Есть ли у истории варианты?

ЕСТЬ ЛИ У ИСТОРИИ ВАРИАНТЫ?

Профессиональные  историки считают, что история человечества  многовариантна. Вот, например, в газете «Правда» 4 ноября 1989 года была опубликована статья «Октябрь и мы», в которой академик Ю.Кукушкин   и доктор исторических наук А.Маныкин писали: «Пора бы, кажется, уже понять, что историю бесполезно изобра-жать в черно-белом варианте. Исторический процесс многоцветен и многомерен».

В принципе это верно, но в историческом процессе участвуют все живые люди планеты. И чтобы жить, каждому человеку необходи¬мо иметь, как минимум, жилье, одежду, пищу, семью. Иметь или не иметь? Выбор однозначно бело-черен. Если не иметь, то жизнь прервет¬ся. Принципиально важно иметь жилье, одежду, пищу и семью. В этом случае род человеческий не прер¬вется. Но не имеет принципиального значения (для природы) где человек живет, как питается, как одевается и на ком женат. Эта многовариантность непринципиальных выборов создает иллюзию многоцветности и многомерности исторического процесса.

Короче говоря, основа природы, её «скелет»  является чёрно-белой.  Это позволяет при познании природы отвлекаться от непринципиальных подробностей, а рассматривать её только в черно-белом виде. Субъективно же, психологически  Мир – многоцветен. Философы нарисуют чёрно-белый скелет. Литераторы же украсят его многоцветными непринципиальными подробностями. Любая пара противоположностей состоит только из двух членов. Один, из которых может считаться чёрным, другой же белым. Например, тепло и холод, свет и темнота, прерывное и непрерывное и так далее и тому подобное.  Но эти противоположности противоречат друг другу, тепло не может быть холодом, а свет темнотой. Это и есть принцип противоречивости.

В 1987 году я услышал, как «главный философ» Челябинска К.Суханов сказал, что есть закон  единства и борьбы противоположностей как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Профессор пожал плечами. Я опешил. Если он не видит этой связи, то, видимо и наука не знает её. Через несколько лет я встретил Суханова и рассказал ему  про  эту связь. Но он только хмыкнул. И я не знаю, понял ли он меня.


Причиной движения (развития) всегда является какая-то разность. Например, при разности атмосферных  давлений дует ветер. При разности уровней текут реки и ручьи. При разности убеждений возникает спор, в котором может родиться истина. Жизнь людей подобна спортивному соревнованию. Кто-то впереди (богаче), задние стремятся догнать передних. Такую разность принято называть противоречием.  Если кто-либо скажет, что, если закопать кошелек с  какой-то суммой денег, то через полгода можно выкопать денег много больше, ему не поверят. Но ведь миллионы   крестьян ежегодно «закапывают» в землю различные семена и через   какое-то время получают результат, противоречащий условию. Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разность  между собранным и посеянным. Не будет разности, не будет  противоречия, не будет и действия. Закон природы. Нужно обратить   внимание, что при всяком взаимодействии противоположностей есть  действие и противодействие. В общем случае они не равны между собой.  Ньютоновский закон -  действие равно про-тиводействию - является только частным случаем  закона единства и борьбы противо-положностей. Диапазон действия этого   закона охватывает все случаи, возможные в природе. С одной стороны,  на одном фланге действие равно противодействию, на другом всякое   противодействие исчезает. Во втором случае наступает катастрофа.

Если в электрической цепи исчезнет сопротивление, возникнет разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет  никакого противодействия, вырас-тает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает ката-строфическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти придуман метод  - разделение властей, который успешно применяется во многих странах.

Наши предки, пока жили охотой и собирательством, по образу жизни ничем не отличались от других животных. Дефицит пищи вынуждал быть жестоким. Перелом наступил после изобретения скотоводства и земледелия. Появился избыток средств жизни. Появилось желание обменять эти излишки на что-то другое. Так возникла рыночная экономика. Рынок породил нравственность (торговать силой невозможно, нужны нравственные качества). Вместе  с этим началось  расслоение общества. Появилась разность, причина развития. Возникло разделение труда, резко повысившее его производительность. Но отрицательные эмоции (зависть и обида) породили мечту о социально однородном  «справедливом» обществе, каковое в принципе не может быть однородным, так как может существовать только  при разделении труда. В обществе должны быть люди всех профессий от дворника до профессора. В однородном «обществе» нет нужды общаться с другими, каждый сам себе дворник и профессор.

Сейчас многие проклинают рынок, вспоминают, как хорошо было раньше в советское время при плановой экономике. Как бы хорошо ни было, но плановая экономика была возвратом к дорыночному безденежному натуральному хозяйству. Мне возразят, что деньги то были, хотя и «деревянные». Так то оно так, но прочитаем, что писал Ленин: 

 Социализм не может быть ни гуманным, ни демократическим, так как «...материальный, производственный фундамент социализма  требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей  совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта  очевидна,  всеми думавшими о социализме всегда признавалась как  его  условие.  Но как может быть обеспечено строжайшее  единство  воли?  Подчинение воли тысяч воле одного. Это подчинение может принимать  резкие  формы  диктаторства, если нет идеальной дисциплины и сознательности». (ПСС,т.36,с.200)

«Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места» (ПСС, т.44, с.225).

«...неуклонно продолжать замену торговли планомерным...распределением продуктов» (ПСС т..38,с.121).

О чём он писал? Разве не о возврате к натуральному, безденежному, до рыночному хозяйству?

Либо рыночное, либо натуральное хозяйство. Или-или и ничего третьего. Что лучше? Всякое явление противоречиво. И натуральное и рыночное хозяйство обладают своими преимуществами и недостатками. Но из натурального хозяйства происходит рыночное естественным путем. Обратный процесс возможен только силой принуждения. Так оно и произошло после 1917  года в России.

В  природе всюду противоречивое противодействие. Но тогда что же такое свобода?  Понимать свободу как вседозволенность и безнаказанность не получится. Противодействие окружающего мира и людей не позволит этого. Под свободой остаётся понимать свободу выбора. Если я могу выбирать место жизни, занятие и многое другое, то я могу считать себя свободным.    

Но выбор бывает двух типов: двухвариантный и мнoговариантный. Двухвариантный выбор производится из двух противоположных возможностей, когда никакого третьего варианта просто не существует. Жизнь любого человека состоит из  небольшого числа двухвариантных выборов. Чтобы жить  человек должен иметь пищу, жилище, жену... В принципе он волен  делать выбор между есть и не есть (объявить голодовку). Также в его воле иметь жену или не иметь. (Количество таких вариантов  невелико.)  И в большинстве этих вариантов отрицательный  выбор, как правило, ведет человека к гибели. Если, например, человек не имел жены, то  прервался его род. Выходит, что человек практически лишен всякого выбора, если хочет жить. Но так как исторический процесс организуется деятельностью множества людей, каждый из которых лишен права выбора, то  это означает, что и исторический процесс идет в единственно возможном направлении, что история не имеет вариантов, кроме одного человечество должно жить или погибнуть.

Но есть  еще и многовариантный выбор. Этот выбор украшает, расцвечивает жизнь, даёт иллюзию, что история многоцветна и многомернa. Когда человек сделал выбор в пользу принятия пищи  (двухвариантный выбор), то вступает в действие многовариантный выбор - практически неограниченное число вариантов приготовления и выбора пищи. Если человек сделал выбор в пользу женитьбы (двухвариантный выбор), то снова вступает в действие многовариантный  выбор -  жену можно выбирать из многих невест. Человечество идет единственно возможным путем от зверя  к человеку.

Итак,  в основе исторического процесса  черно-белый выбор. А непринципиальные подробности, создают иллюзию многомерности и многоцветности. Например, диктатура не может быть без репрессий. Если  вместо Сталина на посту оказался бы другой человек, репрессии все равно были бы, но список репрессированных  был бы несколько иной. А если бы другой человек отказался бы от репрессий, он потерял бы власть, а  экономика натурального хозяйства стала бы превращаться в рыночную. Так оно и произошло в Советском Союзе.

Внимательный читатель заметит, что двухвариантный выбор иногда называют альтернативой. Действительно в древности люди понимали важность двухвариантного выбора и дали ему особое название: в Греции – дилемма, в Риме – альтернатива (один из двух). Но сейчас наши словари толкуют альтернативу по всякому. Поэтому проще  различать двухвариантный выбор от многовариантного. Как-нибудь мы рассмотрим и причину «порчи» альтернативы.
Павел Каравдин
5 сентября 2010 г.


Рецензии
Забавно, что такая теоретическая фигня - смешна. Она имеет нулевую полезность, так как из нее нет практических выводов. Только российские диссертации. Мировая философия ушла настолько вперед - такого рода рассуждения остались в 19-м веке.

Игорь Телок   18.08.2011 22:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.