Ра как Рэ Академик А. А. Зализняк

Ра как Рэ Академик А.А.Зализняк

Продолжаем критику концепции известного российского лингвиста,
отмечая и достижения исследователя А.А.Зализняка.

Вот вопрос, который был задан академику менее года назад.
Илья Лебедев (студент-биолог): А вот язык, который существовал в древнем Египте, как он изменялся от начала до конца?

Ответ А. А. Зализняка:
Понимаете, там много специфических трудностей, поскольку там же не фонетическая запись, а практически консонантическая. Сейчас, когда мы говорим Нефертити, Ра и т. д., это на самом деле не Нефертити и не Ра (да и бог его знает, так как неизбежны условности любой лингвистической реконструкции на период 5 – 6 тыс. лет назад: П.З.)

Кстати, этот самый слог ра как имя бога Ра уже неоднократно использовался для современных российских выдумок: это имя бога, дескать, представлено то в слове разум, то в слове радуга, то еще где-то. В древнеегипетском имя бога Ра ,в действительности ,скорее всего звучало как рэ". Реально для этого имени известны согласная р и согласная «гортанный взрыв». Чисто условно это передается как ра. Имя Нефертити скорее всего произносилось как нофретет.
Так что фонетическая история египетского языка затруднена, потому что гласные не записываются. Согласные, которые можно проследить, мало меняются, они достаточно устойчивы. У египетского языка был наследник: коптский язык. Собственно говоря, все те гласные, которые восстанавливаются, получены методом некоторой экстраполяции из коптского. Коптский язык уже записывается нормально, со всеми гласными. Но он существовал позже, там огромные временные дистанции, поэтому конкретно для египетского языка фонетику в полном виде восстановить невозможно, только гипотетически. Согласные вроде бы — я не очень много об этом знаю, поэтому говорю довольно приблизительно — как будто бы за всё время существования языка изменялись мало. Но семито-хамитские согласные вообще вещь устойчивая».

Так, будем помнить, что Ра как Рэ - в полном виде восстановить невозможно, только гипотетически. Да и о согласных академик не очень много знает, поэтому говорит довольно приблизительно — как будто бы за всё время существования языка изменялись мало. Но семито-хамитские согласные вообще вещь устойчивая (к этой устойчивости еще вернемся).

Далее академик привычно пнул «современные российские выдумки» (что Русь от варягов или кроманьонцам 60 тыс. лет ?!):
«Кстати, этот самый слог ра как имя бога Ра уже неоднократно использовался для современных российских выдумок: это имя бога, дескать, представлено то в слове разум, то в слове радуга, то еще где-то».

Любопытно, далее здесь не пошел. А стоило бы напомнить слушателям, что в античности Волга именовалась Ра (в индоевропейском эпосе Раса и Рангха). А тюркские названия русских типа – орус, урыс, орси и т.п. – тяготеют к обозначению живущих у реки Ра. Понятно, что это крайне раздражает апологетов «Руси от варягов». Но ведь вечно историю под те или иные пристрастия переделывать не будут.

Далее идет ранее мало известный подход исследователя А.А.Зализняка против консерватизма академика А.А.Зализняка. Исследователь признает появление языков в самом начале истории человечества. И сохранение в существующих языках значительной части общих корней, что и доказывают специалисты по ностратике и истокам языка.

«Итак, классический вопрос: какой язык самый древний? Люди, которые готовы обсуждать этот вопрос, не осознают, что на самом деле, если вдуматься глубже, он бессмыслен. Что значит, что один язык древний, а другой не древний?

Ну, прежде всего, конечно, надо сказать, что существует разумное употребление слов древний язык и древний народ. Скажем, скифы — древний народ, скифский язык — древний язык. Что это значит? А то, что соответствующие люди и их язык были в древности, сколько-то веков назад, а сейчас ни того, ни другого, ни народа, ни языка нет. Такое употребление слов древний язык понятно и разумно. Но часто про современный язык говорят, что он древний. Вот русский язык — древний или нет, армянский язык — древний или нет? А это уже бессмыслица.

Почему бессмыслица? Давайте просто подумаем. У каждого поколения людей, кто бы они ни были, есть свои родители. Так? В какой момент вы ни будете рассматривать мировую историю, у любых людей, которые в этот момент живут, есть предыдущее поколение. И так до момента возникновения человека — если хотите, до Адама. И все эти поколения говорили. Человек, собственно, тем и отличается от остального живого мира, что это говорящее существо, так что возникновение человека и возникновение языка — это примерно параллельные процессы. Итак, с самого начала существования человека как такового существовала и человеческая речь, какие-то языки. И какое бы поколение мы ни взяли, нынешнее, или то, которое жило двадцать веков назад, оно говорит на языке своих родителей. С маленькими отличиями. Дети, как вы знаете, действительно немножко отличаются по языку, но по очень незначительным признакам — некоторые слова употребляют иначе, некоторые звуки могут произноситься чуть-чуть иначе, чем у родителей, — но всё это ничтожно и почти не замечается. Не бывает перестроек языка столь мгновенных и глубоких, чтобы при переходе от одного поколения к следующему возник новый язык, то есть потерялась бы возможность взаимопонимания между родителями и детьми (недовольство по поводу новых словечек у детей — это, разумеется, мелочь). Верно то, что на протяжении жизни многих поколений малые изменения накапливаются, и язык отдаленных предков становится непонятен, но для одновременно живущих поколений этот процесс незаметен, язык всегда ощущается как один и тот же.

Бывало, правда, в истории разных народов, что на некоторой территории один язык сменялся другим. На это уходит как минимум два-три поколения, иногда гораздо больше. Иногда несколько сот лет может уйти. В истории хорошо известны случаи, когда какую-то страну завоевывали иноземцы и возникала ситуация с двумя языками: язык исконный и язык иноземцев. Происходила борьба языков, и могло оказаться, что затем все переходили на какой-то один язык. Не обязательно на язык победителей. Есть примеры, когда переходили на язык победителей, а есть такие, когда, наоборот, победители усваивали язык страны, которую они захватили. И тех, и других примеров довольно много. Но в любом случаев, даже когда происходил такой переход с одного языка на другой, это просто значит, что через два, три, четыре поколения поколение правнуков стало говорить не на том языке, что поколение прадедов.

Но этот новый второй язык вовсе не возник из ничего. Он прекрасно существовал у того народа, которому принадлежал. Так что никакого возникновения нового языка при этом не произошло. Но может произойти потеря старого языка. Это может быть. Потеря языка при таких конфликтах в ходе истории происходила много раз во многих местах. Многие языки прекратили свое существование ровно по этой причине. Ну, например, можно представить себе совсем уж варварский случай, что пришли такие свирепые завоеватели, которые просто уничтожили всех местных жителей. Тогда понятно, что и язык тоже угас. Но даже когда завоеватели не уничтожают их, а всего лишь покоряют, вполне может быть, что те перейдут постепенно на язык победителей, и их собственный язык забудется. Таких забытых языков, о существовании которых мы точно знаем, очень большое количество. И еще гораздо больше таких, о которых мы ничего не знаем, о которых не осталось никакой памяти. Но судьба их, безусловно, была именно такова.


Откуда же тогда взялось множество языков? Ответ: ни в коем случае не за счет того, что какой-то язык вдруг произошел из ничего, а всегда как результат ветвления некоего единого старого языка. Чаще всего это происходит в результате того, что жители какой-то страны делятся: часть уходит на новые места, постепенно связь между двумя половинами народа ослабляется, иногда полностью теряется. Сперва они, конечно, говорят на одном и том же языке, но с течением веков в каждой из этих половин накапливаются какие-то свои изменения языка, и постепенно они перестают понимать друг друга. И тогда это уже два разных языка. Это основной источник того, что в мире много языков.

К чему я всё это говорю? К тому, что понятия древний язык, не древний язык только тогда были бы осмысленны, если бы языки в какой-то момент возникали, если б можно было сказать, что, допустим, армянский язык возник в таком-то веке, а до этого его не было. Но это бессмыслица. Как мы увидели, никакой язык одномоментно никогда не возникает. Следовательно, все языки, которые сейчас существуют, строго говоря, имеют один и тот же возраст. Они восходят к какому-то бесконечно глубокому предку, может быть, к нескольким предкам, но, во всяком случае, предельной глубины жизни человечества. Вот, собственно, ответ, почему вопрос «какой язык древнее?» бессмыслен».
http://elementy.ru/lib/430714?page_design=print

Сохранит ли исследователь очень важный для языкознания тезис, сказать трудно. Но еще раз повторим: «Как мы увидели, никакой язык одномоментно никогда не возникает. Следовательно, все языки, которые сейчас существуют, строго говоря, имеют один и тот же возраст. Они восходят к какому-то бесконечно глубокому предку, может быть, к нескольким предкам, но, во всяком случае, предельной глубины жизни человечества. Вот, собственно, ответ, почему вопрос «какой язык древнее?» бессмыслен».

Египетский язык чаще относят к афразийской (афро-азийской) макросемье.

Еги;петский язы;к (менее точно — древнееги;петский язы;к) — язык древних египтян, коренного населения долины Нила от современного Асуана на юге до берега Средиземного моря на севере. Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи (в рамках данной семьи по мнению одних учёных, наиболее близок к семитским, по мнению других, в частности, И. М. Дьяконова — к чадским языкам[1]). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э. Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 году Ф. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.

Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Египетский_язык

Но – помним исследователя А.А.Зализняка - «все языки, которые сейчас существуют, строго говоря, имеют один и тот же возраст. Они восходят к какому-то бесконечно глубокому предку, может быть, к нескольким предкам, но, во всяком случае, предельной глубины жизни человечества». Так ведь от той «предельной глубины жизни человечества» неизбежно вели счет и вымершие людские языки, включая и египетский.

Хотелось бы в «фа-ра-оне» выявлять нечто подобное «се Ра он» (сын Ра он), да вот исторические реалии мешают. Фараон — современное название царей в Древнем Египте. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н.э. Греческое слово "греч. ;;;;;" заимствовано из Библии (ивр. ;;;;;;;;;); оригинальное египетское "per-oh" буквально означает "великий дом".

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н.э. После объединения Верхнего Египта и завоевания царями Нармером и Менесом дельты Нила (XXXI в. до н.э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фараон

Общеизвестно, Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ра

Ра – по сути – один из создателей мировоздания.
Гелиопольское сказание о сотворении мира (Из Книги познания творений Ра) •
Говорит владыка вселенной (Ра) после того, как он воссуществовал: 'Я тот, кто воссуществовал как Хепра1. Я воссуществовал, и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст.

Не существовало еще небо, и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте.
Я сотворил их там из Нуна2, из небытия.
Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать.
Я размыслил в своем сердце, задумал пред моим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я (еще) не выплюнул Шу3, я (еще) не изрыгнул Тефнут4, и не было другого, кто творил бы со мною.
Я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений.

Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот.
И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: 'Да возрастут они!" И мое Око5 было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня.
После того как я существовал как бог единый - вот три бога со мною.
Я был на этой земле, и Шу и Тефнут возликовали из Нуна, в котором они были, и они привели ко мне мое Око с собой после того, как я соединил мои члены. Я оросил их слезами, и воссуществовали люди из моих слез6, вытекающих из моего ока. И оно разгневалось на меня, когда оно пришло и нашло, что я; сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным7. Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землей...'8.

Примечания:

1. Хепра - одно из наименований солнечного бога. В тексте все время сочетание созвучий, дающих игру слов: 'Хепра' - бог солнца, 'хепер' - 'существовать', 'хепру' - 'существования'.
2. Нун - первоначальный хаос, из которого возник бог солнца Ра.
3. Шу - бог воздуха, сын Ра. Опять игра слов: 'ишешни' - 'я выплюнул' и Шу.
4. Тефнут - сестра и супруга Шу, дочь Ра. Снова созвучия: 'тефни'- 'я изрыгнул' и Тефнут.
5. Око - обычное наименование для любимой дочери Ра, богини Тефнут - Хатор-Сохмет.
6. В подлиннике игра слов: 'ремит' - 'слезы' и 'ремет' - 'люди'.
7. Вторым оком бога является луна.
8. Второй вариант сказания содержится в строках 28, 20-29, 6 (с. 69-72 издания транскрипции Фолькнера).
http://ru-egypt.com/sources/26

Глаз Ра так наблюдал за древним миром, как неомасонский глаз за современным, к примеру, поглядывая на каждого с американских долларов.

Индоевропейство и афразийство 15 – 20 тысяч лет назад имели в истоках сотни близких корней.
В частности, в доностратическом словаре Алана Бомхарда отмечены корни
№ 595. (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА – афразийские языки, из которых и египетский).
№ 599. (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА).
Глаз Ра – это был важный символ, как бы перешедший в масонский знак вечного промысла

Интересны и другие корни на «r-«.
№ 598. (ram-) «Останавливать, отдыхать, расслабляться» (ИЕ, АА).
№ 601. (ruw-) «Резать, рвать, разбивать на части» (ИЕ, ФУ).
№ 592. (rak[h]-) «Вить, вращать, вязать» (ИЕ, АА).
№ 600. (rak[h]-) «Класть вместе, приводить в порядок, устраивать» (ИЕ, ФУ).
№ 591. (rak’-) «Вытягивать, расширять, затягивать» (ИЕ, АА).
№ 596. (riy-) «Благоденствовать, процветать, буйно расти» (ИЕ, АА).
№ 594. (raw-a;-) «Быть просторным, широким» (ИЕ, АА).

Просторная и широкая послеледниковая Волга вполне заслуживала быть родиной бога солнца Ра, вечно странствующего по небу в ладье.
Во;лга (мар. Юл, тат. Идел, чувашск. Ат;л, эрз. Рав, ст.-слав. Вльга) — у античных авторов первых веков н. э. (Клавдий Птолемей и Аммиан Марцеллин) Волга называлась Ра лат. Rha (ср. эрз. Рав). http://ru.wikipedia.org/wiki/Ра_(антич._назв._р._Волги)


Рангха - в иранской мифологии (в "Авесте") мировая река. Омывала одну сторону мира и выступала символом края света, максимальной удалённости.
Образ Р., видимо, - один из древнейших в иранской (и всей индоевропрейской ?) мифологической традиции. Обычный эпитет Р. - "исток и устье которой пребывают далеко (отсюда)". У индоевропейцев - в округе гор Рип (см.; так же "скифы древнее египтян"). Глубина её в тысячу раз превышала рост человека ("Яшт" V 63, 81; X 104; XIV 29). В её бассейне обитали "безголовые" племена ("Видевдат" I 19). В Р. водится гигантская благая рыба Кара (19, 42; "Бундахишн" 18, 3). Ряд исследователей (в частности, В.И. Абаев) отождествляют Р. с Волгой. В "Ригведе" Р. соответствует река Раса. (Лит.: Абаев В. И., К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов, в сб.: Древний Восток и античный мир, [М.], 1972). Урас, Орус, урис, расна (этруски) и т.п. - одни из древнейших названий "русских" (росов-русов) в разных языках, особенно у тюрков.
Ныне в свете ностратической теории корень "рио-рея-рая-река" углубляется в историю на десятки тысяч лет (см.:геноглоттохронология), хотя бы к началу освоения Америки (геноэтнология). Одним из других следов этого освоения признается и линия "ильма": Ильменау - Ильмень - Илим - Илиамно.

http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2128
http://www.mifinarodov.com/r/rangha.html

Позднеантичные римляне имели какие-то сведения о спорах мыслителей Великой Скифии и Древнего Египта, кто же именно в цивилизационных истоках старше.
Назовем росами (пра-росами и т.д.) всех первых жителей будущей России, на землях которой – по мнению археологов – пращуры людей появились миллионы лет назад. Севернее Кавказа, на берегах реки Лены, в других местах. Хотя в древности наших земляков называли самыми разными именами. Наиболее распространенным было «скифы» (скиты, скитальцы; «ашкузы» у ассирийцев; «ашкеназы» в библии, как позже стали называть и северо-восточных семитов, «древнерусских евреев»).

Римские ученые 1-1У вв., на основе греческих и других данных, поддерживали версию, что «скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения». По мнению египтян, «при начале мира» крайние страны не могли производить или принимать людей из-за чрезмерной жары и ужасного холода.

Скифы не признавали умеренность климата доказательством древности. Природа сразу создавала существа, способные выживать в любой местности. И «насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души». Если верить античным ученым, скифы допускали происхождение нынешних частей света из единого континента, создание всей земли из огня и водного потока, первоначально заливавшего землю. Версия о цивилизационном приоритете севера – в силу тектонических и иных причин – ныне тоже разрабатывается достаточно убедительно, о чем свидетельствует и книги и публикации в Интернете многих современных авторов.

Так в античных данных представлены реальные научные допущения.
Египтяне считали, что только умеренный климат Египта и его плодородие сделали низовья Нила «первоначальной родиной людей», что любопытно согласуется с современными представлениями ученых-генетиков..

По убеждениям северных мудрецов, Северная страна (Скифия) раньше других смирила испепеляющую жару холодами, а скифские горы (Рипы, Рыбы) быстрее освободились от воды. Вывод ясен: «Тем раньше начала она производить живые существа». Скифы заметили, что обильное течение их рек переполняет Меотиду (Азовское море), затем наполняет Понтийское (Черное) и Египетское (Средиземное) моря.. Египет не спасали и не спасают от напора северных рек плотины и каналы. Но царские плотины и иловые наносы Нила и образовали Египет.

«Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения» (Вестник древней истории: ВДИ. 1949. № 1. С.249). Это свидетельство позднеантичных римских ученых Помпея Трога и Юстина официозной наукой устойчиво замалчивается. А ведь оно работает на версию о том, что около 3553 г. До н.э. (за 2800 лет до основания Рима) древнейшие скифы достигли господства в Европе и Азии.

Искусство далеких пращуров-земляков россиян было одним из высокоразвитых на планете, что ярко проявляется и в знаменитых Палеолитических Венерах (рис.3). Их создавали первые скульпторы 25 – 30 тысяч лет назад в ряде мест России. Это отчасти отражает книга З.А.Абрамовой «Палеолитическое искусство на территории СССР» (эта книга давно ждет сканирования и публикации в Интернете)..

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111074.htm

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111060.htm

Возможно, Помпей Трог и Юстин, Павел Оросий и другие образованные римляне первых веков нашей эры несколько преувеличивали достижения Великой Скифии по сравнению с цивилизацией на берегах Нила. Но хотя бы кратко упоминать об этих «преувеличениях» стоит. Все же речь идет о наших пращурах-земляках.

Так Ра или Рэ. Академик А.А.Зализняк это допускает, исследователя А.А.Зализняка это не особо и волнует, а «дилетанта» П.М.Золина интересует несколько вопросов.

Не формировался ли образ Ра (и подобные ему) у «доностратиков»  хотя бы в нижнем палеолите, при этом божество у разных землячеств могло иметь и созвучный ононим ?!

Не были ли берега Волги одними из ранних мест почитания подобного божества, отсюда и река приняла название Ра (Раса, Рангха) ?!

Многообразны ли археологические связи по линии низовья Волги и Дона – низовья Нила ?!

Варианты самых общих ответов тяготеют к положительным.
Или все не так, Ра – однозначно Рэ ?!


Рецензии
Древняя доалфавитная письменность практически была открыта благодаря усилиям лингвистов в 18-19 веках, но есть достаточно большая группа мёртвых языков, которые не поддаются дешифровке до настоящего времени, например, этрусский, фракийский, малоазийские языки. Кроме того, древнеегипетские тексты частично не дешифрованы, а те, что имеют официальные переводы требуют коррекции, поскольку открыватель древнеегипетского письма Шампольон основывал свои переводы на коптской письменности, происходящей от греческого языка, но последний является искусственным языком, как, впрочем, и латинский язык. Например, имя древнеегипетского бога солнца Ра принято в исторических анналах всего мира, но инверсное чтение Ра – Ar > jar – Яр (слав.), Яр (Ярило, яркий - эпитеты) – бог солнца у славян говорит о более правильной и осмысленной трактовке имени египетского бога. Можно возразить. Ну, назвали по другому бога, а смысл ведь верный Ра/Яр - бог солнца. Однако, подмена имени ведёт зачастую к подмене понятия. Например, принятое академическое имя древнеегипетского бога письма - Тот противоречит истине. Богом письма должен считаться жук Скарабей, поскольку последний «скрябает», т.е. пишет и во всех языках – графо от греч. пишу, черчу, рисую.
Графо – grafo – skrjabo/skrip – скрябать/скрипеть (слав.)(пропуск s, ред. k/g, b/f; ред. p/f) – составная часть сложных слов, означающая: относящийся к письму, рисованию. [БСЭ]
А бога Тота изображает птица Ибис на жертвенном помосте. Следовательно, Тот – скорее всего бог жертвоприношений.

Тезан   05.07.2015 09:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.