Возможно ли гражданское общество в пост-тоталитарн
Возможно ли гражданское общество в пост-тоталитарной стране!?
Человечество развивается по спирали. “ По восходящей”- утверждают оптимисты, указывая на бесспорный технологический прогресс. “По нисходящей” - говорят пессимисты, кивая на очевидную моральную деградацию, и прежде всего “цивилизованных наций”.По-моему, вторые ближе к истине, особенно в связи с произошедшими в Америке событиями апокалиптического свойства. Обрушение башен-небоскрёбов есть несомненный символ крушения надежд на разумное разрешение мировых противоречий: ведь нельзя же назвать разумным клич “дикого запада” - Все на войну с терроризмом! Загнать терроризм в подполье – верный способ накликать ещё большие беды. Все разрушительные революции выходили из подполья. Не видеть, что за силами террора стоят этно-исторические и семейно-нравственные противоречия “цивилизованного Запада” и “нецивилизованного Востока” по крайней мере неразумно!
Снести верхушку айсберга - не значит уничтожить весь айсберг. Истина банальная, но доходчивая. Международный терроризм – это способ решения назревших международных проблем средствами террора, малыми силами. Это чем-то напоминает русских террористов-революционеров, не имеющих сил поднять массы ,совершающую революцию, но стремящихся запугать власть. Есть над чем задуматься всем, особенно политикам. До сих пор мир знал лишь две формы разрешения межгосударственных конфликтов: мирную дипломатическую и кровавую военную.
Такие мысли пришли в голову в связи и поскольку подобного рода высказывания и призывы решать всё одним махом раздаются со всех сторон и по разным обстоятельствам. Призыв к созданию “гражданского общества” из этого списка. История знает различные типы человеческого сообщества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, капиталистический (индустриальный) и посткапиталистический (пост-индустриальный). Что касается первых пяти, то там вроде бы всё ясно – общества были (и есть “кое-где ещё у нас”) эксплуататорскими, классовыми , несправедливыми. Каждому обществу соответствовал свой тип государства. Не государство – справедливый посредник между классами (Гегель), а государство- орудие угнетения меньшинством большинства (Маркс).
Но по поводу пятого типа общества научная мысль увязла в трясине разногласия, разноречивых суждений. И этому есть основание. Благодаря небывалому в истории технологическому прогрессу в двадцатом веке (восходящая спираль развития) стало возможно доселе неизвестное сообществу людей явление, когда в высокоразвитых странах большинство эксплуатирует меньшинство. Зачем большинству ещё какое-то “орудие угнетения” меньшинства , если оно и так большинство? Много прилежания и усердия вложили буржуазные идеологи в дело оболванивания трудолюбивого меньшинства, чтобы факт эксплуатации (эксплуатация – это когда одни живут за счёт труда других) представить как “добровольное служение обществу”. Служение такому обществу (“свободному”, “открытому”, “гуманистическому” и т.д. и т.п.), где каждый занимается “своим делом”: богатый богатеет, бедный беднеет, вор ворует, полицейский вора ловит, судья вора “судит” - богатого вора отпустить с миром “за не доказанностью улик”, а бедного вора осудит “на полную катушку”, тюремщик караулит осуждённого, президент являет “высшую милость” и объявляет амнистию и вор “на свободе” для того, чтобы “спустя-погодя” опять попасть за решётку.
Можно говорить о буржуазном обществе, о феодальном и даже рабовладельческом, но всем ли им присущ признак гражданского общества? Конечно же нет! Гражданское общество – это общество граждан, а не “подданных его Величества” или ,уж тем более, скопище “говорящей скотины” - рабов. Это не тавтология, а суть понятия “гражданское общество”. В чистом виде и во всём своём блеске гражданское общество явило себя в период развала феодализма, когда частная собственность, основанная, как правило, на семейном труде и в городе и в деревне, стала доминирующей формой хозяйствования.
Это было “золотым веком” гражданского общества. С переходом буржуазного общества в свою капиталистическую фазу гражданское общество испустило дух, оставив бледный свой отпечаток в конституциях всех “демократических “государств”, и факт его былого существования может быть и греет чью - то душу, но ничего не даёт досужему уму.
Всё сказанное относится прежде всего к Европе. Америке (американцам) повезло и в этом отношении. Континентальные изгои - они сумели всё же вернуть себе “серебряный век” гражданского общества, создав феномен двадцатого века - средний класс!
Американский средний класс, как и его младший собрат – европейский средний класс – это тема особого разговора. Сейчас важно определиться с понятием “среднего класса”. Следует знать, что с понятием “средний класс” не связывается преобладающая роль в обществе людей со средними (приличными) доходами, то есть некая статистически средняя величина “правит бал”. Под средним классом понимаются граждане государства , являющиеся одновременно и наёмными работниками (физического или умственного труда) и владельцами небольших (чаще всего семейных) частных средств производств (мастерские), средств обслуживания (магазины, закусочные) и информации (радио-телестудии) или просто держателями акций. Это их срединное положение делает их весьма чувствительными ко всем колебаниям социально-экономических факторов, поскольку выигрывая в одном , они проигрывают в другом. Постоянный поиск “золотой середины” в противоречивых жизненных обстоятельствах этими гражданами и составляет существо стабильности такого (американского) общества.
В недавно вышедшей работе (Агафонов А.Ф. Социодинамика глобальных исторических процессов., Кишинёв, 2000г.) , если и не доказано, то убедительно показано (в исторической науке одно стоит другого),
что история развивается циклами, которые поддаются количественному описанию,
что каждому народу присущ только ему свойственный трафик исторического движения, что кроме сил притяжения в историческом развитии народов существуют и силы отталкивания, что объясняет с необходимостью многополярность мира,
что нет цивилизованных и нецивилизованных наций, а есть свой менталитет и границы толерантности каждого народа и каждого анклава.
Тенденции социально-экономического развития страны определяется существующим положением вещей в этой области и никакого перескока через этап развития быть не может, а система неугомонных случайных факторов (куда входят и противоборство разнообразных политических и экономических интересов субъектов исторического процесса) или мешает, или способствует такому процессу.
В свете сказанного, тоталитаристский режим имеет своим последышем не демократический режим , а режим олигархический, который по прошествии исторического времени сменяется феодализацией общественных отношений, и уже только разложение этих последних сможет нам дать контуры грядущего гражданского общества. Гражданское общество не может быть ничем иным, как обществом с преобладанием свободных частных предпринимателей, как было в прошлом, или в современном виде как подавляющее представительство в обществе лиц среднего класса.
Свидетельство о публикации №209120401170
Андрей Староверов 10.08.2010 22:57 Заявить о нарушении
Андрей, уважаемый! Да не надо сильно расстраиваться!+Эту статью я написал лет 10 назад и применительно к МЫШЛЕНИЮ ЛИБЕРАСТОв,к которым никак себя не ОТНОШУ.Я временно стал на их позиции и с их позиций (в им понятных терминах) РАЗъясняю же Им,что до желаемого ими ГРАЖДАНСКОГО общества (которое несомненно есть и во Франции, и в США) ОЧЕНЬ далеко по причинам....(далее см мою статью) Я ни в коем случае не адепт Гражданского общества! Более того-я ярый противник ОНОГО, поскольку стою на позиции МАРКСА, а значит, на позиции КОММУНИЗМА (не путать с СССР, где даже и социализма не было!).Смотрите мои статьи "Как Ленин извратил Маркса".
Поэтому-"Тьфу, дальше не могу, тошно разъяснять азбучные истины. Полное разрушение системы мышления, что и требовалось доказать". - НЕ в МОЮ сторону, уважаемый Андрей! Мы же - идейно родственные люди! Прачитайте же у меня много из публициситики на эту тему.Жму руку.анатолий Фёдорович.
Анатолий Фёдоров 11.08.2010 01:17 Заявить о нарушении
Андрей Староверов 11.08.2010 19:54 Заявить о нарушении
Анатолий Фёдоров 11.08.2010 20:51 Заявить о нарушении
"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык. Русский язык открывается до конца в своих по истине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли". К.Г. Паустовский
Или: "Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский Язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас".
И.С. Тургенев
Или: "Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка".
А.П. Сумароков
Могу продолжить словами В.И.Даля, Толстого, Ушинского, Карамзина, Герцена, Менделеева ...., если интересно интернационалисту по Марксу, конечно. Вот Вам и лигвистический принцип, правильнее языковой или культурный. Хотя зачем пишу, ведь и так всё понятно. Имею честь.
Андрей Староверов 12.08.2010 18:46 Заявить о нарушении
«Влияние иностранного слова несомненно разслабляюще, когда падаеть на умственную почву, не подготовленную к его восприятию, — когда говорящий не отдает себе отчёта в корнях этого слова. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина (*полуправда значительно опаснее и хуже откровенной лжи) есть уже заблуждение.…Да, вопрос об иностранных словах, важен, конечно, не только с точки зрения засорения языка, но и с точки зрения искажения мыслительного аппарата и, как одного из его рычагов, — слуховой чувствительности к речевой правильности. А чувствительность наша притупляется, — уже не разбирают люди, что правильно и что неправильно и почему неправильно. Мы отошли от тех корней, которые питают нашу речь, если можно так выразиться, смысловыми соками. Усыхает яркость природная. Мы ушли от нея и уходим всё дальше. И хочется вспомнить знаменитые слова Тургенева о русском языке, — что только великому народу дан великий язык. Но что же мы из него сделали? Что сделали из «великого, могучего, правдивого, свободного»?
Князь Сергей Михайлович Волконский
Андрей Староверов 12.08.2010 19:45 Заявить о нарушении
Анатолий Фёдоров 12.08.2010 21:33 Заявить о нарушении
Вот вся Ваша суть. Вы западо поклонник - вражина. Вот и выкручиваетесь, когда прижали. Я что когдато писал о своей пиверженности науке? Это Вы пытаетесь доказать что рассуждать об справедливом устройстве общества, правильной жизни в семье, отношениях между поколениями могут только учёные, полностью запутавшиеся в созданных ими терминологических аппаратах. Я рассуждаю как человек, мои ученики рассуждают как человеки. Знать общество и самого себя не может быть частной наукой созданной для зарабатывания бабок - этим должны заниматься все члены общества, каждый на своём возрастном уровне, а Вы наука. Мог ли быть Пушкин учёным в современном понимании? А Даль, А Сумароков, А паустовский, А Толстой? Вообще за зарплату великим можно стать? Да, в частных науках можно применять иностранные термины, особенно когда явление открыто на западе (компьютер, например), но в вопросах общественной жизни Вам, не русскому по духу уже ответили русские сеточи, не суйтесь со соими иностранными лукавыми терминами. Но Вам, что русские мудрецы, Вы же марксист-интернационалист прикидывающийся русским патриотом.
Андрей Староверов 12.08.2010 22:31 Заявить о нарушении
Анатолий Фёдоров 13.08.2010 13:24 Заявить о нарушении