Да здравствует серость в науке!

ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЕРОСТЬ В НАУКЕ!

Прочитал в «Новой газете» отрывок из дневников Андрея Тарковского: «Я хочу работы Больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление что режиссер, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей».

Сильно сказано. Не знаю насчёт власти,  но знаю насчет учёных.
 
В журнале «Юность» №3 в 1977  В.Горелов в статье  «Познания вечное древо» писал: «Если попытаться одним словом определить основную отличительную черту сегодняшнего исследовательского процесса, то, пожалуй, самым подходящим будет: коллективность. Осуществление  задач  научно-технической революции немыслимо без объединенных усилий больших групп ученых, конструкторов, проектировщиков, порой насчитывающих тысячи человек. Индивидуальная  научная работа уступила место коллективному творчеству. Времена гениальных одиночек и полукустарных лабораторий давно остались в прошлом.
Разумеется, человечество и впредь будет рождать могучие умы под стать Галилею, Ломоносову, Кеплеру, Декарту. Но делать ставку на столь редкое событие, как рождение гения, было бы в высшей степени опрометчиво. Современная наука не может основываться, как некогда, на сверхвозможностях выдающейся личности».

Разве здесь не изложена программа приоритета посредственных (серых) учёных перед гениями? Не нужны гении в науке. Считается, что их заменит толпа серостей. Хотя из математики известно, что любая сумма нулей всегда равна нулю. Тарковский писал о посредственностях во власти. С тех пор власть кардинально изменилась. Научная же среда сохранилась. И что будет с наукой без выдающихся личностей? Можно привести примеры.
Есть в Петербурге математический институт им. Стеклова. В нем как-то не очень давно работал Григорий Перельман, который доказал какую-то важную теорему и опубликовал её, в Интернете. Через три года мировое научное сообщество признало открытие и присудило ему премию в миллион долларов. Получать её в Испанию Перельман не поехал. Его в СМИ обвиняли в зазнайстве, но, думаю, дело было проще. У него не было средств на поездку.  Тем более, что из института его уволили. Услышал недавно по радио, что двое учёных из того же института им.Стеклова сделали «великое» открытие. Оказывается, они открыли способ  путешествовать во времени. И на публикацию такой глупости руководство института дало согласие. А Перельмана уволили за настоящее открытие.

 В газете «Дуэль» №45-2007 г. А.Свободин написал и о Перельмане: «По моим данным, непроверенным, но полученным из достоверных источников, возмущение ученого связано с тем, что его подвели под сокращение штатов за отсутствие публикаций в течение года. Есть такая форма взбадривания науки. В ближайшее время будет очередной этап. Разумеется, Перельман не пропадет и шибко жалеть его не следует, потому что ученые такого уровня в США стоят около 250 тыс. долларов в год».

  Разве  такое мнение не подтверждает приоритет серостей в науке? Не Перельмана жалко, а нашу науку, которая не терпит выдающихся людей, а гонит их вон. Сейчас в науке правят бал коллективы серостей. Они пишут пустопорожние статейки, начальство разрешает публикацию и всё идет гладко. Почему Перельман опубликовал своё открытие не в научной печати, а в Интернете? Дело в том, чтобы опубликовать статью в научном журнале надо получить от руководства института акт экспертизы, разрешающий публикацию. Если руководитель умен, то он пожелает стать соавтором открытия. Если же не умен, то не даст акта экспертизы. Только и всего.
   
Ходжа Насретдин однажды взялся за 20 лет обучить грамоте шахского осла. Сомневающимся же в такой возможности, он сказал, что за 20 лет кто-нибудь из троих обязательно помрет.  И взятки гладки. Сейчас коллективы «серых» ученых, подобно Насретдину, обещают через много лет освоить термоядерную реакцию, наладить на Луне добычу гелия-3, послать людей на Марс, наладить путешествие во времени и т.п. Главное, чтобы было финансирование, а там будет или нет, несущественно.

В.Бушин написал в газете «Завтра» (№25):   «Вероятно, Г.Перельман – большой талант или даже гений. И талант остаётся великой национальной ценностью, но время Ньютонов и Ломоносовых, Лавуазье и Ползуновых, Менделеевых и Эйнштейнов, Эдисонов и Поповых, увы, прошло.    Ныне научные открытия и технические изобретения делаются коллективами учёных и инженеров, использующих сложнейшие приборы, аппараты и другие средства. Всё это требует огромных денежных вложений. А для математика, как для поэта, кроме хорошей головы, требуются лишь бумага, литература и стило (компьютер). Так что Гриша Перельман при всём его величии, извините за моветон, для нынешнего научного процесса фигура трогательная, но, так сказать, не шибко типичная».
Бушин  повторяете избитую, но выгодную для РАН, глупость. Технический прогресс осуществляется действительно большими коллективами на основе экспериментальных или теоретических открытий кем-то уже сделанных. Для теоретического открытия действительно нужны только умная голова и бумага и карандаш, чтобы записать свои выводы. Далее начинается абсурд. Если некто сделал свое открытие без разрешения, то  не получит  разрешения на публикацию. Вот на-днях как-то промелькнул в новостях репортаж из силиконовой  долины (США). Там некий русский сказал, что их  успех достигнут потому, что там нет иерархии. То есть не нужно просить разрешения на открытия. Наша силиконовая долина обречена на поражение, пока в науке будет иерархия.

Напрасно Бушин и другие  думают, что «время Ньютонов и Ломоносовых, Лавуазье и Ползуновых, Менделеевых и Эйнштейнов, Эдисонов и Поповых, увы, прошло». Не прошло, но масса серостей не дает им проявить себя.

Павел Каравдин, 25 июня 2010 г.





Рецензии
Уважаемый Павел! Вы думаете, что всегда было так, что исследователи получали зарплату? Наемные работники, видимо, были не всегда. Изучением, исследованиями занимались люди, имеющие средства, либо находившие спонсоров, кто бы их содержал. Наемные ученые-исследователи - это основа наемной науки, т.е. научной деятельности на основе системы найма. Еще в 1977 году мы не только предположили кризис этого способа деятельности, но исследовали практически, а также наметили выход из тупика. Мы просто научились добывать сами средства и вести исследования. Иногда публиковали результаты. Сейчас у нас есть оборудование, небольшая полевая лаборатория.
Мы тихо-мирно исследуем, изучаем. Благодаря же ИНЕТУ, делаем наши результаты достоянием многих. Чего ж еще надо-то? Вот и Вы все боретесь с наемными учеными, все что-то доказываете. Кому? Основная цель любого наемного работника - это получение средств к жизни. Все остальное для него - это средства для главного. Проще - деньги. И другим он быть не может. Кто ему платит, тот и музыку заказывает. Он - наемный раб. Какие еще требования к нему можно предъявлять? Вместо того, чтобы с ними сражаться, не лучше ли находить свободных исследователей и помогать им в организации, вливаться самому в их среду?
Спасибо за внимание.

Николай Мальцев-Ганичев 2   09.04.2011 06:07     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай! Теоретические открытия обычно делают не "профи", а любители науки, заинтересовавшиеся проблемой и самостоятельно изучившие её. Они не получают за это зарплату и не боятся за свою карьеру. Вот и Вы, что то нашли,но я толком не мог понять что? Может быть вразумите?

Павел Каравдин   12.04.2011 10:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел! Я не признаю теоретических открытий. Только результаты экспериментальные. Это мое право иметь такую позицию. Если человек не ставит эксперименты, опыты, не ведет наблюдения, то какие у него могут быть открытия? Не понимаю. Создание средств письменности - это работа литератора. Этот этап может быть и у исследователя. Но работа со средствами письменности - это исследование самих средств письменности. Не более. Если некоторые воображают, что они исследуют какие-то явления природы или сообществ, то это их проблемы. Если кто-то цитирует: "Наука - обмен неведенья, где лишь одно незнание сменяется другим. Байрон.", то ничего хорошего, кроме смеха и неловкости это не вызывает. Некоторому мне неизвестному Байрону подсовывают русское. Ведь ясно, что ЭТО соответствует какому-то толмачу, какому-то переводчику, но никак не Байрону. Что открыл Ньютон? Что открыл Эйнштейн?
Что открыли мы? Например, теневую монохромацию. Получили цветные тени от обычных бытовых излучателей. Получили цветные экранные изображения от зеркала при двух бытовых излучателях. Получили разделение потоков с помощью линз с оптическими отверстиями. А чего вразумлять? Есть фото, есть видеоролики на ЮТУБЕ. Разбирайтесь. Если найдете фальсификации, то сообщите всем, что мы фальсификаторы. И то дело.

Николай Мальцев-Ганичев 2   12.04.2011 11:24   Заявить о нарушении
Что открыл Ньютон? Почти ничего. По результатам астрономических наблюдений он понял, что пространство, вопреки теории Аристотеля, не тормозит движения тел. Следовательно, в пространстве нет тормозящей среды - эфира. И этого пустяка ему было достаточно, чтобы создать классическую физику в противовес физике Аристотеля. А что открыл я, тоже почти ничего. Волновая теория света (волны эфира) принадлежит физике Аристотеля, несовместимой с физикой Ньютона. В 1818 году Парижская АН с подачи Френеля совместила несовместимое. Началась современная теоретическая физика, тяжело больная двойственностью. Отсюда начался кризис физики.

Павел Каравдин   14.04.2011 08:32   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел! Попытайтесь отбросить штампы: кризис физики, больная теоретическая физика. Физика, как какая-то действующая наука, исследующая природу, - это плод вашего больного воображения. Есть люди и действуют люди. Не законы, не науки, а л-ю-д-и, отдельные физические существа, применяя, прежде всего, каждый самого себя, а потом другие средства, физические средства. Физика Аристотела почида вместе с Аристотелем, как и физика Ньютона - вместе с Ньютоном. У Вас своя версия физики Ньютона, а у меня - моя. Неужели Вам не ясно? Это ж так просто!

Николай Мальцев-Ганичев 2   14.04.2011 10:18   Заявить о нарушении
У многих из нас свои версии физики, но школьникам то преподают одну официальную версию, выросшую из ошибки. Эта абсурдная физика травмирует детскую психику. Дети стихийно протестуют от оглуплении науками и отказываются их изучать. Страна зомбирующая детей не может иметь будущего

Павел Каравдин   17.04.2011 06:46   Заявить о нарушении
Согласен с Вами Павел, что детям создают условия для программирования им себя. Условия эти таковы, что они превращают себя в зомби. Но не согласен с тем, что в школах преподают одну версию. У каждого учителя физики своя версия курса школьной физики. Они могут воображать, что у них одна версия, т.е. ошибаться. Когда я преподавал физику, то делал я так. "Это, дети, как в учебниках и вы должны знать, чтобы сдавать зачеты и экзамены. А вот это, как правильно." Естественно, у меня тоже была своя версия курса школьной физики и версия того, как протекает то или иное явление природы. Исключительным правом на истину не обладают не только официози, но их оппоненты. Да, я с Вами солидарен, что психика детей страдает при современном положении дел в школах, страдала она и раньше. Но простого выхода пока я не нашел. Давайте искать вместе! Надо организовываться свободным исследователям.

Николай Мальцев-Ганичев 2   17.04.2011 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.