Образ смерти на проза. ру - часть 3

см.:     http://www.proza.ru/2010/04/25/1428
         http://www.proza.ru/2010/05/01/42



Активное обсуждение темы о соотношении смерти духовной со смертью физической, на мой взгляд, характеризует основную направленность произведений на ПРОЗА.РУ.

Ангел, который был юн и любопытен, отправлен  на Землю к своему подопечному – художнику. Художник рисует, а Ангел пытается понять, как и откуда появляется идея, первое движение души, как возникает первый шаг к творчеству?  А потом Ангел наблюдает, как погасла искра, что получил когда-то художник. Мир, бывший таким насыщенно-цветным, съежился и…умер. Из жизни художника исчезли цель и смысл жизни, что и поторопило его уход из Жизни. Второй подопечный Ангела, напротив, от стремления к физической смерти переходит к иному состоянию души и возрождению в ином качестве.  Возрождение духовное спасает от физической смерти.  И вместе с Ангелом Натальи Козаченко читателю  хочется понять сущность того самого первого шага, с которого начинается и которым заканчивается существование человеческое («Ангел был юн и любопытен»  http://www.proza.ru/2010/03/09/449 ).

Вопрос о религиозной составляющей в цепочке взаимосвязи Жизнь – Смерть неизбежен и отражен во многих произведениях авторов ПРОЗА.РУ.

Интересными мне представляются размышления Наталии Матлиной о статусе смерти (http://proza.ru/2009/10/28/304 )  как о величине абсолютной и надрелигиозной.

Александр Герасимофф в «Письмах к Богу» (http://proza.ru/2009/11/27/578) использует тот же прием, как и Эрик-Эмманюэль Шмитт в повести «Оскар и Розовая Дама», а именно: письма главного героя  в различные периоды жизни, обращенные к Богу.  Бахметьеву нужно было перенести удар, чтобы понять, что жизнью следует наслаждаться. "Сидя в креслах, Бахметьев в который раз благодарил Господа за возможность еще, хоть немного насладиться жизнью в этом лучшем из подлунных миров". По-моему, здесь основная идея, несмотря на широкий перечень иных тем в этом произведении: ответственность за близких, территория личной свободы, вера  и  многое другое. Ощущение, что  «Письма к Богу»  перекликаются с "Циклом Незримого" Э.Э.Шмитта, в котором раскрывается тема отношения человека к одной из мировых религий (христианству, мусульманству, иудаизму)  постоянно. Но, согласитесь, идеи витают в воздухе, а воплощение зависит от мастерства автора. Без сомнения только то, что перед нами тот редчайший случай, когда ни один читатель не может остаться равнодушным.

«Бог есть. Я хочу, чтобы вы, дорогие читатели моего онлайнового дненика, об этом узнали. Вам, возможно, никто об этом еще не говорил, но я говорю: Бог есть. Он любит меня. И он не просто некто с неба, Он — Все. Он Любовь и Искупление, Награда и Жертва; Он — Антисмерть. Кто-то говорит, что нет жизни, есть антисмерть, а я вам говорю, что нет смерти, есть антижизнь», - утверждает  Даниил Варламов в повести «Десять дней, посвященных смерти» на  http://proza.ru/2010/04/10/105.  Если мы заменим болезнь Джейми - героини популярного  романа Николаса Спаркса «Спеши любить», на матрасный грипп у Ани – героини повести «Десять дней, посвященных смерти», сократим роман Спаркса до размеров повести Даниила Варламова, все остальное в сюжете как под копирку.
Любопытным мне показались размышления об Антижизни и Антисмерти, здесь, пожалуй, есть новизна.

О религиозных воззрениях Федора Андреевича – главного героя  пьесы  Федора Кузьминского «Визит Смерти» (http://www.proza.ru/2007/12/08/310) – автор не указывает ничего, однако, возможно, как раз отсутствие в герое пьесы какой-либо веры  и дает  уверенность Смерти для утверждения о том, что Федор Андреевич  ЕЕ боится.

Пожалуй, основная боязнь большинства героев произведений на ПРОЗА.РУ связана с тем, что герои в произведениях на ПРОЗА.РУ  боятся не успеть сделать главное, осуществить свое предназначение в этой Жизни, до момента встречи со Смертью.

Кстати, показалось забавным наблюдение: авторы – мужчины как-то стараются перевести боязнь встречи со Смертью в разрешение вопроса о смысле жизни, а авторы-женщины -  в разрешение вопроса о том, как сделать так, чтобы не бояться прихода Смерти. 

«Четыре стихотворения на трёх листочках из тетради и фотография. Вот и всё, что осталось от человека, который жил, думал, мечтал, любил и ненавидел сто лет назад. Но осталось!  А что останется от нас через сто лет?»,- размышляет Черепах Тортилло в «Три листочка из старой тетради» ( http://proza.ru/2010/05/03/1256).

       Спешит с новым, единственным пока, шедевром, к другу и наставнику  Фее  герой рассказа Рустама Тодошева «Фея» (http://www.proza.ru/2010/03/04/93). Надо отметить, что автору отлично удалось передать страх героя рассказа не успеть написать самое-самое, а также страх потери этого вот самого-самого важного в жизни. Смерть поджидает  героя  как всегда нежданно-негаданно и почти у цели, удар ножа, кровь, снег, обломки диска… Казалось бы, все кончилось ужасно, но от прочитанного остается какое-то  светлое и возвышенное  впечатление, отразившееся в рецензии вдумчивого читателя Евгении Шапиро:  «Без сомнения, это было чудесное произведение. Дискета с его записью спасло автора от смерти. И хоть это всё посвящено Фее, мной читается еще и мысль, что наши труды спасают нас от чего-то, в чём мы не хотим сами признаться себе, и не скажем вслух».

«Чему же научила меня моя Ушедшая Гармония? Она научила меня главному - НЕ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ, потому что и сама ушла все также гармонично - без истерики и ненужной суеты...», - пишет Эстер Долгопольская в «Гармонии»    (http://proza.ru/2008/06/19/432).

«Чтобы началась вечная жизнь, надо прекратить ублажать старость», - утверждает Алла Мартиросян в рассказе «Зигота» на http://proza.ru/2009/05/24/473. Данное утверждение не является абсолютным, есть много спорных моментов, что отразилось в отзывах на данное произведение. Но мне думается, что основной мыслью автора все же является внутренняя направленность души человека на то, чтобы жить полной жизнью и не  думать о старости!  Тогда отступают болезни и жизнь каждую минуту дарит неповторяемую радость бытия здесь.

          Дора Карельштейн  на http://proza.ru/2010/04/22/824  рассуждает о Мудрости, как универсальном ключе, способном открыть любые двери, в том числе, при наступлении Ее Величества Смерти  и узнать «то, что не знает ни один человек. Я узнаю, есть ли жизнь после смерти? Существует ли реинкарнация и новые перевоплощения?... Я умираю от Любопытства!».

         Вопрос о том, что ждет нас после Смерти, волнует многих авторов. Не остался он без внимания и в пьесе Федора Кузьминского «Визит Смерти» (http://www.proza.ru/2007/12/08/310), однако, герою приходится довольствоваться заверением Смерти о том, что Она не может ответить о том,  что ждет после Нее.

Любопытную, неподражаемую, необычную версию о Жизни после жизни выдал Вет Вист  на http://www.proza.ru/2010/05/05/588

Любопытно, что в большинстве своем авторы ПРОЗА.РУ так или иначе повторяют уже существующие модели мира, который наступает после Смерти, изложенные уже в достаточно популярных художественных произведениях , в основном, зарубежных авторов.

К примеру, Евгения Васильева-Подволоцкая  на http://www.proza.ru/2010/04/12/771  очень занятно излагает «Что бы было, если бы я умер?». Но при всей занятности сюжета невозможно отвлечься от мысли, что идея и сюжет этого произведения навеяны весьма популярным романом Эллис Сиболд  «Милые кости».

Фразой «Итак, я умер» начинается мировой бестселлер Бернара Вербера «Империя ангелов». Практически, такою же фразой начинается «Даун сервис» Рустама Тодошева на http://proza.ru/2010/02/20/1121.  Но следует отдать должное автору ПРОЗА.РУ, дальнейшее повествование только юмором и иронией напоминает о бестселлере. И почему-то после прочтения именно этого рассказа понимаешь, что никогда не следует принимать жизнь слишком всерьёз, нам из неё живьём всё равно не выбраться.

окончание следует


Рецензии
Нет Света, Вы меня до смерти расстроили... :)
И как же Вы пропустили моё эссе "А не сыграть ли в ящик?"
На ту тему надо писать с юмором и оптимизмом.
Примите из моего старого:

Коль близок жизни эпилог,
Про юмор не забудь -
Всё больше радостных дорог
Ведут в последний путь.

Ян Кауфман   22.06.2010 09:18     Заявить о нарушении
Ян, если к теме надо относиться с юмором, то зачем расстраиваться? А насчет эссе - непременно сегодня посмотрю, я ведь только начинаю осваиваться на Вашей страничке, сегодня - первый день нашего знакомства. Дату запомнить легко, она из давних известных дат... Надеюсь, лет через цать будет повод посидеть в уютном ресторанчике и отметить это событие.Рада знакомству.

Светлана Шапиро   22.06.2010 09:25   Заявить о нарушении
Светлана! Скопировал и прочитал. Предствляются Ваши рассуждения поверхностными... Этакими суждениями пионэрки, не знающей предмета. Полистайте и почитайте судебно-медицинских экспертов, что обретаються на Прозе. О смерти Никто не пишет. Слишком много приходиться видеть её.
С уважением ...

Владимир Величко   07.09.2010 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.