Первый класс ДМШ и размышления... 1

                На фото: Надя "Первый раз в первый класс"

        Итак,  Надя  окончила подготовительный  класс  музыкальной  школы.  Получив  задание  на  лето  - выучить  две  пьесы – она  была   отправлена  в  последнее  перед  школой  «свободное  плавание»

        Летом  Наденька  не  то   чтобы  систематически была  у  нас, но приезжала  раза  три  на  неделю – десять  дней.  Наши  занятия на  фортепиано  продолжались.
    
        Старались в период  пребывания  её  у   нас  заниматься  каждый  день, чтобы  была  некая  система  занятий – будущий  прототип  творческой  и  деловой  ответственности  учащейся  музыкальной школы.  Урок длился  20 – 40   минут,  в  зависимости  от  задач  урока,  сложности осваиваемого  материала  и  настроения  Нади.
 
        Ещё  раз  на  практике   я  убедилась  в  том,  как   важны  систематичность,  настоятельность,   чёткость в  требованиях  и  настойчивость  педагога  в  достижении  задуманного  с  учеником.  Успех  в решающей  степени  зависит  от  объективных  данных  подопечного  (подопечной).

        Я  видела  явные  способности  Нади  к  освоению  амплуа,  её  потенциал,   и    нужно  было  выбрать  меры  и  тактику,  чтобы  заставить  «работать»  эти  её  качества,  а  проще  говоря,  заставить Надю  работать.

        Это  её  «свойство» - молчать  и  бездействовать  за  инструментом – приходилось  преодолевать,  призывая  на  помощь  всю  свою  творческую фантазию  и  профессионализм.
 
        Часто я    «не  обращала  внимания»  на  её  разнообразные  «новшества»  за  инструментом:  играть  не  в  той  октаве,  делать  что-нибудь  наоборот,  например,  вместо  «круглых», крепких  пальчиков  -  прямые,  безвольно  соскальзывающие  с  клавиатуры…В  этот  момент  доводилось  быть  в  состоянии  внутреннего  аффекта.
      
        Это  были  для  меня  минуты  тяжелых  испытаний.  Я  приходила  в  отчаяние  оттого,  что  не  справляюсь  со  своей  задачей,  не  могу  повлиять  на  Надю.
 
        Иногда  урок  заканчивался  тем,  что  я  закрывала  ноты  и  просто  выгоняла  её  с  урока,  чем  приводила  её  в  замешательство.  Она  начинала  искать  «выход».  После урока  дедушка,  как правило,  обращаясь  к  Наде,  спрашивал:
-  Ну,  как  дела,  лапушка? – Иногда Надя,  поджав  губы,  молчала.
 
        Поняв  ситуацию  по  выражению  наших  лиц,  дедушка  начинал  выполнять  миссию  третейского  судьи.
   
        Почти  всегда,  спустя  некоторое  время,  Надя  шла  извиняться  за  своё  поведение  либо  сама,  либо  после  внушения  дедушки.  Ей  нравилась  воображаемая  беспроблемная  игра  на  пианино,  но  она  не    хотела  преодолевать  все  трудности  на  пути  к ней.

        С  трудом  давалось   концентрировать  внимание  на  чтении  нот  в  постоянном  темпе  с  «заглядыванием»  вперёд  даже  в  разобранной  пьесе.  Тем  более,  если  предлагалось  «читать»  обеими  руками.  Например,  текст  Украинской  народной  песни,  где  мелодия  переходит  из  руки  в  руку  в  непрерывном  движении.
 
        С  удивлением  я  поняла,  как  переживает  Надя  за  то,  что  у  неё  что-то  не  получается.  Выражая  полное  отчаяние,  она  иногда  могла  заплакать  от  сознания  своей  беспомощности.
 
        После настойчивого  призыва  попробовать ещё раз  сыграть  «непреодолимый»  эпизод,  она,  в  конце-концов,  решалась  поиграть  ещё.
 
        Какими  же  восторгом и  радостью наполнялась  Надя,  когда  ей  удавалось  сыграть  незнакомые  ноты  или  трудный  такт!  Кажется,  в  этот  момент  она  хотела  обнять  и  поцеловать  весь  мир  и  меня  тоже.  Иногда  я  пыталась  уклониться  от  этих  её  излияний  и  направить  их  в деловое  русло.

        Не  выскажу  новость,  педагоги  меня  поймут,  если  скажу,  что  достижение  навыка,  например,  читка  с  листа – главное  качество   начинающего  и  профи – это  результат  опыта,  практики,  тренинга.  Чтобы  достичь  его,  полезен  и  действенен  совет:  как  можно  больше  читать  и  разбирать  новых  пьес.

        Совет  простой,  но  очень  непросто  входящий  в  ежедневный  репетиционный  обиход  начинающего.

        И  это  всё  НЕ  о  том,  как  воспитать  профессионального  пианиста.  Эту   задачу  я  перед  собой  не  ставлю.  По  этой  части  есть  много  литературы  специальной,  педагогической,  есть  система  профессионального  воспитания  и  образования,  начиная  с  ДМШ  и  раньше.

        Это - свой  собственный  опыт  в  неординарной  ситуации  со  способным  ребёнком,  мимо  которого  я не могла  пройти.

        От  меня не  укрылось  то,  что  за  кажущимся Надиным  «легкомысленным»  поведением  за  инструментом  кроется  работающая,  как  бы  между  прочим,  мысль.

        Она,  тем  не  менее,  легко  усваивала предлагаемые  задачи  технологического  характера,  иногда  понимая  их  «с  полуслова».  Это  и поддерживает  мой  постоянный  профессиональный  интерес  к  ней.

        Свою  задачу  я видела  в  том,  чтобы  всё,  что  есть  в  Наде  от  природы,  «заставить»  работать,  от  чего  бы  она  впоследствии  испытывала  эстетическое  удовлетворение,  и  что  было  бы  предметом  её  самовыражения,  укрепляя  и  развивая  в  ней  личностные  параметры,  обогащая  её  творческую  и  интеллектуальную  самодостаточность.

        Ей  никогда  не   бывает  скучно.  Она  одна  может  играть  с  куклой,  общаясь  с  ней.  Второе  её  увлечение – это  любовь  к  рисованию.  Как  и  все  дети,  с  ранних  3ёх – 4ёх  лет  она  раскрашивает  рисунки  в  «Раскрасках»,  которые  часто  покупают  ей  дедушка и  мама.
 
        Интерес  к  изобразительности  в  ней  укреплялся  и  рос  вместе  с  ней самой.  Сейчас  она  посещает  кружок  ИЗО  по  собственной  инициативе.  Любит  хореографию, пластику.

        Я  замечаю  во  время  её  «кривляний»  под  музыку  квадратность,  симметрию  её  пластических  «построений».  Это  -  тоже  дано  ей  от  природы.
 
        Учиться  хореографии  оказалось  для  семьи  очень  дорогостоящим  занятием,  поэтому  развивается  Надя  почти  спонтанно,  под  влиянием  редких  групповых  уроков  по  ритмике  в  общеобразовательной  школе.

        Там  так  же,  как  и  в  Любанском  регионе,  не  стало  уроков  музыки.  Значит,  все  остальные  дети,  кроме  учащихся  ДМШ  и  ДШИ,  утратили  не  по  своей  вине  возможность  быть  «привитыми»  в  музыкально-эстетическом  направлении – одном  из  базисных  начал  формирования  творческой  личности.  Сейчас  такая  личность  востребована  везде,  в  будущем – тем  более.

        Вернуть  уроки музыки  в школу  можно,  возвратив  им  статус  других важных дисциплин:  русского  языка,  математики...  Если  пришёл  учитель  музыки в школу,  то его   уроки   должны   занимать    в   расписании  место, равное  с  другими  дисциплинами,  а  не  заменяться  через месяц   «более  важными».

        Общие  эстетические  мероприятия  должны  быть  делом  администрации  школы  и  всего  педагогического  коллектива.  В  этой связи  весьма продуктивными являются   творческие  контакты  с  музыкальной  школой,  школой искусств.

        Думаю, здесь   (в  общеобразовательной  школе)   не  должно быть  места  таким  заявлениям:  «Это  не  моё  дело»,  «Мне за  это не  платят».  А  как  же  наш  педагогический  долг  перед  детьми?  Это  ведь  тоже   политика.
 
        Каков  общий  настрой  в  школе? В  духе лучших  Российских  педагогических  традиций?
        Это  сложный  и  так  необходимый  разговор  о  судьбе  поколений в  наше  время.  Куда  идём?  К  развалу  государства,  государственности,  морали  и  идей  мы уже  пришли.  А  дальше?
 
        Ведь  нельзя  медлить  ни  дня.  Сегодняшние  выпускники  школ – вчерашние  школьники – они  будут  формировать  облик  нашей  страны  и  влиять  на  развитие  следующих  поколений.  Это  происходит  каждый  год.

        Сколько  таких  лет  мы  уже  упустили?  А  навязывание  чужой  морали,  идеологии,  влияния    на  молодые  неокрепшие  умы  и  психологию  «из-за бугра»  не  только  не  дремлет,  но  крепчает  с  каждым  днём, становится  всё  тоньше,  скрываясь  под  благими  намерениями,  и  всё  дороже  оплачивается. 
       «Свято  место  пусто  не  бывает» - известная  истина.  Она тем  более  верна,  так  как   на  это  «пустое  место»  незамедлительно  волевым  потоком  направляются  ненаши  мысли,  чувства  и  образ  жизни...
 
       «Демократию – в  массы» - так  можно  перефразировать  все  лозунги  середины  восьмидесятых,  объединив  их  в  один.  Помните?  В утренней  передаче  для детей  по  радио  репортажи  о  критике  и  выборах детьми  в школах  классных  руководителей,  учителей,  директоров...  Буквально,   умопомрачительные  вещи с  точки  зрения  здравого  смысла.
 
        Что  мы  получили?  Крайне  усугубившееся  негативное  отношение  учащихся  к  учителям  в   школе,  старшему  поколению.

        Да,  изрядно  нами  подпорчен  авторитет  учителя, наставника. 
Да  и  зарплаты  повышаются  в  сфере  Образования  moderato  assai (весьма  умеренно).

        А  постоянное  критиканство  в  адрес  минувших  поколений?  Сами  топчем  свою  священную  историю.

        Всё  в  наших  руках.  Что  хотим,  что  нам  выгодно  политически,  что  даёт  нам   пиар  сейчас  (самый  разнообразный,  в зависимости от «вкуса»  и конъюнктурных потребностей),  то  и  так  говорим  о  предмете  дискуссии.

        Кто  подсчитал  жертвы  нынешних  Преобразований,  начиная  с  середины восьмидесятых? Духовные, нравственные,  материальные,  человеческие?…  Считать  их надо и  во  всех  прежних  союзных  республиках.

        После  таких  потрясений,  если  они во  благо  всего народа,  должен  быть  подъём идейный, моральный,  нравственный, подъём во всех  областях  человеческой  деятельности.  Где он?
        Истина  и  нравственность  стали  неуместны.  Удивительно,  даже  возмутительно  то,  что в  рассуждениях  о  минувшем  часто  наблюдается  преднамеренно,  а  может,  по  неграмотности,  узкий,  ограниченный,  односторонний  подход  в  оценке  событий,  людей…
 
        Пока  народ  внимал   убаюкивающим  демократическим  призывам,  будущие  ваучерные  и   иные  магнаты и олигархи прибирали  к  рукам  и скупали за  бесценок  все  богатства России,  всё,  что  «плохо  лежит».
 
        Народ  оглянуться не успел,  как  оказался   «средь  чиста  поля»  в  онучах,  с плугом,   оглоблей  и  ваучером  в  руке…

                Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2010/09/01/205

                На фото:  Надя "Первый раз в первый класс"


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.