Часть Вторая. Закодированный Да Винчи

Мировой бестселлер Дэна Брауна издан тиражом более чем 80 миллионов экземпляров и переведен на 44 языка. В чем причина успеха этого произведения с явно детективным сюжетом? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен. В романе, кроме героев – наших современников – участвует также один из величайших и популярнейших деятелей истории, «титан Возрождения» Леонардо да Винчи. Это повествование касается его знаменитого произведения «Тайная вечеря», библейских персонажей, в первую очередь, Иисуса Христа. Участие в детективном сюжете таких личностей само по себе повышает к нему интерес аудитории, а если при этом произведение претендует на открытие новых революционных истин в истории, живописи и религии, то при определенном мастерстве изложения оно обречено на успех. Другой вопрос, действительно ли революционны открытия, о которых пишет Браун, и имеют ли они под собой какую-то серьезную историческую основу? Огромный тираж книги, горячие дискуссии по ее поводу свидетельствуют о том, что затронутые в ней темы находятся в центре внимания до сих пор.
Итак, каковы же «открытия» Дэна Брауна, касающиеся «Тайной вечери»? Автор книги утверждает, что Леонардо да Винчи, якобы являясь великим магистром «Приората Сиона», тайного общества, созданного христианским орденом тамплиеров, закодировал его основные идеи: на картине слева от Христа он будто бы изобразил не апостола Иоанна, а Марию Магдалину, «линия фигуры которой вместе с линией фигуры Христа образуют древний символ женского начала», который имеет и второе значение – «чаша». При этом Леонардо будто бы подразумевал, что истинная чаша Грааля – это Мария Магдалина, поэтому вместо одной чаши, из которой пили Христос и апостолы, описанной в Евангелии, он изобразил тринадцать маленьких стеклянных стаканов. При этом, как с изумлением отмечает героиня романа Софи Невье: «Уверена, искусствоведы должны были это заметить». На что получает ответ: «Вы удивитесь, узнав, что некоторые странности в рисунках и картинах Леонардо сознательно обходились учеными и искусствоведами…».
Надо отметить, что чем менее читатель информирован об истории и традициях живописного изображения библейских сюжетов, тем охотнее и с горячим энтузиазмом он воспринимает «революционные» откровения Дэна Брауна.
Хотелось бы еще раз напомнить об основных моментах создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Написанная в 1495–1498 годах по заказу миланского герцога Лодовико Сфорца, эта фреска является росписью трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие. Леонардо изобразил момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст Меня». Как мы уже упоминали, художник живописно продолжил реальное пространство трапезной, изобразив три окна с видимым в них горным пейзажем и под ними стол – точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт скатертью с простым тканым узором. На нем такая же посуда и такая же еда, как и на других столах. Христос и двенадцать апостолов сидят на возвышении в трапезной и как будто вместе с монахами справляют вечерю. В этом общеизвестном факте и заключается разгадка «страшной тайны» отсутствия единой чаши в руках Христа. Надо сказать, что в живописи Возрождения внимание к деталям обстановки в смысле их точного соответствия истории не практиковалось. Мы не раз можем увидеть римских солдат, одетых в средневековые рыцарские доспехи, одежду и предметы быта, характерные для эпохи создания живописного полотна.
Для Леонардо да Винчи при написании фрески было важно передать душевное состояние апостолов после слов Христа. Для этого перед созданием каждой фигуры он описывал словами жесты и выражение их лиц: «Тот, кто только что пил, поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего. Другой сжал пальцы рук и с нахмуренным видом повернулся к своему соседу. Третий протянул руки и раскрыл ладони, голова его втянута в плечи. На устах удивление…». Леонардо был противником придания любому живописному полотну какого-либо смысла, который не был бы понятен зрителю с первого взгляда. «Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности; путь через ухо к общему чувству не тот же самый, что путь через зрение. Поэтому она не нуждается, как письмена, в истолкователях различных языков…».
В ряде моментов живописец отошел от традиции в написании данного сюжета. Например, он выделил Иуду из числа апостолов не композиционно, а сделал это, показав на картине его настроение, алчность и боязнь наказания за предательство. Однако, основные правила изображения «Тайной вечери» вполне традиционны. Это касается и трактовки образов апостолов, которые у Леонардо очень индивидуальны, и согласно взглядам живописца «написанные фигуры должны быть сделаны так, чтобы зрители… могли с легкостью распознавать состояние их души по их позе». Для образов апостолов Леонардо тщательно выбирал модели. Его можно было встретить в самых различных частях города, где он внимательно присматривался к лицам людей. Конечно, он не обошел вниманием и апостола Иоанна, который изображен на фреске по правую руку от Христа, одного «из учеников Его, которого любил Иисус» (Ин. 13:23). При этом он придал Иоанну выражение  грусти, смирения, покорности судьбе. Как известно, Иоанн был самым молодым из апостолов и традиционно изображался в виде юноши с мягкими чертами лица и длинными волнистыми волосами. На многих картинах «Тайной вечери» он изображен спящим, например у Андреа дель Кастаньо (1450) или Фра Анжелико (1444). Сохранился один из набросков Леонардо да Винчи, где все фигуры апостолов расположены в традиционном порядке и Иоанн, как часто было принято, изображен спящим. В дальнейшей работе над композицией Леонардо изменил расположение фигур для создания более цельного впечатления от фрески. Иоанн представлен совершенно традиционно, но, к сожалению, фреска сильно пострадала от многочисленных реставраций.
Что же касается утверждения Брауна, что вместо Иоанна изображена женщина – Мария Магдалина, то можно сказать: для подобного вывода автор неудачно выбрал как произведение, так и живописца. Дело в том, что  среди апостолов Иоанн являлся всегда фигурой важной и значительной как любимый ученик Христа, как один из столпов веры, т. е. никак не мог быть исключен из традиционного библейского сюжета. Если бы Леонардо захотел ввести в сюжет Марию Магдалину, по традиции живописи того времени ничто не мешало бы изобразить ее в качестве дополнительного персонажа, а не как участника трапезы, что противоречило иудейским законам, по которым в трапезе женщины и мужчины участвовали раздельно. Например, у Тинторетто мы видим рядом с апостолами двух женщин, подающих пищу. Что же касается сходства Иоанна с женщиной, то здесь, по-видимому, просто сыграло роль невежество автора.
Следует отметить, что в искусстве Возрождения XV-XVI веков мужская красота юноши, чистая и безгрешная (в противоположность красоте изгнанной из рая Евы), была идеалом для живописи. Поэтому юноши традиционно изображались с тонкими, мягкими «ангелоподобными» чертами. Такие черты при желании можно увидеть в большинстве классических изображений апостола Иоанна не только в эпоху Возрождения, но и в более поздние времена, особенно в эпоху классицизма.При том по традиции, принятой еще со времен Рафаэля Санти фигура апостола Иоанна писалась с женской натуры. Наиболее характерным является его изображение в картине Александра Иванова «Явление Христа народу», что было традиционно для академического сюжета, причем в отличие от фрески Леонардо полотно это находится в прекрасном состоянии. При этом совсем не надо делать сенсационных открытий и анализировать детали внешности, чтобы увидеть явно женскую фигуру в изображении апостола Иоанна. Что же касается символа чаши, то треугольник, который естественным образом образуют верхние части двух человеческих фигур, не является у Леонардо каким-то нарочитым символом. В наброске к «Тайной вечере» такой треугольник образуют фигуры апостолов Иакова-старшего и Фомы. Но таких «символов» мы можем обнаружить сотни в других произведениях. Например, в «Тайной вечере» Андреа дель Кастаньо такие треугольники обнаруживаются между большинством фигур апостолов. Удивительное невежество в вопросах традиционных изображений в живописи автор демонстрирует и устами своей героини Софи Невье. Ее наивное удивление при созерцании «Тайной вечери», которую она «много раз видела, но ни разу не замечала… столь характерных черт», а также по поводу того, что искусствоведы не обратили внимания  на  отсутствие единой чаши на столе, может быть простительно полицейскому, но никак не внучке хранителя Лувра, который серьезно занимался ее воспитанием.
Таким образом, все «революционные» открытия Дэна Брауна, касающиеся живописи, а собственно и всего «Кода да Винчи», поскольку на этом и строится сюжет романа, является достаточно примитивной спекуляцией, основанной на невежестве автора, на незнании им основных канонов живописи. Причем не только эпохи Возрождения, но и библейской живописи вообще.
Использование подобных домыслов для создания детективного сюжета, конечно, может быть оправдано для придания занимательности чтению. Однако вряд ли стоит принимать всерьез эти «открытия» для познания и понимания великого произведения живописи. Но как не парадоксально, это вызвало горячий интерес к шедевру Леонардо. Сейчас в Милане для того, чтобы попасть в трапезную Санта Мария деле Грацие, нужно заказывать билеты за полгода вперед.
Однако, изначальные идеи автора,который в принципе был противником каких-либо "кодов в живописи", идеи, описанные в его трактатах, дневниках и записках свидетельствуют о совсем других мыслях и настроениях гения, писавшего этот великий шедевр мировой живописи.

Иллюстрация: один из подготовительных карандашных эскизов Леонардо да Винчи к фреске "Тайная Вечеря". Иоанн (о чем свидетельствует подпись вверху)изображен спящим.


Рецензии
Никогда не поверю, что такой гигант, как Леонардо прямолинейно подошел к написанию картины. Скорее всего он детально изучил все аспекты сюжета, но выполнил заказ согласно догм, хотя душа его скорее всего протестовала.
Ну какой на пасхальном столе может быть хлеб? (И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.(Лука)
Не то чтобы на столе, но и в доме хлеба не должно быть.
Так значит это был не пасхальный седер, а это было причастие по ессейскому ритуалу с раздачей хлеба и вина. Скорее всего Иисус говорил о том, каким он видит Израиль после очистительной войны, делился своими планами.
Такая трапеза устраивалась ессеями при посвящении в более высокий сан кого-то из соискателей.
Иуда Искариот не мог присутствовать на этой трапезе, т.к. ему было всего 17 лет. А по ессейским законам в совет общины можно было войти в 30 лет.
Мог ли Иуда предать Иисуса и прельститься на какие-то деньги?
Однозначно-нет.
Это был до фанатизма преданный и кристально честный последователь Иисуса. Не зря ему доверили казну общины ("ящик"). Он беспрекословно выполнил замысел Иисуса, который не знали доже другие ученики-"что делаешь, делай скорее".(Иоанн, 13:27)
Теперь о внешности.
Противник христианства Цельс писал: "Между тем люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение".
Этого не отрицает и неистовый сторонник Христа-Тертуллиан. "Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния".
И Ориген, критикующий Цельса, говорил, что Христос уродлив.
Трудно передать мировоззрение людей того времени, которые свято верили, что все сущее-это результат чьей-то воли, а чудо-это реальность.
С уважением.

Борис Шнайдер   18.12.2013 22:39     Заявить о нарушении
Борис,
Я думаю, вы глубоко заблуждаетесь.
Во-первых, как я уже упоминал, Леонардо считал: «Ничто не может сравниться, по своему значению для человека, для всей его жизни, с наглядными восприятиями, которые льются в прозрачное окно души, называемое глазом…
О, какая разница, видеть свет мутным глазом воображения и действительно смотреть из мрака в свет! Он породил архитектуру и перспективу, он же создал божественную живопись. О ты, превосходнейшая из вещей, созданная Богом! Какие хвалы могли бы исчерпать твое великолепие!»
При этом Леонардо, был далек от тонкостей христианской мифологии, которую Вы столь нелепо и вычурно толкуете. Хлеб не мог быть на иудейском седере, но он ДОЛЖЕН был быть на монашеской трапезе доминиканцев.
И причем, вообще здесь ессеи?
Они жили общинами, никак не могли вести бродячий образ жизни, При этом они совершали священные омовения перед трапезой. Иоанн «Креститель», несомненно, был ессеем. Скорее всего, Иешуа, будучи достаточно посредственным раввином, лишь использовал авторитет Иоанна (который его знать не знал и не крестил), чтобы любой ценой доказать свое пророчество. Иешуа и ученики вообще не совершали омовений перед трапезой, за что подвергались справедливой критике со стороны, несомненно, более последовательных и правоверных в иудаизме фарисеев.
Почитайте дневники Леонардо. Как же он был далек от этих нелепых мифологических умозаключений. Главной задачей Леонардо было показать эмоцию и мысль в статичном живописном образе. Вглядитесь в эти фигуры. По замыслу Леонардо, Вы должны прочитать по жестам и губам его персонажей их мысли и эмоции и «услышать» их реальную речь.
Что же касается внешности, то в библейской живописи , как я писал в статье, были свои каноны. Леонардо и не думал их опровергать и пересматривать. Это ему было не интересно. Его трактовка персонажей ничем не отличалась от таковой, например,у Фра Анжелико или Андреа дель Кастаньо и почти в точности повторяля их. И это не мои домыслы, а слова самого живописца, многократно повторенные им в его дневниках. Да и кто тогда позволил бы ему писать Христа реалистично? Даже в 19 веке когда это позволил себе Н.Н.Ге – он имел крупные неприятности. (http://www.proza.ru/2009/05/08/65)
Борис, не занимайтесь домыслами:
«Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности; путь через ухо к общему чувству не тот же самый, что путь через зрение. Поэтому она не нуждается, как письмена, в истолкователях различных языков…». Леонардо да Винчи «Трактат о живописи ».

Михаил Беленкин   18.12.2013 23:59   Заявить о нарушении
Михаил, если мы не будем смотреть на предмет исследования с разных сторон, то получится как в притче, когда слепые ощупывали слона, и каждый уверял, что слон-это столб, шланг и т.д.
Не дай Бог конечно, но если бы меня обвинили в предательстве и во всех смертных грехах, а великий писатель и великий художник увековечили бы это все в своих произведениях, как бы это было для меня? А если бы Вас так увековечили? Это надо было бы стерпеть ради великого искусства, ради высоких эмоции и чувств?

И причем Вы говорите о какой-то доминиканской трапезе. Речь идет о том времени, когда была только одна пасху-иудейская. Не было тогда еще христианства.
Не надо забывать, что Иоанн и Иисус двоюродные братья. Они прекрасно знали друг друга, и воспитывались в ессейской общине. (недаром Иоанн сомневался в мессианских качествах Иисуса, т.к. прекрасно знал его с детства)
Иисус начал самостоятельную деятельность именно в 30 лет. Это есть в Дамасском документе, указание на возраст жреца ессев(30 лет), когда он будет назначен главой старших.
Иоанн и Иисус свято уверовали, что истины ессейского учения должны охватить весь Израиль и указать путь в царство Божие. Поэтому они обвиняли учителей ессеев, что они спрятали свет истины в закрытых общинах.("для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?"(Марк,4:21).
Это к картине отношение не имеет, а так, немного отличный от Вашего взгляд на прошедшее.
С уважением.

Борис Шнайдер   19.12.2013 19:48   Заявить о нарушении
Борис,
Ваша ошибка во-первых,- в том, что Вы невнимательно прочитали мою статью и мой ответ. Иначе, не говорили бы таких странных вещей: «И причем Вы говорите о какой-то доминиканской трапезе. Речь идет о том времени, когда была только одна пасху-иудейская. Не было тогда еще христианства».
Борис, Вы меня просто изумляете! Постарайтесь все-таки внимательно перечитать мои статьи.
Для меня главным авторитетом в подобных спорах является все-таки Леонардо Да Винчи. В работе над фреской он использовал очень необычный для того времени –«эффект диорамы».
Как я писал в своей статье: «Картины как таковой не было. Леонардо живописно продолжил реальное пространство трапезной, изобразив три окна с видимым в них горным пейзажем и под ними стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт скатертью с простым тканым узором. На нем такая же посуда и такая же еда, как и на других столах. Христос и двенадцать апостолов сидят на возвышении, и как бы вместе с монахами справляют свою вечерю». То есть, «не мудрствуя лукаво» Леонардо изобразил один из столов трапезной доминиканского монастыря Санта Мария дела Грацие.И еда и стаканы в точности повторяли таковые, что использовали монахи. Вот причем здесь «доминиканская трапеза». Во-вторых,- как я уже указывал : «Надо сказать, что в живописи Возрождения внимание к деталям обстановки в смысле их точного соответствия истории не практиковалось. Мы часто можем увидеть римских солдат, одетых в средневековые рыцарские доспехи, одежду и предметы быта, характерные для эпохи создания живописного полотна». И это никого не смущало, даже если дело доходило до абсурда. Например, в знаменитом полотне Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» на фоне интерьеров и дворцов эпохи Возрождения, в красивых и богатых залах с колоннами и арками в стиле XV—XVI веков, разместилось многочисленное нарядное общество. И все в этом обществе, кроме Христа и Марии, одеты в роскошные костюмы, какие носили в те времена (то есть в XVI веке). Есть на его картинах и султан турецкий, и охотничьи собаки, и карлики-негры в ярких костюмах... и даже - христианский священник с крестом на сутане! Уж не говоря о еде от которой ломились столы - ничего подобного и представить нельзя было в Иудее времен Клавдия Тиберия Нерона. Причем, работы Веронезе совсем не были исключением.
Повторяю, Леонардо, по его словам, мало интересовал библейский сюжет. Он трактовал Христа и апостолов абсолютно как литературных персонажей с общепринятой их трактовкой.
Так,по словам Маттео Бандело: «Для образов апостолов Леонардо тщательно выбирал модели. Его можно было встретить в самых различных частях города, где он внимательно присматривался к лицам людей. Заметив какое–нибудь интересное выражение на лицах, он тут же быстро зарисовывал его. Модель для лица Иуды, которого он считал величайшим негодяем на свете, он искал в бедных кварталах города, где обитали преступники». То есть. Иными словами, Леонардо и в голову не приходило трактовать образ Иуды Искариота вопреки общепринятой традиции.
Что же касается Ваших слов об ессеях, Иоанне и проч., - то они, конечно, интересны, хотя часто, мягко говоря, очень спорны, но никакого отношения к фреске Леонардо не имеют и являются предметом отдельного разговора.
Я согласен с Вами, что очевидно ессейские общины и породили этику раннего христианства. Насчет того, что Иешуа и Иоанн двоюродные братья и проч., то это очевидно, - миф.
С уважением.

Михаил Беленкин   19.12.2013 23:42   Заявить о нарушении
Михаил, не надо волноваться и изумляться. Я просто хотел как-то оправдать великого Леонардо. Жалко как-то стало, что он потратил время и силы, чтобы написать карикатуру на библейский сюжет. Зачем, для чего? Наверное для заробатка.
В своем очерке Вы гениально подметили, что монахи не оценили сей труд, прорубив в стене на которой была нарисована картина -дверь. И разрушение катины-тоже какое-то мистическое.
Может я не прав, но очень все это правдоподопно.
С уважением.

Борис Шнайдер   20.12.2013 22:37   Заявить о нарушении
Да, Борис, вы не правы.
Мне представляется, что Леонардо не нуждается в оправдании. Вы не поняли главного смысла его творчества, где библейский сюжет был лишь средством, но совсем не целью. И почему вы считаете традиционное понимание библейского сюжета карикатурой? Кстати, фреску заказывал не монастырь, а герцог Лодовико Сфорца, который вскоре был разбит французами, свергнут и убит. В разрушении картины ничего мистического нет, - просто Леонардо, не владея техникой афреско, придумал очень удобный для себя, но крайне неудачный для жизни шедевра метод его создания.
С уважением

Михаил Беленкин   22.12.2013 01:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.