Урок 3. Славянские духи на страже природы

Методическое пособие по книге
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий

УРОК 3. ГЛАВА «НЕУДАВШАЯСЯ ОХОТА» И СКАЗКА «СКАЗАНИЕ О ЕМЕЛЕ»
( 5-8 класс, урок экологии)
Тема урока: Природа и человек. Славянские духи на страже природы.
Тип урока: Беседа с элементами комментированного чтения

ХОД УРОКА:
Повторение:
1. Что нам известно о богах и духах славянских мифов? Кто такие черти и бесы? Как они взаимодействуют с людьми?

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Давайте заглянем в далекое прошлое и посмотрим, как возникла мифология, где главными были духи природы.
В самом начале, еще до появления членораздельной речи, человек был частью природы и довольствовался в большинстве случаев дарованными плодами и фруктами, добытым мясом и естественным кровом в горных пещерах. Камень, дерево воспринимались просто как объекты внешней среды, как данность, из которой можно было иногда сотворить что-нибудь полезное для своего быта или охоты.
С возникновением развитой речи появилась возможность называть окружающие предметы и создавать абстрактные образы. Начинается процесс осмысления природы самым простейшим образом – переносом на явления природы элементов жизни человека.
Прежде всего, человек может быть живым или мертвым, и разница между этими состояниями связывалась с присутствием в теле «души». Поэтому нет ничего странного в том, что у окружающих предметов тоже появились «души». Но пока они не были отделены от своих носителей, и их присутствие или отсутствие было аналогично понятиям живой – мертвый. То есть у живого мамонта в теле еще была «душа», а у мертвого – уже нет.
Далее дух, душа начали отделяться от своего носителя и приобретать формы, сочетающие в себе черты животных, растений, людей, предметов. То есть вместо души конкретного мамонта появился дух всех мамонтов. Вспомним, как древние славяне представляли себе, например, Водяного. Лохматый бородатый старик, покрытый тиной или рыбьей чешуей. Голова огромная, плешивая, иногда лошадиная, выпученные мутные глаза, как у рыбы, зеленые волосы, оттопыренные или козьи уши, нос без ноздрей, а между пальцев утиные перепонки.
Но духи не просто населяли природу. У каждого из них были свои задачи и своя ответственность. Боги отвечали за природные стихии (землю, воду, воздух, солнце, луну и т.д.). Вслед за ними шли духи лесов, полей, водоемов или жилищ людей, которые отвечали за какое-то природное явление (например, дождь, град) или за определенную местность.
Но у духов была еще одна задача. Они воплощали ответную реакцию природы на действия человека. Вырубают леса больше надобности – значит, могут разгневать Лешего, который либо мор напустит, либо скотину в болото заведет. Потравили рыбу в реке – Водяной в отместку насылает наводнение.
А теперь давайте почитаем сказку о том, как лесные черти решили проучить молодого князя за неразумную страсть к охоте.
Но перед этим вспомним историю Соловья-Разбойника.
Вопрос: Расскажите, что вам известно об этом персонаже?
(Дети обычно рассказывают эпизоды, почерпнутые из мультфильмов и былин).

А вот какая история Соловья-Разбойника приводится в книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…».
Когда-то Баба Яга была небесной богиней – Ясуней, женой Велеса – бога земной природы. Но оказывается, и на небесах бушуют нешуточные страсти. Встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, они встречались на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи. Самый известный из них – трехглавый Змей Горыныч.
Расплата за содеянное не заставила себя долго ждать. Ясуня была изгнана с небес на землю, сторожить границу между миром живых и миром мертвых. А также лишена вечной молодости, превратившись со временем в Бабу Ягу.
Змей Горыныч мог оборачиваться добрым молодцем и в таком виде являться в селения к людям. Однажды он надолго задержался на окраине земли русской у одной вдовицы. Родился от этой любви малыш, только вот к третьему году стали в нем способности папки-Горыныча просыпаться. От свиста его птицы замертво падали, а звери врассыпную бежать принимались. И прозвал его за это отец – Соловушкой.
Вопрос: Кем приходится Соловушка Бабе Яге?

Подрос Соловушка и решил отселиться от родителей в лес дремучий. А звать себя повелел – Соловьем-Разбойником. Но очень он духам леса Заповедного жить мешал. Умаялись Лешие каждый раз после его свиста птиц да зверей по соседним лесам собирать, и решили всем миром войной на Соловья идти.
Но жалко стало Бабе Яге внучка своего, и уговорила она духов повременить немного. А тут как раз в лес девица одна заявилась – Чернавкой прозывалась. Выгнали ее люди от себя за характер несносный, так она прямиком к Бабе Яге и направилась.
(Далее рекомендуется прочитать отрывок из первой главы «Соловей-Разбойник»).

«– Научи, – говорит, – колдовству всякому, – сразу и выпалила. И хоть страшна Яга для рода человеческого, глазом даже не моргнула.
– А на что тебе, милая, колдовству-то учиться? Аль обидел кто?
– Обидел, бабушка, еще как обидел! – Чернавка аж ногой топнула. – Свести всех в могилу хочу!
– Ты таких дел натворишь, что потом полвека расхлебывать будем. Одной Мокоше нить жизненную прерывать позволено. Но так и быть, возьму я тебя в ученицы.
Обрадовалась девица, что с обидчиками своими поквитаться сможет, только Яга и говорит:
– Но в начале испытание пройти должна будешь. Коли выдержишь – быть тебе ведьмой, а ежели сплохуешь – назад ни с чем возворотишься.
– Согласная я на всё, говори скорее.
– Иж, нетерпеливая какая.
А у Бабы Яги давно план созрел. Решила она, что Соловушке, остепениться пора и жену найти подходящую. А там, глядишь, про свист свой забудет, и к делу какому-нибудь пристроится.
– Пойдешь замуж за Соловья, внука моего, что в соседнем лесу живет!
– Это свистит который? А учиться когда ж?
– Недалече путь, приходить будешь, – успокоила ее Старая. – Пойдем, провожу, а то заплутаешь, не ровен час».

Хоть и не хотел вначале, но уговорила Баба Яга внучка своего на Чернавке жениться. Свист теперь реже раздаваться стал, и успокоились понемногу духи лесные. А вскоре треск и стук из чащи послышался. Заставила Чернавка мужа своего дворец строить, и теперь не до свисту ему – то фундамент кладет, то сруб ставит.
Появился у них вскоре соловьенок первый. Крепыш кривоногий – весь в отца пошел. Что не по нему – криком кричал не хуже папки своего. Только было в нем больше человечьего, и уж не пугал этот крик чертей омутных, и зверь по норам не прятался.
За первым второй сыночек народился, а к осени и девочка – Златогорка, появилась.
Посчитала Чернавка, что испытание свое заканчивать пора, да и научила ее Яга за это время многому. Так что вскочила она в один день прекрасный на метлу, да и поминай, как звали. Пришлось Соловью-Разбойнику няньку детишкам своим искать.
Двадцать лет минуло, и увидела Баба Яга в зеркале заветном, что судьбой предназначено биться Соловью с Ильей Муромцем. А как победил Илья его и в Киев с собой увез, остались соловьята со Златогоркою одни в дремучем лесу жить.
Попробовали они с духами соседскими подружиться, но только с чертями повздорили. Вот и пришлось им в лесу своем затворяться, а чтоб врасплох не застали – ловушек тайных на тропках понаделать.

«Князь молодой после смерти отца сам править стал. Больше всего в жизни он охоту любил. Бывало, мчится с дружиной по лесам да полям, дороги не разбирая, и все что на глаза попадается, подстрелить норовит. Дичи порой столько набьет, что гниет она, на подворье брошенная, и в землю её потом закапывают.
Духи домашние уж не раз образумить его пыталися, только не слушал он никого. И до того дошел, что волчат молодых поймал и на цепь посадил.
Порешили черти лесные отомстить князю неразумному. Узнали, что на зверя Перунова – вепря дикого, охотиться тот собрался, и план хитрый придумали.*
Был средь них черт могучий – Верзилой все его прозывали. Должен он был зверем этим оборотиться и дружину князеву в лес дремучий заманить. А там уж другие бесы за работу свою примутся – криками дикими пугать начнут, в чащах непроходимых поплутать заставят и в болота топкие не раз заведут.
В начале все по намеченному шло. Собаки след быстро взяли и за вепрем-Верзилой бросились. Показался он для приманки на опушке лесной и в чащу самую понесся. Только не учли черти, что дух раненый назад обернуться не скоро может. А стрела каленая как раз в бок ему и угодила.
Волкодавы по следу кровавому быстро вепря настигли. Окружили кольцом, на хребет и шею бросаются. Не до князя уж стало чертям горемычным. Впору Верзилу от зубов собачьих да охотников спасать.

***
Князь на лай псов гончих вглубь леса дремучего помчался. И так погоней своей увлекся, что вокруг ничего не замечал.
А тем временем дружинники его пропадать один за другим начали. То дерево ветвями обхватит, из седла выдернет, да так висеть вниз головой и оставит. То яма под копытами вдруг разверзнется. А как свалится всадник туда, сразу дерном и покроется. То тропка вдруг в топь болотную заведет.
Это соловьята ловушки свои в дело пустить решили. А как с князем всего пятеро осталось, загнали его в бурелом непроходимый и сзади все дорожки-тропочки завалили.
Приказал князь мечами путь прорубить, только ничего у дружинников не получилося. Продвинулись на десяток шагов каких-то, а тут и солнце за деревьями скрылося. Стали соловьята свистом да криками ужасными их пугать. Дружинники вкруг костра тлеющего в кучу сбились, мечи наготове держат, нападения внезапного ждут. Так всю ночь глаз и не сомкнули.
А наутро с силой утроенной пробиваться начали. Только вместо дерев порубленных новые за ночь нападать успели.

***
На пятый день посчитали соловьята, что созреть пленник должен уже. Дружинника из ловушки достали и говорят:
– Иди к князю своему и передай на словах. Ежели даст он клятву великую – на дичь и волков не охотиться, отпустим мы его.
Князь, услышавши такое, на ратника сразу набросился:
– Ни пред кем я голову свою не склонял, даже ворогами могучими. А перед духами лесными и подавно не собираюся.
Надеялся он, сыщут его слуги верные, и из плена лесного освободят. Только не ведомо ему было, что спасатели уж какой день дальше опушки пробиться не могут.
На день седьмой, всю воду выпивши и траву вокруг обглодавши, князь на попятную пошел. Поклялся торжественно, что забавы охотничьи позабудет навсегда и волчат отпустит обязательно. А наутро проход сам собою открылся. Вскочили всадники на коней своих и без оглядки прочь понеслись.
Соловьята тем временем дружинников из ловушек освободили и вслед за князем из леса выпроводили. Но на всякий случай силу клятвы данной проверить решили. Верзила, в шкуре вепря еще бегавший, на опушке лесной показался. Так князь, как увидел его, еще сильнее коня взмыленного погнал.
Зауважали черти врагов своих бывших и в гости к себе зазывать стали. А Верзила, как назад чертом обернулся, сразу всех предупредил – кто соловьят обидеть посмеет, с ним лично дело иметь будет».

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать, кто такой зверь Перуна – вепрь дикий.
Вепрь – дикий кабан, считался зверем бога-громовержца Перуна.
И в сегодняшние времена охота на него считается самой опасной. Если промахнуться с первого выстрела, то встреча с вепрем может закончиться увечьем или даже гибелью. А что говорить о древних временах, когда огнестрельного оружия не было и в помине.
Славяне верили, что сам бог спускается на землю в обличье этого свирепого животного.

Вопросы о прочитанном:
1. За что был наказан молодой князь?
2. Как дети Соловья-Разбойника проучили молодого князя?
3. Какую проверку для князя устроили духи, после того, как выпустили его из ловушки?

Героями следующей сказки являются бес Пшелты и черт Щасвернус – два веселых персонажа из книги «Кикимора и другие…», которые любят рассказывать увлекательные истории и переиначивать известные сказки.
Но это бес и черт из славянской мифологии. Главное их занятие по отношению к людям – творить мелкие пакости. Причем, черти обычно смущают, а бесы – подстрекают. Они могут запросто сбить с дороги, завести в лес и непроходимое болото или напустить такой азарт, что человек спускает все в игре до последнего.
Эти духи могут принять любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, кроме всего этого, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху.
 
Слушаем историю, как два друга – Пшелты и Щасвернус, решили помочь старенькому Водяному.

СКАЗАНИЕ О ЕМЕЛЕ
Собрались как-то духи лесные совет держать. Водяной речки-невелички пожаловался, что совсем жития от смертных не стало.
Раньше как было. В деревеньке, что на берегу стояла, народ как повсюду жил. Землепашествовал окрест, лес в меру рубил и рыбу для ухи иль праздника какого налавливал. Но взбрело в голову заграбастому одному сетей понаставить да в град престольный на базар улов свозить. Другим сразу завидно стало, и быстро речушка вся неводами перегорожена оказалась. А как рыба на нерест пошла, так еще и крючья острые по дну разбросали. И часто осетр или щука на них брюхом напарывались.
Водяной, как и полагается, вразумлять народ принялся. Весной воды столько напустил, что полдеревни затопило, а потом дождей еще на поля наслал. Так что посевы ихние на корню все сгнили. Только смертные после этого еще пуще рыбу вылавливать принялись и даже мальков назад отпускать перестали.
А еще Емеля Водяного приметил, когда тот, щукою обернувшись, меж сетей пробирался, да за жабры на берег и выволок. За колдовство обещанное назад только и отпустил. Но стар уж Водяной был ведра за него до дому таскать да печь по деревне двигать.
Духи, конечно, возмущаться начали, ногами и копытами топать, а потом Пшелты с Щасвернусом разобраться поручили.
***
Пришли черт с бесом на речку. Водяного под корягой нашли, а тот ни жив, ни мертв - в иле отлеживается. Надорвался, говорит, сани Емелины в лес и обратно с дровами таская.
Пожалели Пшелты с Щасвернусом старика и безобразия эти прекратить обещали.
Первым делом решили они дощечки на берегу расставить: «Рыбу ловить в реке запрещается». Но народ над стараниями их посмеялся только, а через день-другой и вовсе деревяшки по огородам растащил.
Духи тогда слух по деревне пустили, мол, рыба в реке вся сплошь отравлена. Но и это не проняло. Мужики теперь в трех водах ее отмачивать стали, а потом уж на базар свозить.
***
Поняли черт с бесом - без государева указа никак им не справиться. Людьми обернулись и в град престольный направились. А как до места добрались, злата и серебра кому надо отсыпали, да словечко кого надо замолвить попросили. Так и стали Пшелты с Щасвернусом советниками царскими.
Надоумили они первым делом правителя поголовьем рыбьим озаботиться и департамент специальный создать. Вот, думают, будут мужи государевы денно и нощно следить, чтоб никто больше меры отведенной рыбы не вылавливал. Только выяснилось вскоре, что смотрящие сами браконьерством занялись и мужикам деревенским во всем потворствуют.
Прогнали их взашей и других поставили. Но по-прежнему Водяной жаловался, что жизни от смертных совсем никакой нет.
Задумались крепко черт с бесом, как с заданием духов лесных справиться. Хотели еще один департамент сотворить, чтоб за первым присматривал, да только вот не успели немного. Помер царь-батюшка от старости и наследников после себя не оставил.
Стал народ думать, кого следующим правителем избрать. И тут как-то Щасвернус Пшелты и предлагает.
- А давай Емелю царем сделаем.
- Так он только на печи лежать может, – подивился бес.
- Зато во всем нас слушаться будет, - пояснил свою задумку черт.
***
Сказано – сделано.
Кликнули Пшелты с Щасвернусом чертей городских да деревенских и велели им народ подбивать, чтоб Емелю в правители предлагали.
Вот так Емеля новым царем и заделался. Как узнал он, что теперь самый главный в землях тридевятых, и все приказы его немедля исполняются, повелел для себя кафтан красный да шапку соболью сшить. А еще кормить по три раза на дню и в баню раз в неделю водить. И как отдал распоряжения все, залез на печь свою любимую, что в царские палаты перенесли, и беспокоить не велел больше.
***
Только вот народ, власти над собой не чуя, не только рыбу всю повылавливал, но и леса сводить принялся. Леший этим ох как недоволен был и лично обещал с Пшелты и Щасвернусом разобраться.
Известно давно, когда подопрет сильно, мысли мудрые сразу в голову идут. И надумали горе-советники одним махом и авторитет Емелин поднять, чтоб уважали и анекдоты обидные не складывали, и обещание, Водяному данное, выполнить.
Первым делом правителю новоиспеченному родословную подправили и щуку-волшебницу в матушки произвели. В селениях покрупнее, памятников на площадях центральных наставили – Емеля на скамеечке сидит, думу государеву думает, иль беседы умные с советниками ведет. А в деревнях – санями-самоходами да ведрами, что сами домой шли, ограничились.
День, когда Емеля с Водяным повстречался, праздником объявили. Народ хождения к рекам и прудам устраивал и матушку Емели-царя славословил. А еще тому, кто больше всего мальков вырастит да в реки отпустит, награду великую положили. Так что, как указ вышел, вылов щуки и прочей рыбы сверх меры запрещающий, народ с пониманием отнесся и безо всяких надзирателей выполнял неукоснительно.
***
Но надоело черту с бесом в теле человеческом ходить.
Уговорили они Воеводу бывшего новым царем сделаться. И условие поставили, чтоб перед всем миром слово дал - во всем меру блюсти и природу-матушку не обижать.
А Емелю надоумили за Указ о пожизненном кафтане да кормежке трехразовой царские полномочья досрочно с себя сложить и назад в деревню родимую жить отправиться.
Тут и сказке конец.
А кто слушал – молодец.

Вопросы о прочитанном:
1. Сюжет какой известной сказки обыгрывается в «Сказании о Емеле»?
2. Как Водяной наказывал жителей деревни за неразумный вылов рыбы?
3. Как Пшетлты и Щасвернус решили восстановить численность рыбы в водоемах?

Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»

Путеводная нить мифологии - http://proza.ru/2011/12/26/1837
Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001


Рецензии