Дочь шапсугов
И чтобы время убить, решил послоняться по близлежащему базару. Так и блуждал я по рядам с разноцветными пирамидами овощей да фруктов, пока на самых задворках не наткнулся на необычную для рынка вывеску над невзрачным павильоном - «Антикварная лавка».
С известной долей скепсиса вступил я в полутемное помещение. Ну, конечно,- все прилавки обильно заставлены фарфоровыми статуэтками советского периода, в витринах – горы мельхиоровых приборов, а на стенах – топорные иконы, пресловутые репродукции Шишкина, да яркие натюрморты местных художников…
Рассеянным взглядом обведя все «раритеты», я уже собрался уходить, когда мои глаза зацепились за небольшой портрет. Картина была очень старая, да и скверно хранившаяся: облезлый багет, пятна сырости и потертости на холсте…
На портрете была изображена молоденькая девушка в национальном костюме какого-то кавказского народа. Черный фон и темные цвета наряда сливались… Выделялось только лицо,- оно было так тщательно, так филигранно выписано, что казалось старинной акварелью, непостижимым образом вмонтированной в черноту масляных штрихов…
Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, в загадочной тени густых ресниц, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя холодным, бесстрастным блеском…
Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота …
Как зачарованный смотрел я на портрет, не в силах двинуться с места. И хищно сверкая хитренькими глазками, плешивый старичок- хозяин заломил баснословную цену, сбивчиво повествуя о ценности и древности картины. Из всего потока болтовни я уловил только, что изображена на ней дочь последнего шапсугского князя, а ожерелье на её шее- своеобразный тотем, ставший для княжеского рода роковым…
Я не торговался. И унёс неожиданную находку с собой.
Последующие хлопоты с приобретением карабина и удачно начавшийся охотничий сезон в горах Кавказа полностью вытеснили из моей головы воспоминания о портрете.
Я наткнулся на него, только вернувшись в Москву, когда разбирал свою дорожную сумку.
Заказал красивый багет, отреставрировал холст и повесил портрет над камином…
Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные глаза красавицы,ища в них понимание и участие…И глаза эти были как живые:казалось мне, что они следили за каждым моим шагом,то наполняясь невысказанной печалью, то загораясь огнём страсти,то искрясь безудержным весельем...
Прошло семь лет…
И вот однажды мой сочинский друг Артур пригласил меня на свою свадьбу,с обещанием последующей большой охоты на кабанов.
Тот, кто не бывал на армянской свадьбе, тот и не знает, что такое настоящий праздник! Не успев сойти с трапа самолета, я уже с головой окунулся в предсвадебные хлопоты жениха, который на ходу кратко поведал мне историю своей женитьбы: девушка из Краснодара, познакомился он с ней случайно, по телефону, ей было чуть больше 17 лет, поэтому они ждали несколько месяцев ее совершеннолетия, чтобы расписаться…
Я задал ему банальный вопрос:
- «А ты ее любишь?»
На что он, слегка смутившись, с трудом подбирая слова, серьезно ответил:
- «Ни одна девушка не вызывала во мне такой самоотверженной любви и безумной страсти. Родня не хотела отдавать ее в жены армянину. Но я молил их, одаривал подарками. И уговорил. Ведь жизнь без неё не имеет для меня смысла.»
Вот как! А еще говорят, что современная молодежь не способна на большие чувства!
Рано утром на самолетике местных авиалиний мы прилетели в Краснодар, где нас ждал заказанный свадебный кортеж из 12 машин, возглавляемый белым лимузином, капот, крыша и багажник которого покрывали ковры из искусно сплетенных живых цветов,- белых роз и лилий.Поскольку ни в Сочи, ни в Краснодаре у меня не было постоянного пристанища, я по принципу:"всё своё ношу с собой", не обращая внимания на подтрунивания приятелей, не расставался со своим охотничьим рюкзаком и карабином, предвкушая не столько свадебное веселье, сколько предстоящую после него охоту...
Вся прилетевшая публика расселась по машинам, и мы двинулись к дому невесты. Остановились за квартал, и шествие началось: музыканты заиграли армянскую мелодию, в которой доминировали пронзительные завывания дудука, нарядные друзья и родственники с цветами, подносами, полными сладостей, кувшинами вина и ярко упакованными подарками двинулись к дому, пританцовывая и шумя самым невероятным образом…
Задача родственников невесты заключалась в том, чтобы не подпустить нас к дому без выплаты богатого выкупа: они растягивали веревки, вставали стеной, призывая на помощь соседей и прохожих, и ожесточенно торговались…Но вот все преграды сметены, деньги и подарки вручены, доступ к невесте открыт…
В черном проёме подъезда появилась тоненькая девушка в пышном свадебном платье из кружевного корсета с воздушным кринолином…
Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя юным задором и предвкушением счастья…
Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота …
Я онемел.
Дальнейший ход свадьбы пронесся для меня в сплошном тумане. Шестичасовой пробег кортежа от Краснодара до Сочи, галдящая нарядная толпа гостей в 300 человек, шумное застолье в стеклянном зале одного из санаториев на берегу моря,- смех, танцы, песни, веселые тосты тамады,- всё смешалось в моём воспаленном, разрывающемся от тупой боли мозгу…
Из отрывочных реплик окружающих, предыстория происходящего кое-как сложилась: в 10 лет у Мурзият ( по- русски Марина) умерла мать.С мистическим ужасом я сопоставил эту дату с покупкой старинного портрета! Для вечно занятого бизнесом и устройством личной жизни отца, дочь стала помехой. Постоянное кочевание по семьям многочисленных тетушек превратилось для неё в настоящий кошмар. Безумная любовь Артура , а с ней и представившаяся возможность попасть в зажиточную благополучную семью, показалась Марине спасительной соломинкой, за которую она схватилась со всей страстью и пылом юной, истосковавшейся в одиночестве души…
К середине ночи наступила кульминация армянской свадьбы – танец невесты. Согласно традиции невеста выходит в центр зала, и за право пройти с ней круг лезгинки желающие гости должны положить в специальную корзиночку купюры определенного достоинства: и чем больше денег, тем больше шансов у претендента…
Армянский уклад жизни! Мне было интересно, сумеет ли невеста вписаться в его жесткие правила.Еще с ранней юности, начитавшись новелл М.Лермонтова, который прославлял красоту,свободолюбие и преданность черкешенок, я буквально бредил мечтой познать любовь женщин этого народа...
И вот решился на танец. Растолкав круг конкурентов, с веером из пятитысячных и стодолларовых купюр, протиснулся к невесте, и мы полетели с ней по залу под зажигательную музыку….
По законам Кавказских гор касаться девушки в танце – верх неприличия. Но при передаче денег наши руки случайно соприкоснулись, и жаркая волна прокатилась по моим венам, закружилась голова, в глазах потемнело. Взгляды наши встретились,- глаза в глаза: с удивлением увидел, как холодный, влажный блеск под густыми ресницами сменяется горячим призывным огнем…
Вернувшись к столу, я зажал голову руками,- громкие звуки музыки звучали в ней тревожным набатом.Хотелось бежать, бежать отсюда, пока не поздно! Пошатываясь, побрёл к подсобке банкетного зала за своими "пожитками": рюкзаком и карабином.Но приятели преградили мне дорогу и подумав, что я основательно «перебрал»,со смехом вывели меня на воздух, на берег моря…
Я остался один, в душной темноте южной ночи. Ласковое шуршание прибоя проливалось бальзамом на мои взбудораженные оголенные нервы…
Сколько я так просидел – и не знаю. Потерял счет времени…
Но вдруг какая-то тень мелькнула на безлюдном пляже… Это была невеста.
Девушка приложила палец к губам. Неуловимым кошачьим движением крепко обняла меня за шею и впилась в мой безвольный рот страстным поцелуем.Но сил и смелости ответить на её порыв во мне не было, ведь она - чужая невеста! Как зачарованный, но намертво скованный условностями и стереотипами мира, молча смотрел и смотрел я в непроницаемую глубину черных глаз, стараясь разгадать, понять тайну этой странной, мятежной души...
А глаза Марины смотрели из черной глубины без всякого смущения, пристально и вопрошающе, обжигая волнующим страстным призывом… Она нащупала в темноте мою руку и сжала её ( вновь жаркая волна прокатилась по венам!),я почувствовал ладонью холод тяжелого металла и грубые грани агата.Боже мой! Она отдавала мне своё старинное ожерелье! Зачем? Почему?
Но узнать её тайну я не успел.Раздался, показавшийся оглушительным в кромешной тишине, звук ружейного выстрела.Девушка упала навзничь.Белый кружевной корсет платья быстро потемнел, а по золотившемуся в лунном сиянье пляжному песку побежали навстречу беспокойным морским волнам черные стремительные змейки крови...
Смерть поражала воображение своей жестокой красотой:белый ворох сбившихся складок пышного кринолина фантастической грудой завершал лунную дорожку моря и переливался в темноте отблесками страз как огромный снежный сугроб .Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул мертвой девушки.Непропорционально длинные для маленького, тонкого личика глаза, равнодушно смотрели в темную глубину неба, сияя холодным, загадочным блеском…
Не вписалась Мурзият в устои. Она осталась дикой и свободной, как её воинственные предки. А роковая судьба древнего княжеского рода и роль в ней старинного портрета остались нераскрытой мистической тайной...
Длина текста (в символах): 10444
Длина текста без тегов (в символах): 10444
Длина текста без пробелов (в символах): 8668
Слов в тексте: 1735
Стоп-слов: 325
Пояснения к тексту:
Шапсуги (самоназвания: адыгэ; шапсыгъ — «живущие у моря») — субэтнос адыгов (черкесов). Проживают главным образом в Турции, Сирии, Иордании и Российской Федерации. В России живут в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, небольшая группа — в Адыгее. В советский период переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек. По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысячи шапсугов. Говорят на диалекте адыгейского языка абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Основная масса верующих — мусульмане-сунниты.
Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива наравне с кабардинцами. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. Принимали активное участие в борьбе с Крымским ханством.
Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами была выселена в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тысяч шапсугов, их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами.
Свидетельство о публикации №210112800886
Ева Шелест 12.01.2011 19:58 Заявить о нарушении
Нельзя же воспринимать литературу столь примитивно! В том-то и сила творчества, что каждый видит и находит в нем то, что ему близко, что его волнует.
Шарай Денис 13.01.2011 04:25 Заявить о нарушении
Поверьте мне, если бы Ваше произведение не задело меня, я прошла бы мимо.
Я крайне редко пишу критические комментарии, это, наверное, вторая или третья за все мое пребывание здесь.
Итак: любое произведение должно нести в себе смысловую нагрузку, а тем более выставленное для участия в конкурсе. Вы со мной согласны?
Тогда начнем.
Первое, что понравилось…»» Выделялось только лицо,- оно было так тщательно, так филигранно выписано, что казалось старинной акварелью, непостижимым образом вмонтированной в черноту масляных штрихов»»
очень удачный словарный оборот, особенно вторая часть предложения.
Далее:
«»Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя холодным, влажным блеском… Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота»»
Вы знаете о приемах повторения в литературе, но, как правило, хватает только двух, если третье чем-то не оправдано. У Вас оно лишнее.
«»И унёс неожиданную покупку с собой.»» Покупка в любом случае не бывает неожиданной, ты ее всегда ожидаешь, пусть даже короткий промежуток времени. Думается, стоит заменить «покупку» на «находку».
«»Последующие хлопоты с приобретением карабина и удачно начавшийся охотничий сезон с богатыми трофеями полностью вытеснили из моей головы воспоминания о портрете.»» Вы пишите о неистовой любви, и тут же говорите о том, что охота может вытеснить из Вашего сердца что угодно. Не логично, Вы не находите?
Кроме всего, упоминание охотничьего карабина в данном произведении лишнее. Вы упоминаете его в начале произведения, что обычно делается для привлечения внимания к тому, вокруг чего будет завязан сюжет. Карабином же и заканчиваете. В итоге, этот кусок выпадает из построения произведения. «»На моё 25-летие родители решили подарить мне настоящий охотничий карабин. Предвкушая ……………
Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные глаза красавицы и находил в них понимание и участие…»»
Далее: «»Постепенно он стал моим спасением от одиночества: я поверял ему свои тайны, смотрел в загадочные глаза красавицы и находил в них понимание и участие»»… Здесь не хватает эмоций. Стоило описать Ваше «общение» с портретом более тщательно.
«»Ни одна девушка не вызывала во мне такой безумной страсти…Вот как! А еще говорят, что современная молодежь не способна на большие чувства!»» Страсть – это не большие чувства. Вы описываете чувства друга ЛГ таким образом, что между строк читается «Я ее тупо хочу!»
Далее идет описание свадьбы. Оно приносит в произведение ощущение лишней суеты, за ней скрывается суть, которую Вы пытаетесь донести.
Следом за этим идет описание героини во второй раз, и Вам снова не хватило красок эмоций.
«»в 10 лет у Мурзият ( по- русски Марины) умерла мать»» То есть в то время как Ваш ЛГ приобрел портрет. Это «знак» – очень хороший прием. Нить, которая мистическим образом связывает героев. НО, на нем стоило остановиться и обыграть его. Это важно.
«»Безумная любовь Артура , а с ней и представившаяся возможность попасть в зажиточную благополучную семью, показалась Марине спасительной соломинкой, за которую она схватилась со всей страстью и пылом юной, истосковавшейся в одиночестве души»»… Меркантильная у Вас получается героиня. И тут же Вы пишите об одинокой душе…
«»Я решился. Растолкав круг конкурентов, с веером из пятитысячных и стодолларовых бумаг,»» Пацанячья бравада, несвойственная ЛГ, как человеку взрослому (32 года) и сдержанному в своих чувствах. Это отсебятина, прошу прощения
«»Иссиня-смоляные пряди длинных волос обрамляли мраморно-бледную кожу щек и высоких скул. Разрез черных глаз был необычен: узкие, но какие-то непропорционально длинные для маленького, тонкого личика, - эти глаза, опушенные густыми ресницами, смотрели из темной глубины пристально и вопрошающе, сияя горячим , призывным блеском…
Стройная шея красавицы была украшена странным тяжелым ожерельем из грубо - обработанного агата в оправе матового червонного золота …»» -лишнее.
«»Она крепко обняла меня за шею и впилась в мой безвольный рот страстным поцелуем. И вложив мне в руки своё ожерелье, исчезла в темноте…»»
Этим Вы пачкаете свою ЛГ. Она идеал, а это недопустимо. Сюда больше бы подошел «разговор по душам», пусть ни о чем, но со слиянием душ героев. И как последним штрихом, точкой повествования красиво смотрелся бы ее жест с ожерельем.
Все то, что ниже – лишний мусор.
Итак, вернемся к смыслу произведения. Я его не вижу. Герой, а ровно и читатель, не вынес для себя никакого урока. Если рассматривать произведение с точки зрения «красивый рассказ ни о чем», то здесь он тоже в проигрыше. Ибо, повторюсь, не хватает красок и эмоций. Читателю ясно, о чем Вы хотели рассказать, но не видно как Вы хотели это сделать.
Таким образом, произведение несет в себе определенный смысл и потенцию, но оно, увы, совершенно сырое. Иначе говоря, задумка неплохая, но ее стоит доработать.
Спасибо.
Ева Шелест 13.01.2011 10:15 Заявить о нарушении
Конечно, в повествовании многое остается как бы между строк- в этом Вы совершенно справедливы. Но ведь это МИНИАТЮРА, а не рассказ, и не роман! Я именно хочу сократить до минимума в своих произведениях количество слов. Поэтому и случаются огрехи.Многое оставляю додумывать читателю.
А насчет признаний Артура, душевных бесед с Мариной - Вы тут не правы. Глупо было бы и совершенно не соответствоввало современным стандартам словесное излияние со стороны Артура, да и беседа с Мариной никогда бы не получилось иили получилась фальшивой. Кавказ - дело тонкое. Я неплохо знаю его и людей "кавказской национальности". Они поступили бы именно так.Про "Сайгу" строчки - это как бы завязка повествования, только и всего. Конечно по принципу"если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" у меня неувязка. Но нельзя же действовать по стереотипам и стандартам всегда. Иногда хороша и отсебятина.
Ева! Я - не агрессор! Просто Ваш вопрос прозвучал как-то слишком круто, что и вызвало мои "насмехательства."
Любое произведение - всегда о чем-то.А моё- о жизни современной молодежи и о преемственности поколений. Так бы сказал. Но каждый видит в нем свой смысл. А если есть загадка, так еще, на мой взгляд, лучше, интересней.
Огромное Вам спасибо
Ко всему постараюсь прислушаться!
С искренней благодарностью
Денис
Заходите ко мне. Критикуйте меня!
Шарай Денис 13.01.2011 13:03 Заявить о нарушении
А миниатюра - это своего рода Королева в литературе. Ее не стоит недооценивать, ибо к умению уместить в небольшом объеме глубокий смыл многие авторы идут годами.
Ева Шелест 13.01.2011 13:16 Заявить о нарушении