Введение

Методическое пособие по книге
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий

ВВЕДЕНИЕ

1. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной личности. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Художественная литература является мощнейшим инструментом в решении озвученных выше задач. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача и решается на школьных уроках литературы.
На наш взгляд, как преподавателями школ, так и методистами, разрабатывающими школьные программы, еще не в полной мере оценены возможности авторской сказки. Если народные и классические литературные сказки включены в различные программы обучения, то сказкам, которые появляются сегодня, внимания практически не уделяется, хотя именно они могут помочь ввести ребенка в мир современных человеческих отношений, отразить проблемы, порожденные нашим временем.
Данный пробел, наряду с другими, может восполнить книга Александра Богаделина «Кикимора и другие…». Это сборник связанных между собой по сюжету сказок о славянских духах. Книга состоит из трех частей, комментария, который фактически является введением в славянскую мифологию, и заключительной статьи, рассказывающей об отношении наших предков к природе.
Объединяющим началом в «Кикиморе…» служит территория Заповедного леса. Двадцать восемь глав первой и второй частей описывают «жизнь» известных сказочных персонажей - Бабы Яги, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Василисы Премудрой, Кащея Бессмертного, а также леших, водяных, кикимор, чертей, русалок, полевиц и других лесных и домашних духов. В третьей части - на современный лад пересказываются сюжеты известных сказок: «Курочка Ряба», «Царевна Несмеяна», «Репка», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др.
Для проведения уроков из книги были выбраны наиболее яркие, доступные для восприятия и анализа школьников тексты, где не только можно рассмотреть различные проблемы и ситуации, но и задействовать межпредметные связи – провести комплексный урок ИЗО и литературы, экологии и литературы, МХК и литературы. Занятия могут включать в себя также игровые элементы. Учащиеся имеют возможность показать творческие навыки, знание сюжетов других сказок, с которыми работал писатель в процессе создания книги.

2. Что знают дети о славянской мифологии?
 Чаще всего это расхожие, утрированные образы из популярных мультфильмов («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»). И хотя в школьную программу включены русские былины и сказки, их язык и реалии настолько далеки от современных, что вряд ли надолго задерживаются в детской памяти. На повестке дня встает вопрос о современной интерпретации и обработке произведений древнерусской литературы, но сохраняющих всю глубину и многослойность их персонажей. Это и была одна из задач автора книги «Кикимора и другие…». Появляется возможность на образном языке мифологии обсуждать с детьми очень серьезные темы – об ответственности за свои поступки, ответственности за близких, о предназначении человека, о любви, семейных отношениях.
Книга Александра Богаделина – это не очередное славянское фэнтези. И хотя в качестве основы взяты классические фольклорные представления о мироустройстве – Леший является хозяином леса, Водяной – озер и рек, а Баба Яга сторожит границу между мирами живых и мертвых и т.д., автор не только обращается к преданиями старины глубокой, но и делает попытку выстроить повествование на основе современных морально-этических воззрений.
Анализируя русские народные сказки, можно выделить три часто повторяющихся мотива.
Во-первых, они просто перенасыщены немотивированным насилием и жестокостью не только по отношению к врагам, но и к своим близким. В них запросто могут убить родного брата, сестру, дочь или оставить их на верную смерть, не говоря уже об отрезанных ушах, языках и головах, и прочих жестоких поступках.
Во-вторых, последовательно насаждается принцип иждивенчества: главное – найти волшебного помощника, который и выполнит за героя всю работу.
И, в-третьих, мир предстает в них только в черно-белых тонах с резким разграничением Добра и Зла. Причем, эти моменты часто сохраняются и в литературных обработках народных сказок.
       В «Кикиморе…» автор попытался построить повествование на несколько иных принципах:
Прежде всего, это всяческое уклонение от насилия. Даже за случайно пролитую кровь герой должен нести ответ. В этом плане показательны размышления Змея Горыныча из главы «Сны Воеводы»:
«Собрался Горыныч вихрем на обидчика своего налететь да в воде студеной утопить. Только вспомнил вовремя, что матушка Яга ему сказывала.
- Не проходит бесследно кровь пролитая. И даже дух за смерть причиненную отвечать должен. Но неведом час расплаты неминуемый. И узелок, на судьбе завязанный, недолей горькой детишкам перейти может».
Второй принцип - в Добре всегда присутствует Зло и наоборот. Предпринят отход от черно-белой картины мира.
«– Нельзя, мечом добро от зла в душе человеческой отделить. – Отец на то отвечает. – У праведника тоже книга Черн-богова пустой не бывает. И нет смертного такого, Бел-бог которого стороной обошел».
И третий – конечный результат зависит только от усилий героя, его смелости и стойкости. Волшебство и артефакты играют лишь вспомогательную роль. (Наиболее показательна в этом плане третья главка из третьей части - «Огнедышащий Горыныч»).

В данном методическом пособии предлагается разработка нескольких уроков по книге «Кикимора и другие…» для учащихся разных ступеней обучения.
Стоит обратить внимание на то, что это могут быть не только уроки литературы и словесности (книгу можно использовать и для внеклассного чтения по теме «славянская мифология»), но и отдельные занятия на уроках по изобразительному искусству, МХК, экологии, интегрированных уроках, где требуются яркие примеры и дополнительный иллюстративный материал.

3. Вводный урок «Живой мир славянской природы» призван выяснить знания детей о славянских богах и духах, а также дать развернутые характеристики: основных персонажей книги (Лешего, Водяного, Кикиморы, Бабы Яги, Змея Горыныча и т.д.) и воззрений древних славян на природу.
Для 5-6 классов предлагается анализ главы «Предсказание Кикиморы».
В Методическом пособии приводится её фрагмент, который может быть понятен без контекста книги.
Это может быть урок комментируемого чтения с элементами беседы.
Читая текст, рекомендуется обсудить с учащимися биографию и приключения Барона Мюнхгаузена, а также прокомментировать, объяснить, как в средние века определяли подлинность золотых монет опробованием на зуб, и как с помощью раствора белладонны увеличивали размер глаз. (На основе комментариев, приведенных в конце книги). Для закрепления материала по тексту задаются несколько вопросов.
В классах с углубленным изучением гуманитарного цикла рекомендуется провести интегрированный урок литературы и рисования, чтобы учащиеся могли сразу изобразить главных героев и описываемое действие, сделать иллюстрации к произведению.

На уроке экологии беседу можно провести на основе фрагмента одиннадцатой главы «Неудавшаяся охота» и переложения сказки о Емеле (текст приводится в Методическом пособии).
 В начале урока рассказывается, как в древности возникло одухотворение природы, и какую роль оно выполняло у славян. Особо при этом подчеркнув, что любое сверх необходимой меры потребление природных ресурсов неизбежно вызывало негативную реакцию природных духов.
В рекомендуемых к прочтению текстах рассказывается, как черти и дети Соловья-Разбойника решили проучить молодого князя за то, что он без разбора стрелял дичь и даже молодых волчат поймал и посадил на цепь. А в новом варианте сказания о Емеле лесные духи борются с браконьерством на реках.
Для закрепления текстов проводится обсуждение прочитанного.

Уроки литературы по главам «Златогорка и Серафим» и «Целитель» предназначены для старшеклассников и основная их тема – беседа о любви.
В журналах, интернете, по ТВ дети часто видят только однобокую картину, отражающую человеческие чувства, тяготеющую либо к романтическим тонам, либо к физиологической стороне любви. Но повседневная жизнь бывает весьма далека от глянца, и один из главных вопросов, на который приходится сразу отвечать молодым людям, как убедиться, что твой избранник действительно достоин твоих чувств.
Рассматриваемые главы посвящены одному из вариантов ответа на этот вопрос.
Урок рекомендуется начать с прослушивания песен В.С. Высоцкого «Песня о друге» и «Скалолазка» и краткого анализа их содержания. А перед тем, как переходить к чтению глав «Златогорка и Серафим» и «Целитель», необходимо привести факты из биографии основных героев этих сказок (см. Вводный урок).

Обращаясь к пятнадцатой главе «Лесное рыцарство» можно провести не только обычный урок литературы, но и ролевую игру.
Рекомендуется первый урок построить на чтении сказки и обсуждении реалий данного повествования.
По ходу чтения рассказывается: кто такие рыцари; кто были их Дамы сердца; каким образом они поклонялись им; как проходили рыцарские турниры; что такое Кодекс чести; какую награду получал победитель и т.д.
Второй урок строится как ролевая игра.
Из класса выбираются рыцари и их Дамы.
Среди рыцарей проводится несколько конкурсов. Например, на знание турнирных правил, на стихотворное приветствие своей Дамы сердца, на знание средневековой геральдики, истории рыцарства, Кодексов чести, а также состязания в силе и ловкости, которые можно совместить с уроком физкультуры.
Приглашение «иностранных» гостей – греческих, скандинавских и т.д. богов, позволяет закрепить полученные ранее знания и по этим мифологиям.
В качестве музыкального сопровождения рекомендуется подобрать современные обработки песен менестрелей и трубадуров.
Например:
- А. Суханов «Длиннее дни…»;
- Песни с альбомов группы «Blacmores Night».
В заключение происходит награждение победителей и рассказывается о знаках отличия средневековых рыцарей.

О том, как выстраивались отношения славянских духов и людей, пойдет речь на уроках по главам «Болезнь Воеводы» и «Сны Воеводы». Ученики узнают много нового о домашних духах древних славян, как те заботились о благополучии обитателей дома и даже спасали от смертельной болезни.
Глава «Сны Воеводы» и проповедь М.-Л. Кинга «Любите врагов ваших» могут служить основой для серьезного разговора о Добре и Зле в душе человека.

Следующий урок посвящен новой трактовке образа Змея Горыныча. Этот излюбленный персонаж русских народных сказок и былин сегодня больше известен по мультфильмам, созданным на основе славянского фэнтези. И надо отметить, что летучий Змей в них представлен весьма схематично и утрированно.
В главах «Как Змей Горыныч к девам смертным летал» и «Как Змей Горыныч сиянием оборотился» фактически рассказывается его «новая биография», где он предстает ярким представителем стихий огня и воды. Но способность оборачиваться добрым молодцем привносит в характер Змея человеческие черты, что в итоге и приводит его к потере части магических способностей.
Следует учитывать, что историю о Змее Горыныче мы слышим в интерпретации известного сказочника – Кота Баюна, который часто для складности повествования приукрашивает действительность.

Восьмой урок посвящен небольшим сказкам из третьей части книги.
В ней два духа – Пшелты и Щасвернус, пересказывают на современный лад известные сказки: «Курочка Ряба», «Царевна Несмеяна», «Репка», «Как лиса летать училась», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».
Например, повествование о Золотой Рыбке представлено в виде сдачи экзамена, а вся история с «проглатыванием» Бабушки и Красной Шапочки была затеяна лишь для того, чтобы обелить в человеческой истории имена Пшелты и Щасвернуса.
В ходе уроков ученикам предлагается попробовать свои силы в сочинении собственных историй на основе классических сказочных сюжетов, а также попробовать сочинить лимерики про духов Заповедного леса.

4. Как это сейчас принято, у книги есть свой дневник - www.diary.ru/~mir-duhov, где имеется еще несколько мифоложек от Пшелты и Щасвернуса, а также подобраны иллюстрации к портретам основных героев книги.

Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»

Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001


Рецензии