Пуссен. Аркадские пастухи

Пуссен. «Аркадские пастухи». 1650-1655 гг. Париж. Лувр. 

Эта картина явилась  законченным воплощением концепции классицизма  и того искусства «величественного стиля», о котором мечтал Пуссен. Ведущий мотив ее – духовное смятение пастухов, которые среди цветущих полей, под ясным  лазурным небом неожиданно натолкнулись на гробницу и прочли высеченную на ней надпись: «И я жил в Аркадии…» В сознание простодушных  и счастливых обитателей легендарной пастушеской страны неожиданно входит мысль о неизбежном конце. Она кажется несовместимой с их цветущей жизненной силой и красотой, с умиротворяющей тишиной природы.  Один из пастухов, склонившись, напряженно читает надпись. Другой, задумавшись и поникнув, слушает. Сдвинутые брови, полузакрытые глаза, горькая складка у губ достаточно красноречиво говорят о том,  что он понял содержащийся в надписи тайный намек и, потрясенный, молча переживает сделанное им открытие. Третий, не отрывая руки от печальной надписи, поднимает отуманенный вопрошающий взгляд на свою спутницу. Но мысль о смерти не привносит диссонанса.  Женщина, прекрасная, как античная богиня, жестом руки успокаивает взволнованного  юношу и его спутников: она не только полностью постигла истину, но и поняла бесполезность тщетных волнений и безнадежность борьбы с роком. Печальная и величественная, она призывает к мудрому приятию жизни такой, какова она есть. Неотвратимость смерти не должна нарушать  гармонической ясности духа. Эта фигура как бы завершает заключительным аккордом  стройную, прозрачную композицию, в которую Пуссен вложил столько мысли и столько сдержанного чувства.

ПУССЕН http://proza.ru/2010/02/02/276


Рецензии
Даа, эта картина близка литературному произведению. В основе лежит рассказ, описание чувств, которые переживают пастухи, выраженные через жесты, взгляды, язык тела. Герои застыли в вечных позах, словно античные скульптуры. Всё строго и упорядоченно. Живописные достоинства уходят на второй план. Это полотно можно назвать "живописный философский трактат о радости и бренности жизни". Пуссеновские пейзажи - это строгая, почти геометрическая рассудочность, каноническая ясность размышлений, плюс цветовая локальность. И при этом есть выразительный скрытый план.. часто некое неподвижное величие. Его руины, раскидистые кроны каких-то нереальных больших деревьев, холмы и изломы земли и дёрна, поля, фигурки людей - всё это напоминает театральную сцену, где все декорации поставлены, чтобы выразить главное. Классика, одним словом!!! Общаясь с картинами Пуссена, чувства очищаются - уходит всё мелкое, незначительное, проникаешься первобытным, незыблемым пространством природы.
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -
Душа не избежит невидимого тленья.
А. Блок

Каролина Гор

Каролина Гор   08.03.2014 17:39     Заявить о нарушении
Какая прекрасная реплика, Каролина! Уверен, она украсит мой маленький очерк. Спасибо.

Константин Рыжов   08.03.2014 16:34   Заявить о нарушении
без ложной скромности... в институте, по истории искусств ниже "пятёрки" отметок у меня не было :-))

Каролина Гор   08.03.2014 16:39   Заявить о нарушении