Надежность боевой техники Красной Армии. Часть II

 Надежность боевой техники Красной Армии. Часть II

Интересно продолжить исследование, чтобы узнать, насколько надежной была техника накануне войны в июне 1941 года. Особое внимание следует уделить состоянию боеготовности частей и соединений Западного Особого Военного Округа, которые приняли на себя основной удар фашистской армады.  Одно из последних довоенных спецсообщений 3-ий отдел штаба  ЗапОВО  подготовил 17 июня 1941 года. В нем речь шла о боеготовности 9-й смешанной авиадивизии 10-й армии, которая в 1941 году получила на вооружение 4 полка, 240 самолетов МиГ-1 и МиГ-3. Начальник 3-го отдела штаба округа П.Г. Бегма докладывал, что по состоянию на 17 июня 1941 года «на все полки 9-й смешанной авиадивизии имеется 85-90 исправных самолетов...

Только в результате летних происшествий разбилось 10 машин... Для группового воздушного боя данный тип самолетов не годился, так как за один переворот через крыло машина теряла 600-700 метров высоты...» (НАРБ. – Ф. 4.П. Оп. 21. –Д. 2470. – Л. 5-7)
А вот данные Наркомата обороны: «Только за неполный 1-й квартал 1941 г. произошла 71 катастрофа и  156 аварий, при этом убит 141 человек и разбито 138 самолетов.» (Мартиросян А.Б. «Трагедия 22 июня: Блицкриг или измена?»).

Самолет МиГ - это истребитель, задачей которого является завоевание господства в воздухе. Таким образом , 9-я смешанная авиадивизия эту задачу «провалила» до войны, как и в целом Главное управление ВВС Красной Армии. 9 апреля 1941 года по Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии» был снят с должности и арестован начальник ГУ ВВС РККА Рычагов.

К чему же привели такие частые случаи отказа оборудования наших самолетов и его низкие летные качества в борьбе с немецкими истребителями?  К тому, что они дали   «зеленый свет» для «молниеносной войны» Германии. 
Приведу некоторые сведения о производстве МИГ-3.  Он был запущен в первую очередь как перехватчик высотных английских бомбардировщиков. Дело в том, что немецкие бомбардировщики с приличным грузом бомб не могли подняться выше 7000 метров. МиГ-3 был самым массовым истребителем наших ВВС, предназначенным для боя на высоте 7000—9000 метров.

На более низкой высоте он почти полностью утрачивал свои основные летные и технические качества, терял маневренность и начинал кувыркаться. Всего было выпущено 1400 самолетов МиГ-3, а невысотных истребителей типа Як-1 и ЛАГГ-3, которые «подходили» для боя с немецкими бомбардировщиками, было выпущено соответственно 400 и 320.  Сталин был так уверен в неизбежности столкновения с Англией, что за несколько месяцев до войны он приказал снять с серийных штурмовиков Ил-2 оборонительный пулемет и заменить его броней, которую могла пробить немецкая пушка, но не брали пулеметы, установленные на большинстве британских истребителей.  Из-за этого в первый год-полтора войны немецкие «Мессеры» беспрепятственно сбивали наших штурмовиков. «Мессер» вплотную подлетал к Ил-2, немецкий пилот ловил взгляд советского летчика, изображал пальцами ноль, затем заходил ему в хвост и методично расстреливал.

Из-за «поправки» Сталина советские ВВС потеряли не менее двух тысяч прославленных Ил-2. (Белоконь В.А. «Карточный домик истории нашей авиации» С. 22). Так что наша страна заплатила большой кровью за политические "ошибки" Сталина и производство самолетов, неприспособленных для боев с немецкими ВВС. 
Можно привести еще один пример «надежности» наших самолетов.  Как указывалось в спецсообщении 3-го Управления НКО № 37928 от 15 июля, «произведенным расследованием причин уничтожения фашистской авиацией всей материальной части в 41-м и 124-м ИАП 9-й смешанной авиадивизии установлено:
«…У большинства истребителей «МИГ-3» не стреляли пулемёты, так как бригада завода № 1 не успела отрегулировать их. Все это привело к тому, что все самолеты полка были уничтожены».  ( М. Мельтюхов, Александр Осокин, Игорь Пыхалов «Трагедия 1941. Причины катастрофы»).
 
Надо добавить, что накануне войны советского командование,  конечно, согласовав это с И. Сталиным, приняло решение переместить зенитную артиллерию с белостокского направления вглубь Западного ОВО и на 120 км восточнее Минска. ( Мартиросян А.Б. «Трагедия 22 июня. Блицкриг или измена? Правда Сталина» стр. 602). Это также привело к тому, что немецкие самолеты беспрепятственно уничтожали наши войска.

Наивно думать, что немецкая разведка не знала об этом решении. Со времен Гражданской войны наши генералы предпочитали использовать телеграфные аппараты Бодо для передачи важных сообщений, забывая о том, что они не обеспечивали надежную защиту информации. Кроме того, линии связи и коммутаторы находились на территориях, оккупированных  СССР в 1939-1940 годах, а местное население было настроено отнюдь не дружелюбно по отношению к Советской Армии. Неудивительно, что многие сведения, переданные этими «защищенными» аппаратами Бодо, в конечном итоге становились достоянием немецкой разведки. Но как же можно было отказаться от супер аппаратов Бодо, если сам Верховный доверял им!


Рецензии
Качество танковой техники было удручающее у всех без исключения производителей.
Особенно у американской и английской.
А для России еще и низкая культура громоздкой ремонтной службы.

Кстати.
Вот цитата из воспоминаний У. Черчилля про взятие Гитлером Вены:
«…Германская военная машина тяжело прогромыхала через границу и застряла у Линца. Несмотря на превосходную погоду и хорошие условия, большая часть танков вышла из строя. Обнаружились дефекты тяжелой моторизованной артиллерии, и дорога от Линца до Вены оказалась забитой остановившимися тяжелыми машинами. Ответственность за затор, показавший, что на данном этапе своего восстановления германская армия еще не находится в полной готовности, была возложена на командующего 4-й группой армий фаворита Гитлера генерала фон Рейхенау.
Проезжая на машине через Линц, Гитлер увидел этот затор и пришел в бешенство. Легкие танки были выведены из колонны и в беспорядке вошли в Вену рано утром в воскресенье. Бронемашины и тяжелые моторизованные артиллерийские орудия были погружены на железнодорожные платформы и только благодаря этому успели к церемонии…»

Это при том, что танки двигались без боя, по прекрасному асфальту!

Сербский   13.11.2010 15:30     Заявить о нарушении
Сербский. Спасибо за интересную цитату. Сохранил. У немецких войск была развита ремонтная база. они для этих целей даже танки переделывали, чтобы транспортировать неисправные. Всегда любой выход танков сопровождала ремонтная бригада. В наших войсках такого не было.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   13.11.2010 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.