Музыка и философия как ян и инь

                Философия и музыка как «ян и инь»

    В переводе с китайского это означает, что философия и музыка представляют собой диалектические противоположности «дао» духовной культуры.

    Специфика философии определяется тем, что она есть познание наиболее общих законов бытия и мышления, выраженное в абстрактно-теоретической форме. Тем самым философия относится к науке как особой специализированной форме общественного  сознания. От других, как естественных, так и гуманитарных, наук  она отличается предельной всеобщностью познаваемых законов. Но при этом подчиняется общенаучным требованиям доказательности, логической аргументированности и системности, направленных на достижение объективной истины. В осуществлении этой цели философ, как и другой ученый, выступает как безличный представитель той или иной социально-экономической общности.
В идеале, его субъективные предпочтения не должны искажать познаваемую реальность. Говоря словами А.Шопенгауэра, философ должен быть «всечеловеком», чтобы быть «чистым зеркалом мира».

     Если иметь ввиду музыку «в чистом виде», то есть инструментальную непрограммную, то она представляет собой противоположность философии прежде всего потому, что как вид искусства принадлежит к особого рода – экзистенциальному типу сознания, является результатом особого – экзистенциального мышления.

     Как таковое, искусство определяется тем, что направлено на осмысление  действительности. (Подчеркнем, что не на познание, а на осмысление). То есть на постижение субъективно-интерсубъективных смыслов явлений действительности. «Смысл» же, по теории А.Н.Леонтьева, есть отношение явления к мотивам деятельности личности, мотивам, которые формируются в процессе самой  субъективно мотивированной деятельности, составляющей экзистенциальный уровень бытия человека (см. 2; 3). Результатом же обнаружения личностного смысла является эмоциональная оценка соответствующего феномена действительности.

     Именно поэтому степень  художественности образа действительности в наибольшей степени (хотя и не только) зависит от степени развитости, богатства, индивидуального своеобразия и,  в то же время, социальной типичности его эмоционально-оценочного содержания. При этом надо иметь ввиду, что в отличие от обыденного, художественный образ является результатом обобщающего осмысления  реальности, концентрированным выражением экзистенциального опыта бытия.

     В художественном творчестве задействована и выражена индивидуальность личности художника, своеобразная иерархия мотивов его деятельности. А потому и результат – произведение искусства есть всегда «портрет» автора. Но не только его самого, но и того коллективного субъекта экзистенциального уровня бытия, с которым данный автор себя идентифицирует, чей коллективный экзистенциальный опыт он усвоил, сделал своим (3).
 
     Сказанное фиксирует противоположность научно-философского и художественно-музыкального мышления. И поэтому прав был А.Шопенгауэр, когда писал, что умный, постольку и покуда он  умен, не может быть гениальным, а гений (как творец искусства) – умным (см.4,с.257).

     Специфика музыки в ряду других видов искусства состоит в предельной степени обобщенности осмысления действительности. Ее эмоциональное содержание есть выражение миро-отношения , объектом которого выступает действительность в ее наиболее общих проявлениях, а отнюдь не единичные или даже социально-типичные факты. Именно поэтому предметного содержания в виде образов таких фактов вообще может не быть в непрограммных произведениях,а их звуковой язык имеет неизобразительный характер.
      
     То есть музыка представляет собой наивысшую степень обобщенности (и в этом смысле абстрактности) художественно-экзистенциального мышления, так же как философия – научно-теоретического познания мира. Музыка и философия – две вершины противоположных – научного и экзистенциального – типов мышления.

     Как «ян и инь», философия и музыка содержат в себе свою собственную противоположность, «свое-иное». Философия – экзистенциальную мотивацию творчества, которая неявно содержится в ее результатах. Содержится не в виде экспрессивного выражения субъективно-эмоционального мироотношения, а в самой сути абстрактно-логической теории. Так, диалектическая логика Гегеля есть «алгебра революции» (А.Герцен), произошедшей во Франции, с пафосом которой был солидарен философ в молодые годы. Замкнутость же его философской системы – выражение мироотношения верноподданного Прусской монархии, кем стал Гегель в преклонные годы.

     Аналогично – в музыке, которая неявно содержит в себе результаты обобщающего познания действительности. И тоже не в виде понятийно выраженных высказываний,  а в логике последовательности эмоциональных комплексов своего содержания, их «драматургии». Очевидная параллель диалектики Гегеля – «сонатное аллегро» симфоний Бетховена.

     Используя удачную терминологию А.Бадью, можно сказать, что «матема» философии содержит в себе как свою противоположность «поэму» экзистенциального мышления. И наоборот, «поэма» музыки – «матему» обобщающего понятийного познания действительности.

     Такова теоретически идеализированная картина отношений философии и музыки. Реальность же их отношения, конечно, гораздо сложнее.

     Философичность музыки может осуществляться и более непосредственно. Например, в феномене «скрытой программности». Когда создаваемые композитором музыкальные темы символизируют те или иные явления действительности, а их композиционное соотношение воплощает авторское размышление о мире, о судьбе человека в этом мире. Правда, неконкретизированность символизма инструментальной музыки влечет за собой неизбежную вариативность его «прочтения» слушателями. А музыковедов вынуждает говорить о всей истории музыки как о «борьбе добра со злом».

     Потребность большей конкретизации своих философских размышлений побуждает композитора к обращению к литературной программе или  к синтезу музыки с искусством слова в жанрах романса, кантаты, оратории, или создавать оперы и балеты. Большая предметная и идейная определенность синтетических жанров музыки позволяет композитору более однозначно выразить свою философскую концепцию жизни. Может быть, поэтому многие из них (как, например, Моцарт в «Реквиеме», Бетховен в Девятой, Шостакович в Четырнадцатой симфонии) избрали синтетические жанры для своих художественных завещаний потомкам.

     Музыкальность философии проявляется тогда, когда ее экзистенциальная составляющая начинает доминировать в мышлении и выражении философа, когда «поэма» начинает доминировать над «поэмой». Как, например, в философии Кьеркегора, Ницше, Бердяева. Содержание их произведений  включает в себя комплекс концентрированного субъективно-эмоционального мироотношения. А их словесная форма подчинена задачам суггестии, внушения и заражения этим отношением, превращаясь в ритмизованную прозу или даже в белый стих с использованием эмоциональной выразительности звучания слова и ритма, «остинатных» повторов словесных конструкций и пр.

     В своих крайних проявлениях доминирование экзистенциального мышления приводит к выходу философии за свои пределы в сферу художественного мышления, к созданию философских романов или повестей, как , например, в «Так говорил Заратустра» Ницше или в «Разговоре на проселочной дороге» Хайдеггера.

     Но в своем «чистом виде», в своем понятии, философия и музыка есть диалектические противоположности духовной культуры, ее «ян» и «инь».

                Литература
1 Бадью А. Манифест философии. СПб.,2003.
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
3 Малышев И.В. Экзистенция и бытие. М.,2011.
4 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1.М.,1901.

Автор Малышев И.В. докт. филос. н., профессор РАМ им.Гнесиных
Опубликовано:Музыка и философия.Материалы международной конференции.М.,2012.


Рецензии
"...Очевидная параллель диалектики Гегеля – «сонатное аллегро» симфоний Бетховена..."

"...Но в своем «чистом виде», в своем понятии, философия и музыка есть диалектические противоположности духовной культуры, ее «ян» и «инь».
..."

Очень интересное наблюдение. Гегель и Бетховен (более точнее Моцарт или Бах) и в самом деле могут рассматриваться как инь и янь, так как работали в рамках одной структурной парадигмы, одного структурного кода. У Гегеля структурной доминантой была триадология, иерархически выстраивающая его понятийное пространство. У Бетховена на всех уровнях музыкального произведения доминировали 3-х частные музыкальные формы... Т.е. сравнивать и противопоставлять возможно в рамках общей структурной парадигмы.

Дмитрий Михайлович Николаев   04.01.2013 19:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий Николаеыич, рад, что убедил, спасибо. И.В.Малышев

Игорь Малышев Эстетика   04.01.2013 19:37   Заявить о нарушении
Игорь, извините, что не по отчеству, здравствуйте.

Я ведь почему везде пытаюсь выделить структурный аспект проблемы, потому, что и у Вас это не совсем высвечено. Но сравнивать культурные феномены, рассуждать об общем в культуре, в различных формах деятельности можно, только если есть что-то их объединяющее... Тогда можно рассуждать о тождестве\различии\типологичности и пр.
Вы, как и большинство авторов пишущих на все эти темы, по моему мнению, не всегда достаточно уделяете этому внимания...
Хотя у Канта и у Гегеля при анализе любых феноменов этому - диалектике (рождения\сохранения\распада)- уделяется основное внимание...

С уважением


Дмитрий Михайлович Николаев   05.01.2013 16:56   Заявить о нарушении
Дмитрий Михайлович, согласен. Но есть и другие, кроме структуры, параметры сравнения, которые тоже вполне достойны внимания исследователя. С уважением, И.В.Малышев

Игорь Малышев Эстетика   05.01.2013 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.