Тематическое планирование уроков
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
1. Урок «Живой мир славянской природы»
Количество часов – 1
Основные проблемы и вопросы - Сообщение начальных знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности. Отличие мировосприятия славянских предков от нашего мироощущения. Особенности мироустройства в славянской мифологии.
Сравнительный анализ славянских мифов с мифами других народов. Введение в мир героев книги. Определение их места в славянском пантеоне.
Общие знания и умения - Развитие творческой инициативы, расширение представлений о мире славян.
2. Урок литературы в 5-6 классе.
Глава «Предсказание Кикиморы»
Количество часов – 1
Основные проблемы и вопросы - Формирование умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свои выводы.
Развитие умения выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям.
Проведение сравнительного анализа текста главы с историями про Барона Мюнхгаузена и Змея Горыныча.
Общие знания и умения - Развитие умения определять и высказывать собственную точку зрения, аргументируя ее.
Интегрированный урок литературы и рисования.
Основные проблемы и вопросы - Развитие умения соотносить иллюстрации с содержанием текста. Выбрать эпизод для иллюстрации и обосновать свой выбор.
Общие знания и умения - Попытка создать иллюстрацию к новой сказке.
Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного.
3. Урок экологии в 5-8 классе.
Глава «Неудавшаяся охота», сказка «Сказание о Емеле».
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Формирование элементов экологического мышления.
Разговор об ответной реакции природы на разрушающие действия со стороны человека.
Формирование умения определять причинно-следственные связи явлений.
Общие знания и умения - Развитие моральных сдерживающих факторов в отношении природы.
4. Уроки литературы в 10-11 классе по теме: «Вечная и прекрасная любовь».
Главы «Златогорка и Серафим», «Целитель».
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Разговор о чувстве любви и его составляющих.
Разговор о проверке чувства любви на примере главных персонажей – Златогорки и Серафима. Любовь и ответственность.
Общие знания и умения - Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Развитие представлений о нравственных нормах межличностных отношений.
5. Уроки литературы и МХК в 7-8 классе по теме: «Рыцарство: история и традиции».
Анализ главы «Лесное рыцарство» и ролевая игра на основе прочитанного и изученного материала.
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Развитие умения использовать исторический материал, иллюстрации энциклопедий для того, чтобы полнее представить картину происходящего и атмосферу эпохи, в которую происходит действие.
Развитие творческих способностей учащихся. Развитие коммуникативных навыков.
Общие знания и умения - Обучение в процессе игры.
Приобретение поэтических навыков.
Получение представления об истории рыцарства, рыцарских турнирах, Кодексах чести, геральдики.
6. Уроки литературы в 10 классе по теме: «Как выстраивались отношения славянских духов и человека».
Главы «Болезнь Воеводы», «Сны Воеводы».
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Разговор о бытовой магии древних славян и их взаимодействии с домашними духами.
Обсуждение темы: Добро и Зло в душе человека.
Общие знания и умения - Получение представления о жизни и быте древних славян.
Умение размышлять на заданную тему, используя полученную информацию.
7. Уроки литературы (внеклассное чтение) в 9-10 классе по теме: «Новая история Змея Горыныча».
Главы «Как Змей Горыныч к девам смертным летал», «Как Змей Горыныч сиянием оборотился».
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Исторические корни образа Змея в народном фольклоре.
Рассказ о появлении на свет Змея Горыныча и его братьев.
Новая трактовка образа летучего Змея. Жизнь и смерть Горыныча в сказаниях Кота Баюна.
Общие знания и умения - Приобретение навыков сравнительного анализа образов Змея Горыныча (народный фольклор – современные сказки и мультфильмы)
8. Уроки литературы (внеклассное чтение) и Мировой художественной культуры в 7-8 классе по теме: «Подлинные истории известных литературных персонажей».
Сказки «Золотое яйцо», «Легенда о Красной Шапочке», «Экзамен у Золотой Рыбки», «Болотница Марфуша», «Лимерики».
Количество часов – 2
Основные проблемы и вопросы - Беседа о бытовании сказки в разные эпохи.
Рассказ о современных трактовках классических сказочных сюжетов.
Общие знания и умения - Обучение творческим навыкам (сочинение сказок).
Приобретение поэтических навыков. Знакомство с новыми поэтическими формами.
Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»
Путеводная нить мифологии - http://proza.ru/2011/12/26/1837
Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001
Свидетельство о публикации №208091900129