В глубине всякой груди...

В глубине всякой груди - есть своя змея. (Козьма Прутков)
Не знаю, сможет ли кто оспорить эту мудрость? Но имея большой жизненный опыт – можно лишь говорить о нравах «груди» и породе змеи. Как утверждает моя близкая знакомая, что от этого нам никуда не деться. Привожу дословно наш диалог:
- Ну, нельзя же так злиться, это тебя убивает!
- Ты знаешь, эти проклятые «червячки» во мне все лезут и лезут. А я их давлю, давлю. А их потом все больше и больше.
И стала я задумываться над тем, отчего же все-таки эти «змеи-червячки» такие живучие?
Злость!  Это одно из смертных грехов, но вот почему я останавливаюсь именно на этом чувстве? Может потому, что мне оно чуждо? Или я никогда не злюсь? Нет. Злюсь. Но только на себя. Злилась от того, что не знала дорожных знаков. Выучила. Злилась на судьбу – разобрала свою жизнь «по косточкам» и не нашла виновных. А на себя, красивых и умных,  долго не злятся, сделают в зеркало пальчиком ну-ну-ну, и прошло все. Следующий шаг обдумывают.
Тогда откуда же это чувство – пожирающее и уничтожающее положительную энергетику окружающих? А может, зависть рождает злость? А почему бы и нет? Вон у соседа и трава ниже, и огурцы зеленей, да и дом выше! А у тебя ничего не растет, а если и растет, то потом на корню все сохнет. Завидуем здоровым и красивым. Удачливым и работоспособным, не ленивым и ответственным. И завидуем, завидуем, завидуем, при этом, не прилагая ни каких усилий! Это чувство из тебя так и прет!  Чтобы успокоиться свои злость и зависть, мы начинаем есть. Мы набиваем свое чрево, чем попало, чтобы ублажить змея своего внутри и, улечься на солнышке, подставив ему свой набитый животик. Вот оно – чревоугодие! А если не всегда имеется что-то в холодильнике… - обижаемся, а на кого? На дворника, который  громко метет под твоим окном, или на самолет, низко пролетевший над домом, на соседскую собаку или кошку, так нагло «нагадивших» на коврик? На брата и сестру! Они лучше живут, разъезжают по курортам, детей пристроили лучше. Вот и нашлась причина для обиды, несмотря на то, что другие работают в поте лица.
А обида нас гложет, не дает признаться в своих собственных ошибках. Я же и умней, и красивее, а вон как судьба меня потрепала. И это мое  Я – выше всех! И всегда прав, мне обязаны все. Стоп! Я – это гордыня!  Можно  гордиться сыном, дочерью, внуками. Или же гордиться за страну, за больного, которого вылечил, за победу над своей ленью. И, попадается мне на глаза выдержка из текста каббалиста М. Лайтмана и как раз в тему!
М. Лайтман: Змей - это та самая сила, которая приходит и "жалит", раскрывая наше эгоистическое желание, чтобы направить нас к отдаче. И хотя мы считаем, что Змею отведена роль злодея,  - на самом деле его функция в том, чтобы нас излечить. Ведь эмблема медицины - это змея, обвившая чашу с ядом. То есть, вроде бы, это смертельный яд, но он же - основа всех лекарств. Аналогично и для нашего эгоистического желания насладиться - яд этого Змея, как раз, является лекарством. Потому что это желание понимает только, как наполнить себя. Но вот приходит Змей и говорит: "Нет, таким образом, ты не сможешь себя наполнить. Я показываю тебе, что в таком состоянии ты - мертвец. Ты обязан искать жизнь".
Продвижение всегда идет под давлением. Рождение происходит в муках, с помощью родовых схваток. 
Продвижение всегда идет под давлением. Рождение происходит в муках, с помощью родовых схваток.
 Да, все правильно. Раз человеку дано право выбора, его что-то должно подталкивать к чему-то конкретному. И главная задача решить «что такое хорошо, и что такое плохо».
И конечно же, если мы никогда не задумываемся об этом, если нам не мешают змеи в груди – мы продолжаем жалить  всех и все вокруг себя. 


Рецензии
И сказал Б-г, обращаясь к Моше: „Сделай себе змея и укрепи его на шесте, и будет: всякий ужаленный взглянет на него и выздоровеет“.

И сделал Моше медного змея, и укрепил его на шесте, и было: когда змей жалил человека, тот смотрел на медного змея и выздоравливал». («Бамидбар», 21:6–9)

Роза Левит   03.12.2011 09:03     Заявить о нарушении
Размышления над сокровенными смыслами великой книги

Hеужели изображение может исправить ошибки или спасти умирающего? Изображение, конечно же, нет, а вот смысл, который Тора вкладывает в это, может. Змей на шесте означает ясное, четкое, как бы со стороны, видение причины происходящего. Змеиный яд, попадающий при укусе в человеческий организм, убивает изнутри. Свои собственные пороки, слишком часто кажущиеся такими же мизерными, как объем змеиного яда, действуют аналогично. «Выздоровление» начинается с их видения, осмысления и раскаяния: «Согрешили мы, когда роптали на Б-га и на тебя» («Бамидбар», 21:7). И в этом, на мой взгляд, суть столь сурового наказания.
Увидеть причину собственных несчастий в себе самом очень тяжело и больно. И Тора подчеркивает это, называя ядовитых змей, напавших на сынов Израиля, «ганахашим гасрафим». Глагол «сараф» имеет значение «сжечь», «спалить». Укусы нестерпимо жгли, как муки совести и понимание, что в столь серьезной беде, губящей и себя, и самых близких, ты сам же и повинен. Но в жизни практически каждого наступает момент, когда от этого уже не уйти. Спасительный медный змей был укреплен на шесте, чтобы «сыны Израиля поднимали свои глаза к небу и устремлялись всем сердцем к Творцу и исцелялись». Значит, Тора не только допускает, но и подчеркивает, что для очень многих настоящая вера в Б-га начинается не с получения заповедей, а с раскаяния.
Получается, Моисей, сделав медного змея, выступил в роли целителя. Лекарство, в данной ситуации – противоядие, чтобы обезвредить яд, оно должно быть принято и попасть внутрь. Со словом Всевышнего аналогичная ситуация. Чтобы «обезвредить» порок, оно также должно быть «принято», то есть достичь души и разума, ведь только понимаемое и принимаемое действенно и результативно. Именно поэтому Тора и говорит языком людей.
Ядовитые змеи, смертельно жалящие людей, и спасающий медный змей в руках пророка – всё рядом, всё одновременно, всё с одними и теми же людьми. Такова достоверная картина земного бытия. Из эпизода с ядовитыми змеями следует: только принятое и осознанное действенно и результативно. Поэтому: «Вникай в Тору вновь и вновь, ибо в ней всё; и увидишь в ней истину, и с ней поседеешь и состаришься, и не отклоняйся от нее, ибо ничего лучше нее не дано тебе».

Е. ДЕРЕВЯНЧЕНКО

Роза Левит   03.12.2011 09:04   Заявить о нарушении
Да, все правильно, яд и противоядие идут в ногу. Когда глупцы говорят, что вот же почему Всевышний не уничтожит зло, я рекомендую читать Книгу Книг, где четко сказано - человеку дан выбор! Вся беда в том, что желающих изучать эту Книгу не так уж и много. Хотя все себя приобщают к вере, при этом не желая думать о своей душе.
С увадением, Наталия.

Наталия Глигач   05.12.2011 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.