Вступление

 Статья опубликована на сайте "Бухарский квартал Петербурга" 
       Прожив в России почти с четверть века и проработав более двадцати лет в различных кафе и ресторанах Петербурга, я убедился в том, что некоторые повара со стажем, не только не умеют правильно приготовить тот же плов, но даже не имеют понятия о главных его составляющих. Вследствие обилия различных рецептов, они достаточно часто впадают в путаницу относительно состава необходимых ингредиентов, технологии приготовления отдельных этапов, наконец, названия пряностей и правильного их применения.
       Во-первых: на какой контингент читателей я рассчитывал, принимаясь за создание данной книги? Прежде всего на тот, который неравнодушен к кулинарии вообще и к средне-азиатской кухне в частности.
       Существует немалое количество народа, которое любит хорошо поесть, особенно — пожрать. Нет, их мы пропустим.
       Существует не меньшее количество и таких, кто любит красиво и вкусно приготовленную пищу, с удовольствием поглощает оную, и при этом считает, что и сам может с легкостью приготовить также (если — не лучше), но, как правило, дальше разговоров у них дело не заходит. На них мы тоже не станем останавливаться.
       Есть и такие, кто совершенно равнодушен и неприхотлив к еде, готов без разбору есть все, что угодно, полагая, при этом, что кулинарию придумали бездельники и тунеядцы.Ну, про таких и говорить не хочется.
       Наконец, есть немало таких, кто любит качественно приготовленную пищу, способен оценить ее по достоинству, догадывается, что за каждым отдельным блюдом стоит труд повара и непременно желал бы научиться этому искусству, дабы порадовать и удивить своими собственными кулинарными изысками своих домочадцев и друзей, и …
       Вот тот самый контингент, на который я и рассчитывал.
       Особо обращаю ваше внимание на слово «желал бы», поскольку я считаю: было бы желание, остальное все приложится.
       Те же, кто полагает, что для достижения качественного результата достаточно одной пестрой и красочно проиллюстрированной кулинарной книжки, глубоко заблуждаются. Если у вас нет этого самого желания научиться, если у вас нет времени, если вы не до конца уверены, что доведете дело до конца, если у вас не хватает терпения и усидчивости, бросьте все это сейчас, закройте эту книжку и простите меня за то, что я отнял у вас столько драгоценного вашего времени.
       Дело в том, что когда я решил поделиться своими рецептами, то поймал себя на одной мысли, мучившей и не дававшей мне покоя: «Как изложить свой материал так, чтобы в конечном результате блюдо имело бы тот вид и то качество, которое я хочу получить от своего потенциального ученика. Чтобы он, потратив кучу времени, энергии и продуктов не обманулся бы в своих ожиданиях и не обвинил бы потом во всем этом меня».
       И тогда я пришел к единственному правильному, с моей точки зрения, решению: с самого начала подготовки и до конечного этапа завершения блюда скрупулезно и тщательно, не упуская самых незначительных (на первый взгляд) деталей, объяснять каждый этап, сопровождая многочисленными иллюстрациями и необходимыми комментариями.
       И тогда — я ручаюсь и со всей ответственностью заявляю — любой человек, не умеющий готовить, но страстно желающий научиться, сможет приготовить, хотя бы, тот же самый плов. Как было уже сказано выше, я не случайно подчеркнул и выделил особо эти слова.
       Ведь для меня главная задача заключается не только в том, чтобы получить удовлетворение от успешного освоения вами моих рецептов, но также — главным образом — в том, чтобы вы научились находить радость и удовольствие от самого процесса готовки, осознав, тем самым, что приготовление пищи это вовсе не работа, а великое наслаждение.
       Несколько слов о так называемых «скоко вешать в граммах?!» Если этот вопрос вы зададите, скажем, бухарцам, вам в лучшем случае в ответ снисходительно улыбнутся. Традиционно в качестве мер и весов в бухарской кухне служат такие понятия как:
кандковак — чайная ложка (такая же как и вас в доме).
чойгардон — разливная ложка (обычный домашний черпак)
кафгир — обыкновенная шумовка
пиела — пиала (сферическая чашка без ручки, примерно 200 г)
коса — если вы представили пиалу, то это то же самое, только в 2 — 2,5 раза больше
       Вообще, надо сказать, что закладка продуктов обычно производится «на глазок».Более того — поскольку я и сам имею некоторое отношение к приготовлению пищи, то должен сказать по этому поводу несколько слов от себя.
       Во-первых — пищу следует готовить с любовью, с чистыми руками, а главное с чистой душой, призывая к помощи и благоволению Всевышнего.
       Во-вторых - 90% успеха зависит не от квалификации повара (а тем более — не от «граммов» и точной дозировки), а от того, насколько вкладывает он , при этом, свою душу в создаваемое им блюдо. И это далеко не просто слова, это — факт! Такой же как «дважды два = четыре».Никогда не следует забывать об этом. Иногда я пою, когда очищаю морковь, иногда я разговариваю с картофелем. Поэтому некоторые держатся от меня в стороне.
       Теперь, по поводу баранины. Баран барану рознь.Я этого не знал, пока не переехал а Питер. Только здесь, сам увидев воочию то, что только отдаленно напоминает наших баранов, я понял почему такое негативное отношение к баранине в России.Невольно приходит на ум афоризм моего белорусского друга: «Тощая корова — еще не газель» Ладно бы только вид, но самое главное запах такой…Не буду распространяться далее. И самое интересное нет никакого курдюка.
       Многие даже не знают, что такое курдюк. Да и откуда же им знать, если они настоящего барана не видели. Так что можно в России достать неплохую баранину, но сложно. Например, в Петербурге — на Кузнечном рынке, там курдючных баранов продают, почему-то, цыганки (откуда они её берут — я спросить не решился).
       Особое внимание хочу обратить на следующее: все блюда, представленные в этой книге, прошли производственно-технологическую проработку и аттестацию. Это, однако, вовсе не означает 100%-ного конечного успеха, ибо существует целый ряд факторов на которые я повлиять не в состоянии: многое зависит от количества и качества самих продуктов, мощности пламени конфорки, самой плиты (газовая или электрическая), качества и типа посуды и так далее.
       Рецепты плова, изложенные здесь, рассчитаны на среднестатистическую семью. Впрочем, понятие это весьма относительное, потому как в той же России, в различных ее регионах количество членов семьи может существенно разниться. И, тем не менее, я счел самым оптимальным вариантом семью, состоящую из 4 — 5 человек.
       Следует затронуть еще один аспект нашей темы. Правильно говорят:«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Не раз мне доводилось по пунктикам и минутам расписывать кому-либо тот или иной рецепт блюда, и на следующий день человек приходил расстроенный :«Блин, елы-палы, ведь все делал прямо по бумажечке…» Вот именно- «по бумажечке»! Я считаю, что учиться нужно непосредственно под чутким присмотром наставника.
       Не случайно, к примеру, в Бухаре еще сохранилась традиция преемственности, когда ученик (шогирд) несколько лет подряд учится у своего наставника (усто), прежде чем последний дает ему благословение и разрешение (рухсат) на самостоятельное творчество. И в дальнейшем на плечи ученика возлагается огромная ответственность за престиж своего учителя, ибо добросовестность и чистоплотность в приготовлении пищи в Бухаре издревле считались одними из важных качеств, когда вставал вопрос о том, к какому мастеру следует обратиться во время предстоящей свадьбы или праздника. Ведь надо иметь ввиду, что блюдо готовится не на 5 -6 человек, а на 300 — 500!
       Прекрасно зная характерную черту своих земляков, которые в большинстве своем совершенно искренне полагают, что имидж Востока только выиграет, если чужеземцу втюхать красивую байку или легенду, я, тем не менее, хочу сразу же «отделить зерна от плевел», поскольку довольно часто в результате этого мы получаем совершенно обратный эффект ожидаемому. Одна из разновидностей подобного "китча" есть известная байка о том, что якобы само слово «плов» расшифровывается по первым ее начальным буквам. Вот, к примеру, какую «абракадабру» я вычитал на просторах интернета: (цитирую Г.С.)
       "Название блюда «палов ош» (плов) состоит из начальных букв всех продуктов, входящих в его состав: П — пиёз (лук), А — аёз (морковь), Л — лахм (мясо), О — олио (жир), В — вет (соль), О — об (вода), Ш — шалы (рис)".
       Честно говоря, у меня абсолютно нет желания, подвергать критике подобную «белиберду», собранную из разных языков и "притянутую за уши".
       Хотя, встречаются довольно фантастические и красивые легенды, которые органично вплетаются в общую канву сюжета, вполне согласуясь с историческими событиями и вызывая в воображении слушателя милые и трогательные картины из далекой эпохи раннего средневековья, с его сказочно богатыми странами и величественной вереницей караванов верблюдов...
       Возвращаясь же, к этимологии слова "палав" /"палов"/, то лично мне ближе следующая (малоизвестная) трактовка, которая выглядит наиболее правдоподобной и корнями своими восходит к персидскому (таджикскому), то есть, к фарси/дари.
       Дело в том, что слово "пал" - с мягким согласным на конце и слышащим как русское "паль" - означает собою "гряду" на рисовых полях, подтопленных как известно водой. Вторая же часть этого составного слова - "ав" /"аб", "ов", "об"/ - означает воду. Не случайно, даже по сию пору, в ряде афганских диалектах, "вода" произносится как "ав". Таким образом, выражение "пал-и ав" /"пал-и ов"/ можно интерпретировать как "на грядке с водой" /или "граничащим с водой"/, обозначающим рисовое поле. А рис, как известно, справедливо является одним из самых главных ингредиентов, без которого невозможно представить себе настоящий восточный плов.
       Мой рассказ о плове был бы не полным, если б, я забыл упомянуть еще об одном немаловажном его аспекте, редко упоминаемом в литературе, посвященной средне-азиатской кухне.
       Подобно тому, как каждый регион России отличается неповторимым орнаментом и колоритом, отображающим фольклорную специфику и самобытность того или иного  края, точно также, каждая область Узбекистана имеет свои, достаточно древние традиции в отношении плова, которые передаются из поколение в поколение, ревностно оберегаются и почитаются местным населением.
       Вообще, должен заметить, что взявшись за такую непростую и довольно щепетильную тему, как плов, я рискую, тем самым, навлечь на себя праведный гнев любого из жителей Узбекистана (впрочем, и других соседних стран - тоже). Поскольку, как в Бразилии - скажем - из-за футбольных неудач сборной, легко может смениться все правительство страны, так и из-за плова я могу, в лучшем случае, отделаться лишь тем, что меня просто закидают камнями. Такое ревностное отношение к данной теме обуславливается тем, что здесь почти каждый местный житель считает себя истинным знатоком настоящего плова. Но, поскольку я уже рискнул начать, то продолжу.
       Ферганцы, например, настолько привязаны к своему рецепту плова, что даже покидая на незначительное время родную сторонку, довольно часто берут с собой в дорогу это блюдо, заранее приготовив его в большом количестве. Мне самому доводилось быть этому свидетелем, когда я работал в гостинице "Бухоро".
       В Ташкенте имеется своя особенная традиция, которую не так часто можно встретить в других областях. Во многих местах города существуют специально отведенные места, где, собравшись небольшой компанией, вы имеете возможность сами приготовить себе плов и тут-же его съесть. Вам могут предоставить не только все подручные средства (очаг, казан, шумовку, миски и т.д.), но даже продукты (на тот случай, если вы явились "пустым" или вам просто лень самому ходить по базару и приобретать все необходимые продукты).
       Вам останется только уплатить символическую плату за предоставленный сервис. И надо отметить, что этой услугой довольно часто пользуются не только сами ташкентцы, но и многочисленные гости столицы, чувствуя и находя в этом мероприятии некую сопричастность к местной культуре и испытывая, при этом, огромное удовольствие.
       И можете быть уверены: в каждой области, в каждом регионе вы обязательно найдете нечто, что составляет свою "изюминку" и свой взгляд на плов и традиции, связанные с ним. А потому послушайтесь моего совета: в какой бы уголок Узбекистана вас ни забросила судьба, заранее соглашайтесь с утверждениями местных жителей о том, "что наш плов самый вкусный и самый что ни на есть настоящий". И что самое удивительное, вы этим нисколько не пойдете против истины, ибо это и в самом деле будет действительно так. Это уже потом, приехав домой, у вас будет вполне достаточно времени, чтобы осмыслить и выбрать из всего этого калейдоскопа "свой" плов, который в вашем воображении более всего будет ассоциироваться с Востоком, навевая вам сказки из тысячи и одной ночи или притчи о Ходже Насреддине.


Рецензии
Я уже в предвкушении...))
Признаюсь - обожаю читать кулинарные рецепты. Кулинарных книг у меня - штук десять. И если какая-либо из них случайно попадает мне в руки, я надолго выпадаю из жизни - впадаю в нирвану!))
Сегодня я устала и хочу спать. Приду завтра.

Светлана Гужина   09.07.2011 22:00     Заявить о нарушении
Вообще-то, мои работы сложно назвать "кулинарными": практически, во всех из них преследуется двоякая цель. Полагаю, Вы сами вскоре обратите на это внимание. Однако, ввиду того, что я достаточно "плодовитый пейсатель", а также, в целях сохранения Вашего драгоценного времени, рискну предложить Вам несколько ссылок (причем, не только о плове):
http://bukharapiter.ru/mirovaya/kulinariya-ot-galiba-2.html - Плов
http://bukharapiter.ru/mirovaya/kulinariya-ot-galiba-3.html - Кабоб
http://bukharapiter.ru/mirovaya/kulinariya-ot-galiba-4.html - Манты
http://bukharapiter.ru/mirovaya/kulinariya-ot-galiba-5.html - Шурпа...
Все эти статьи, безусловно, можно найти и на моей страничке (на "Прозе"), но... уже, без пошаговых фотографий.
С уважением, -

Голиб Саидов   10.07.2011 01:05   Заявить о нарушении
Ой, заворожили!))))
Прочла про плов с огромным удовольствием. Нашла ответы на все вопросы, которые собиралась задать.
Прекрасно описано. Новое - морковь после того, как лук покипит с мясом. Я закладывала морковь после мяса, доводила до мягкости и лёгкой "красноты", потом солила и заливала водой. Вам, конечно, верю, попробую обязательно. И ещё понравился совет про полотенце. Я накрывала тарелкой, но с тарелкой неудобно - она или маленькая, или - если по размеру, её сложно доставать.

Вообще, получила огромное удовольствие от чтения. Хотя, и совершенно лишнее для раннего утра, обильное слюноотделение...))

А за этот момент: именно в такие моменты, наверное, совершаются великие открытия, обостряются чувства и посещают нас возвышенные мысли, и ты радуешься тому, что сопричастен всему, что окружает тебя, и хочется жить, жить и жить… - Вам, Голиб, особое спасибо.

Следующий рецепт прочту тоже. Но не сейчас. Увы, нет времени. Но прочту всё.

Светлана Гужина   10.07.2011 06:25   Заявить о нарушении
Спасибо за теплые слова, Светлана: приятно, оказывается, когда тебя хвалят... Надеюсь, что теперь у Вас всё получится! Да, главное - не спешить, прочесть всё сразу: тут, ведь, как за столом - размерянно и непринужденно, не торопливо переходить от одного блюда к следующему.
Я Вас прекрасно понимаю - у самого не хватает времени на многое...
С признательностью и уважением, -

Голиб Саидов   10.07.2011 08:35   Заявить о нарушении
Нет-нет! Как можно всё сразу!
Я буду читать понемногу. Смаковать.))

Светлана Гужина   10.07.2011 16:30   Заявить о нарушении
ААААААА!!!!!)))))))))))

Я в полном восторге!))
Думала - кабоб - это кебаб, люля-кебаб.
Но точно знала, что готовить люля-кебаб не стану. Это блюдо, как и шашлык, любит мужские руки.

Но тут нечто необыкновенное!))) И главное - по-женски изящное блюдо.
Казалось бы - жаркое... Ну, жаркое, и что? Но эти цельные помидорки...!)))
И картофель-фри на дне!)) Божешты мой!)))))
Голиб, я Ваша поклонница навеки! Всю жизнь мечтала с настоящим поваром познакомиться!))

Светлана Гужина   10.07.2011 17:09   Заявить о нарушении
Светлана! Если Вы проживаете в Питере, тогда я с удовольствием готов провести "мастер-класс", что называется, "вживую". Неважно - где: у меня, у Вас... В Москве, я тоже бываю достаточно часто. А вот, ежели, это Магадан... (кхх-кхх!), тогда уж, извините: лучше - Вы к нам...
С улыбкой и теплом, -

Голиб Саидов   10.07.2011 18:04   Заявить о нарушении
Почти Магадан...((( Екатеринбург.
Я всегда с завистью смотрю по ТВ на такие мастер-классы. У нас в городе ничего подобного я не нашла. Хотя, видит Бог - искала. Правда, не очень активно, а скорее эпизодически!)

Светлана Гужина   10.07.2011 18:14   Заявить о нарушении
Манты.... Вы не поверите, Голиб, но в трудные для моей семьи времена, я - так же, как и Вы, готовила манты и разносила по предприятиям.))
Я так много, как Вы, конечно, не готовила - 100-120 штук. Мой рабочий день был с пяти и до пяти. К девяти утра я уже была на месте, с мантами.))
Потом - поездка на рынок, закупка мяса и лука....
Честно скажу - не самоё лёгкое время в моей жизни.
Но манты очень люблю. Одно из моих любимых блюд. Спасибо Вам. Читаю Вас и радуюсь.))) Жизни.

Светлана Гужина   11.07.2011 20:35   Заявить о нарушении
Так приятно, и так неожиданно...
Я в восторге от Вас!
Полагаю, что нам было бы о чем поговорить с Вами на тесной кухне...
С самыми наилучшими пожеланиями!

Голиб Саидов   11.07.2011 22:02   Заявить о нарушении
Даже не сомневаюсь!)))
И Вам всех благ!

Не прощаюсь.

Светлана Гужина   12.07.2011 06:46   Заявить о нарушении
Шурпу даже не пробовала никогда.
Хотя, к супам отношусь с уважением.
Сосед у меня был, узбек. Давно, лет ... много назад.
Хороший человек, очень добрый и отзывчивый. Из Коканда. Квартира была коммунальная, кухня общая. Он свой плов готовил и рассказывал, рассказывал.... Об истории Востока, о кухне, о лагманных, о семье своей.
Я читаю Ваши, Голиб, рассказы и вспоминаю его.
Он и научил меня тому, что я умею готовить - плов, манты, лагман. В тяжёлые годы его уроки меня спасли.

С тех пор я с большим уважением отношусь к жителям Узбекистана.
Спасибо и Вам, Голиб.

Светлана Гужина   14.07.2011 18:34   Заявить о нарушении
Значит, Вам также, как и мне, везёт на людей: я ведь, тоже проникся особой любовью к России во многом благодаря тому, что по жизни довелось встретиться с её достойными представителями. И именно с такими людьми она у меня и ассоциируется. Спасибо, Светлана! Всех благ Вам!

Голиб Саидов   15.07.2011 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.