Акушер, провокатор, соратник

                – Не угодно ли чашечку цикуты?
                (Устаревшая формула вежливости)

Сократ сравнивал свой метод философской беседы с ремеслом повивальной бабки. Говоря современнее – с профессией акушера. Впрочем, современность куда меньше озабочена рождением истины. В наше время, когда эта процедура все в более широких масштабах становится делом особых родильных домов, пора признать выразительный сократовский образ архаичной вольностью.

Другая аналогия – для разнообразия – приходит мне на ум. Не слишком лестная для философа наших дней, но ведь и званием акушера не каждый будет польщен. Даже после Сократа. И все-таки речь пойдет не о философе по диплому, иронизировать над которым легче легкого, а о философе, способном помочь нам в главном...


Невероятная, необъятная страна – внутренний мир человека! Боюсь даже описывать ее загадочные просторы. А то сам спохвачусь да эмигрирую туда, благо не надо добиваться визы и укладывать чемоданы. Но и в этом нашем внутреннем государстве так же непросто, как и в любом государстве, изображенном на политической карте. И если, скажем, Ватикан – государство в государстве, то душа наша – государство в двух государствах сразу. И состоит с ними в отношениях многосложных. Некоторые из нас, правда, пробуют держать глухую монастырскую оборону против земной суеты. Другие решительно объявляют иллюзорной и недействительной власть духа. Но тех и других совсем немного. Почти все мы балансируем между двумя подданствами, каждое из которых обязывает ко многому. Тут и начинается многосложность. Которая с возрастом надоедает. Утомляет она. Поэтому многие из нас, утомившись, постепенно отгораживаются от обоих миров, вторгающихся в душу, баррикадами недомолвок и недодумок. И часто наше внутреннее государство превращается в хорошо законспирированное подполье.

В подполье жить легче. Снимаются обременительные вопросы, угасают мучительные проблемы, притормаживается выбор, откладывается поступок. Внутренний мир становится уютным и удобным – до тех пор, пока вы не сталкиваетесь с провокатором; да-да, с провокатором-философом. Он умеет притвориться своим, а иногда он и на самом деле скорее свой, чем чужой. Иногда он вещает о своей страсти к философии во всеуслышанье. Иногда искусно скрывает ее. Иногда он пытается словить вас на крючок сразу, а иногда долго источает сочувствие и понимание, прежде чем залучить вас в свои сети.

Сущность его неизменна во всех обличиях: он провокатор. Он выманивает вас из вашей укрепленной, успокоенной жизни, из приятно оборудованного подполья. Он соблазняет приоткрыть незащищенное место. Он выводит вас на границу миров, где проще всего захватить врасплох, или поджидает, пока вы будете выброшены на эту границу какой-либо жизненной трагедией. Он даже придумал термин: пограничная ситуация...

Не верьте ему, не верьте ему, не верьте!


И мне тоже не верьте. Хоть я и не смею причислять себя к странной породе мудролюбов, но разве не те же устремления руководят мною? Подначить, разыграть, спровоцировать. Изобразить философа провокатором и злодеем. Кого-то этим возмутить, но кого-то и уговорить, а затем...

Затем, разумеется, я делаю эффектное сальто-мортале и под каким-нибудь достоверным предлогом признаюсь, что моя провокация была всего лишь милой шуткой. Что дело философа – не игра с человеческим суверенитетом, а помощь человеку, спасение из подпольной жизни к подлинной. Что философ только тогда философ, когда он соратник высшего начала личности в его извечной борьбе с ветхим внутренним человеком. Что сама эта борьба животворна и необходима, почему и приходится порою философу становиться провокатором...


Так что не верьте. Или верьте. Или – лучше всего – разбирайтесь сами, кому в чём доверять.


Рецензии
Конечно вы всегда провоцируете, вызываете читателя на поединок. С вами хочется спорить. Но трудно.Вы забрались в область неоднозначности терминологии - что есть внутренний мир человека? душа? подполье? Вот ведь и Сократ в ожидании рождения истины ... в споре

Галина Каган   16.03.2010 01:33     Заявить о нарушении
Термины я обсуждаю в толстых книгах ("Книга без титула", "Человек среди учений", "Государство чувств"). Но в терминах ли дело? Не является ли каждый термин либо догмой (то есть помехой мысли), либо той же провокацией?..

Виктор Кротов   17.03.2010 10:47   Заявить о нарушении