Про непобедимый фаллос, современный авангард и Пес

Про непобедимый фаллос, современный авангард и "Песню о Буревестнике".

  Продолжается война с одноименной арт-группой: грохочут залпы критиков, ломаются копья искусствоведов, бранятся ценители с хулителями,…но образ непобедимого, несломленного фаллоса, так и стоит перед глазами поклонников и не - авангарда и современного искусства.
  Не люблю писать длинно и занудно. Постараюсь написать об этом лаконично и легко.
  Вначале скажу о современном искусстве, которое мы так стремимся постичь, но, к счастью, не постигаем. Иначе, давно бы свихнулись, скопытились, сбрендили и очутились бы со съехавшей крышей в психбольнице имени тов. Кащенко.
  Не спешите! Успеем еще туда.
  Итак, что же с ним произошло, с пресловутым нашим искусством? А ничего особенного. Все, что произошло – это закономерно и объективно.
  Искусство – это вид творческого отражения действительности, а именно – нашей полоумной жизни. Потому и само оно – безумно и дико.
  Давно канул в прошлое Золотой сентиментальный век Моцарта. На смену ему неумолимо пришел железобетонный рациональный век Сальери. Алгебра рационализма сожрала гармонию чувств.
  Вторая половина прошлого века ознаменовалась ломкой и крахом «гармонического»(*) искусства и становлением на его обломках нового – абсурдного, абстрактного и безумного по сути своей искусства.
  В живописи – сначала «Черный квадрат» Малевича. Затем три великих художника столетия: Пикассо, Матисс и Шагал формируют это новое явление в живописи.
  Иосиф Бродский разъял гармоническую поэзию. (см. например, у него «Часть речи» и другие подобные стихи). Конечно, эта ломка была подготовлена плеядой реформаторов, среди которых был и мой любимый Андрей Вознесенский, приложивший руку (в том числе и в буквальном смысле) к тому, чтобы окончательно сломать (вслед за Маяковским) привычную силлабо-тонику, столь милую сердцу почитателей «Розоморозов».
  Альфред Шнитке разъял гармоничную музыку (предшественники: А. Скрябин, с его гениальной, на мой взгляд, «Поэмой экстаза», Шостакович, Прокофьев и др.).
  В литературе – т.н. «культовый» писатель Пелевин и другие.
И так далее и тому подобное – и в балете (балеты Эйфмана кажутся уже классикой по сравнению с современными), и в архитектуре, и в кино. Я уже не говорю о театре, про который еще Высоцкий сказал: «и даже вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ».
  Так что же вы хотите от нынешнего авангарда?
  Однако, что касается «Фаллоса Войны» (какое мужественное оружие!), то я хотел бы сказать следующее. Эта акция, также как и другие подобные акции арт-группы «Война» есть, конечно же, - не творение искусства, а политическая  протестная акция; явление  не творческой, художественной, а общественно-политической жизни.
  Точно таким же явлением был в свое время «Буревестник» Максима Горького. Искусство тоже – мать их! За одну только фразу из пресловутой этой песни: «Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах» - я  (будь моя воля) приказал бы отпилить вышеуказанному Горькому обе руки ржавой пилой, произвести усекновение головы, четвертование, потом все, что осталось мелко изрубить, сжечь, а прах развеять над Пионерским прудом имени его Максима же Горького парка культуры и отдыха на глазах толпы вечно безмолвствующего народа для вящей острастки неугомонных графоманов! (во, какую фразу накатал!).
  А все же (скажете вы про себя) – это он, конечно, все ловко излагает – а как же премия Минкульта и награда? И это тоже явление политическое; замечательное, на мой взгляд, новое и смелое проявление общественной сознательности! Да как же не дать премию ребятам за то, что показали то, что надо тем, кому надо. Показали протестный мужской орган – органам, давшим нам Путина и Фурсенко, которые запихнули нашу культуру и просвещение в то самое место…напротив фаллоса.
  А что же с искусством?  Как же жить дальше? А так же, по старому, как жили до авангардного угара, рэпа и оглушительного хард-рока.
  Слушайте менуэты и вальсы, разглядывайте картину Шишкина «Три медведя» и смотрите советские жизнерадостные фильмы про «Свинарок», «Пастухов», «Трактористов» и других ударников советского производства.
  А еще лучше – читайте классиков, усваивайте мудрость их. Например, Марка Твена, изрекшего: «Стоит вспомнить, что все мы сумасшедшие, как все становится на свои места». Или грустного мудреца Шолом-Алейхема, сказавшего как-то: «Было бы здоровье – а повеситься мы всегда успеем!». Вот так и живите! До встречи в Кащенко!

* - Термин мой. Прошу учесть критиков и будущих биографов!   


Рецензии
Хотя некоторые из рецензентов восприняли Вашу заметку, как нападающую на современное (contemporary) искусство и защищающее традиционное, но мне все же показалось, что Вы скорее ироничны, чем полны негодования.

Лично я по иному взглянула на это явление после интервью Олега Кулика (человека-собаки) в передаче "Школа злословия". И хотя его оппоненты для меня почти непререкаемые авторитеты, но как-то в этот раз они меня не убедили, а Олег - заставил размышлять и сомневаться. Действительно, почему это мы профессиональным художникам (в широком смысле) предьявляем такие претензии "дайте нам понятное", но, к примеру, физикам таких требований не выдвигаем? С другой стороны, художники сами как бы подставляются требуя от обывателя стать его зрителем, слушателем итд, а физики вовсе не требуют от публики поклонения. В общем - претензии существуют с обеих сторон, а не только у аудитории к художнику. В этом, мне кажется заключается основное противоречие. Пока существуют структуры, готоавые это все оплачивать, современное искусство будет существовать и может даже развиваться. Ну а если такие институции исчезнут (что очень вероятно) - будут тарелочки расписывать и на свадьбах играть.

Алина Кацена   02.12.2011 04:35     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы: я вовсе не пытался что-нибудь или кого-нибудь осуждать. Я писал о том, что процесс становления современного искусства - объективный процесс и отражает наши жизненные реалии, хотим мы того или нет. Писал об этом не без иронии, поскольку сам я уже понять многое - не в состоянии.
Что же касается Непобедимого фаллоса - то тут (я уверен) мы имеем дело скорее с явлением политической жизни, протестным явлением, а не искусством.
Спасибо вам за рецензию!

Иосиф Сигалов   02.12.2011 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.