Возможно ли гражданское общество в пост-тоталитарн

Роясь в своём архиве, я наткнулся на свою статью, написанную мною в начале 2000-х.Ничего в ней не устарело, поэтому решил опубликовать сейчас.
 
Возможно ли гражданское общество в пост-тоталитарной стране!?

Человечество развивается по спирали. “ По восходящей”- утверждают оптимисты, указывая на бесспорный технологический прогресс. “По нисходящей” - говорят пессимисты, кивая на очевидную моральную деградацию, и прежде всего “цивилизованных наций”.По-моему, вторые ближе к истине, особенно в связи с произошедшими в Америке событиями апокалиптического свойства. Обрушение  башен-небоскрёбов есть несомненный символ крушения надежд на разумное разрешение мировых противоречий: ведь нельзя  же назвать разумным  клич “дикого запада” - Все на войну с терроризмом! Загнать терроризм в подполье – верный способ  накликать ещё большие беды. Все разрушительные  революции выходили из подполья. Не видеть, что за  силами террора стоят этно-исторические и семейно-нравственные противоречия “цивилизованного Запада” и “нецивилизованного Востока” по крайней мере неразумно!
   Снести верхушку айсберга - не значит уничтожить весь айсберг. Истина банальная, но доходчивая. Международный терроризм – это способ решения назревших международных проблем средствами террора, малыми силами. Это чем-то напоминает русских террористов-революционеров, не имеющих сил поднять массы ,совершающую революцию, но стремящихся запугать власть. Есть над чем задуматься всем, особенно политикам. До сих пор мир знал лишь две формы разрешения межгосударственных  конфликтов: мирную дипломатическую и кровавую военную.
   Такие мысли пришли в голову  в связи и поскольку подобного рода высказывания и призывы решать всё одним махом раздаются со всех сторон и по разным обстоятельствам. Призыв к созданию “гражданского общества” из этого списка. История знает различные типы человеческого сообщества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, капиталистический (индустриальный) и посткапиталистический (пост-индустриальный). Что касается первых  пяти, то там вроде бы всё ясно – общества были (и есть “кое-где ещё  у нас”) эксплуататорскими, классовыми , несправедливыми. Каждому обществу соответствовал свой тип государства. Не государство –  справедливый посредник между классами (Гегель), а государство- орудие  угнетения меньшинством большинства (Маркс).
 Но по поводу пятого типа общества научная мысль увязла в трясине разногласия, разноречивых суждений. И  этому есть основание. Благодаря небывалому в истории технологическому прогрессу в двадцатом веке  (восходящая спираль развития) стало возможно  доселе неизвестное сообществу людей  явление, когда в высокоразвитых странах  большинство эксплуатирует меньшинство. Зачем большинству ещё какое-то “орудие угнетения” меньшинства , если оно и так большинство? Много прилежания и усердия вложили буржуазные идеологи в дело оболванивания трудолюбивого меньшинства, чтобы факт эксплуатации (эксплуатация – это когда одни живут за счёт труда других) представить как “добровольное служение обществу”. Служение такому обществу (“свободному”, “открытому”, “гуманистическому” и т.д. и т.п.), где каждый занимается “своим делом”: богатый богатеет, бедный беднеет, вор ворует, полицейский вора ловит, судья вора “судит” - богатого вора отпустить с миром “за не доказанностью улик”, а бедного вора  осудит “на полную катушку”, тюремщик  караулит осуждённого, президент являет “высшую милость” и объявляет амнистию и  вор “на свободе” для того, чтобы “спустя-погодя” опять попасть за решётку.
 Можно говорить о буржуазном обществе, о феодальном и даже рабовладельческом, но всем ли им присущ признак гражданского общества? Конечно же нет! Гражданское общество – это общество граждан, а не “подданных его Величества” или ,уж тем более, скопище “говорящей скотины” - рабов. Это не тавтология, а суть понятия “гражданское общество”. В чистом виде и во всём своём блеске гражданское общество явило себя  в период развала феодализма, когда частная собственность,  основанная, как правило, на семейном труде и в городе и в деревне, стала доминирующей  формой хозяйствования.
Это было “золотым веком” гражданского общества. С переходом буржуазного общества в свою капиталистическую фазу гражданское общество  испустило дух, оставив  бледный свой отпечаток в конституциях всех “демократических “государств”,  и факт его былого существования может быть и греет чью - то душу, но ничего не даёт досужему уму.
 Всё сказанное относится прежде всего к Европе. Америке (американцам) повезло и в этом отношении. Континентальные изгои - они сумели всё же вернуть себе “серебряный век” гражданского общества, создав феномен двадцатого века  - средний класс!
  Американский средний класс, как и его младший собрат – европейский средний класс – это тема особого разговора. Сейчас важно определиться с понятием “среднего класса”. Следует знать, что с понятием “средний класс” не связывается преобладающая роль в обществе людей со средними (приличными) доходами, то есть некая статистически средняя величина “правит бал”. Под средним классом понимаются граждане государства , являющиеся одновременно и наёмными работниками (физического или умственного труда) и владельцами небольших (чаще всего семейных) частных  средств производств (мастерские), средств обслуживания (магазины, закусочные) и информации (радио-телестудии) или просто держателями акций. Это их срединное положение делает их весьма чувствительными ко всем колебаниям социально-экономических факторов, поскольку выигрывая в одном , они проигрывают в другом. Постоянный поиск “золотой середины”  в противоречивых  жизненных обстоятельствах этими  гражданами и составляет существо стабильности такого (американского) общества.
  В недавно вышедшей работе (Агафонов А.Ф.  Социодинамика глобальных исторических процессов., Кишинёв, 2000г.) , если и  не доказано, то убедительно показано (в исторической науке одно стоит другого),
  что история развивается циклами, которые поддаются количественному описанию,
 что  каждому народу присущ только ему свойственный трафик исторического движения, что кроме сил притяжения в историческом развитии народов существуют и силы отталкивания, что объясняет с необходимостью многополярность мира,
 что нет цивилизованных и нецивилизованных наций, а есть свой менталитет и границы толерантности каждого народа и каждого анклава.
     Тенденции социально-экономического развития страны определяется существующим положением вещей в этой области и никакого перескока через этап развития быть не может, а система неугомонных случайных факторов (куда входят и  противоборство разнообразных политических и экономических интересов субъектов исторического процесса)  или мешает, или способствует такому процессу.
В свете сказанного, тоталитаристский режим  имеет своим последышем не демократический режим , а режим олигархический, который по прошествии исторического времени сменяется феодализацией общественных отношений, и уже только разложение этих последних сможет нам дать контуры грядущего гражданского общества. Гражданское общество не может быть ничем иным, как обществом с преобладанием свободных частных предпринимателей, как было в прошлом, или в современном виде как подавляющее представительство в обществе лиц среднего класса.


Рецензии
Прочёл, Анатолий Фёдорович Вашу статью. Да, безусловно Вы очень умный человек, это позволяет Вам мыслить довольно таки системно, в отличии от тех с кем Вы заочно ведёте дискуссию. Однако, это только довольно таки много значит и если долго не разглагольсьвовать, то я бы сказал так, Вы пытаетесь антисистему или представителей её заставить работать по некой близкой к человеческой системе, но это не возможно и в первую очередь даже не потому, что антисистема функционирует по своим, чаще неоглашённым правилам и на Ваши и мои опусы внимания не обращает. Собака лает, а караван идёт. Невозможность эта заключается прежде всего в том, что у этой анитсистемы есть универсальный инструмент вписывания как лохов, так и умных протестантов и система эта называется – язык или терминология. Особый язык как набор специальных терминов, как учёному Вам должно быть понятно, что и формирует в первую очередь систему научных дисциплин. А в области общественной, в области обществоведения – в первую очередь. Не помню кто сказал в древности, но мысль очень правильная: Пользоваться языком врага – заранее обрекать себя на поражение. Мне было даже тяжеловато читать Вашу статью, настолько она прегружена терминами антисистемы, я называю её либерастической. Причём, Вы умудряетесь не просто их употреблять, как некоторые русские мат, нет Вы с помощью этих терминов думаете. Вот и получается, что по оглашению Вы борец с либерастией, а по умолчанию - несёте в массы чуждые русским термины, термины разрушающие систему мышления русского человека. Вот и думаю, что же мне делать, описывать каждый термин либервстов и разжёвывать, что это значит на русском или нет. Пожалуй, ограничусь просто Вашими выводами, где Вы выстроили некую систему взглядов из ИХ терминов и уверяете меня, что эта система «сможет нам дать контуры грядущего гражданского общества». Я же в своих статьях доказываю, что даже первые контуры «гражданского общества» привели мир к краю пропасти и дальнейшие контуры мне и миру не только не нужны, но и опасны, и надо сворачивать этот проект. Само словосочетание уже внутренне противоречиво, а значит губительно для системы, системы мышления. В этом словосочетании на первом месте, а значит системно важнее – гражданственность или приоритет государства, а общество, общее объединяющее людей - вторично. В Человеческой системе всё с точностью до наоборот, должно быть (думаю что так было некогда и когда то будет ещё). Вот нам и Ваша «борьба» с государством, подавляющем общество и человека! Ну и далее вывод вообще убийственный для общества человеков: «Гражданское общество не может быть ничем иным, как обществом с преобладанием свободных частных предпринимателей, как было в прошлом, или в современном виде как подавляющее представительство в обществе лиц среднего класса». Этим выражена вся Их и, получается Ваша, система, выражены идеалы. Оказывается общество – это сообщество людей где преобладают, довлеют, владеют, принимают решения… «свободные частные предприниматели». Всё приехали, как будто бы сегодня в цивилизованных обществах не так!? Да, оказывается частная инициатива в наживе, объединение существ для этой наживы и более того, их преобладание над другими даст возможность управляемым жить в обществе, т.е. благоденствовать! Да что же общего то будет у этих свободных от совести с теми над кем они будут преобладать? Тьфу, дальше не могу, тошно разъяснять азбучные истины. Полное разрушение системы мышления, что и требовалось доказать. Люди! Не пользуйтесь языком врага, пользуйтесь великим и могучим, может чё у вас (в смысле у нас) и получится.

Андрей Староверов   10.08.2010 22:57     Заявить о нарушении
«Гражданское общество не может быть ничем иным, как обществом с преобладанием свободных частных предпринимателей, как было в прошлом, или в современном виде как подавляющее представительство в обществе лиц среднего класса».

Андрей, уважаемый! Да не надо сильно расстраиваться!+Эту статью я написал лет 10 назад и применительно к МЫШЛЕНИЮ ЛИБЕРАСТОв,к которым никак себя не ОТНОШУ.Я временно стал на их позиции и с их позиций (в им понятных терминах) РАЗъясняю же Им,что до желаемого ими ГРАЖДАНСКОГО общества (которое несомненно есть и во Франции, и в США) ОЧЕНЬ далеко по причинам....(далее см мою статью) Я ни в коем случае не адепт Гражданского общества! Более того-я ярый противник ОНОГО, поскольку стою на позиции МАРКСА, а значит, на позиции КОММУНИЗМА (не путать с СССР, где даже и социализма не было!).Смотрите мои статьи "Как Ленин извратил Маркса".
Поэтому-"Тьфу, дальше не могу, тошно разъяснять азбучные истины. Полное разрушение системы мышления, что и требовалось доказать". - НЕ в МОЮ сторону, уважаемый Андрей! Мы же - идейно родственные люди! Прачитайте же у меня много из публициситики на эту тему.Жму руку.анатолий Фёдорович.

Анатолий Фёдоров   11.08.2010 01:17   Заявить о нарушении
EУважаемый Анатолий Фёдорович! Мне трудно это написать, но всё же я не с Вами. Я стою на позициях мышления на родном языке, Вы, к сожалению, на позициях мышления на латинском. В этой ситуации, я уже пояснял, говорящий на вражьем языке - враг, хоть может и не осознаёт этого. Во времена Отечественной войны 1812 года, когда русская элита была уже поражена повсеместным применением французского, часто русские партизаны нападали на наши части ибо офицеры двигаясь в лесу разговаривали на вражьем языке. Это как бы по ошибке, но ошибочка то по фрейду. Хотя..., может быть Вы соизволите объяснить что значат на русском некоторые понятия произошедшие от латинского социум и которыми Вы пользуетесь: Социализм, социалистическая партия. А вообщето система мышления в социуме деградировала давно и одним из признаков я считаю применение такого названия: английский чай. Это произошло давно и неизправлено и по сей день.

Андрей Староверов   11.08.2010 19:54   Заявить о нарушении
Андрей! Такое филологическое пуританство до хорошего не доведёт! По вашему получается,что люди, раговаривающие на разных языках, вообще не могут быть ИДЕЙНЫМИ сторонниками? Чушь-то какая?! Я и не напрашиваюсь к вам в друзья, но такой выбор друзей, по такому лингвистическому ПРИЗНАКУ меня ПРОСТО шокирует! Впервые за 75 лет жизни встречаю ТАКОй абсурд! Я сторнник самого широкого использования, пропаганды всего русского (от нормального языка , до всех видов искусств), но бороться с названиями, уже укоренившимися, видеть в этом дъвольское наваждение, более того, причину наших бедствий-ПОМИЛУЙТЕ, дорогой,ЭТО просто ФОБИЯ!!!Очень сожалею,посольку вижу здравую основу ваших суждений, но в такой "упаковке" -они "НИКЧЕМНЫ"!!! Будьте здравы. А.Ф.

Анатолий Фёдоров   11.08.2010 20:51   Заявить о нарушении
Анатолий Фёдорович, я никогда Вам не предлагал личную дружбу, в прочем как и Вы мне. Мы пытались найти друг в друге идейных сторонников по спасению от либерастов, что могло быть основой и личной дружбы. Но к сожалению, я опять таки вынужден объяснять азбучные истины. Люди разговаривающие на разных языках, чисто теоретически, статистически могут оказаться идейными сторонниками, но на практике они даже узнать об этом не смогут, чтобы такмими стать надо как говориться пуд соли съесть, а значит общаться на одном языке. Ну как Вы, дружище определите что Вы идейный сторонник с африканцем племени дагонов, не знающем ни одного цивилизованного языка? И в этом смысле меня удивляет, что Вас шокирует выбор друзей по лингвистическому признаку. Можно правда ещё и обнюхивать, но обоняние у меня не важное. Вы, что? Ну попробуйте не применить лингвистический признак: Я заявляю, что хотелб ы с Вами дружить. Это первое. Но второе, заявляю, что Вы, ваша семья, ваша страна мне чужды, в тяжёлой ситуации для Вас и ваших близких я руки не протяну, попросите пить налью яду, враги ваши - мои друзья. И что, в этой ситуации вы по Вашему лингвистическому принципу будете считать меня своим другом? Очнитесь! То, что Вы не ощущаете за Вашими словами скрытого вражеского смысла, не значит, что его нет. Я даже не о своих вымыслах, можно просто взять латинско-русский словарь и прочитать преводы применяемых Вами слов. Ну позвольте, как я должен себя вести если мой потенциальный соратник например называет меня козлом или ещё лучше врагом, но по английски, и объясняет что в его понимании это очень уважительное обращение к другу, я прошу называй тогда по-русски, он упорствует, отсылаю к словарю - упорствует. Вот и я Вам пытаюсь обьяснить, что я за некоторыми важными для Вас, а значит судя по Вашим ответам и для меня, для нашей Родины, словам я понимаю и другой смысл, смысл опасный для меня и моей Родины. А Вы упорствуете, ну чтож. У Вас есть выбор, можно объяснить русским языком, без терминов двойного трактования или остаться на старых позициях, но тогда Вы предупреждены Вы мой , не друг, а недруг. Не применяю более сильных русских синонимов, ибо язык, особенно русский - красивая и мощьная штука. Вас как русского человека не затрагивают такие мысли?
"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык. Русский язык открывается до конца в своих по истине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли". К.Г. Паустовский
Или: "Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский Язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас".
И.С. Тургенев
Или: "Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка".
А.П. Сумароков

Могу продолжить словами В.И.Даля, Толстого, Ушинского, Карамзина, Герцена, Менделеева ...., если интересно интернационалисту по Марксу, конечно. Вот Вам и лигвистический принцип, правильнее языковой или культурный. Хотя зачем пишу, ведь и так всё понятно. Имею честь.

Андрей Староверов   12.08.2010 18:46   Заявить о нарушении
Заглянул в архив и не могу не продолжить:
«Влияние иностранного слова несомненно разслабляюще, когда падаеть на умственную почву, не подготовленную к его восприятию, — когда говорящий не отдает себе отчёта в корнях этого слова. Как всякое полузнание, оно хуже незнания, всё равно как полуистина (*полуправда значительно опаснее и хуже откровенной лжи) есть уже заблуждение.…Да, вопрос об иностранных словах, важен, конечно, не только с точки зрения засорения языка, но и с точки зрения искажения мыслительного аппарата и, как одного из его рычагов, — слуховой чувствительности к речевой правильности. А чувствительность наша притупляется, — уже не разбирают люди, что правильно и что неправильно и почему неправильно. Мы отошли от тех корней, которые питают нашу речь, если можно так выразиться, смысловыми соками. Усыхает яркость природная. Мы ушли от нея и уходим всё дальше. И хочется вспомнить знаменитые слова Тургенева о русском языке, — что только великому народу дан великий язык. Но что же мы из него сделали? Что сделали из «великого, могучего, правдивого, свободного»?
Князь Сергей Михайлович Волконский

Андрей Староверов   12.08.2010 19:45   Заявить о нарушении
В ответ-только ОДНО!Внимательно прочитайте ранее мною Вам написанное...не уяснили...ВСЯ наука пришла к нам с Запада на "ихнем языке". Предлагаете пересоздать всю науку на СЛАВЯНСКОМ?!Никакого научного и культурного обмена между народами?...У вас не ИДЕЯ,а ИДЕЯ ФИКС, точнее, ДИАГНОЗ.....Имею честь

Анатолий Фёдоров   12.08.2010 21:33   Заявить о нарушении
В ответ-только ОДНО!Внимательно прочитайте ранее мною Вам написанное...не уяснили...ВСЯ наука пришла к нам с Запада на "ихнем языке". Предлагаете пересоздать всю науку на СЛАВЯНСКОМ?!Никакого научного и культурного обмена между народами?...У вас не ИДЕЯ,а ИДЕЯ ФИКС, точнее, ДИАГНОЗ.....Имею честь
Вот вся Ваша суть. Вы западо поклонник - вражина. Вот и выкручиваетесь, когда прижали. Я что когдато писал о своей пиверженности науке? Это Вы пытаетесь доказать что рассуждать об справедливом устройстве общества, правильной жизни в семье, отношениях между поколениями могут только учёные, полностью запутавшиеся в созданных ими терминологических аппаратах. Я рассуждаю как человек, мои ученики рассуждают как человеки. Знать общество и самого себя не может быть частной наукой созданной для зарабатывания бабок - этим должны заниматься все члены общества, каждый на своём возрастном уровне, а Вы наука. Мог ли быть Пушкин учёным в современном понимании? А Даль, А Сумароков, А паустовский, А Толстой? Вообще за зарплату великим можно стать? Да, в частных науках можно применять иностранные термины, особенно когда явление открыто на западе (компьютер, например), но в вопросах общественной жизни Вам, не русскому по духу уже ответили русские сеточи, не суйтесь со соими иностранными лукавыми терминами. Но Вам, что русские мудрецы, Вы же марксист-интернационалист прикидывающийся русским патриотом.

Андрей Староверов   12.08.2010 22:31   Заявить о нарушении
Я -больший противник ЗАРАБАТЫВАНИЯ денег на науке!Но этим (зарабатыванием денег на науке)занимались и занимаются 95 % "научных сотрудников" во всём мире и без них,во всяком случае,пока в ходу ДЕНЬГИ-никуда не деться!! Циолковский (бессеребренник) указал дорогу в КОСМОС, но только тысячи инженеров и работяг (за деньги, разумеется)) сумели создать космический корабль! ВЕЛИКИЕ законы физики,естествознания вообще и социологии ОТКРЫЛИ БЕСКОРЫСТНЫЕ "человеки", цель которых была только (порой в тяжелейших условиях) ПОЗНАНИЕ истины (а не ДЕНЬГИ!).

Анатолий Фёдоров   13.08.2010 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.