О долге

Фигура Качуры у кафе «Лакомка» вызвала у Гриши двойственные чувства. Вчерашний друг, с которым три последних месяца работали в паре, играл свадьбу. Следовало радоваться за товарища, только не попал он в число приглашенных. А свадьба гремела знатная, так что любой, случайно оказавшийся в районе «Лакомки», невольно впечатлялся размахом. Вся знать, весь цвет изволили почтить.
* * *
Когда новый экспедитор устроился в горторг, водитель Григорий Артёменко стал первым, протянувшим руку. Очень скоро они сдружились, и прибыль от мелких махинаций делили поровну, как полагалось. Новичок имел за плечами армию, диплом торгового техникума и даже обладал определённой сметкой в нужных областях, но наивность в некоторых случаях демонстрировал необъяснимую, что, конечно, вызывало иронию коллег. Впрочем, чужие колкости Качурой оставлялись без ответа, отчего прослыл он человеком замкнутым и надёжным. Гриша уважал людей такого типа и к новому своему непосредственному начальнику отнёсся с душевной теплотой, старательно вводя в курс дела.
Работа у Качуры спорилась, малым он оказался толковым, и правило, что шоколадные конфеты и сливочное масло следовало заворачивать в тяжёлый хрустящий ватман, а кильку по двадцать девять копеек – в обычный полиэтиленовый кулёк, усвоил быстро. Гриша щедро делился с курносым новичком премудростями жизни вообще и секретами цеха, в частности, указывая на мелкие, но важные детали, невидимые глазу нюансы ремесла, за которые можно поиметь огромные прибыли и неприятности.
– С образованием в нашем деле легче. Чуть поднатаскался – рассчитывай на повышение. Попал в торговлю – это навсегда. Вчера – «ноль», сегодня – «вице», завтра – «босс». Потерять можно в окладе, только не в деньгах.
Шли недели, горторг работал с перевыполнением, и в подшефном хозяйстве свиньи ели ананасы и курили «беломор». Успехи нового сотрудника заметили. С Григорием он расстался, и в течение двух месяцев сделал умопомрачительную карьеру, – минуя заманчивые должности в общепите, попал сразу в приёмную руководства. Начальник горторга – женщина опытная, грузная и властная – усилиям, старательности и тягой к знаниям заместителя оказалась крайне довольна. Вслед за удовлетворением служебным рвением, последовало умиление внешними данными, и, наконец, свадьба.
Сказывали, глаз на доброго молодца лёг давно, и стремительное продвижение по служебной лестнице было обусловлено ничем иным как молодостью. Многие его отлично понимали:
– Внизу единственные материальные ценности – камни в почках.
Иные завидовали, как Гриша Артёменко поздним воскресным вечером.
* * *
Хватив для храбрости в круглосуточной ленинской столовой, он цвыркнул сквозь зубы и решительно пошёл к жениху. Франтоватый Качура хмуро курил в тревожном одиночестве и счастливым выглядел – не больше обычного.
– Ну, привет!
– Привет.
– Поздравляю.
– Не за что.
– Тебе виднее.
– Именно.
Разговор не клеился. Качура сообщил, что честно пытался связаться с ним, чему Гриша откровенно не поверил.
– Вот ты скажи, я обижал тебя?
– Да нет, конечно. Я тебе в какой-то степени благодарен.
– О как! Может, стопку поднесёшь, от щедрот сердечных?
– Не поднесу.
Качура докурил, разгладил хмурость и, сильно ухватив плечо водителя, с нажимом посоветовал:
– Уходи отсюда. Совсем уходи. Утром напиши заявление по собственному желанию. С самого утра, понял? Повторять не буду. После обеда будет поздно. Всё. Толковый ты мужик, напарник дельный, водитель неплохой и человек в отличие от многих. Человек – в первую очередь. Найдёшь ещё и место и себя. Успеха!
Круто повернувшись, недавний молодой специалист решительно шагнул в открытые настежь двери, откуда падал манящий свет гульбы, и пьяная новоиспеченная невеста орала: «Гоп! Гоп!! Гоп!!!»
Сделав такую партию, Качура, хоть без году неделя, а мог себе позволить обидные слова. Одного не мог понять Григорий – в чём его вина? Ночь извёлся, утром подал на расчёт. В отделе кадров его ждали: вопрос решился наверху, именно так, и торговаться смысла не имело…
К обеду с документами и расчётными Гриша решительно направился в «Лакомку», с намерением выпить и подебоширить. Но понедельник в сфере обслуживания не лучший день, и вчерашнее сердце праздника встретило замком. Подобный замок охранял и «Минутку». Замки висели всюду. «Рюмочная», «пирожковая», буфет на станции и даже в «ленинской столовой» неприятно поразили наглухо закрытые двери. Зловещее беспокойство охватило Гришу, и он поймал такси…
Во вторник город знал подробности.
* * *
Арестовали всех: сторожей, водителей, экспедиторов, кладовщиц, товароведов, продавцов, заведующих… Всех! И молодую. Избежать следствия и скорого суда удалось двоим – едва уволившемуся Артёменко и вступившему в должность Качуре. Последнего, сердечно улыбавшегося в пространство, Гриша случайно встретил на вокзале. В офицерском кителе тот звонил из телефона-автомата жене и детям:
– Скоро буду.


Рецензии
Виктор, добрый день. Спасибо за похвальную рецензию; но сам я таких не пишу, предпочитаю по делу.
Слог у Вас, на мой взгляд, прихрамывает. Проверьте, пожалуйста, фразы:
"крайне довольна"
"разгладил хмурость"
"вчерашнее сердце праздника встретило замком"
Есть и смысловые ошибки:
"Человек надежный и замкнутый" - замкнутый человек, как правило, себе на уме, это противоречит надежности.
Заворачивать масло в хрустящий плотный ватман могут разве что ошалевшие от радости студенты после сдачи зачета по черчению. Ватман - плотная дорогая бумага высокого качества, дороже самого масла выйдет.

Ну и там запятые всякие - сам не без греха, потому кидать камнем не буду.

Константин Дегтярев   13.07.2009 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам за внимание. Но по делу мне сказать особо нечего - читал не критики ради, а удовольствия для. Что до Ваших замечений, то кроме пунктуации - не согласен. С запятыми не дружу, а точнее - не уделяю должного внимания, исповедую приницп, что автор волен ставить их где сочтёт нужным. Хотя, стараюсь в этом до абсурда не доходить. Но паузы - выделяю таким вот образом. Знаю, что очень часто это неоправдано, но ничего поделать не могу. А относительно указанных фраз - ни за что не откажусь. Эзопов язык и ассоциативность, вкусные изюминки образных сравнений - это мои находки и я твёрдо уверен, что они придают размах и открывают новые плоскости. В моих произведениях их огромное множество - это мой отличительный признак, мои неповторимые штрихи и тайные знаки, которые формируют мозаику на уровне восприятия и подсознания. Также считаю, что Вы не правы и относительно т.н. "смысловых ошибок". Именно замкнутый и молчаливый человек - символ надёжности. Это как каменная стена, в отличие от жидких и метаморфических объектов. Мне лично вихлястое трепло доверия не внушает. Ну и про масло с ватманом. Если бы я не жил при СССР и не сталкивался с аферами в торговле - никогда не упомянул этого. Это тот самый штрих, придающий достоверности рассказу. Именно при СССР, когда масло стоило изрядно, а ириски или килька (например) – дёшево, для последних пакетиков не находилось (чего там выгадаешь?), в то время, как покупателям масла его заворачивали в тяжёлую бумагу, (ибо так было дороже). Возможно, именно поэтому ватман был дефицитом. Не стоит так поверхностно относится к моим произведениям: я пишу в необычной манере, но уж точно - не "просто так".

Виктор Горобец   13.07.2009 17:54   Заявить о нарушении
И даже на "капитанском кителе" настаиваете? Прочитав это словосочетание, я надолго "завис", пытаясь понять, каким образом капитан дальнего плавания оказался связанным с торговлей. Все-таки, китель был, наверное, милицейский - с капитанскими погонами. Это только на флоте у капитанов особая форма, например, одно время отличительным знаком была фуражка с белым верхом.
Кстати, я в советское время учился в техническом ВУЗе и дефицита ватмана не припоминаю. Зато помню, что стоил он достаточно дорого, чтобы не заворачивать в него масло. Разумнее было бы написать - "в плотную упаковочную бумагу".

Константин Дегтярев   14.07.2009 08:57   Заявить о нарушении
Нет, на этом не настаиваю. Вот за это замечание - спасибо. Это ляп. Недодумал. Надо посмотреть, как перестроить. Но уж "милицейский китель с капитанскими погонами" точно использовать не стану - экий наворот получится. И затасканный тому же. Ну и вернёмся к нашему "маслу". "Плотную упаковочную бумагу" не приемлю категорически по той же причине, что и китель - опять ненужное, лишнее нагромождение. Это не научный труд и не инструкция. Зачем усложнять, когда достаточно одного-двух ёмких слов? В своих произведениях Вы можете сколько угодно допускать нагромождения ходульных конструкций из зуболомных штампов, Вы - автор, и Вы несёте за это ответственность. А мне этого не нужно. Есть замечательное слово "ватман" и есть мой собственный жизненный опыт, когда этот злополучный ватман наше топографо-геодезическое предприятие со слезами вымаливало в столицах и на который немедленно выстраивалась очередь из ушлых торговцев. Кроме масла я лично покупал и шоколадные конфеты, завёрнутые в ватман! Конфеты также были дефицитом, и купить их можно было только в одном магазине. Увы, с ватманом в нагрузку... Такие, видите ли, были правила игры. Я это всё видел и прочувствовал, так что оставьте Ваши настойчивые попытки переубедить мою память. Есть что по существу литературы - пожалуйста, всегда охотно почитаю замечания.

Виктор Горобец   14.07.2009 14:11   Заявить о нарушении
Попытаемся воссоздать советскую реальность.
Самый плотный ватман - 200 г/кв.м. 5 кв. метров - килограмм.
По нынешним ценам, при оптовой закупке будет около 210 руб/кг. (31 руб. за лист 0,7 кв. м)
Стоимость килограмма дорогого сливочного масла - даже если его покупать в престижном универсаме в 200г. упаковках - порядка 250 руб. Развесное гораздо дешевле.
В чем выгода? Вряд ли в СССР была сильно отличавшаяся пропорция цен. Столь поразившая Вас схема торговли могла быть выгодной только в одном случкае - если ватман поступал в магазины краденый из Вашего управления, чем и объясняется его недостаток.

Но т.к. Вы не указали всей цепочки, читатель останется в недоумении, а это большой недостаток, ничуть не меньше капитанского кителя.

Что можно понять из Вашего утверждения: что масло заворачивают в бумагу (почему-то - в дорогой и неудобный для упаковки ватман), а кильку кладут в полиэтиленовый пакет. Ну а что, мокрую кильку в ватман, что ли, заворачивать? Все логично.
Ну ладно, я читаю внимательно, я догадался, о чем речь - но менее проницательный читатель просто пожмет плечами.
Кстати, в советской торговле одно время было принято накручивать деньги на дорогих тогда полиэтиленовых упаковках, чтобы выполнить план, я лично читал разгромную статью в "Литературной газете" на эту тему.

Константин Дегтярев   14.07.2009 14:56   Заявить о нарушении
Да Вы, батенька, либо зануда редкостная либо провокатор, которому скучно и общаться хочется... :) Естественно, ватман был ворованный! А какой же ещё, ёлкин дрын? Ну почему я должен разжёвывать прописные истины? С каких пор режимное предприятие в области геодезии, имеющее секретный отдел и т.д. и т.п. при СССР будет торговлей заниматься? Целая пачка ватмана уходила за коньяк или прочий дефицит, что естественно было ниже себестоимости (1 только лист ватмана шёл за 0,5 - 1,0 рубля). Было где прикладывать усилия офицерам с погонами капитанов! И это были ещё не самые страшные перекосы в советской экономике. Достаточно вспомнить производство лопат из титана и кражу оружия со складов, по ценам, гораздо ниже его себестоимости, да и прочую чушь несусветную, которой быть не могло по логике вещей, но она имела место. Экономика, собственно, потому и рухнула. С треском...
А что до читателя, так не извольте беспокоиться - он далеко не дурак. Дураки как раз не читают. И прочитав про такой смачный, колоритный, вспарывающий воображение штрих, он тут же сам навскидку вспомнит пару-тройку аналогичных эпизодов: как, например, глушили рыбу на пруду ворованным (с изрядным риском) из шахты аммонитом. Ну разве это стоило двух десятков мелких карасей? Господи, да вся наша жизнь сплошь и рядом состоит из подобных нелепостей, забавностей и глупостей. И мне лично она тем и привлекательна. :) Да, признаю, что с кителем прокололся, ибо не бывает в милиции лейтенантских или майорских или капитнаских кителей, это понятно. (Кстати, уже исправил), а вот за всё остальное - не соглашусь и останусь при своём. Основная задача произведения не только развлекать, но и учить, открывать новые пласты и горизонты, а главное - заставлять думать и сопереживать.

Виктор Горобец   14.07.2009 18:33   Заявить о нарушении
Правильно писать: редкостный зануда. Или это у Вас такой тайный знак? Или пласт? :-)
В качестве примера гениального показа особенностей советской торговли рекомендую посмотреть трехминутный эпизод с буфетчиком из фильма Киры Муратовой "Короткие встречи". Тот самый случай, когда разговор про "пласты" и "смыслы" действительно оправдан.

Константин Дегтярев   15.07.2009 09:48   Заявить о нарушении
Нет, это проверка. Похоже, первая версия верна. Занятная мозаика сложилась. Обычно сторонюсь таких людей в реальной жизни. А фильмы Киры Муратовой люблю, обязательно при случае обращу внимание на указанный эпизод. Спасибо за беседу.

Виктор Горобец   15.07.2009 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.