Эдуард Тубакин. Каждому - свою пуговицу
На ладони искрились кристаллики горного хрусталя в серебряных кружевах, блестела жемчужина, проткнутая насквозь металлическим стержнем…
Под жемчужиной следует понимать Ляльку, «продырявленную» больным окружением не физически, но душевно, зараженную маленьким пристрастием к собиранию пуговиц. Пуговицы – символ платы за присутствие девушки в этом мире. Главный герой, пожалуй, самый здравомыслящий из всех персонажей. При внимательном прочтении, единственным доказательством мнимого нездоровья Ляльки - указание на то, что в детстве ребенка таскали по врачам, неадекватное поведение при виде пуговиц, некоторая скованность в общении. Все это ширма, которой, может быть, неосознанно прикрывается девушка. Скрытое неприятие вывернутого наизнанку, неправильного с точки зрения Ляльки, мира, выливается в пассивное противостояние непривычным, странным способом. Поиск пуговиц путем воровства и обмана – маленькая месть за унижения и зуботычины от «нормальных» людей, готовых простить себе и другим многие большие пороки, нежели один Лялькин:
Она бросалась на помощь с радостным ощущением своей незаменимости, словно сознательно, всем назло, подтверждая народную мудрость о молящемся дураке.
В рассказе говорится не о добре и зле, хотя, несомненно, данный мотив проскакивает. Здесь, скорее, повествуется о потере самого себя человеком, об измене самому себе. Обратите внимание, дорогой читатель, многие персонажи не могут обойтись без Ляльки. Им необходимо, чтобы Лялька была рядом, держала их за руку и в то же время раздражает ее присутствие. Единственным человеком, понимающим блаженную, есть старушка старой формации Мария Васильевна, ценящую Ляльку не за моральную чистоту (кражу пуговицы она замечает, относится снисходительно, заменив ее на золотую брошь), а за ту верность своей неформатности беловороньей. Женщины, несмотря на разницу в возрасте, ощущают меж собой духовное родство. Они долго и хорошо сиживают вместе за семейными альбомами. Старуха не воспринимает целительские способности девушки за некую редкость. И диалог с доктором, яркое тому подтверждение:
- Мария Васильевна, свершилось чудо? - подал голос эскулап.
- Какие чудеса в наше время, друг мой? - снисходительно произнесла старуха. – Чудом было то, что нас тогда не исключили из гимназии.
Конечный пункт назначения: встреча блаженной с умирающей теткой. Помнится, как тетка гневно восприняла желание Ляльки помочь умирающей бабушки, в самом начале рассказа. Не удерживай, бабулю… Теперь: не отпускай…
Концовка рассказа возвышается до библейской: расплата за отношение к другим людям, за отношение к жизни, и тут пуговицами уже не отделаешься. Приход блаженной к тетке в смертный час можно сравнить с бессловесным покаянием перед священником (ибо понятно обоим), или исполнением последней воли приговоренного. Лялька предстоит в ипостаси одновременно палача и духовного учителя, позднего, но достаточного и страшного укора, чтобы понять: лучше коллекционировать марки, пуговицы, чем решать судьбы людей, даже на бытовом уровне. Тяжелая ноша, не всякий удержит.
Непротивлением, терпением к тяготам и неурядицам жизни, главный герой на собственном примере, показывает, как скромный жизненный путь, возможно, превратить в подвиг. Опять же подвиг невидимый, непонятый, неоцененный. Необычайное превращение в конце «из кокона в прекрасную бабочку» и составляет всю прелесть и противоречивость, необходимые составляющие каждого произведения.
По сути, физическая немощь персонажей, лишь предлог, авторский прием, способ донести до читателя слово о душевной ампутации современного общества.
Хочется отметить следующие особенности рассказа: конфликт, прорывающий во внутрь, а не наружу, экзистенциальность, реалистическую манеру написания. Просто, ясно, доходчиво, неоднозначно, без морализаторства и пафоса.
Мне кажется, каждый читатель после прочтения, узнает, возьмет «свою пуговицу» и оставит на бережное сохранение себе.
© Copyright: Эдуард Тубакин, 2010
Свидетельство о публикации №21003110780
Свидетельство о публикации №210031100841
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 11.03.2010 14:19 Заявить о нарушении
Вот так я понимаю. Я, конечно, не силен в философии...
Эдуард Тубакин 11.03.2010 15:00 Заявить о нарушении
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 11.03.2010 21:46 Заявить о нарушении
Интерпретация идеи рассказа, выведенная из весьма странного (даже крамольного) предположения, что Ляля - совершенно здоровый человек, - кажется мне противоречащей не только здравому смыслу, но и замыслу автора. Впрочем, желание Эдуарда выйти за рамки возникшей вокруг рассказа дискуссии, чтобы избежать банальных повторений, понять можно, труднее принять то направление, в котором пытается двигаться Эдуард в своем осмыслении образов и мотивов рассказа "Пуговицы". Где он нашел мотив потери самого себя, а уж тем более - измены самому себе? В эпизоде с алкаголиком, который бросил пить? Ну, согласен, там можно, при особом желании это усмотреть, но разве логично считать это лейтмотивом всего произведения?
И с экзистенциальностью Эдуард тоже промахнулся. Ни один персонаж рассказа не наводит на мысль об экзистенциальных поисках автора. Ляля ни разу не делает своего выбора, она все время движется по течению, не испытывая ни экзистенциального страха, ни чувства иррационального взаимодействия с реальностью. Кроме того, Эдуарду стоило бы знать, что принципы экзистенциональной литературы сильно отличаются от принципов реализма.
Dixi.
Беспощадный Критик 12.03.2010 05:58 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 12.03.2010 11:50 Заявить о нарушении
Алёна Алёхина 13.03.2010 20:26 Заявить о нарушении
Вера Ветрова 2 14.03.2010 16:00 Заявить о нарушении
Ну, уж нет.
Тётка, в желании продлить свое существование, хватается за соломинку, забыв о том, что когда-то она потеряла это право.
Но Лялька уже не заглядывает в сундучок, от тети ей пуговица не нужна.
Здесь одна мораль: не плюй в колодец...
Станислав Бук 14.03.2010 21:17 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 14.03.2010 22:52 Заявить о нарушении
Эдуард, реализм и экзистенциализм, если хотите, герметичны относительно друг друга. По сути, это две взаимо-исключающих концепции, как авангардизм и соц-реализм, например.
Впрочем, вы говорили о "реалистичной манере написаня". В этом и весь подвох: экзистенциализм в художественном произведении проявляется, условно говоря, как иррациональное, присутствующее в описываемой реальности. Этого в "Пуговицах" нет, как бы глубоко мы не ныряли. "Исцеления", хоть и носят иррациональный характер, являются скорее метафорой, фигурой текста, чем проявлением экзистенции.
И о глубине: фильм "Остров" с Мамоновым - вот это глубина (на ту же тему), а "Пуговицы" - так себе...
Беспощадный Критик 15.03.2010 04:26 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 15.03.2010 06:38 Заявить о нарушении
Эдуард, я вам не навязываю свою точку зрения, но все-таки нужно иметь какие-то серьезные основания, чтобы ввернуть тот или иной красивый термин. Давайте все сейчас займемся обсуждением "дискурса рассказа" или назавем пуговицы "образцом новой прозы в русле посто-постмодерниских эволюций литературной мысли":) Кому это нужно?
По поводу Острова: не нужно рассуждать о фильме. Нужно сравнивать два произведения. Помните, историю с жульверновским Путешествием к центру земли? Какой-то автор подал в суд, что, мол, Жуль Верн просто сделал роман из его рассказа. Судья закончил дело так: рассказ так себе, а роман - превосходен! Он даже не стал разбирать, плагиат там или нет! Вот и в случае с Пуговицами и Островом: совершенно не важно, навеяна идея рассказа фильмом или нет. Важно, что есть, с чем сравнивать. И сравнение не в пользу рассказа. Вот и все:)
Беспощадный Критик 16.03.2010 04:25 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 16.03.2010 08:55 Заявить о нарушении
Если вы считаете этот спор беспредметным, я согласен его прекратить.
Беспощадный Критик 16.03.2010 09:49 Заявить о нарушении
Эдуард Тубакин 16.03.2010 17:30 Заявить о нарушении