Две стороны жизни Дзержинского - аверс

Этот очерк - попытка не “очернить”, а переосмыслить неоднозначную биографию Феликса Эдмундовича Дзержинского, в которой переплетаются разрушительное и созидательное начала. При подготовке первой части использована исключительно литература, изданная в советское время в открытой печати.

       Официальная биография

Феликс Эдмундович Дзержинский родился 30 августа/11 сентября 1877 г. в имении Дзержиново Виленской губернии в мелкопоместной дворянской семье. Его отец Эдмунд Иосифович Дзержинский, преподаватель физики и математики, скончался от туберкулеза, когда Феликсу не было и пяти лет. На руках его матери Елены Игнатьевны, происходившей из интеллигентной семьи Янушевских, осталось восемь детей. Семья жила скромно. Феликс был резвым и чутким ребенком, любил животных, дружил с сельскими мальчишками, сострадая их нужде. Рассказы матери о жестоком подавлении польского восстания 1863-1864 г. рождали в его душе протест против несправедливых порядков, запрещения обучения на польском языке.

В 1887 г. Феликс поступил в Первую виленскую гимназию, где хорошо учился, особенно по физике и математике. Видя беспросветную нужду виленских рабочих, Феликс ищет радикальные пути уничтожения несправедливости. В 16 лет он становится убежденным атеистом, в 17 лет вступает в нелегальный социал-демократический кружок, где изучает марксистскую литературу. Любя польский народ, он стоит на последовательно интернациональных позициях. В 1894 г. на горе Гедымина он вместе с товарищами дает клятву всю жизнь посвятить борьбе со злом и несправедливостью, за свободу и счастье трудового народа. В 1895 г. Феликс вступает в ряды Социал-демократии Литвы, ведет пропагандистскую деятельность в кружках рабочих и гимназистов, организует печатание на гектографе нелегальной литературы и листовок. Схоронив в 1896 г. горячо любимую мать, Феликс весь отдается партийной работе, участвует в I съезде Социал-демократической Партии Литвы и Польши (СДКПиЛ). Не дождавшись двух-трех месяцев до окончания гимназии, добровольно оставляет учебу, чтобы ничто не мешало вести революционную деятельность.

В 1897 г. его посылают в Ковно (Ныне Каунас), где для конспирации он работает в переплетной мастерской и ведет агитационную деятельность среди рабочих под псевдонимом Яцек, руководит стачками. При помощи провокатора жандармы хватают Дзержинского и заключают в Ковенскую тюрьму, где часто сажают в карцер и бьют до потери сознания. По указу императора без суда его высылают в Нолинск Вятской губернии. Там он работает на табачной фабрике, сближается со ссыльными, пробует вести агитацию. За строптивый характер (он спустил полицейского с лестницы - прим. авт.) несмотря на заболевание глаз (трахому) полиция высылает его в медвежий угол - село Кайгородское. Здесь Дзержинский сочувственно относится к несчастным крестьянам, помогает им составлять различные заявления, но его агитационная работа не приносит результатов из-за их мелкособственнической сущности.

В 1899 г. Дзержинский бежит из ссылки, нелегально живет в Вильно и Варшаве, включается вновь в революционную деятельность, за которую его арестовывают в 1900 г. и спустя полтора года высылают на 5 лет в Восточную Сибирь, в Вилюйск. По пути Феликс Эдмундович руководит демонстрацией протеста заключенных в Александровском централе под Иркутском. С риском для жизни он бежит из Верхоленска, приезжает в Варшаву, а потом в Швейцарию для лечения от туберкулеза. Дзержинский ведет нелегальную работу в Кракове под псевдонимом Юзеф, руководит изданием и распространение газеты “Красное знамя”. В 1903 г. по его инициативе происходит объединение СДКПиЛ, в состав главного правления которой его включают, с РСДРП.

В 1905 г. Дзержинский в гуще событий. Он руководит забастовками и демонстрациями в Варшаве и Лодзи, в июле вновь попадает в тюрьму, но в октябре его выпускают по амнистии. В 1906 г. он активно участвует в съездах и конференциях РСДРП и СДКПиЛ, в августе встречается в Петербурге с Лениным, единомышленником которого давно является, активно поддерживает большевиков. В декабре его сажают в варшавскую тюрьму “Павиак”, в мае 1907 г. выпускают под залог, однако в апреле 1908 г. он вновь в тюрьме - в X павильоне Варшавской цитадели. Там он ведет дневник. В январе 1909 г. Дзержинского лишают всех прав и состояния и отправляют на вечное поселение в Енисейскую губернию, откуда он бежит в Варшаву, затем в Берлин и на Капри, где во время лечения встречается с М. Горьким. Вскоре пламенный революционер переезжает в Краков, где ведет революционную работу в 1910-1912 гг., отстаивая последовательно большевистские позиции. По партийным заданиям посещает Варшаву, Лодзь, Ченхостову. В 1910 г. Дзержинский женится на Софье Мушкат, с которой ведет вместе революционную работу. Их единственный и любимый сын Ян рождается в 1911 г. в тюрьме. В сентябре 1912 г. Феликса Эдмундовича арестовывают в шестой раз и заключают в Варшавскую Цитадель. За побеги и революционную деятельность в 1914 г. Дзержинского осуждают на каторгу и переводят в Орел, где заковывают в кандалы. В 1916 г. его переводят в Московский централ, откуда его освобождает Февральская революция.

В 1917 г. Дзержинский активно включается в работу МК РСДРП, в июле переезжает в Петроград, где его избирают членом ЦК РСДРП, затем он входит в Секретариат. В октябре Дзержинский входит в состав Военно-революционного центра, затем в состав Исполкома Петроградского Совета, 25 октября активно участвует в вооруженном восстании, обеспечивая взятие красногвардейцами Главного почтамта. Он участвует в работе II Всероссийского съезда Советов, где избирается членом Президиума ВЦИК. 7 декабря Дзержинский назначается председателем ВЧК и развертывает беспощадную борьбу с контрреволюцией и саботажем. В 1918 г. Дзержинский раскрывает несколько крупных контрреволюционных заговоров, с риском для жизни лично участвует в подавлении мятежа левых эсеров, в сентябре переезжает на работу в Москву. Он не знает сна и отдыха, по целым неделям не покидает своего кабинета. В марте он входит в состав Оргбюро ЦК РКП(б), ВЦИК утверждает его народным комиссаром внутренних дел РСФСР. Дзержинский организует работу разведки, уголовного розыска.

В феврале 1920 г. он становится председателем Главкомтруда, в мае-июле борется с бандитизмом и кулачеством на Украине, затем выезжает на Западный фронт, где участвует во временном Революционном комитете Польши. После отступления Красной Армии он вновь в Москве. Его кипучая деятельность не знает границ. Он руководит Московским комитетом обороны, участвует в организации пограничных войск, поднимает знамя борьбы с детской беспризорностью и в 1921 г. становится председателем Детской комиссии при ВЦИК, налаживает ее работу и оставляет этот пост в 1923 г. Он посещает детские дома и трудкоммуну № 1 при ВЧК в Болшеве.

С апреля 1921 г. неутомимый Дзержинский сочетает руководство ВЧК и НКВД с постом наркома путей сообщения. Он быстро наводит порядок на транспорте, учась по ходу дела, организует перевозки продовольствия и топлива, помощь голодающим Поволжья, борется с дороговизной, канцелярской волокитой, взяточничеством и пьянством на транспорте. 30 декабря 1922 г. участвует в работе I Съезда Советов СССР, где избирается членом ЦИК. Теперь его деятельность разворачивается во всесоюзном масштабе. Оставаясь председателем ОГПУ, заменившей ВЧК, он сочетает пост наркома путей сообщения и члена Совета Труда и Обороны. Несмотря на ухудшение здоровья, в 1924 г. он становится председателем Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Под его умелым руководством завершается восстановление экономики, разрушенной в ходе Гражданской войны. На партийных конференциях он последовательно отстаивает ленинские позиции. 20 июля 1926 г. на пленуме ЦК ВКП (б) произносит яркую речь, разоблачающую троцкистко-зиновьевский блок [1], после которой скоропостижно умирает от инфаркта.

Казалось бы, перед нами жизнь великого человека, отдавшего все силы за счастье людей, истинного партийца-ленинца [2], “рыцаря революции” без страха и упрека, “железного Феликса”, благодаря которому было покончено с контрреволюцией, талантливого организатора-хозяйственника, наладившего работу советской экономики, гуманиста, стоявшего у истоков борьбы с детской беспризорностью.

       Дзержинский о себе

Интересно почитать дневники, письма и речи Дзержинского. Его “дневник заключенного”, который он вел в Варшавской цитадели в 1907-1908 гг., производит тягостное впечатление. Там описывайся будни узника в одиночке, который перестукивается с соседями, нервничает порой на допросах. Дзержинский возмущается заковыванием заключенных в кандалы, суровыми приговорами, побоями, казнями, предательствами среди членов Польской социалистической партии (ППС). Однако при внимательном прочтении понимаешь, это относится к террористам ППС, за которыми числятся налеты, грабежи и убийства. К Дзержинскому, который такую тактику не поддерживает, относятся корректно, хорошо кормят. Вообще, из всех тюрем, где он сидел, физически тяжелые условия, судя по письмам, дневникам и воспоминаниям друзей, были только в Орловской губернской тюрьме, а в Ковно, где Дзержинского якобы избивали, он “имел все необходимое даже в большем количестве, чем на воле”.

В письмах к старшей сестре Альдоне Булгак Дзержинский много пишет о любви и сострадании к людям, особенно к обездоленным детям: “Только детей как жаль!.. Я страстно люблю детей...”. Он пишет: “Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступления, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, ...чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды... Я бы хотел обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни...”

Письма из Женевы полны лирическими описаниями пейзажей, сентиментальными воспоминаниями о детстве в Дзержинове, краткими упоминаниями о работе. Дзержинский осуждает ложь и лицемерие, размышляет о порочности буржуазной семьи. Письма к жене Софье Сигизмундовне (Зосе) полны любви к ней и сыну, заботой о маленьком Ясике, которого Дзержинский называет “мое солнышко”.

Однако не только любовью пронизаны письма Дзержинского, но и ненавистью к существующему строю, к богатству одних, которое, по его мнению, является причиной нищеты других. Он мечтает низвергнуть это общество, чтобы построить жизнь по собственным идеалам. В письмах ярко выражен воинствующий атеизм Дзержинского, который в детстве был религиозен и даже мечтал стать священником. Альдона оставалась верующим человеком и считала Феликса “заблудшим”. Он пишет ей: “Мне не нужно успокаивать вашей верой свою душу и свою совесть... ибо я здесь, на земле, нашел счастье... Я ксендзов [3] проклинаю, я ненавижу их... Я борюсь с ними не на жизнь, а на смерть, и поэтому никогда не пиши мне о религии, о католицизме, ибо от меня услышишь лишь богохульство...” Сильная энергия разрушения заключена в этих словах.

В 1918 г. в письмах к жене в Швейцарию Дзержинский пишет: “Я нахожусь в самом огне борьбы... Мысль моя заставляет меня быть беспощадным, и во мне твердая воля идти за мыслью до конца... Гражданская война должна разгореться до небывалых размеров, ... и моя воля - бороться и самому быть беспощадным...” “А здесь танец жизни и смерти - момент поистине кровавой борьбы, титанических усилий...”

В апреле 1919 г. на тревожное письмо сестры Альдоны, потрясенной страшными картинами войны и кровавой репутацией любимого брата, Дзержинский отвечает: “Я остался таким же, как и был, хотя для многих нет имени страшнее моего. Любовь сегодня, как и раньше, все для меня... Меня ты не можешь понять. Солдата революции, борющегося за то, чтобы не было на свете несправедливости...”

Казалось бы, эти письма характеризуют Дзержинского как стойкого и последовательного борца за светлое будущее, но когда понимаешь, что за словом “беспощадный” стоит “красный террор”, а другими словами, государственный терроризм со всеми ужасами репрессий и массовых убийств мирного населения, попрания общечеловеческой морали, образ “рыцаря революции” покрывается кровавыми пятнами.

       Дзержинский глазами друзей

Наибольший интерес вызывают публикации конца 1920-х гг., когда воспоминания друзей не были еще гладко “причесаны”. В биографии, составленной в 1929 г. соратником и давним другом Дзержинского Феликсом Коном, любопытны такие эпизоды. По словам самого Дзержинского, в детстве он был настроен националистически, “мечтал о шапке-невидимке, чтобы, став невидимым, уничтожить всех “москалей”. Из этой книжки мы узнаем, что сначала Дзержинский “работу в массах сводил к экономической борьбе, и только в последствии, уже в ссылке, стал на путь Ленина”, а не сразу, как сказано в официальной биографии. В Ковно он был выдан полиции вовсе не провокатором, а просто молодым неподготовленным рабочим, которому неосторожно дал нелегальную брошюру.

У Дзержинского были актерские способности. При побеге из Верхоленска, он с товарищем едва не утонул в реке и ловко разыграл сочувствующих ему крестьян, представившись купцом: крестился, молился, воздавал хвалу Господу за спасение. Вот где пригодились Дзержинскому детские воспоминания! Потом он язвительно подтрунивал над наивными крестьянами.

Другой эпизод свидетельствует о том, что Дзержинский обладал даром психически влиять на людей. Во время переезда из Варшавы в Орел в 1914 г. заключенные пели революционные песни, за что их лишили пайка. Требования к конвою остались безрезультатными. По настоянию Дзержинского пришел начальник конвоя, который заявил, что если они будут протестовать, то он прикажет в них стрелять. Распахнув рубашку, Дзержинский крикнул: “Мы не боимся ваших угроз! Стреляйте, если желаете быть палачами!” “Это было сказано с такой внутренней силой, что начальник остолбенел... Воцарилось гробовое молчание... Глаза начальника встретились с метавшими молниями глазами Дзержинского. Это была своего рода бескровная дуэль. Начальник отвернулся и ушел из вагона. Час спустя нам были доставлены хлеб, селедка и махорка”.

В сборнике “Страж Октября”, вышедшем в 1926 г. сразу после смерти Дзержинского, опубликованы статьи его ближайших друзей по работе - Рыкова, Петерса, Радека и других. Александр Рыков называет Дзержинского “личностью, выточенной из одного куска”, подчеркивает целостность его натуры. Яков Петерс, сподвижник Дзержинского в ВЧК, передает поражающую цинизмом фразу Ленина: “Когда умирает человек, его хоронят, зарывают глубоко в землю, иногда посыпают известью, чтобы труп не вонял, а перед нашими глазами умирает целое общество, оно остается на поверхности, его никто не зарывает, это умирающее общество своей вонью заражает иногда слабых, кто к нему прикасается”. Дзержинский не был слабаком, в отличие от некоторых своих товарищей.

“Даже коммунистов не всех, кого намечали, удавалось вовлечь в работу ВЧК, - пишет Петерс, - ...неприятно было идти на обыск, видеть слезы на допросах, особенно тем товарищам, которые сами еще недавно были на допросах у жандармов и полиции... И Дзержинскому немало приходилось уговаривать товарищей идти на работу в ВЧК”. В другом месте Петерс рассказывает, что когда осенью 1918 г. некоторые коммунисты, не одобрявшие жестокость ВЧК по отношению к населению, “в печати и на собраниях стали выступать против ВЧК, говоря, что наступила пора ограничить права ВЧК в области непосредственной расправы, - тов. Дзержинский глубоко возмущался...”

Старый сподвижник Дзержинского Карл Радек так передает слова “железного Феликса”: “ЧК должна защищать революцию, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных”. Однако во время террора “карающий меч” опускается на головы невиновных вовсе не случайно, а закономерно - в целях устрашения. Само слово “террор” означает “страх”, “ужас”.

“Тем, кто знал Дзержинского, известно, как нелегко давалась ему его беспощадность, - пишет Радек, - ... И только глубокое убеждение в том, что всякое мягкосердечие может причинить бедствия и страдания миллионным массам позволяло ему опускать непоколебимо меч революции... Разрушение и насилие было для него только средством, а само существо Дзержинского - это была глубочайшая тоска по строительству новой жизни”.

Эта фраза раскрывает причину того, почему чувствительный мальчик, который не мог обидеть даже кошку и мечтал стать священником, превратился в беспощадного и безжалостного “железного Феликса”. В нем с детства жила ненависть ко всему, что, на его взгляд, было причиной несправедливости - богатству, эксплуатации, религии... А ненависть - сила разрушительная, она прежде всего растлевает душу. Созидательного пути Дзержинский не видел. Сначала он потерял веру в Бога и стал ненавидеть священников. А “без Бога все позволено”, как писал Достоевский. Поэтому все, кажущиеся плохим, можно разрушить для достижения счастья в собственном понимании, не считаясь со средствами. Ради этой благой цели можно лукавить, обманывать, брать заложников и убивать, даже если “случайно” это будут невиновные: женщины, дети, старики, поскольку. наказания для облеченного сильной властью на земле нет, а Божьей кары якобы не существует. Несправедливый мир Дзержинский вместе со своими соратниками уничтожал еще большей несправедливостью, искоренял страдания, причиняя еще большие страдания и смерть миллионам своих соотечественников. Любя людей вообще, он ненавидел дворян, буржуазию, духовенство, казачество, настороженно относился к крестьянам, не считаясь с тем, что и они все люди, и они имеют право на жизнь и счастье, а не только пролетарии. Поистине, “дорога в ад выстлана благими намерениями”.

1. В действительности это были разногласия по хозяйственным вопросам.
2. Отмечено лишь два серьезных расхождения Дзержинского с Лениным: по национальному вопросу он не хотел “самоопределения вплоть до отделения” наций, а также был против Брестского мира с Германией в марте 1918 года.
3. Ксендз - католический священник. По иронии судьбы в отрочестве Дзержинский мечтал быть ксендзом, даже заставлял своих братьев и сестер молиться. От этой стези его отговаривали и мать, и духовник.

Продолжение этой работы см. здесь:
http://proza.ru/2008/08/29/16
http://proza.ru/2008/08/29/18


Рецензии
С интересом прочитал ваше исследование. Да, если человек, мечтавший в детстве стать священником, в шестнадцать становится убежденным атеистом, то это серьёзно. А затем и убежденным большевиком. Заметно также ещё, что его болезнь не очень мешала его кипучей революционной деятельности. Что же касается жестокости, то справедливости ради, наверное, следует сказать, что лозунг цель оправдывает средства выдвинули не атеисты. Большевики лишь использовали его ради 'светлого коммунистического будущего' - которое оказалось утопией. Но ничего не бывает напрасным, если делать правильные выводы

Вадим Владимирович Зайцев   11.02.2018 10:06     Заявить о нарушении
Согласна с вами. Спасибо за вдумчвое прочтение моих работ.

Елена Николаевна Егорова   11.02.2018 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.