4. Всё тайное

I.
Что заставило его проснуться в такую рань, Игорёк понял не сразу. Сквозь закрытые глаза он ощутил свет: мама, как всегда, уже сидела за работой. Мальчик тихо поднялся, на цыпочках подошёл и крепко обнял её. Мама оторвалась от корректуры, приподняла мальчика, посадила на колени и прижала к себе, укутав сверху в накинутый на её плечи платок. Так они и сидели некоторое время, ничего не говоря. Игорёк всегда считал такие минуты самыми лучшими в его отношениях с мамой. Они знали, что любят друг друга, доверяют друг другу и, что, если им не всегда хватает времени, чтобы обсудить всё на свете, то это только потому, что "деньги на деревьях не растут" и маме приходится много-много работать, чтобы хватило на них двоих, да не только на еду и одежду, но и на кино, театры, подарки и даже замечательные путешествия, такие, как поездка прошлым летом, когда Игорёк с мамой на теплоходе целых 18 дней плыли по Волге с остановками во всех прибрежных городах.
Спать больше совсем не хотелось, а валяться в кровати казалось Игорьку занятием, совершенно не подходящим для такого замечательного утра, и, хотя часы показывали только полшестого, он решил вставать.
Каждое утро он начинал с пробежки по дачному посёлку. Игорёк не был хрупким, мускулы у него были, он даже мог раз двадцать подтянуться на турнике. Но вот бегать у него не получалось. Нет, на сто метров он обгонял почти всех одноклассников. Но вот на километр... Стыдно сказать, но уже после двухсот метров дыхание сбивалось, мальчик терял скорость, ноги становились ватными и даже усиленная работа руками не помогала. И тогда Игорь решил тренироваться. Первые дни было очень тяжело, но постепенно мальчик втянулся и теперь с удовольствием делал вокруг посёлка пробежку длиной более трёх километров.
       В утреннем воздухе висела лёгкая молочная дымка и Игорёк словно пил её с каждым вдохом. Кеды шаркнули по траве и моментально насквозь промокли, но мальчика это совсем не расстроило, он радостно улыбнулся пробившемуся сквозь дымку солнечному лучу и легко побежал по просёлку в сторону леса.
У лесного озерка он ненадолго приостановился, чтобы перекинуться парой слов с рыболовами, а затем продолжил пробежку.
Вернувшись, мальчик с гордостью отметил, что совсем не задыхается, а чуть учашенное дыхание быстро успокоилось.
После умывания и прохладного душа Игорёк сильно растёрся большим махровым полотенцем и ощутил во всём теле радостную лёгкость.
Съев два бутерброда с докторской колбасой и напившись "мужского" молока,... "Мужское молоко"... Кто в детстве избежал необходимости пить теплое, кипяченое молоко с плавающей поверху пенкой. Для Игорька это всегда было мучением, и настал момент, когда он мужественно сказал маме "нет". Но холодное ( прямо из холодильника) светло-кремового цвета, чуть сладковатое, густое топлёное молоко, которое дядя (муж сестры Анны Дмитриевны) пил с явным удовольствием, всегда привлекало мальчика. И однажды, когда Игорьку было лет пять, он спросил: "А оно не противное?" . Дядя отпил из запотевшего от холода стакана и посмотрел на мальчика: "Мужское молоко - а именно такое пьют настоящие мужчины, - не может быть противным. Впрочем, попробуй сам". Игорь попробовал и с тех пор "мужское молоко" стало традиционным напитком, завершавшим завтрак мальчика.
Итак, съев два бутерброда с докторской колбасой и напившись "мужского" молока, Игорь почувствовал себя сытым и счастливым. Счастливым потому, что сегодня была суббота, а субботу он любил больше всех остальных дней. А кроме того, вчера вечером приехали родители Алёшки - тётя Таня и дядя Алёша.
Алешка был на год моложе Игорька, a Алёшкины родители снимали у дедушки Игорька дачу. В их распоряжении были две комнаты и терраса. Всю неделю Алёшка жил на даче вместе со своими дедушкой, бабушкой и сестрой бабушки. То, что тётя Таня и дядя Алёша приехали, уже было здорово, потому что они почти всегда придумывали что-нибудь интересное и весёлое: то брали Игорька в путешествие на велосипедах, то устраивали турнир по настольному теннису с призами, то - лесной поход, то - рыбалку,... А в этот раз они сказали, что, если "погода состоится", то они возьмут Алёшку и Игорька на озеро кататься на лодке! Погода явно "состоялась" - на всём небе не было ни малейшего намёка на облака, от земли шёл пар, и капельки росы переливались в лучах июльского солнца.
Было ещё только семь утра и дача спала. Поэтому Игорёк взял сачок, сунул картонный коробок в карман штанов и отправился на охоту. Это увлечение вот уже две недели лихорадило ребят всех окрестных дач. А началось оно с книжки про бабочек, привезённой Алёшке его родителями. В ней были чудесные фотографии, под которыми стояли названия бабочек не только по-русски, но и по латыни, ребята заучивали их и теперь особым шиком было назвать бабочку, например, не просто "траурница", но произнести: "Нимфалис Антиопа" (Nymphalis antiopa)! В книжке было много полезных сведений, например, какую форму должен иметь сачок, чтобы не ломать и не мять крылышки, чем усыплять бабочек, как расправлять и высушивать их, а также, как должны выглядеть коробки для хранения готовых экспонатов. Лучший среди ребят мастер на все руки соседский Володька замечательно делал их из фанеры. Из кусков расколотого оконного стекла он вырезал стеклорезом подходящие по размеру прямоугольники, которые стали прозрачными выдвижными крышками. Скоро у многих володькиных друзей маленькие коллекции пойманных бабочек красовались на ватных подушках в коробках под стеклом(!), вызывая у остальных ребят зависть и непобедимое желание заполучить такую коробку любой доступной ценой.
У Игорька тоже была такая коробка. Но вот её содержимое... Пока что в коллекции мальчика не было ни одной редкой бабочки. Конечно, Траурница, Павлиний Глаз и Большая Перламутровка выглядели совсем неплохо, но Игорьку не хватало хотя бы одного представителя семейства Парусниковых. У Володьки тоже не было, но у него зато был бражник "Мёртвая Голова"! А вот у Ляли уже был Махаон. И у Алёшки тоже. Ему вообще невероятно повезло. Вчера, когда играли в "прятки", водивший Сашка никак не мог найти Алёшку. А тот вдруг как выскочит, да как побежит! Но не к  "палочке-выручалочке", а - за бабочкой! Да за какой! За махаоном! И кричит: " это мой! Я его первый увидел!" Ну какая уж тут игра, когда такая бабочка - мечта любого из ребят! Все бросились смотреть: поймает или нет. И ведь - поймал! Крыло вот, чуть-чуть махаону помял, ну да это ничего, всё равно - бабочка потрясающая.
Стараниями ребят бабочек в окрестностях дачи становилось всё меньше и на охоту приходилось отправляться всё дальше и дальше.
Игорёк шёл по просёлку, вглядываясь во все подозрительные цветные пятна. Вдруг прямо перед ним по земле скользнула тень бабочки. Мальчик поднял голову и замер от восторга: на острие штакетины забора сидел Подалирий! Или, как было написано под картинкой в той замечательной книге "Iphiclides podalirius"
Раннее утро обещало отсутствие соперников и, горя охотничьим азартом, мальчик стал заводить сачок. Но бабочка не стала ждать, поднялась и полетела за забор в сторону сада. Нарушать территорию чужого участка, тем более не через калитку, а перелезая через забор, Игорьку совсем не хотелось, за это грозило наказание. Но желание получить в коллекцию Подалирия пересилило. Уже спрыгивая с забора, мальчик почувствовал рывок, раздался треск и с корнем выдранный из штанов лоскут закачался на торчавшем из штакетины гвозде. Но Игорю было не до того. Подалирий успел отлететь уже достаточно далеко и мальчик боялся потерять его из виду. В пылу погони мальчик пробежал через сад, мимо дома, на бегу выдохнув "драсти!" незнакомому мужчине, стоявшему на крыльце, перемахнул через забор с другой стороны участка, сорвался, падая, нелепо взмахнул сачком и случайно накрыл бабочку! О такой удаче мальчик мог только мечтать. Случайность помогла ему заполучить великолепную бабочку!
В сравнении с этим разбитый локоть и дырка в штанах казались ерундой. Локоть заживёт, но его всё же лучше смазать йодом, подумал Игорь. Штаны - от тренировочного костюма, в народе называемые "треники" - были старые, с провисшими коленками, и дырка вряд ли могла послужить причиной большого огорчения мамы. Так что, по мнению Игорька, Подалирий достался ему "малой кровью". На обратном пути мальчик вспомнил, как читал в "Легендах и мифах древней Греции" о внуках бога Аполлона, сыновьях бога-исцелителя Асклепия, братьях Махаоне и Подалирии, бывших во времена Троянской войны врачами греческого войска. Ничего общего между героями легенды и бабочками он не видел и только удивлялся людской фантазии.
Дома, капнув совсем чуть-чуть на уголок сачка, в котором едва заметно трепыхалась бабочка, Игорь усыпил её жидким хлороформом, хранившимся в маленьком стеклянном пузырьке из-под зелёнки. A затем,аккуратно расправив Подалирию крылышки,поместил в специальную сушилку,сделанную самостоятельно из сосновых дощечек.
К этому времени другие ребята уже встали и Игорёк показывал им своё приобретение, снова и снова гордостью повторяя рассказ о своей удаче.

II.
Когда, наконец, встали и позавтракали взрослые, Игорёк уже успел насытиться триумфом от поимки бабочки.
- Ну что, ты готов? - спросил Алёшкин папа, дядя Алёша.
- да, сейчас, только маме скажу. - и Игорёк бегом бросилдя в дом.
- Мам, мы пошли на озеро кататься на лодке! - крикнул он маме, чуть задыхаясь от быстрого бега и возбуждения.
- Слушайся там и будь осторoжен. - мама покопалась в сумке , вынула из кошелька полтинник и протянула сыну: "Возьми на всякий случай, пригодится" - с улыбкой сказала она. Мальчик схватил монету, на секунду прижался к маме, затем чмокнул её в щеку и убежал.
На озере было уже много народа, но, к счастью, у причала станции еще качалось на воде две лодки, одну из которых, оставив 10 рублей в залог, и взял на прокат Алёшкин папа. Работник станции придерживал лодку за нос, пока все усаживались, потом он оттолкнул её от причала, дядя Алёша взялся за весла и вода забурунилась за кормой. Алёшкина мама, тётя Таня сидела на корме, а ребята устроились на носу лодки и смотрели, как вода рассекается опущенной в нею ребром ладошкой.
Солнце припекало и расслабляло, вода тихо журчала, мерный скрип уключин успокаивал...
Потом дядя Алёша дал Алёшке и Игорьку попробовать самим погрести. Сначала получалось плохо. вёсла резко падали, во все стороны летели брызги, а лопасти весел слишком глубоко уходили под воду и грести было страшно тяжело. Но постепенно, прислушавшись к совету дяди Алёши, дело пошло лучше и вот уже двое гордых мальчишек дружно гребут, придавая лодке хорошее ускорение. Потом все прыгали в воду с лодки, купались и, даже, кролем переплыли озеро туда и обратно. А еще съели по мороженому! Три часа пролетели почти незаметно.
Сдав лодку, дядя Алёша вдруг спросил: "А не пострелять ли нам, братцы?" и кивнул в сторону стоявшего рядом с лодочной станцией фанерного павильона - тира с духовыми ружьями.
"Ура" - завопили ребята и наперегонки бросились к тиру.
Дядя Алёша купил каждому по пять пулек. Ребята не торопились, такое важное дело не терпит суеты. Была какая-то особая прелесть в процессе зарядки духового ружья: сперва опустить рычажок предохранителя, затем с усилием нажать на ружьё посередине, чтобы оно "переломилось" и открыло ствол "с казённой части ", как говорил хозяин тира, затем вставить пульку, аккуратно поднять ствол и со щелчком вернуть его на место. Затем, затаив дыхание, прицелиться и, наконец, спустить курок!
Из пяти выстрелов Алёшка попал в жестяные фигурки три раза, и Игорёк тоже три раза. Но у Алёшки еще оставался выстрел, а Игрёк уже все истратил... Мальчик сунул руку в карман и... - там ничего не было. Монетки, полученной от мамы - тоже. Он стал обшаривать землю взглядом, но - никто ничего не ронял, на земле не было ни монеты, ни хотя бы одной потерянной пульки...
Слева от Игорька стрелял мальчик, возле которого на прилавке лежала целая россыпь пулек, ни как не меньше двадцати штук.
"Вот повезло... - подумал Игорёк. И внезапно решился: "Если я возьму одну, он наверно и не заметит" . Он тихо схватил лежавшую ближе всех к нему чужую пульку.
Если бы его в тот момент спросили, как он решился, вряд ли он смог бы что-то ответить. Но, разве всегда можем мы объяснить наши поступки? Происходит то, что должно произойти, и нет времени задумываться, к хорошему это или к плохому. Тысячи раз мы слышим, что чайник горячий, и все равно - ожоги неизбежны...
- "Эй, это не твоя! - повернулся к Игорьку хозяин пульки. Алёшка, увлечённый стрельбой, ничего не заметил. Но Игорь увидел, как на него посмотрел дядя Алёша... Мальчику вдруг стало ужасно жарко. Он чувствовал, как горели его уши.
"Извини, я нечаянно" - пробормотал он, возвращая чужую пульку к остальным. Он сунул руки в карманы и отошел в сторону.
Дядя Алёша вздохнул и... вдруг, подозвав к себе хозяина тира купил у него еще несколько выстрелов.
-" Держи" - сказал он, протягивая Игорьку три пульки. Еще три пульки он отдал Алёше.
От стыда у Игорька застилало глаза и дрожали руки.
- Спасибо, не нужно - выдавил он из себя.
Алёшкин папа долго и внимательно смотрел на Игорька. Потом вдруг подмигнул мальчику.
- Ладно, я думаю, ты уже всё сам понял. Проехали и забыли. Иди, стреляй - и дядя Алёша легонько подтолкнул его к ружью.
Как ни странно, все три пульки попали в цель. После каждого выстрела Игоря Алёшка только завистливо вздыхал. Общий счёт после восьми выстрелов стал шесть - пять в пользу Игорька.
Домой добрались быстро. Cтояла жуткая жара, над асфальтом воздух "плыл" и идти километр с лишним до дома никому не хотелось, поэтому ехали на автобусе. Билеты на всех купила тётя Таня. И на Игорька тоже.
Мальчика всё время мучили чувство стыда, раскаяние за содеянное и страх, что узнает мама...
День, так замечательно начавшийся, после возвращения с озера не принеся больше никаких - ни приятных, ни плохих неожиданностей, - закончился спокойно. Но мальчику еще долгое время было грустно. Слишком это много - в один день испытать и взлёт, и падение, особенно, когда тебе только 10 лет...
Стало ли известно маме об этом происшествии, или нет, Игорёк так никогда и не узнал. По крайней мере, она никогда эти события с Игорьком не обсуждала.
Говорят, всё тайное когда-нибудь становится явным. Может и так. А может, и не так. Может, многим и не нужно, что бы становилось известным ВСЁ. Бывает достаточно и собственного суда. Суда собственных совести и памяти.
Бабочек Игорёк осенью показал в школе. Учитель по биологии очень хвалил Игорька и уговорил подарить коробку с коллекцией кабинету. А уже через несколько дней кто-то из ребят коробку уронил, стекло разбилось, бабочек растащили посмотреть и руками стерли пыльцу с крылышек. Остатки оказались на помойке. Впрочем, кроме Игорька, особо никто не расстроился.

*  Фото автора


Рецензии
Замечания я написала в жестковатой манере, но Вы не обращайте на тон внимание, воспринимайте суть претензий.
«Скоро у ВСЕХ (!!!) володькиных друзей маленькие коллекции пойманных бабочек красовались на ватных подушках в коробках под стеклом, вызывая у остальных ребят зависть и непобедимое желание заполучить такую коробку любой доступной ценой»

Какие-то выдуманные из головы идеальные дети, лишенные свойственных детям желаниям и традиций и живущие одним желанием поймать побольше бабочек…
Вымышленный фантастический мир…

«Случайность помогла заполучить экземпляр представителя» – трудно даже специально придумать более канцелярскую конструкцию…

«На обратном пути мальчик вспомнил, как читал в "Легендах и мифах древней Греции" о внуках бога Аполлона, сыновьях бога-исцелителя Асклепия, братьях Махаоне и Подалирии, бывших во времена Троянской войны врачами греческого войска»

Вот прямо так и вспомнил не просто о братьях Махаоне и Подалирии, а и о том, что они были именно внуками бога Аполлона, и не кем-нибудь, а сыновьями бога-исцелителя Асклепия, и были они именно во времена Троянской войны именно врачами и именно греческого войска?
Трудно представить себе реального ребёнка, вспоминающего столь громоздким образом.

«Дома Игорь усыпил бабочку и затем, аккуратно расправив ей крылышки, поместил в специальную сушилку»

Как усыпил – коротко, а про сушилку подробно, почему?

«…качалось на воде две ЛОДКИ. Работник ЛОДОЧНОЙ станции придерживал ЛОДКУ за нос, потом он оттолкнул ЛОДКУ от причала… …Ребята устроились на носу ЛОДКИ…»

сперва НАЖАТЬ рычажок, затем с усилием НАЖАТЬ на ружьё

«Двое гордых мальчишек дружно гребут, придавая лодке хорошее ускорение»
А какое бывает еще ускорение? Нехорошее? Плохое? Очень плохое или очень хорошее?

«идти километр с лишним до дома казалось безумием»
Вот буквально: безумием? Не меньше?

Все остальные СОБЫТИЯ этого дня…
Она никогда эти СОБЫТИЯ с Игорьком не обсуждала.

«Учитель по биологии долго хвалил Игорька…»
Долго? То есть часа четыре? Или всего полчаса? Нет, полчаса – это недолго. Все-таки наверное, часа три-четыре…

Секретка   10.12.2008 00:42     Заявить о нарушении
Уважаемая Секретка,
благодарю Вас за проделанную работу. Обязательно подумаю над Вашими замечаниями.
К сожалению, сейчас, после глазной операции мне запретили на некоторое время читать,
поэтому пишу по-пиратски совсем коротко.
С уважением и благодарностью,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   13.12.2008 17:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Секретка.
Внимательно ознакомился с Вашими замечаниями и хочу еще раз поблагодарить за проделанную Вами работу.
Теперь по замечаниям.
1. "Какие-то выдуманные из головы идеальные дети, лишенные свойственных детям желаниям и традиций и живущие одним желанием поймать побольше бабочек…
Вымышленный фантастический мир…"
Мир, к сожалению, не выдуманный, описаны совершенно реальные события. Вы абсолютно правы, детям свойственно множество желаний. И множество традиций, одной из которых является тотальное "заболевание" или увлечение чем либо. Подобный случай описан, например, у В. Крапивина в книге "Оруженосец Кашка". Там описывается увлечение стрельбой из лука, в котором принимают участие все, а лучшими стрелками зачастую оказываются девочки. В моём случае - коллекционирование бабочек. Я сам был свидетелем, когда во время игры в прятки, спрятавшийся мальчишка выскочил из укрытия и погнался за траурницей, при этом все проявили такое понимание, что игра моментально была забыта! Далеко не каждому дано самому сделать необходимую для хранения коллекции коробку с выдвижной стеклянной крышкой. Отсюда - мечта... Видимо, Ваш опыт лежит в другой плоскости детства.
2. , 3. - "трудно даже специально придумать более канцелярскую конструкцию…" - совершенно верно. Только мне казалось само собой разумеющимся, что читатель и сам поймёт: ребята, а тем более увлечённые, начитавшиеся "умных книг" и использующие латинские названия ( всё это было на самом деле!), часто думают и говорят фразами из этих книг, что и произошло в данном случае... Мне кажется, мы часто намеренно упрощаем, доводя до примитива детские мысли и разговоры. А ведь далеко не всем детям свойственно это "недоразвитие"... Для примера скажу, что к 10-11 годам прочёл несколько тысяч книг и в районной библиотеке меня запускали в хранилище на самостоятельные поиски, не зная, что еще мне предложить.
Поэтому и описание ассоциаций с "Легендами и Мифами" совершенно правдиво, знаю по себе и многим моим друзьям, насколько это реально. Да и память порой такие номера откалывает:)). Впрочем, может быть, стоило написать, что древняя Греция была одним из увлечений Игорька...
4 - Как усыпил коротко потому, что капли хлороформа на марлечку сверху достаточно. Это стандарт. А вот правильно уложить, расправить на сушилке - это искусство. Исправил. Спасибо.
5 - Повторение с "ЛОДКОЙ" исправил, спасибо.
6 - Дублирование "нажать" исправил, спасибо.
7 - "А какое бывает еще ускорение? Нехорошее? Плохое? Очень плохое или очень хорошее?" - ускорение бывает плохое, недостаточное, медленное, ну и т. д. Примеров тому достаточно как в современной, так и в классической литературе. Например, С.Лем: "...во всем мире существует теперь такое большое ускорение..."
8 - с "безумием" разобрался, спасибо.
9 - повторение слова "События" исключил, спасибо.
10 - Изменил "долго хвалил", спасибо.

С благодарностью и уважением,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   17.12.2008 12:49   Заявить о нарушении
Вениамин, вот Вы бы и вставили этот случай с прятками и бабочкой в рассказ. Он бы показал и разнообразие интересов детей, и их главное увлечение. И не пришлось бы ничего объясныть постфактум.

И Вы считаете, что чем умнее и начитаннее человек, тем он более склонен к канцелярской речи? А не-канцелярская речь – это всё примитив?
Человек простой, только школу закончивший, скажет: я гуляю...
Человек с высшим образованием скажет: я совершаю прогулку...
Человек с учёной степенью скажет: я осущетвляю процесс гуляния...
А сказать проще уже и стыдно?

Секретная Лаборатория   17.12.2008 18:03   Заявить о нарушении
Уважаемая Секретная Лаборатория, спасибо, следуя Вашему совету, вставил в рассказ эпизод прерывания "пряток" из-за ловли бабочки.
По поводу Вашего замечания : "И Вы считаете, что чем умнее и начитаннее человек, тем он более склонен к канцелярской речи? А не-канцелярская речь – это всё примитив?" - конечно же нет! Видимо, мне не удалось достаточно ясно сформулировать свою мысль. Ребята часто хотят казаться старше, чем они есть, используя при этом "взрослую речь". В данном конкретном случае мне хотелось только показать, что (возможно, не заметно для себя самого) мальчик зачастую думает и говорит фразами "канцелярскими" или скорее "книжными" ( справочников таки ребятки начитались!). Вообще, знаете, уважаемая Секретка, я столкнулся с невероятно широким спектром уровня развития! Вот представьте себе, в 17 лет одна моя знакомая девушка доросла до уровня чтения "Гарри Поттера ( кстати, ничего не имею против этой серии, сам читал с интересом). А другая моя знакомая в свои 15 лет воспринимает и великолепно комментирует, например, Мандельштама. Не знаю, кто из них счастливее, это тема другого разговора, но то, что миры восприятия и языки общения совершенно разные - это точно...
Хотя, конечно, возможно, в своих предположениях и выводах я ошибаюсь.
С уважением,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   18.12.2008 11:48   Заявить о нарушении
Вениамин! Кто идеальный (внутренний, имплицитный, "авторский") читатель Вашего текста? Взросылй или ребенок?

Крапивин писал для младших школьников и чуть-чуть для подростков, он писал в их горизонте понимания.
Если Вы пишете для детей, то выражение "оторвалась от корректуры" нужно изъять и/или растолковать.

Если вы пишете для взрослых, то ситуация другая.

Секретка   18.12.2008 17:10   Заявить о нарушении
Дома Игорь усыпил бабочку хлороформом, который в маленькой баночке принесла тётя Рая, работавшая врачом.

Хлороформ в баночке в форме чего? газа? Жадкости? кристаллов, сублимирующихся на воздухе? Это надо пояснить. Я как девушка обычная, никогда не видела хлороформа...

Что такое маленькая баночка?
Стеклянная? Пластмассовая? Жестяная? Маленькая? Это поллитровая? Или еще меньше? Или это бутылочка? Или это пузырёк?

Что такое "тётя Рая"? Родственница или обозначение того, как дети обращаются к взрослым :"Дядя ТОля, тетя Рая"
Работать врачом - это что? Это информация для ребенка-читателя или для взрослого? Она работает в поликлинике-амбулатории? В больнице-стационаре? Она школьный или заводской врач? Или она медсестра или фельдешр а ребёнок этого не знает и обозначает "работает врачом"? Она всегда что-то уносит с места работы? Или в порядке исключения?

Кстати, могу похвастаться: лично беседовала с Крапивиным два месяца назад, получила от него в подарок три новые книги (все с подписью автора).

Секретка   18.12.2008 17:17   Заявить о нарушении
Раннее утро было прохладным и влажным. В воздухе висела лёгкая молочная дымка...

Второе предолжение деджалет излишним первое.
Не проще (и не художествненее): "В утреннем воздухе висела лёгкая молочная дымка"? Ведь это говорит и о влажности, и о прохладе?

Кеды шаркнули по траве и ноги моментально стали мокрыми...

Ноги ли полностью? Может, носки? Или: ступни, пятки, пальцы ног... неужели ноги полностью стали мокрыми?

"но мальчика это совсем не расстроило"
А как он среагировал? Никак? Он робот?
Автор сообщает о мальчике тревожную информацию: у мальчика "промокли ноги". Что же мальчик? Как реагирует? "Не расстраивается" Апофатическое богословие (описание Бога через отрицание: не конечный, не имеющий начала...)... А как среагировал? Расхохотался? Обрадовался?

У лесного озерка он ненадолго приостановился, чтобы перекинуться парой слов с рыболовами, а затем побежал дальше. После умывания...

Читателю кажется, что мальчик отбежал подальше и умылся водой с озера, но тут:

и прохладного душа Игорёк докрасна...

Читатель ломает голову: откуда в озере душ? Может, возле озера была душевая кабинка? Такое бываетв дачных местах...

ощутил во всём теле необыкновенную радостную лёгкость.

Если бы он ощутил необыкновеную легкость, тогда понятно.
Но ведь автор написал: радостную легкость. ТО есть он уже обозначил, опозгнал легкость: она радостная.
Зачем же тогда уже опознанную легкость называть необыкновенной?

Секретка   18.12.2008 17:27   Заявить о нарушении
Уважаемая Секретка, спасибо!
Великолепные и точные замечания. Огромное спасибо!
Начинаю по ним дорабатывать рассказ.
Поздравляю Вас с такими замечательными подарками! Очень люблю книги В.Крапивина.
Завидую Вам белой завистью!
Простите, но не скажете ли Вы мне: Вы столько внимания и времени уделяете моему рассказу, говорит ли это о том, что Вы считаете его не совсем безнадёжным? Мне это действительно очень Важно знать...
Простите, если не сразу смогу исправить текст. К сожалению, сейчас после третьей глазной операции мне вообще запретили читать ( к счастью, на время), но у меня терпения не хватает...
Но тётю Раю уберу из этого рассказа совсем. Это персонаж замечательный, возможно появится в новом рассказе. А здесь Вы совершенно правы, ведёт только к переизбытку ненужных деталей.
Еще раз большое Вам спасибо, всегда рад Вашим замечаниям.
С уважением,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   18.12.2008 20:16   Заявить о нарушении
Ну вот, воспользовался "безнадзорностью(..)) и почти все исправил.
Жду Ваших новых замечаний,
уважаемая Секретка.
С благодарностью,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   18.12.2008 20:48   Заявить о нарушении
Я отвечу точнее: я считаю Вас не безнадежным. Когда автор изменяет рассказ, меняется и сам автор как творческий субъект, демиург текстового мира. В принципе, неважно: станет ли более совершенным этот рассказ или ли автор на его основе напишет два более интересных и соврешенных рассказа (один - про тетю Раю), или же автор развернёт его в добротную повесть (из рассказов) о детстве (типа "Последнего поклона" или, напротив, типа "Алых перьев стрел" - читали??? я прочитала в 10 лет и нравится до сих пор)...
Мои ведь вопросы-замечания лишь формально относятся к конкретным словам, фактически, отвечая-исправляя, автор овладевает методологией задавания аналогичных вопросов к другим частям написанного им текста, а затем и - к тексту рождающемуся и потенциальному...

Я считаю что повести о детстве (реалистические) - жанр нужный человечеству... Выдумки (мелодрамы, фэнтези, детективы, ужасы и др.)со временем утрачивают всякую ценность, а вот повести о детстве интересны будут всегда.
Жаль, что ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Тургенев, ни Гоголь ничего не написали о детстве. И Достоевский (фактически) тоже. И даже Булгаков с Платоновым...
Так что здесь поле почти непаханое. Какое-нибудь "Детство Тёмы" или "Детские годы...внука" - это всё же не классика в собственном смысле, а просто то, что осталось от 19 века... Толстовское и Горьковское "детства" - более идеологические (философические) книги, чем реалистические...

Поэтому если я поспособствую написанию (появлению на свет) повести о детстве, - а Вы можете стать автором такой повести - я сочту свое пребыванеи на земле небесполезным...

Секретка   18.12.2008 21:04   Заявить о нарушении
а что же с "оторвалась от корректуры"?

Секретка   18.12.2008 21:13   Заявить о нарушении
После умывания и прохладного душа Игорёк докрасна растёрся большим махровым полотенцем и ощутил во всём теле радостную лёгкость.
Игорёк растерся и ощутил...
Ощутил - указывает, что в глаголах передаются суъективные переживания мальчиа.
Но: растерся ДОКРАСНА. Может ли мальчик увидеть докрасна растёртую спину?
...которое дядя пил с явным удовольствием
Дядя отпил из запотевшего от холода стакан

Кто этот дядя???

"мужское молоко" стало традицией...
Прямо-таки стало народной традицией? Может быть, стало обычным, постоянным...?

Секретка   18.12.2008 21:19   Заявить о нарушении
Уважаемая Секретка,
простите, что не сразу отвечаю.
К сожалению, состояние глаз ухудшилось, в понедельник будут решать, делать ли еще одну операцию.
Поэтому, работу над рассказом продолжу по Вашим замечаниям, но - по возможности...
Если Вам не трудно, посмотрите остальные рассказы из серии "Игорёк". Дело в том, что многое объясняется там (например корректура), я не знаю, нужно ли и что конкретно объяснять в последующих рассказах...Да, кстати, бывают ведь и семейные традиции? Так и у Игорька в семье стало традицией "мужское молоко".
Спасибо Вам за добрые слова, они меня мотивируют. Во многом с Вами согласен, поле не паханное.
Хотя есть особые вещи, такие например, как "Другие Берега" Набокова (сам только недавно познакомился).
Книги, Вами упомянутые, к стыду своему не читал, но как будет возможность, обязательно прочту.
С благодарностью и уважением,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   20.12.2008 00:44   Заявить о нарушении
Уважаемая Секретка, здравствуйте.
Вот какие изменения успел сделать:
"Докрасна" - заменил на "сильно".
Про дядю подробно рассказывается в рассказе "Рыбалка". Поэтому не знаю: что и как нужно повторить здесь?
Может быть, подскажете?
Понимаете, идея была написать повесть в рассказах. Но у меня нет ни теоретических знаний, ни опыта...
Вероятно, все рассказы нужно как-то объединить, но вот - как?
"Традицию" все таки изменил, но не уверен, что так лучше, еще буду думать.
С уважением,
Вениамин

Вениамин Велерштейн   20.12.2008 02:06   Заявить о нарушении
Пока лечите глаза, не пишите.
Вместо письма обдумывайте повесть в целом...

Здоровья и успехов...

Появлюсь чуть позже, надеюсь...

Секретка   20.12.2008 03:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.