Разбойник на кресте справа

Из сборника "Sol invictis. Письма к Наталии".

Разбойник на кресте – на том, что справа. Он не был головорез, он был зилот, ревнитель славы Бога Израилева. Он верил в Бога, спасшего Израиль от фараона и Амалика. Он желал сражаться на Его стороне. Он видел волю Бога в том, чтобы бороться с захватчиками-язычниками. Голос Иуды Маккавея, голос Иеффая, Гедеона, голос Иисуса Навина звучал в его ушах,– и сердце его было обращено к Богу воинств, чья мышца сильна и не изнемогает.

Для того, чтобы служить Богу в священной войне он оставил все. У него не было ни семьи, ни детей, ни дома с палисадником, где можно отдохнуть от палящего южного солнца. Он, земледелец, мог бы сидеть под своей смоковницей, в кругу друзей, вкушать приготовленное его женой кушанье, а его сыновья подбегали бы к нему, говоря: «Папа! Папа! Авва!». Он отказался от этого – ради Бога.Он скитался по дорогам с мечом в руках. Странник, бездомный странник-воин – если бы он жил во времена Гедеона, он лакал бы воду из реки, как те триста мужей, которые победили мечом Господа и Гедеона.
 
Он был не с Гедеоном – времена Гедеона и Иешуа бен-Нуна – Иисуса Навина миновали. Он пошел за Вараввой. Варавва был для него освободителем-мессией. Варавва привел его к проклятой смерти между небом и землей на кресте. Варавву отпустили, и рядом с ним был распят Иной.

Зилот был справедлив – он знал Закон и знал мужскую правду воинов и странников. Он одернул своего товарища, он запретил ему насмехаться над Праведником, над своим последним Спутником в страну без возврата, на пути под знаком проклятия и отстранения от лица Яхве. Даже в проклятой смерти он остался человеком. Даже предсмертные страдания не затмили в нем острого чувства справедливости – той, что повлекла его по дорогам с мечом в руках.

Что понял он? Что открылось ему? То – тайна границы жизни и смерти, и те, кто приблизились к ней, редко могут отвернуть уста свои – слишком слаба тогда приблизившаяся к смерти плоть. Почему он узнал в Распятом – Мессию? Почему просил вспомнить в Его Царстве? Не созвучие ли  - невероятное, невозможное созвучие с Распятым раздалось в его душе, и он понял, что настоящее мессианство – именно такое, непонятое и страшное. Он понял Исайю и понял тайну Мессии. И больше у него не оставалось сил ни на что. Слишком поздно, что бы мочь что-то сделать. Жизнь прожита и не удалась. Но – я обрел Тебя, обрел Желаемого! Ничего не могу сделать для Тебя. Но – вспомни меня! – как Сампсона – вспомни! Умирает душа моя с иноплеменниками…

Ему не надо было от Мессии ничего – ни сидеть по правую руку, ни богатств, ни домов, ни жен – ни домика с палисадником. Он – как солдат перед своим предводителем, он забыл, оставил, все то, что позади. «Следуй за Мной!» – сказал Христос. Это - воинский клич, это – возглас – «За мной, из окопов, в атаку!». И вот – его единственный воин, умирающий и прибитый к мертвому сухому дереву. Но этот воин стоит легионов ангелов. Он – воин до конца, он не позволяет себе расслабиться, он – отказался от всего раз и навсегда ради Мессии и Его Царства. И не важно, что он встретился с Ним здесь, когда руки не могут взять меч, а ноги – идти за Ним в путь по дороге. Он привык отказываться от всего, он – аскет, он – монах, он воин священной войны.

И Христос глядит в его душу и обещает ему – сад и прохладу дня.
 
«Будешь со Мною в раю» -  в саду, как те, что за домом на знойном Ближнем Востоке, в которых уют и прохлада для странника, и радость для простого земледельца, пришедшего домой от трудов в винограднике и на поле. «Будешь со Мною в раю». Там, где он никогда не думал быть, от чего он отказался честно и навек. И Спаситель – истинный Человек, Муж скорбей и Муж крепкий - в смертных страданиях нашел слова, чтобы «говорить к сердцу» Своего последнего спутника. Вот он, палисадник, увитый листьями винограда – там они  будут беседовать лицом к лицу, как друг со другом своим, ближе, чем Моисей беседовал с Богом. «Я назвал вас друзьями» - и друг Христа – не раб Его, не воин, подчиненный приказам. То, что так не хватало ему – то, что он усилием отбросил  из души своей, та сокровенная жертва – жертва простого человека, честного поселянина, ставшего суровым воином Яхве, -  то обещал ему умирающий Человек Иисус Христос.

__

Еще о Разбойнике:
http://www.bratstvokresta.ru/rah.html


_____________

Общепринятое в мировой науке мнение, что "разбойники" (греч. "lestai") (Мк. 15:6-15) - это слово употребляет Иосиф Флавий в повествовании об Иудейской войне) были мятежниками, политическими противниками господства римлян, а не душегубами-головорезами см:

E. Fergusson. Backgrounds of Early Christianity. (классическое введение в культуру эпохи возникновения христианства, написнное известным профессором библеистики)Grand Rapids, Michigan,1987, P.335.

Также см.:

D.M.Rhoads. Israel in Revolution, Philadelphia, 1976
R.A. Horsley, J.S. Hanson. Bandits, Prophets and Messiahs: popular Movements at the Time of Jesus. Minneapolis, 1985

митр. Антоний (Храповитский) пишет об этом в своем очерке под названием "Христос Спаситель и еврейская революция".

профессор-библеист архим. Ианнуарий (Ивлиеев) в Беседах на Квангелие от Марка:

http://azbyka.ru/ivliev/?beseda=41


Рецензии
"Иоанн
называет Варавву, согласно большинству переводов, просто
«разбойником» (см. Ин 18, 40). Но в том политическом контексте
использованное евангелистом греческое слово имело также значение
«террорист», «участник мятежа». То, что Иоанн подразумевает именно это
значение, становится ясно из слов Марка: «Тогда был в узах некто,
по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время
мятежа сделали убийство» (Мк 15, 7).
Варавва («сын отца») — своего рода мессианская фигура. Таким
образом, во время пасхальной амнистии оказываются
противопоставленными два толкования мессианских надежд. Согласно
римскому праву, речь шла о двух обвиняемых в одном и том же
преступлении — мятеже против «рах Кошапа». Ясно, что Пилат
предпочитал безобидного «мечтателя», которым был для него Иисус.
Но логика толпы и служителей Храма иная. Если храмовая
аристократия говорит: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин 19,15), то это
лишь кажущийся отказ от мессианских надежд Израиля: они не
хотят этого Царя. Они хотят иного решения проблемы.
Человечество всегда будет стоять перед этой альтернативой: сказать «да» Богу,
действующему только силой истины и любви, или сделать ставку
на нечто конкретное и осязаемое — на силу.
Сторонников Иисуса нет на этом суде. Они побоялись прийти."

Ратцингер Й. Иисус из Назарета. Кн. 2. С. 141.

Врач Из Вифинии   24.05.2015 17:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.