Об обрядовой стороне религии
критическому взгляду на вещи, я долгое время не мог найти место
обрядовой стороне религиозной жизни в системе отношений "человек - Б-
г". Религиозные таинства, обряды, то что составляет как бы внешнюю
видимую канву любой из традиционных религий, вызывали у меня в лучшем
случае некое недоумение, привлекая разве что эстетической своей
составляющей. "Зачем все эти глупости"-думал я:"Какое соббсно
отношение они имеют непосредственно к вере", они скорее отвращают
человека от Б-га, просто не оставляя времени на проявление
религиозного чувства и работе сознания, пожирая время, отпущенное
человеком, на многочисленные нелепые на первый взгляд религиозные
отправления. К чему все эти: причастия, крещения, исповеди, десятки
молитв на все случаи жизни. Они кому нужны? Б-гу? Вряд ли. Речь идет
конечно о христианстве в первую очередь, но если поковыряться в любой
современной традиционной религии все эти вещи без труда найдешь.
А потом у меня как-то случилось время да и повод (некий толчок,
ощущение) об этом подумать и вот что я как будто для себя понял.
Соббсно непосредственно к вере обряды, ритуалы, таинства отношения не
имеют ровно никакого. Это магия в чистом виде. Магия как она есть.
Т.е. нематериальное, не физическое воздействие на природу вещей с
целью их изменения. В данном случае воздействие на природу человека.
Вспомним, что такое храм в первоначальном значении у иудеев. Это
место где собираются люди чтобы совместно помолиться (усиливая
религиозное чувство друг друга) и консолидироваться против внешнего
угрожающего мира. Т.е. всё это есть не иначе как защита верующих и
усиление некоторых свойств их натуры.
Скажем, что есть крещение - это есть приобщение к мощному
христианского эгрегору, дающему защиту от воздействий различного
характера со стороны недружественных культур, конфессий и просто
нехороших людей, зла тебе желающих. И это действительно так, оно
работает. Проверено в том числе и на себе.
Что есть исповедь? Любой человек с этим знакомый, скажет, что она ни
в какое сравнение по степени воздействия с походом к психоаналитику
не идет. Это есть ритуал поддерживающий в человеке душевное
равновесие. Священник здесь на самом деле по большому счету даже не
нужен, он не более как символ. Суть этой великолепнейшей вещи
заключается в том, что человек помогает себе сам, но посредством
определенного механизма (которых последователи Фрейда, беззастенчиво
у церкви и позаимствовали). Разумеется всё это справедливо если
действо не превращается в фарс. Но сообсно это касается любого
обряда, если ему не отдаваться искренне и с чувством :), то смысла в
нем нет никакого. Профанация.
И ещё, заметьте, люди религиозные регулярно бывающие на причастии,
исповеди редко страдают психическими расстройствами, даже генетически
обусловленными (типа шизофрении), а если таковые и проявляться у них,
то в куда более мягкой форме. Я уже не говорю о отклонениях вызванных
стрессами, агрессивным давлением среды.
А молитва? Кто когда-нибудь имел дело с мантрами совершенно четко
определенное сходство тут уловит. Это инструмент приводящий человека
в определенное состояние, способ концентрации на чем-либо в данном
случае на общении с Творцом.
И т.д. можно еще долго на эту тему распространяться. Но главное же в
том заключается, что эти самые ритуалы, обряды, таинства, вероятно,
полезны и нужны для человека, для его душевного: равновесия, здоровья
и комфорта, но по сути к вере они отношение имеют опосредованное.
Т.е. можно быть христианином и распевать себе мантры или заниматься
многочисленными восточными духовными и физическими практиками, к
вере, скажем в Христа - это иметь отношение не будет. Никакого
Свидетельство о публикации №209060200048
Из чтения Вашего текста, я понял, что Вы - верующий в Бога человек. Согласен - многие обряды не имеют подтверждения в Писании. Но, может быть, нам все-таки поинтересоваться, что же именно Богу угодно требовать от верующих в Него? Иначе мы будем сами устанавливать собственные правила взаимоотношений с Творцом. Ну, куда это годится?
Храни Вас Бог!
Удачи!
Евгений
Евгений Каширский 11.06.2009 00:08 Заявить о нарушении
Можно лишь верить в него и стараться сделать так, чтобы перед ним за себя стыдно не было. Он то простит, весь вопрос в том, простим ли мы себя сами.
Кстати, для натур достаточно сложных, чтобы позволить себе чувствовать и иногда так, изредко хотя бы :) думать, простить себя посложнее будет, чем других простить. Хотя, как мне кажется непримиримость к себе - ето есть такое же проявление гордыни, как нетерпимость к слабостям окружающих.
Об етом много Федор Михайлович писал и больше пожалуй никто. Никто так не смог раскрыть метания души русского человека. Истеричного немного, страдающего отсутствием меры и находящегося на грани потери своего Б-га, вернее веры в него. И тем не менее, готового в любой момент взойти на свой крест.
С уважением,
Дмитрий Литвинцев 11.06.2009 02:19 Заявить о нарушении
С уважением, Е.К.
Евгений Каширский 11.06.2009 11:57 Заявить о нарушении
Что же касается теортеической базы :), то много чего было прочитано и Библия и некоторые Веды, которые смог осилить (даже в адаптации это сложно, ну для меня по крайней мере), что-то чисто философское не имеющее казалось бы к религии отношения прямого, типа Лао Цзы, Конфуция и т.д, Коран читал, правда опять же не полностью, думал сам над этими вопросами. В общем много чего через меня прошло, плюс кое-какие жизненные обстоятельства. Скажем так, я несколько раз умирал, один раз до состония клинической смерти, ну т.е. уже как бы и всё... :), однакож... В общем каким образом чувство того, что Б-г есть у меня сформировалось, сказать мне трудно. Просто возникло и всё.
Дмитрий Литвинцев 11.06.2009 21:49 Заявить о нарушении
Спасибо за терпение к моим вопросам.
Храни Вас Бог!
Е.К.
Евгений Каширский 11.06.2009 21:59 Заявить о нарушении
Дмитрий Литвинцев 11.06.2009 22:10 Заявить о нарушении