У Врат Вечности. 5. Ненасытные

У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

5.НЕНАСЫТНЫЕ

Фото из интернета.

Я думал о людях плохо и ошибся: они оказались гораздо хуже.
«Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» Книга Еккл. 10:17.
«...игрушки покупают, высасывая ради этого из общества все соки.
Так ведут себя глисты»  «Проект Россия». Книга 1.
               
«Человек – это звучит гордо!» - провозгласил некогда А.М.Горький. 
Далеко не всегда, увы…
Конечно, он знал это, окончив свои «Университеты», знал,
что это может звучать… гадко. И до него знали.
«…нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» Книга Иова 15:16.
Гиперболизируя, фактически до абсолюта, мысль о негативности человека,
польский писатель Кароль Бунш уравнивал его с дьяволом:
«Когда Бог сотворил человека, нужда в Сатане отпала».
«Поистине человек – это грязный поток, - утверждал Ф.Ницше.
- Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым».               
Моря уже не справляются. Даже океанам делать это все труднее…
А потому - «Человек есть нечто, что должно превзойти», - писал Ф.Ницше.               
Он называл это «высшей мыслью о жизни».   
Отсюда и мысль о Сверхчеловеке – «смысле земли».
Сверхчеловек – человек будущего, отринувший грязь, растленность и беззаконие
нынешнего мира, Справедливость принявший как мудрейшего наставника своего,
друга и Бога, Путь жизни своей.               
Что это – тщетный «сон золотой», мечта о несбыточном, или все же не очевидная
пока неизбежность?
«Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете
ли делать доброе, привыкнув делать злое?» Иер.13:23.
Данное сопоставление, сделанное ветхозаветным пророком, логически неправомочно
и несет в себе лишь эмоциональную нагрузку.
Фраза красивая. И вывод как бы очевиден. Но хорошенько нужно подумать,
прежде чем ответить.
Стоит ответить так, как ожидает Иеремия, то есть «нет», и на будущем
человечества можно поставить крест, раз человек неисправим в злой и порочной
сущности своей.
Но не будем торопиться и расставаться с надеждой на Сверхчеловека.
Темнокожий «эфиоплянин» и пятнистый барс, такими родившись, такими и умрут.
Хотя не вполне удачные попытки Майкла Джексона изменить цвет кожи позволяют
предполагать, что в будущем и это может измениться.
Но это как раз не важно, ибо касается внешнего – экстерьера, так сказать.
Совсем не обязательно менять то, что своеобразно и по-своему красиво.
Другое дело – свойства человеческой души, с которыми пятна барса сравнивать
неправомочно. Много в человеке такого, что хотелось бы изменить.
Возможно ли? Конечно. Бывали случаи.
Приведу известнейший, из Нового Завета: превращение Савла, который изначально
«…верующих в Господа заключал в темницы и бил в синагогах» Деян. 19:22,
в апостола Павла, который не только превратился в ревностного проповедника христианства, но и принял за него мученическую смерть.
Следует, однако, заметить, что первопричиной данного превращения было чудо:
внезапное ослепление по пути в Дамаск, голос Иисуса, обращенный к Савлу,
и прозрение в Дамаске. Как тут не обратиться в Сверхчеловека /по отношению к
Савлу/ – апостола Павла?!
Возможна ли без чуда подобная трансформация, по ходу естественного развития
человеческого общества?
А.С.Пушкин был убеждён, что возможна, и себя приводил в пример:
«И сам, покорный общему закону,  Переменился я».
Вероятно, нас интересуют перемены более фундаментальные, чем те, которые имел
в виду знаменитый поэт, но и Пушкин, разумеется, думал не о каких-нибудь
пустяках.
В данный момент нам важно констатировать: человек меняется и весьма значительно
даже на протяжении индивидуальной жизни.
Девять месяцев зреет человек в утробе матери.
Никто не знает, сколько тысячелетий мук и страданий должно заплатить
человечество за свое несовершенство, пока не появится Сверхчеловек, новый
человек – истинный "венец" Бытия на нашей планете.
Несовершенство современного человека и в особенности его духовной составляющей
наводит на мысль, что «венцом творения» он быть никак не может.
«Весь мир театр, - писал О.Уайльд, вслед за В.Шекспиром, добавляя при этом: но
труппа никуда не годится».
Давайте посмотрим на себя и нашу жизнь непредубеждённо: ну какие мы растакие
«венцы»? – Так себе полуфабрикатик, звено в цепи социальной эволюции.
Прав Ницше: «…человек есть мост, а не цель».
               
ВЫСШАЯ МЫСЛЬ О ЖИЗНИ, простая такая – ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОЙ.
Только духовно здоровые люди могут принять эту мысль, как руководство
к действию.
Справедливая жизнь – это будущий результат созидательных усилий и образ жизни
духовно здоровых людей.

Для этого жизнь придётся изменить.
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная,
скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» А.Блок.
Как современно звучит и в наши дни призыв Блока к Справедливости, чистой и
прекрасной жизни.
Отозваться на этот призыв и осуществить его может только Сверхчеловек –
воплощение физического, а ещё важнее -  духовного здоровья.
А потому «Физическое и духовное здоровье народа должно стать целью»
А.Солженицын.

Сверхчеловек – это ратник Справедливости, живущий по законам Совести.
Известно: один в поле не воин. Нужны рати.
Где они – рати Справедливых, готовых воспринять высшую мысль о жизни и
осуществить ее? – Не видно пока.
Зато Несправедливость вооружена, очень опасна, исполнена презрительной гордыни
и правит миром.
Ну и пусть этот мир катится, куда катится – в пропасть. Такого мира не жалко.
Не хотите в пропасть? – Становитесь ратниками Справедливости.
Что для этого делать?
«Надо начинать с нуля… – с создания нового человека. Человека цивилизованного,
человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека
непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого»  А.Зиновьев.               
Чтобы получить портрет Сверхчеловека, к представленному перечню качеств нужно
добавить еще два, главных, - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и СОВЕСТЛИВОСТЬ.
Многие, прочтя это, изумятся: непрактичность, нерасчетливость, совестливость,
идеализм – и это Сверхчеловек?!
Христос был непрактичен и нерасчетлив, а законы Совести, предложенные им,
и поныне сияют путеводной звездой.
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»
2 Кор 5:17.
«Новая тварь» - так назвал апостол Павел новых людей, поборников христианства,
признавая тем самым возможность изменения духовной природы человека.
Это очень важно, поскольку менялась система ценностей.
Акцент переносился на общее благо, на жизнь в любви и согласии с ближними.
«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе»
Рим.14:17.
Общего блага добиться не удалось. Эстафету приняли коммунисты, но и у них не вышло.
Это не значит, однако, что идее нового человека, Сверхчеловека, место в музее
истории человеческой мысли.
Мы признали бы тем самым, что далее человеку развиваться некуда,
что мы в тупике и обречены, если человек так и останется «грязным потоком».
Но если Новый завет открыл в своё время перед человечеством новые перспективы
развития, то, возможно, это вновь случится, если удастся
«В канон Новейшего  Завета облечь теченье Жития» А.Зиновьев.
Новейший Завет – для нового человека, Сверхчеловека.
Но что означает «создание нового человека»? Кто это будет его создавать?             
Какой-такой новый Творец исправит творение Бога – нынешнего человека,
не оправдавшего надежд своего создателя и в который уже раз пустившегося
«во многие помыслы», «извратившего пути свои»?
Очевидно, человека создать – не болванчика из глины вылепить.
Это в Ветхом Завете – раз и готово.
Одного шестого дня хватило Господу, чтобы создать и «зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их», а затем еще и человека
«по образу Своему, по образу Божию».
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» Бытие 1:31.
Вскоре он, правда, изменил свое мнение на этот счет.
Неоднократно, пытаясь вразумить человека и наставить его на пути праведные,
насылал Господь потопы, смерчи огненные, лаву и серу пылающие, безжалостно
изводя склонного к грехам человека.
Не помогло.               
К настоящему времени направление и результат развития человека и человечества
можно определить формулой: от «хорошо весьма» к весьма нехорошо.               
На человека в его нынешнем качестве, когда человек из человека «вытек» И.Бабель, надежды мало.
Необходим Сверхчеловек, который если и появится, то не на пустом месте,
не из какого-то нового «праха», а все их того же наличного материала
– нынешнего греховного бесчеловечного человечества.
«Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека» А.Зиновьев.
Сомневаюсь, чтобы Александр Зиновьев, ученый, автор серьезных трудов в области математической логики и социологии, верил в какие бы то ни было чудеса.
Скорее это одна из тех красивых фраз, которые так не любил Лао Цзы.               
Чудо – это некое одномоментное изменение ситуации, выходящее за рамки законов
естественного существования.
Была в сосудах вода и вдруг превратилась в вино – это чудо.
Лазарь четыре дня был мертв, а Иисус его воскресил – и это чудо чудное
и превеликое.
Немыслимо надеяться, что человечество однажды заснет греховным и недостойным
жизни, а проснется нравственным, совестливым и справедливым, состоящим из
Сверхчеловеков.
Да никто на такое и не рассчитывает.
На что же остается надеяться человеку здравомыслящему?
Ему надеяться не на что, и все свое здравомыслие следует употребить на то, чтобы прожить жизнь «не без приятности» Ф.С.Фицджеральд и по возможности в ладах
с Совестью.
Но существуют еще люди, которых, весьма условно, можно определить как
оптимистических пессимистов.
Они пессимисты, поскольку их надежда на будущее справедливое общество весьма
слаба, почти что и не греет уже, но все же жива: «…еще не открылось, что будем»
1 Иоанн 3:2.
Все же они оптимисты, последние социальные романтики, в отличие от здраво-
и прагматически мыслящих, не расстающиеся с надеждой на Сверхчеловека – будущее
оправдание появления человека на Земле.               
Какая же сила, кроме чуда, вызовет его к жизни?
Ответ многих, вероятно, разочарует, но другого нет.
Это Совесть. И неистребимое до конца, безграничное по своим потенциальным созидательным возможностям тяготение человека к Справедливости.
Совесть и Справедливость являются сущностью нагорной проповеди Христа
и морального кодекса строителя коммунизма.
Коммунизм ныне оплеван и заклеймён, поскольку был знаменем политических режимов, скомпрометировавших себя тиранической составляющей их несомненных достижений
и поражением в «холодной войне».
Но это как раз тот случай, когда с грязной водой выплеснули и младенца.
Американский сатирик прошлого века Уилл Роджерс остроумно заметил:
«Коммунизм - как сухой закон: идея хорошая, но не работает».
Коммунизм, как «хорошая идея» справедливого общества, останется «в повестке дня» будущих поколений. Главное – понять: если хорошая идея не работает, то виновата не идея, а негодная  практика её осуществления. Значит, нужна другая практика.               
Главный «слоган» коммунизма: «От каждого по способности, каждому –
по потребности» необходимо будет заменить.
Потребности, как известно, имеют скверную привычку разрастаться до неприличных
размеров и разнообразия. Удовлетворить такие потребности реально не представляется возможным.
«Каждому, - писал Андрей Платонов, - царства хочется». Да где же на всех
набраться?!
Потакать неумеренным потребностям означало бы культивировать в человеке худшее,
что в нём сформировалось за века экстенсивного развития – необузданный эгоизм
«внутренней скотины», противостоящей всему остальному миру в желании взять от него как можно больше.
«Хочу ещё, а затем ещё и ещё…» - это суть потребительства, как самоцели, когда
потребление превращается в главную функцию человека пресыщающегося.
Пресыщение – это скотство и гнусность.
Человек начинается с сознательного самоограничения, с потребления не для
пресыщения а для поддержания способности к творчеству, созиданию и умножению
общего количества материальных и духовных благ.
Не царства должен желать человек, а Справедливости.
Потому и главная цель будущего справедливого общества должна быть:               
«От каждого по способности, каждому – по Справедливости».

Нравственный кодекс Иисуса, «исправленный и дополненный», – это «мягкая сила»,
вода, рушащая скалы и «Саяно-Шушенские ГЭС» Ненасытных, незаметно, но
неотвратимо подтачивающая устои несправедливого мира.
Больше надеяться не на что.
Но «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» М.Лермонтов, осмеянный
и заклеймённый, поруганный и оболганный Ненасытными.
Из пепла, праха и тлена надежд, связанных с возвратом от дискредитировавшего
себя социализма с нечеловеческим лицом к столбовой дороге капитализма с лицом
тысячеликого монстра непременно возродится феникс надежды, что этими двумя
тупиками не исчерпываются варианты развития.
«Мягкая сила» Совести и неистребимой жажды Справедливости невидимо для глаз
вершит свою кропотливую работу. Очень хочется в это верить, так как больше
верить не во что. А без веры – какая жизнь?!
«Зачем жить тому народу или тому человеку, который втайне разуверился во всем?»
А.Блок.
Вера – великий стимул жизни, главная ее опора, придающая человеческой
деятельности энергию и осмысленность.
Только вера «...в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго
не будет» А.Блок, оправдывает муки казненных Избранных.
Только такая вера и может привести к появлению нового, настоящего человека –
Сверхчеловека.
А пока мы живем в мире далеком от явленной Справедливости.
Как остроумно заметил Илья Ильф: «Жить на такой планете - только время терять».
Что делать… – «Времена не выбирают, В них живут и умирают».
И попутчиков по эпохе, с которыми приходится жить и как-то ладить не выбирают
тоже.

Люди…
Такие разные…
Кто-то тянется разумом
К звездным туманностям.
Кто-то хищными пальцами
К горлу беспечной жертвы…               

Люди бывают Простые, Мудрые, а хуже, всех – Ненасытные.
Менее всего они озабочены Нравственным Разумом.
Это о них сказано: «Человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» Лука 19:22.
Их разум – это арифметика подсчета барышей и высшая математика мошенничества,
называемого бизнесом или банковскими операциями.
Смысл их жизни – бесконечное личное обогащение.
«…дело их - бесспорное: брюшное дело» А.Блок.               
Ничего не говорите им о нравственной ответственности или о каком-либо долге
перед обездоленными. «Кому я должен – всем прощаю».
Долг – это для Простых людей, которые не замахиваются на великое.               
Они должны быть распяты на кресте обязательств перед Ненасытными и содержать
в надлежащем порядке «пастбища для богатых».
Для Ненасытных чувство долга – это предрассудок, от которого нужно избавиться, чтобы стать Сверхчеловеком, как они его понимают: Сверх«ротожопой» /В.Пелевин/.
Они претендуют на исключительность, элитарность и избранность.               
Говорят: мы Избранные – избранники счастья, а о кресте ничего не хотят слышать.
Пустое это. Самозванцы, не понимают: не отделить правое от левого, верх от низа, Избранность от креста.               
Кто же они? – Пожиратели земли и людей, «...делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» Псалтирь 52: 5, несчастные обладатели аппетита «черной дыры» и желудка простого смертного.               

Совесть – душа души и Бог в душе.
Нет у Ненасытных совести, лишь жажда обладания. «Больше! Больше! Хочу еще!» -
такова их молитва.
«…их бог — чрево» Филиппийцам 3:19.
Скажи им, что нет у них Совести – лишь ухмыльнутся презрительно и ответят:             «У некоторых есть, конечно, совесть,
Но их та совесть держит в нищете» К.Марло "Мальтийский еврей".
Больше всего страшатся они нищеты, а менее всего – Совести.
Ненавистна им «скромная и честная бедность» Борхес.
Объелись золотом. Из душ ушло оно в желудок, отравило им кровь и Разум,
питает гордыню и Несправедливость, а души стали черны и мертвы.
«Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали» Коран 83:14.

Золото, изъятое из души, можно ей вернуть, хотя и трудно это.
Вот и олигарх Потанин начал вдруг проявлять признаки совестливости, заявляя,
вдумайтесь только, что «…трагически ощущает неприязнь народа к крупному
бизнесу». Спасибо и за это.
Редчайший случай, и капля дождя в пустыне ничего не меняет.

Меч и знамя Ненасытных – Несправедливость.
Основное правило их жизни: или всех грызи, или лежи в грязи. И грызут.
Грызут и посмеиваются над простодушными, которые заявляют:
«Что б ни стряслось со мной – ни шагу
Я не ступлю по головам» О.Качанова.   
- Хе-хе, что ж, наши головы целее будут, а до ваших нам дела нет.

Несправедливость Ненасытных - это и есть Главное Зло.
А их избранность - лживая мнимость, чтобы объявить: счастье существует для нас.
На их знаменах начертано: «Все для Избранных», на их щитах – «Все наше».
Алчным ненасытным оком провожают они каждую кроху, упавшую с их стола.          

Простые -  обыкновенные люди, хотят мало, а получают еще меньше.
Это о них неизвестный соавтор труда «Проект Россия» написал:
«Это вечно стенающий плебс, стремящийся к хлебу и зрелищам, но никогда не
имеющий ни того, ни другого в желаемом объеме».
Мала доля их в труде их. Таких большинство. Здесь Несправедливость.               
Помимо того, что они «плебс», они – основа жизни, обремененные предрассудками
скромные труженики, заложники Несправедливости. Но без них не было бы ни
Ненасытных, ни Мудрых, ни Избранных.               

Мудрые что хотят, то и получают. Но мало их, а еще меньше среди них Избранных.

И Ненасытных мало. Неохотно, скрепя сердце, уступают они напору «новых» и «новейших» обладателей "молодых денег", допуская их в свои ряды.
Нет для них большей радости, когда ряды их редеют, а владения растут.
У Ненасытных – лишь слепая и неутолимая жажда обладания. Хотят Вселенную, имеют Землю и несчастны: не могут съесть два обеда, одеть сразу два платья и сесть
сразу и в «Майбах», и в «Феррари».
«Человек существо ненасытное…» Либаний /314-393/.
«О ярый голод среди пресыщения!» Ф.Ницше.
Но живут Ненасытные, как и Простые, только одну жизнь, надеясь, что это
временно.

Простые люди уважают Мудрых и ненавидят Ненасытных.
Мудрые сочувствуют Простым, а Ненасытных презирают.
Ненасытные презирают Простых, опасаются Мудрых, изводят их при случае и ненавидят друг друга.               

«И видишь ты многих из них, как они поспешают друг перед другом в грехе и вражде и пожирании ими незаконного» Коран 5:67.

Ненасытные – самые несчастные, самые одинокие человеческие хищники.
«...пресыщение богатого не дает ему уснуть» Книга Еккл. 5:11.               
Ненасытный, ненасытимо-алчный, этим уже достаточно наказан. Весь мир против
него. Нет ему сочувствия, нет покоя. И поделом, ибо он хуже зверя.               
Лев насытился и не опасен. Проходи мимо – не тронет. А Ненасытный на всем ставит печать своих ядовитых зубов, нужно это ему или нет: «не съем, так понадкусываю».               
Иногда и он, бедный, устает, задерживается на мгновение, чтобы перевести дыхание и обозреть свои владения: мало, надо бы еще.
«Глаза любостяжательного не насыщаются» Сирах 14:9.               
Порой доносится до Ненасытного приглушенный толстыми стенами и коврами гул
и ропот им обездоленных.
– Вот неугомонные! Какая черная неблагодарность за мою благотворительность!
– Какое мерзкое лицемерие! – ответят Мудрые. - Будто не ясно, «...что он отдал
здесь, чтобы получить больше там» Ф.Ницше.
Его благотворительность – лишь индульгенция нечистой совести;
а разрекламированная, так еще и лицензия на новый грабеж.
У И.Тургенева есть стихотворение в прозе «Два богача», как раз на эту тему.
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском
семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
– Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на нее пойдут,
– не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
– А мы ее… и не соленую, – ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого
мужика!».
Далеко, конечно.
Но, пусть: с них – Ротшильдов, Рокфеллеров, Соросов и Фридманов - хоть шерсти
клок. Кому-то эти крохи помогут.
Елена Боннэр: «Я взяла грязные деньги Березовского на память Андрея Сахарова».

Каждый из Ненасытных хочет превзойти остальных, но пока смерть всех уравнивает.
Цари и нищие – мы все там будем.
И богату и просту – всем дорога к погосту.
С точки зрения Ненасытных это великая несправедливость.               
Они мечтают о "справедливости": жить вечно, а если уж невозможно для них
бессмертие, то умирать они хотят, как древние израильские пророки, «насыщенные
днями».
   
Простые тоже мечтают о справедливости: иметь то немногое, чего хотят.               

И Мудрые хотят Справедливости: пусть каждый получит от Судьбы, что заслужил:
Простые – хлеб и зрелища, Мудрые – мудрость, Избранные – сошествие с креста,
Ненасытные – презрение и справедливый суд.
Избранные хотят Истины о Справедливости и готовы за нее на крест. Живут по
заповеди: «Подвизайся за истину до смерти» Сирах 4:32.
Справедливости хотят все, кроме Ненасытных.
Ненасытные – враги Справедливости, враги народа и подлежат суду и остракизму.
«…извергните развращенного из среды вас» 1 Кор 5:13.
Зачем им Справедливость? Они предпочитают золото, которое заменило им и душу,
и Совесть.
Золото требует не Справедливости, а нового золота.
Для этого нужно, чтобы всё осталось, как есть, чтобы сохранялась преемственность доминирования царей и жрецов Несправедливости.
Главная их цель усугубить это доминирование или, по крайней мере, сохранить
status-quo, а главные их враги те, кто утверждает: перемены неизбежны, и вам они ничего хорошего не сулят.
«…они распинают того, кто пишет новые ценности на новых скрижалях, они приносят
себе в жертву будущее, – они распинают все человеческое будущее!» Ф.Ницше.
За это и сами они заслуживают распятия.

Подлинно Избранному на пути к кресту нужно мало:
«Мне мало надо!   
Краюшку хлеба   
И каплю молока.   
Да это небо,
Да эти облака!»  В.Хлебников.               

Хлеб да вода – молодецкая еда. И кишка свиная – еда неплохая.
И этим Избранный всегда готов поделиться, если имеет.
Но крест свой не отдаст никому.
Еще и убеждать станет сожалеющих о нем: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Матфей 11:30.               


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.