Фаворский свет с точки зрения физики

Преображение Христа на горе Фавор описано в Евангелиях очень кратко.

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Евангелие от Матфея, 17:2)

«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Евангелие от Марка, 9:3)

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Евангелие от Луки, 9:29)

Явление это не уникальное, оно происходило не только с Христом.

Происходит оно и в наши дни. Например, фаворский свет часто видят исихасты на святой горе Афон и в других местах.

Интересные подробности об этом явлении содержатся в беседе преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым.

«Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами!

Я взглянул после этих слов, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе, в средине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и дарующий ярким блеском своим снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».

Пропускаю несколько абзацев этой длиной беседы Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, чтобы сразу процитировать существенные для физики подробности.

«Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих».

Далее из этой же беседы Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым:

«Вот что значит быть в полноте Духа Святаго, про которую святой Макарий Египетский пишет: "Я сам был в полноте Духа Святаго". Этою-то полнотою Духа Своего Святаго и нас, убогих, преисполнил теперь Господь».

По всем признакам получается, что фаворский свет – это не привычный нам свет, который является электромагнитным излучением с длиной волны от 380 нм (фиолетовый свет) до 760 нм (красный свет). Это иной свет, о котором наука пока ничего не знает.

Любопытно, что некоторые богословы, и одним из первых святитель Григорий Палама, пришли к такому же выводу не из физических, а из богословских соображений. Например, епископ Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры» пишет о Симеоне Новом Богослове: «Божественный свет, который он созерцал, не имеет ничего общего с обычным земным светом… Этот свет осиял апостолов на Фаворе, этот же свет был явлен Моисею на Синае и назван мраком».

Споры о природе фаворского света ведутся среди богословов уже немало столетий, но обсуждается лишь один вопрос – тварный (созданный, сотворённый) этот свет или нетварный. Другие свойства фаворского света богословы не могут обсуждать, поскольку не знают современной физики.

Теперь попробуем оценить порядок энергии того излучения, которое богословы называют различными терминами: «фаворский свет», «божественный свет» и другими поэтическими выражениями.

В химической реакции выделяется или поглощается энергия порядка одного электрон-вольта (эВ).
В ядерной реакции выделяется энергия в миллионы раз больше: порядка мегаэлектронвольта (МэВ).
На ускорителях элементарных частиц, таких как большой адронный коллайдер (недалеко от Женевы), достигается энергия ещё на несколько порядков больше – тераэлектронвольты (ТэВ). При этом рождаются короткоживущие частицы с огромными массами, но малыми размерами. Конечно, рождаются и лёгкие частицы, например, нейтрино.

Ядро на несколько порядков меньше атома и тем более молекулы, соответственно ядерная энергия на несколько порядков выше химической.

Аристотель считал, что душа состоит из частиц, которые он называл атомами. Это не те атомы, которые изучает современная физика. Есть основания полагать, что частицы духа (если они существуют) на несколько порядков меньше лептонов и кварков. Для нефизиков напомню, что к числу лептонов относится электрон, который ещё недавно считался самой мелкой элементарной частицей.

Поэтому можно предположить, что энергия духа настолько больше ядерной энергии, насколько атомы духа меньше ядерных и субъядерных частиц.

Очевидно, фаворский свет имеет духовную природу, поэтому и энергия этого света соответствующая.


Рецензии
Александр, ключевая фраза у Вас (на мой взгляд, конечно):
"фаворский свет имеет духовную природу". Здесь Вы совершенно правы. В Православии "фаворский свет=благодать". О Боге здесь говорят антиномически (поскольку именно так выражается истина посредством алфавитного письма и устной речи): 1.Бог есть сущность, 2.Бог есть не-сущность, т.е энергия (благодать).

Антиномия слагается из двух суждений, где один и тот же субъект, но противоположные (обратные) предикаты. Несколько примеров:

Бытовой: монета есть орёл, монета есть не-орёл (решка).
Физический: свет есть волна, свет есть не-волна (корпускула).
Религиозные примеры: Христос есть Бог, Христос есть не-Бог (человек).
Бог есть ЕдИница, Бог есть не-ЕдИница (Троица).
Бог есть сущность, Бог есть не-сущность (энергия, но не в физ. смысле "энергия", но как благодать).

Простите мне обширность этой "рецензии" - кратко изложил точку зрения православного богословия... Возможно, Вас заинтересует...

Борис Пинаев   26.05.2015 02:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис!

Александр Пересыпкин   26.05.2015 10:34   Заявить о нарушении
Борис, ещё раз спасибо за отзыв.
Я о православии изучил всё, что было доступно, и даже немного больше. Я имею в виду мой опыт. Когда вхожу в церковь, чувствую необыкновенную благодать.
Это лишь часть моего опыта.
Говорить о другой части своего опыта не рискую, боюсь показаться сумасшедшим.

Александр Пересыпкин   26.05.2015 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.