего особенного, просто означает, что состояние системы в каждый момент времени полностью зависит только от состояния в предыдущий момент). Допущение несколько натянутое, но, в целом, с такой моделью можно работать в жизни.

Ты, Читатель, не особо вдумывайся в предыдущие два абзаца. Плюнь на них. Просто поверь мне на слово, что эта модель имеет право на приближенное описание Объективной Реальности.

Мы готовы.

Делаем пополнение этой модели. Стоп. То пополнение, которое нам нужно, отличается от описанного в пункте 7. Рассказывать Тебе о нём бессмысленно. Это для Тебя – китайская грамота. Но, клятвенно тебе обещаю, что в числе новых добавленных элементов Ответы На Все Вопросы присутствуют. Мы получим (мысленно, конечно) новый мир. Он будет больше (точнее, не меньше) Мира № 10, назовём его Мир № 11.

Так вот. В соответствии с принципом этого хитрого пополнения все процессы - прообразы (в Мире № 11) всех Марковских цепей (в нашем мире) будут быстро (за конечное число шагов) сходиться к стабильному состоянию (разумеется, в Мире № 11).

Товарищам математикам это я могу доказать строго. Вообще-то, львиная доля этого доказательства принадлежит совсем другому человеку, но, поскольку это - не научная статья, не будем трепать его имя.

А Тебе, Читатель, придётся мне поверить на слово.

И что? Что это означает?

А то, что там, в Мире № 11 все процессы, которые у нас якобы идут, уже произошли. Там уже всё есть. И прошлое и будущее. Нет только времени в нашем понимании.

Осмотрись теперь Читатель. Ты находишься в царстве Снежной Королевы. Отовсюду свисают сосульки. Это – жизни людей. Их мириады. Всё в них заранее записано. Большинство из них темны. Но, чу. Вот в той, кажется, заметна яркая полоска. Что это?

А вот что. Как я уже говорил, в Мирах № 10 и № 11 (поскольку они – пополнения) гораздо больше всего, чем в нашем. Грубо говоря, наш мир можно сравнить с листом бумаги в трёхмерном мире - Мире № 11. Наш мир это просто проекция, срез в Нём.

В этом месте среза сосульки и теплится яркая полоска.

У каждого человека – своя сосулька. Заданная раз и навсегда. Но он волен выбрать срез, где теплиться его полоске.

В этом свобода воли.

P.S. Если у тебя, Читатель, создалось впечатление, что Ты чего-то не понял, перечитай текст завтра. Значительно лучше будет восприниматься. Это - такой совет от самых первых читателей.


Рецензии
ЦИТАТА
Перво-наперво, это (несводимость мышления к логике) означает, что искусственный интеллект невозможен. Собственно, это и был главный вывод Пенроуза.
---

Не могу согласиться.
1. Искусственный интелелкт возможен.
2. Интроспективный искусственный интеллект возможен. Это интеллект, наделённый сознанием.

Всё гораздо проще и изящнее. Я смотрю на вещи немного другим способом. Мой подход - метасистемное мышление.

Что это такое, объяснять очень долго, лучше прочитать.

А для разминки вот вам сентенции:

Наблюдатель "не видит" сам себя. Поэтому в схеме восприятия он является "исключённым наблдателем"

Плзиция наблюдения ненаблюдаема.

Василий Терехов   09.12.2008 09:45     Заявить о нарушении
Извиняюсь за грамматические ошибки. пишу, как всегда наспех.
----

Часть текста с исправлениями____

1. Искусственный интелелект возможен.
2. Интроспективный искусственный интеллект возможен. Это интеллект, наделённый сознанием.

----

Наблюдатель "не видит" сам себя. Поэтому в схеме восприятия он является "исключённым наблюдателем"

Позиция наблюдения ненаблюдаема.

Василий Терехов   09.12.2008 09:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий.

1. Если я не ошибаюсь, вы не можете "пока" предъявить работающий ИИ? :=)
2. Не нашёл в тексте вашей рецензии ссылки на опровержение доказательства Пернроуза.

Промежуточное (до выполнения условия 1.) резюме в форме просьбы:
В будущем, при употреблении фразы "искусственный интеллект возможен", пожалуйста, предваряйте её словами "я верю, что...".

Приношу извинения за язвительность.

Большое спасибо за вашу страницу. Обязательно ознакомлюсь.

С сентенцией не согласен. Вы рисуете какую-то абстрактную схему познания. В реальности же наблюдатель не только может наблюдать себя, но и оказывает воздействие на наблюдаемый объект самим актом наблюдения.

С уважением,

Котян   09.12.2008 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.