Гаплогруппа Рюрика ?!
Так как исследования гаплогрупп и ностратической (тем более – доностратической) близости десятки тысяч лет назад языков существенно изменили реальные подходы к этногенезу всех народов, влиятельный официоз заволновался. Ведь это угроза его многовековым идеологическим фундаментам, закрепленным религиозными канонами. И вот уже в поисковых системах Интернета все меньше ссылок на эти исследования, исчезают весьма интересные сайты, карты, сведения. И если вы хотите оставаться на уровне реальной науки, спешите скачивать на флешки сведения по гаплогруппам и ностратике.
Одновременно официоз устно признает и постепенно допускает этногенетические исследования (с учетом гаплогрупп и ностратики) в свои печатные издания. Понятно, что лидерами здесь выступают инициативные исследователи, а не мэтры официозной истории.
Например, С.С.Алексашин
«Современные геногеографические исследования родословной Рюриковичей посредством генетического маркера Y-хромосомы». //
СКАНДИНАВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 28–30 октября 2008 г.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера)
Ассоциация Международного сотрудничества
Санкт-Петербургский центр по исследованию истории и культуры Скандинавских стран
и Финляндии, Датский институт культуры в Санкт-Петербурге
http://perpettum.narod.ru/scanchten01.htm
На основе литературы, указанной ниже, этот добротный краевед Северо-Запада России отметил следующее:
«Первым, для Y-ДНК-теста был приглашен князь Дмитрий Михайлович Шаховской - видный профессор русского православного института в Париже. Его предок, князь Тимофей Шаховской в средние века владел обширным имением в Передольском погосте (его тщательно исследует С.С.Алексашин), разместившимся недалеко от сопки Шум-гора - месте захоронения легендарного князя Рюрика, согласно местным преданиям.
Результатом тестирования стало определение его гаплогруппы под индексом N1c1 - ранее он имел название N3a.
Вторым был профессор Андрей Петрович Гагарин. Его Y-ДНК тест дал результат, соответствующий тесту Шаховского. Аналогичный результат случился и у его двоюродного брата Григория Григорьевича Гагарина.
К великой радости родственников молодому исследователю Александру Соломину удалось доказать принадлежность к Мономаховичам как и Шаховской с Гагариным. Ведь еще в XVI в., его род утратил свои права на княжеский титул. После Y-ДНК теста его результаты совпали с результатами Шаховского и Гагарина, и он стал представителем Рюриковичей, которые также доказали свое княжеское происхождение через Y-ДНК тестирование.
Четвертым был Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский из Великобритании, результатом которого является соответствие остальным трем. Пятым- Г. Ржевский из рода Смоленских князей».
На начало 2009 г. исследователи отмечают следующее:
«Все пятеро испытуемых князей являются потомками Владимира Мономаха - сына Всеволода Ярославовича. Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой.
Их гаплогруппу N1c1а авторы проекта объясняют следующим образом. Так как преобладает мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторами был отобран результат с гаплогруппой N1c1a. Подгруппа, которая определена у Рюриковичей как N1c1, называется северной гаплогруппой, что характерна для значительной части населения Скандинавии, в частности, современных потомков конунгов Упландии. И по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделан вывод о происхождении корней Рюрика в Упландии, к югу от Стокгольма.
Местечко Рослаген, что у моря и севернее Стокгольма, определено родиной Рюрика. Это место приблизительно в V-VI вв. еще было занято «финским населением». Правда, эту же гаплогруппу имеют примерно 16 % жителей центральных областей России, устойчиво говорящих на русском языке. Группа наиболее распространена среди потомков финно-угорских племён, и часто встречается на севере России.
Делается вывод, что скандинавские викинги пришли позже в этот регион и были перемешаны с финнами. Финские гены выжили по отцовской линии. Но если N1c1 ( ранее N3a ) объявлять маркером финнов, то тогда надо и подчеркивать угро-финнское происхождение Рюриковичей. Но абсолютно финской чистоты у N3a нет, как нет в многотысячелетней евразийской зоне миграций такой абсолютной чистоты у гаплогрупп всех народов http://proza.ru/2009/03/14/249, http://proza.ru/2009/03/13/179,
http://proza.ru/2009/03/31/170, http://proza.ru/2009/05/31/646,
и др.
Несколько иная группа - N1c1a – у князя Дмитрия Шаховского. Его предки по мужской линии принадлежали этой группе на протяжении тысяч лет. Она широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции. Специалисты приходят к выводу, что ДНК Мономашичей скорее указывают на их скандинавское происхождение.
«Результаты анализов Шаховского, Гагарина и Лобанова-Ростовского свидетельствуют, что они были скорее скандинавами, чем балтами. Судя по популяционному распределению их гаплотипа, он более присутствует на севере Норвегии, в Швеции, Финляндии и Эстонии; и только один случай на многочисленную выборку у поляков, при этом ни одного случая у балтов», -отмечает заведующий лабораторией генетики Института биологических проблем Севера Б. Малярчук.
“Результаты Дмитрия Шаховского можно интерпретировать по-разному. Но я бы причислил его не к скандинавам, а все же к финно-уграм. Тогда легенда о призвании варягов приобретает особый колорит”, - добавляет сотрудник лаборатории популяционной генетики Медико-генетического научного центра РАМН Олег Балановский.
С.С.Алексашин сетует: «Как видно исследователи расходятся во мнениях и забывают, что важнее научная истина, но не колорит проблемы…» Эх, если бы кто окончательно знал, где эта истина.
По современным данным, среди найденных нескольких десятков генетических родственников Рюриковичей 90% заявили, что их дальние предки жили в центре и на севере современной Финляндии, а оставшиеся 10% указали Швецию и Британию. Правда, чего-то собственно про Россию забыли.
Результаты анализов обычно сверяются с базами данных, где содержатся гаплотипы сотен тысяч человек. По логике, тот регион, где нашлось больше всего генетических родственников князей, можно было бы назвать прародиной Рюрика.
Два князя, Гагарин и Лобанов-Ростовский, по генеалогическому древу имевшие общим предком Всеволода Большое Гнездо (XII–XIII вв.), а с Шаховским – и вовсе дедушку Всеволода Ярославовича-отца Владимира Мономаха (XII в.), согласно генетическому анализу, оказались очень близкими родственниками. Различия в их ДНК (те самые мутации) указывали на то, что их родственные линии как раз разделились около 800 лет назад. То есть, по крайней мере, Владимир Мономах и все его потомки, именуемые «Мономашичами», также принадлежали к гаплогруппе N1c1а.
Два других князя: Джон Волконского и Юрий Андреевич Оболенский, которые были потомками Олега Святославовича - двоюродного брата Владимира Мономаха и племянника Всеволода Ярославовича, являются носителями славянской гаплогруппы R1a1 - центральной и самой распространённой из этнообразующих гаплогрупп восточных славян (куда ещё входит, кроме R1a1 и N1c1, южнославянская гаплогруппа I2a).
Славянская ветвь Рюриковичей принадлежит Ольговичам, которая названа в честь Олега Святославовича – главного соперника Владимира Мономаха в феодальной борьбе за киевский стол. Оба – князь Джон Волконский и князь Юрий Оболенский – безусловно, оказались родственниками. Но вот к Рюриковичам из рода Мономашичей они не имеют никакого родственного (по гаплогруппам) отношения и принадлежат к славянской гаплогруппе R1a1. Хотя в целом к многогаплогруппному роду Рюриковичей, конечно, принадлежат.
Авторы проекта, по известным только им мотивам уверяют, что виновником появления славянской ветви – вероятнее всего, - был король Польши Болеслав II Смелый, «который нарушил генетическую линию Киевских Рюриковичей». Правда, авторы не намекают каким образом это сделал польский король.
Польская армия под командованием Болеслава II Смелого дважды - в 1069 и 1078 гг.- совершала походы на Русь и дважды занимала город Киев. Первый Киевский поход 1069г. был вызван стремлением Болеслава Смелого посадить в Киеве своего родственника-изгнанника князя Изяслава, сына Ярослава. Встав на постой в Киеве, польские воинские люди стали заниматься грабежами и насилиями. Это вызвало единодушное восстание горожан, и Болеславу пришлось вернуться в собственные пределы. На этом борьба за престол не прекратилась, и Изяслав был изгнан своими братьями. Он бежал в Польшу, затем в Германию за помощью к Папе Римскому.
В 1078г. Болеслав повторил Киевский поход не без подсказки Папы Римского, видевшего в Русской православной церкви опасного врага. Причина для нового вторжения на Русь нашлась благопристойная: Болеслав решил во второй раз помочь Изяславу занять киевский престол. Однако в этом же году Изяслав погибает от руки его племянника Олега Святославовича Черниговского в битве на Нежатой Ниве.
Авторы проекта – вероятно, - подразумевают поход на Киев Болеслава I в 1018г., когда тот захватил Киев и, желая унизить Ярослава, взял силой его сестру Предславу, фактически сделав ее своей наложницей в Польше.
Вместе с тем, данных для окончательных выводов еще маловато.
Основная проблема с Y-ДНК в династии Рюриковичей - в настоящее время только два князя, а именно Соломин и Пузин, исполнили анализ, по меньшей мере, на 37 маркера, что является более глубоким основанием для научных выводов. Для Шаховского определены 12, Лобанова-Ростовского 16, для Гагарина 25 генетических маркеров. Этого не достаточно для определения точной внутри родовой связи потомков Рюрика.
С.С.Алексашин пожурил специалистов по геногеографии:
«Опираясь на свою, оригинальную трактовку результатов, авторы проекта отвергли связь Рюриковичей и Гедиминовичей, как они говорят, с точки зрения истинной генетики. Кроме “политики” в семейных отношениях обе княжеские линии были не связаны ничем другим, делают авторы такое сильное заявление».
И обратился к мнению видных медиевистов.
Оценивая результаты общественного проекта, профессор Института Всемирной истории РАН Е. Мельникова сетует: “Жаль, что ваши результаты не будут опубликованы в научных журналах. В будущем можно привлечь антропологов и попытаться извлечь ДНК из костей в скандинавских захоронениях”.
Сам С.С.Алексашин пришел к выводу:
«Однако уникальность этого проекта в том, что после столетних теоретических споров историков о Рюрике и его родине, ученые перешли в прикладную фазу изучения парадигмы Рюрика. Вызывает искренне сожаление, что итоги высокотехнологичных исследований, точность которых оспаривать не приходиться, интерпретировали люди с субъективным взглядом и далекие от истории, явно не отличающиеся беспристрастностью.
С другой стороны эта некоторая наивность в выводах только подчеркивает чистоту эксперимента, поскольку неожиданные факторы попытались хоть как-то объяснить, ничего не скрывая. Сожаление вызывает лишь то, что вновь появились шведы, поляки – извечные “горячие точки” отечественной историографии. Вновь навязывается внешняя модель генезиса Руси.
Собственно говоря, этот проект стал наглядным примером проблемы отсутствия комплексных исследований в области исторического наследия России».
И далее С.С.Алексашин дает некоторые исторические сведения о корнях Рюрика.
Рюрик Шведский?
Идея шведского происхождения Рюрика не нова и родилась она задолго до исследований генетиков по весьма прозаическим причинам, связанным с геополитическими интересами Швеции и России[3].
Эрик Рундштейн в 1675г. Лундском университете защитил свою диссертацию под названием “О происхождение свеоготоского народа”, которая выражала точку зрения шведов, что роксоланы – прямые потомки славян. Рундштейн заменил этноним “варяги” “роксоланами”, утверждая, что: “Роксоланы, суть те, кто вышел из Росладнии или Рослангена, части Упландии”. Долгое время шведские историки связывали этимологию Рослагена с руссами, Русью и т.д. Как бы, знакомые мотивы.
Идея о Рюрике шведского происхождения впервые высказана на переговорах шведами[4], без всяких аргументов, духовенству и светским чинам Новгорода в 1611 и 1613гг. Однако те же скандинавские саги, авторы которых более или менее были знакомы с генеалогией русских князей (правда, не раньше Владимира), нигде не обмолвились ни одним словом о варяжском происхождении самих князей.
Высказывания шведских переговорщиков были переданы архимандритом Киприаном – посланником новгородцев в Москву. А далее произошло то, что по С.С.Алексашину - мы называем “испорченным телефоном”. Кто-то что-то услышал и передал слова архимандрита как сведения русских летописей. Так по С.С.Алексашину возник миф о шведском Рюрике.
Касательно пресловутого Рослагена, то еще в 1846г. шведские историки признали свою ошибку в том, что приняли древне-шведскую форму родительного падежа слова “Рос” за именительный падеж. На рубеже XVI-XVIIвв. обострилось геополитическое противостояние двух сопредельных государств - Шведского и Русского до такого предела, что в 1615г. шведский король Густав II Адольф директивно подвел черту:
“Русские - наш давний наследственный враг”.
Стоит рассмотреть и версию, в контексте финно-угорской принадлежности гаплогруппы N1c1а, что Рюрик из финнов.
<