Дочь шапсугов

              На моё  25-летие родители решили подарить мне настоящий охотничий карабин. Предвкушая вожделенный подарок, я примчался  к магазину «Охотник» задолго до назначенного времени…
   И чтобы время убить, решил послоняться по близлежащему базару. Так и блуждал я по рядам с  разноцветными пирамидами овощей да фруктов, пока на самых задворках не наткнулся на необычную для рынка вывеску над невзрачным павильоном -  «Антикварная лавка».
   С известной долей скепсиса вступил я в полутемное помещение. Ну, конечно,- все прилавки обильно заставлены фарфоровыми статуэтками советского периода, в витринах – горы мельхиоровых приборов, а на стенах – топорные иконы, пресловутые репродукции  Шишкина, да яркие натюрморты местных художников…
    Рассеянным взглядом обведя все «раритеты», я уже собрался уходить, когда мои глаза зацепились за небольшой портрет. Картина была очень старая, да и скверно хранившаяся: облезлый багет, пятна сырости и потертости на холсте…
     На портрете была изображена молоденькая девушка в национальном костюме какого-то кавказского народа. Черный фон и темные цвета наряда сливались… Выделялось только лицо,- оно было так тщательно, так филигранно выписано, что казалось старинной акварелью, непостижимым образом вмонтированной в черноту масляных штрихов…
         Иссиня-смоляные  пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, в загадочной тени густых ресниц, смотрели из темной глубины  пристально и вопрошающе, сияя холодным, бесстрастным блеском…
 Стройная  шея красавицы  была украшена  странным  тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе  матового  червонного золота …
         Как зачарованный смотрел я на портрет, не в силах двинуться с места. И хищно сверкая хитренькими глазками, плешивый старичок- хозяин заломил  баснословную цену, сбивчиво повествуя о ценности и древности картины. Из всего потока  болтовни я уловил  только, что изображена на ней дочь  последнего шапсугского князя, а ожерелье на её шее- своеобразный тотем, ставший для княжеского рода роковым…
Я не торговался. И унёс неожиданную находку с собой.
        Последующие хлопоты с приобретением карабина  и удачно начавшийся охотничий сезон в горах Кавказа  полностью вытеснили из моей головы воспоминания о  портрете.
       Я  наткнулся на него, только вернувшись в Москву, когда разбирал свою дорожную сумку.
        Заказал  красивый багет,  отреставрировал холст и повесил  портрет над камином…
        Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные  глаза красавицы,ища в них понимание и  участие…И глаза эти были как живые:казалось мне, что они следили за каждым моим шагом,то наполняясь невысказанной печалью, то загораясь огнём страсти,то искрясь безудержным весельем...
        Прошло семь лет…
        И вот однажды мой  сочинский друг  Артур пригласил меня на свою свадьбу,с обещанием последующей большой охоты на кабанов.
Тот, кто не бывал на  армянской свадьбе, тот и не знает, что такое настоящий праздник! Не  успев сойти с трапа самолета, я  уже с головой окунулся в предсвадебные хлопоты жениха, который на ходу кратко  поведал мне историю своей женитьбы:  девушка из Краснодара, познакомился он с ней случайно, по телефону,  ей  было чуть больше 17 лет, поэтому они ждали несколько месяцев ее совершеннолетия, чтобы расписаться…
Я  задал ему банальный вопрос:
- «А ты ее любишь?»
На что он, слегка смутившись, с трудом подбирая слова, серьезно ответил:
- «Ни одна девушка не вызывала во мне такой самоотверженной любви и безумной страсти. Родня не хотела отдавать ее в жены армянину. Но я  молил их, одаривал подарками. И уговорил. Ведь   жизнь без неё не имеет для меня смысла.»
        Вот как! А еще говорят, что современная молодежь не способна на большие чувства!
        Рано утром  на самолетике местных авиалиний мы прилетели в Краснодар, где нас ждал заказанный свадебный кортеж из 12 машин, возглавляемый белым лимузином,  капот, крыша и багажник которого  покрывали ковры из искусно сплетенных живых цветов,- белых роз и лилий.Поскольку ни в Сочи, ни в Краснодаре у меня не было постоянного пристанища, я по принципу:"всё своё ношу с собой", не обращая внимания на подтрунивания приятелей, не расставался со своим охотничьим рюкзаком и карабином, предвкушая не столько свадебное веселье, сколько  предстоящую после него  охоту...
          Вся прилетевшая публика расселась  по машинам, и мы двинулись к дому невесты. Остановились за квартал, и шествие началось: музыканты заиграли  армянскую мелодию, в которой доминировали пронзительные завывания дудука, нарядные друзья и родственники  с цветами, подносами, полными сладостей, кувшинами вина и ярко упакованными подарками двинулись к дому,  пританцовывая и шумя самым невероятным образом…
          Задача родственников невесты заключалась в том, чтобы не подпустить нас к дому без выплаты богатого выкупа: они растягивали веревки,  вставали стеной, призывая на помощь соседей и прохожих, и ожесточенно торговались…Но вот все преграды сметены, деньги и подарки вручены,  доступ к невесте открыт…
           В черном проёме подъезда появилась тоненькая девушка в пышном свадебном платье из кружевного  корсета с воздушным  кринолином…       
           Иссиня-смоляные  пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины  пристально и вопрошающе, сияя юным задором и предвкушением счастья…
 Стройная  шея красавицы  была украшена  странным  тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе  матового  червонного золота …
         Я онемел.
Дальнейший ход свадьбы  пронесся для меня в сплошном тумане. Шестичасовой пробег кортежа от Краснодара до Сочи,  галдящая нарядная толпа гостей в 300 человек, шумное застолье в стеклянном  зале одного из санаториев на берегу моря,-   смех, танцы, песни, веселые тосты тамады,- всё смешалось в моём воспаленном, разрывающемся от  тупой боли мозгу…
            Из отрывочных реплик окружающих, предыстория происходящего кое-как сложилась: в 10 лет у Мурзият ( по- русски Марина) умерла мать.С мистическим ужасом я сопоставил эту дату с покупкой старинного портрета! Для вечно занятого бизнесом и устройством личной жизни отца, дочь стала помехой. Постоянное кочевание по семьям многочисленных тетушек превратилось для неё в настоящий кошмар. Безумная любовь Артура , а с ней и представившаяся возможность попасть в зажиточную благополучную семью,  показалась Марине  спасительной соломинкой, за которую она схватилась со всей страстью и пылом юной, истосковавшейся  в  одиночестве души…
          К середине ночи наступила кульминация армянской свадьбы – танец невесты. Согласно традиции  невеста выходит в центр зала, и за право пройти с ней  круг лезгинки желающие гости должны положить в специальную корзиночку  купюры определенного достоинства:  и чем больше  денег, тем больше шансов у претендента…
Армянский уклад жизни! Мне было интересно,  сумеет ли невеста вписаться в его жесткие правила.Еще с ранней юности, начитавшись новелл  М.Лермонтова, который прославлял красоту,свободолюбие и преданность черкешенок, я буквально бредил мечтой познать любовь женщин этого народа...
          И вот решился на танец. Растолкав круг конкурентов, с веером из пятитысячных и стодолларовых купюр, протиснулся к невесте, и мы полетели с ней по залу под зажигательную музыку….
           По законам Кавказских гор  касаться девушки в танце – верх неприличия. Но при передаче денег наши руки  случайно  соприкоснулись, и  жаркая волна прокатилась по моим венам, закружилась голова, в глазах потемнело. Взгляды наши встретились,- глаза в глаза:  с удивлением  увидел, как  холодный, влажный блеск под густыми ресницами сменяется горячим  призывным огнем…
         Вернувшись к столу, я зажал голову руками,- громкие звуки музыки звучали в ней  тревожным набатом.Хотелось бежать, бежать отсюда, пока не поздно! Пошатываясь, побрёл к подсобке банкетного зала за своими  "пожитками": рюкзаком и карабином.Но приятели преградили мне дорогу и подумав, что я основательно «перебрал»,со смехом  вывели меня на воздух, на берег моря…
         Я остался один, в душной темноте южной ночи. Ласковое шуршание прибоя  проливалось бальзамом на мои взбудораженные оголенные нервы…
Сколько я так просидел – и не знаю. Потерял счет времени…
Но вдруг какая-то тень мелькнула на безлюдном пляже… Это была невеста.
Девушка приложила палец к губам.  Неуловимым кошачьим  движением крепко обняла меня за шею и впилась в мой безвольный рот страстным поцелуем.Но  сил и смелости ответить на её порыв во мне  не было, ведь она - чужая невеста!  Как зачарованный, но намертво скованный условностями и стереотипами  мира, молча смотрел и смотрел я в непроницаемую глубину черных глаз, стараясь разгадать, понять тайну этой странной, мятежной души...          
          А  глаза Марины  смотрели из черной глубины  без всякого смущения, пристально и вопрошающе, обжигая волнующим страстным призывом… Она нащупала в темноте мою руку и сжала её ( вновь жаркая волна прокатилась по  венам!),я почувствовал ладонью холод тяжелого металла и грубые грани агата.Боже мой! Она отдавала мне своё старинное ожерелье! Зачем? Почему?
Но  узнать её тайну я не успел.Раздался, показавшийся оглушительным в кромешной тишине, звук ружейного выстрела.Девушка упала навзничь.Белый кружевной  корсет платья быстро потемнел, а по золотившемуся в лунном сиянье пляжному песку побежали навстречу беспокойным морским волнам  черные стремительные змейки крови...
Смерть поражала воображение своей жестокой красотой:белый ворох сбившихся складок пышного кринолина фантастической грудой  завершал лунную дорожку моря и переливался в темноте отблесками страз как огромный снежный сугроб .Иссиня-смоляные  пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул мертвой девушки.Непропорционально длинные для маленького, тонкого личика   глаза, равнодушно смотрели в темную глубину неба,  сияя холодным, загадочным  блеском…
Не вписалась Мурзият в устои. Она осталась дикой и свободной, как её воинственные предки. А роковая судьба древнего княжеского рода и  роль в ней старинного портрета остались нераскрытой мистической тайной...

Длина текста (в символах): 10444
Длина текста без тегов (в символах): 10444
Длина текста без пробелов (в символах): 8668
Слов в тексте: 1735
Стоп-слов: 325

Пояснения к тексту:
Шапсуги (самоназвания: адыгэ; шапсыгъ — «живущие у моря») — субэтнос адыгов (черкесов). Проживают главным образом в Турции, Сирии, Иордании и Российской Федерации. В России живут в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, небольшая группа — в Адыгее. В советский период переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек. По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысячи шапсугов. Говорят на диалекте адыгейского языка абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Основная масса верующих — мусульмане-сунниты.
Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива наравне с кабардинцами. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. Принимали активное участие в борьбе с Крымским ханством.

Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами.









         


Рецензии
Можно один вопрос? Что Вы хотели сказать своим произведением?

Ева Шелест   12.01.2011 19:58     Заявить о нарушении
Конечно, это - не агитка, не нравоучение,и не басня. А что хотел , например,сказать Бунин своим рассказом "Сны Чанга"? или Лев Толстой своей "Анной Карениной"? -Берегитесь поезда? или Эдгар По своим "Вороном"? -Не бойтесь ворон?
Нельзя же воспринимать литературу столь примитивно! В том-то и сила творчества, что каждый видит и находит в нем то, что ему близко, что его волнует.

Шарай Денис   13.01.2011 04:25   Заявить о нарушении
Напрасно Вы реагируете столь агрессивно на простой вопрос.
Поверьте мне, если бы Ваше произведение не задело меня, я прошла бы мимо.
Я крайне редко пишу критические комментарии, это, наверное, вторая или третья за все мое пребывание здесь.
Итак: любое произведение должно нести в себе смысловую нагрузку, а тем более выставленное для участия в конкурсе. Вы со мной согласны?
Тогда начнем.

Первое, что понравилось…»» Выделялось только лицо,- оно было так тщательно, так филигранно выписано, что казалось старинной акварелью, непостижимым образом вмонтированной в черноту масляных штрихов»»
очень удачный словарный оборот, особенно вторая часть предложения.

Далее:
«»Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя холодным, влажным блеском… Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота»»
Вы знаете о приемах повторения в литературе, но, как правило, хватает только двух, если третье чем-то не оправдано. У Вас оно лишнее.

«»И унёс неожиданную покупку с собой.»» Покупка в любом случае не бывает неожиданной, ты ее всегда ожидаешь, пусть даже короткий промежуток времени. Думается, стоит заменить «покупку» на «находку».

«»Последующие хлопоты с приобретением карабина и удачно начавшийся охотничий сезон с богатыми трофеями полностью вытеснили из моей головы воспоминания о портрете.»» Вы пишите о неистовой любви, и тут же говорите о том, что охота может вытеснить из Вашего сердца что угодно. Не логично, Вы не находите?
Кроме всего, упоминание охотничьего карабина в данном произведении лишнее. Вы упоминаете его в начале произведения, что обычно делается для привлечения внимания к тому, вокруг чего будет завязан сюжет. Карабином же и заканчиваете. В итоге, этот кусок выпадает из построения произведения. «»На моё 25-летие родители решили подарить мне настоящий охотничий карабин. Предвкушая ……………
Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные глаза красавицы и находил в них понимание и участие…»»

Далее: «»Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные глаза красавицы и находил в них понимание и участие»»… Здесь не хватает эмоций. Стоило описать Ваше «общение» с портретом более тщательно.

«»Ни одна девушка не вызывала во мне такой безумной страсти…Вот как! А еще говорят, что современная молодежь не способна на большие чувства!»» Страсть – это не большие чувства. Вы описываете чувства друга ЛГ таким образом, что между строк читается «Я ее тупо хочу!»

Далее идет описание свадьбы. Оно приносит в произведение ощущение лишней суеты, за ней скрывается суть, которую Вы пытаетесь донести.
Следом за этим идет описание героини во второй раз, и Вам снова не хватило красок эмоций.

«»в 10 лет у Мурзият ( по- русски Марины) умерла мать»» То есть в то время как Ваш ЛГ приобрел портрет. Это «знак» – очень хороший прием. Нить, которая мистическим образом связывает героев. НО, на нем стоило остановиться и обыграть его. Это важно.

«»Безумная любовь Артура , а с ней и представившаяся возможность попасть в зажиточную благополучную семью, показалась Марине спасительной соломинкой, за которую она схватилась со всей страстью и пылом юной, истосковавшейся в одиночестве души»»… Меркантильная у Вас получается героиня. И тут же Вы пишите об одинокой душе…

«»Я решился. Растолкав круг конкурентов, с веером из пятитысячных и стодолларовых бумаг,»» Пацанячья бравада, несвойственная ЛГ, как человеку взрослому (32 года) и сдержанному в своих чувствах. Это отсебятина, прошу прощения

«»Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя горячим , призывным блеском…
Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота …»» -лишнее.

«»Она крепко обняла меня за шею и впилась в мой безвольный рот страстным поцелуем. И вложив мне в руки своё ожерелье, исчезла в темноте…»»

Этим Вы пачкаете свою ЛГ. Она идеал, а это недопустимо. Сюда больше бы подошел «разговор по душам», пусть ни о чем, но со слиянием душ героев. И как последним штрихом, точкой повествования красиво смотрелся бы ее жест с ожерельем.

Все то, что ниже – лишний мусор.

Итак, вернемся к смыслу произведения. Я его не вижу. Герой, а ровно и читатель, не вынес для себя никакого урока. Если рассматривать произведение с точки зрения «красивый рассказ ни о чем», то здесь он тоже в проигрыше. Ибо, повторюсь, не хватает красок и эмоций. Читателю ясно, о чем Вы хотели рассказать, но не видно как Вы хотели это сделать.

Таким образом, произведение несет в себе определенный смысл и потенцию, но оно, увы, совершенно сырое. Иначе говоря, задумка неплохая, но ее стоит доработать.

Спасибо.

Ева Шелест   13.01.2011 10:15   Заявить о нарушении
Ева,Ева! Во-первых я вовсе не проявлял агрессии, а скорее насмешничал.Во-вторых, я буземно горд и счастлив, что сподвиг Вас на такуюзамечательную критическую статью ( тем более, что Вы не балуете авторов своими рецками!!!). Я просто возьму и зазнаюсь, да и только !
Конечно, в повествовании многое остается как бы между строк- в этом Вы совершенно справедливы. Но ведь это МИНИАТЮРА, а не рассказ, и не роман! Я именно хочу сократить до минимума в своих произведениях количество слов. Поэтому и случаются огрехи.Многое оставляю додумывать читателю.
А насчет признаний Артура, душевных бесед с Мариной - Вы тут не правы. Глупо было бы и совершенно не соответствоввало современным стандартам словесное излияние со стороны Артура, да и беседа с Мариной никогда бы не получилось иили получилась фальшивой. Кавказ - дело тонкое. Я неплохо знаю его и людей "кавказской национальности". Они поступили бы именно так.Про "Сайгу" строчки - это как бы завязка повествования, только и всего. Конечно по принципу"если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" у меня неувязка. Но нельзя же действовать по стереотипам и стандартам всегда. Иногда хороша и отсебятина.
Ева! Я - не агрессор! Просто Ваш вопрос прозвучал как-то слишком круто, что и вызвало мои "насмехательства."
Любое произведение - всегда о чем-то.А моё- о жизни современной молодежи и о преемственности поколений. Так бы сказал. Но каждый видит в нем свой смысл. А если есть загадка, так еще, на мой взгляд, лучше, интересней.
Огромное Вам спасибо
Ко всему постараюсь прислушаться!

С искренней благодарностью

Денис

Заходите ко мне. Критикуйте меня!

Шарай Денис   13.01.2011 13:03   Заявить о нарушении
Не за что.
А миниатюра - это своего рода Королева в литературе. Ее не стоит недооценивать, ибо к умению уместить в небольшом объеме глубокий смыл многие авторы идут годами.

Ева Шелест   13.01.2011 13:16   Заявить о нарушении
Конечно. И я еще в пути.

Денис

Шарай Денис   13.01.2011 15:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.