Траурная музыка

                Фируз МУСТАФА
               
                ТРАУРНАЯ  МУЗЫКА
                (рассказ)

Земля задыхалась от духоты. Сельский учитель Ханоглан ближе к полудню перед выходом из дома по старой привычке выдул свои сто пятьдесят граммов и немного поворчал о нынешней погоде. Ему казалось, что этому лету нет конца, что станет еще жарче,  душнее. Солнце круглый год с небес будет выдыхать огонь, засохнут воды рек, превращаясь в пар, устремятся в небо. В конце концов, весь мир обратится в пепел…. Такие странные и тоскливые мысли почему-то теперь охватили разум, терзали и грызли нервы Ханоглана,  которого никогда раньше дела Матушки Природы не волновали.   
Но как только Ханоглан вошел во двор школы эти мрачные размышления  о бесконечности лета начали терять свою силу;  в чисто выметенном и политом дворе стоял приятный аромат свежести и прохлады, выбеленные стены гармонично дополняли безупречную чистоту. Деревья, выглядевшие пару дней назад пыльными и жалкими, будто вдруг обрели красоту, и теперь их зеленая листва ласкала глаза, с нее капали, словно бусинки капельки влаги. Сверкали установленные под деревьями скамьи. В эту пору у Ханоглана  настроение было приподнятым от прохлады и возлияния, чувствовал себя довольным от того, что решил выпить не больше ста пятидесяти граммов; по своему долголетнему опыту он знал, меньше выпивки – меньше головной боли и болтовни.
Ханоглану было прекрасно известно, что руководство школы, где он работает, уже много лет участвует в каком-то  соревновании и лезет из кожи вон, чтобы получить какое-то знамя. С красочно оформленных лозунгов на стенах было ясно, что розовая мечта передового коллектива школы в этом году претвориться в жизнь.  По правде говоря, хорошее образование начинается с примечательных, то есть броских лозунгов, какое же может быть знание и образование без них?
Во дворе не было ни души. Но такая пустота длилась недолго, за Ханогланом в школьном дворе появилась огромная, черная, лохматая собака. Она была похожа, скорее всего, на упитанного медведя, чем на собаку. Ханоглан обратив внимание на этого странного зверя, немного понаблюдал за ним: собака положила передние лапы на ступеньки и потянулась, затем как уставший человек, взвалив голову на лапы, погрузилась в сон или же размышления….
В это время открылась деревянная дверь школы, и на пороге возник человек, высокий, здоровенный, намного крупнее, чем та собака: это был директор школы Гаиб Гаибов. Сначала он увидел Ханоглана, потом заметил и собаку, которая уснула или задумалась.  Он не отрывая глаза от животного, громко крикнул:
- Эй, Ханоглан, будь любезен, скажи, ты видишь этого пса?..
Ханоглан расплылся в улыбке.
- А ты сам видишь, нет?
Гаиб сделал вид, будто  сдался:
- Только и занимаешься тем, что перечишь…. Надо как-то избавиться от этого гадкого животного. Эй, пес, сгинь отсюда! Ну, ты посмотри, у него нет ни малейшего желания сдвинуться с места…. Эй, собака, чтоб ты сдохла, уходи отсюда, иначе состригу тебя наголо…. Этот пес вовсе не похож на здешних сородичей своих. Откуда он взялся? Может, он бешеный?..
Собака, всем своим хладнокровным видом игнорируя происходящее, как и несколько минут назад обнюхала скамейки, осмотрела выбеленные стены; потом равнодушно покинула двор и куда-то исчезла.
Гаиб пробурчал себе в нос:
- Я сегодня отвечаю головой за чистоту. – И указав пальцем вверх, сказал: - Человека  ожидаю. А этому море по колено….
Сложно было определить, кому были адресованы последние слова – Ханоглану или псу.
Ханоглан в том же хмельном настроении сказал:
- Может быть собака тоже ждала того человека? Того, которого ожидаешь ты. Разве не видел, как она величественно вышла?!
- Ну, ты, прикуси язык, тоже мне пример детям. И не болтай чепуху. Услышит кто твой вздор, с нас обоих шкуру сдерут…
- Кто? Кто тот храбрец, покажи его?
- Например, тот, свыше, которого ты только что засмеял.
- Да неужели, вроде нет никого…
Гаиб спустился по ступенькам и встал лицом к лицу с Ханогланом.
- Он не из тех, о которых ты говоришь…. Фу-у…. Что же это такое, а? Опять хлебнул этого зелья спозаранку?
Ханоглан всерьез:
- Нет, что ты, это вчера. Разве можно в такую жару? Не видишь, как печет?..
- Послушай, веди себя как следует. Не опозориться бы нам перед приехавшими….
Сто пятьдесят граммов мало-помалу делали свое дело, проникая до мозга костей Ханоглана, будоражащее расположение духа двинуло его потешаться над директором и долгожданным гостем. Поэтому он с напускной серьезностью спросил:
- А кто это, наш гость?  С райисполкома? Или же с центра, а Гаиб?..
Гаиб саркастически усмехнулся:
- Что здесь потерял райисполком?.. И вообще, что этот райисполком, а? Какой толк от райисполкома? Человек тот не из наших высших чинов, может даже выше, чем они. Из Москвы…. Сколько дней уже весь район на ушах стоит. Э-э…. Где-то у меня записано его имя и фамилия. Бог с ним с именем, не могу вспомнить даже, будь она неладна, его должность…
- Может быть космонавт, Гаиб? – спросил Ханоглан. Вдруг окажется, приедут Гагарин,  Терешкова…
Гаиб снова горько улыбнулся:
- Ты что, в своем уме? Или винтиков не хватает? Неужели не знаешь, что Гагарин давным давно умер?! А если дети спросят, кто такой Гагарин, ты ответишь, что он живее всех живых?.. Ну, какой же ты недалекий, честное слово…. Тот очень большой человек. Нет, не депутат он,  еще выше. Может, глава депутатам…. Короче, не из наших. Вчера сюда приезжала одна комиссия с проверкой…. Сегодня с утра другая. Осмотрели все, и сказали да, теперь здесь можно встретить гостя. Вскоре и сам уважаемый гость пожалует…. Ты понимаешь, какое у нас ответственное дело, Ханоглан?
- Да…. Понимаю…. Гаиб, а я чем буду заниматься?
- Самая серьезная обязанность возлагается на твои плечи…. Спроси, почему?
- Почему?
- А потому, что ты станешь настоящим человеком.
- Я? – насмешливо и с удивлением спросил Ханоглан. – То есть как, настоящим человеком? Что-то я  не пойму….
Гаиб невозмутимо продолжил:
- Да, теперь ты должен стать настоящим человеком…. Ты заменишь нашего почтенного гостя…. На полчаса…. Понял? Сейчас в моем кабинете учителя объясняют детям правила поведения. Ведь нам необходимо взвесить все наши действия. Думаете, что встреча гостей это шутки? Не тут-то было…. Это например, не сто пятьдесят граммов, чтоб ими как некоторые каждый божий день смачивать глотку….
Ханоглан понял, в чей огород брошен камень, но сдержал себя. Желая сменить ход беседы, сказал:
- Конечно, ты достойно встретишь гостя и проводишь  с честью…. Мы тоже не лыком шиты…
Гаиб, поглаживая свой большой живот, горделиво сказал:
- У меня на языке вертится вот что…. Задача эта политическая. Нужно быть чутким. Значит так, приходит человек, молодежь  его встречает с букетами, на шею ему веревку … э-э-э…  как его,…  например, галстук завязывают.  А после мы к нему с хлебом, солью. А ты знаешь, кто все это сделает?
- Конечно же, мы, - непроизвольно произнес Ханоглан.
У Гаиба скривились губы:
- Ты так и ничего не понял! Э, разве можно тебе показаться гостю? Не хочу тебя обидеть, но ты посмотри на себя, Ханоглан, у тебя вечно руки в карманах, можешь чесаться ненароком, лицо  обросшее, глаза сонные. «Конечно же, мы»… Подумаешь…. Никаких «мы»… Гостя встретят молодые девушки. И никак иначе. Таковы правила…. Это личное указание товарища Мамедова. Группа девушек, встречающая гостя подобна интернациональной семье…. Чуть не в ногах валялся, упрашивая нескольких наших учительниц…. Пришлось дать им слово, что в следующем учебном году добавлю им один-два часа урока за участие на церемонии встречи гостя….
Ханоглан, притворившись раздраженным, спросил:
- С какой это стати они капризничают? Что, мужчину не видели?
Гаиб помолчал недолго и будто знает исчерпывающий ответ, спокойно начал:
- У этой задачи глубокие корни, Ханоглан. Одна из учительниц сделала уместное замечание. Сказала, например, если гость вдруг захочет ее поцеловать, как быть? Ведь обычаи и традиции отличаются…. По-твоему, девушки согласятся? 
Заиграла кровь в жилах Ханоглана:
- Да, верно все это…. Слушай, Гаиб, я должен играть роль того гостя, не так ли? Я что-то толком не вникаю. Может, сначала прорепетируем?
- Да… Ты прав…. Так и сделаем….
- А сейчас объясни мне один момент…. Не будем находить слова учительницы странными, и в самом деле, я могу позволить себе обнять и поцеловать одну из поздравляющих девушек? Всем же хорошо известно, я сейчас не Ханоглан, а многоуважаемый гость сверху…. Думаю, можно поцеловать…. Что в этом плохого? Мне кажется, можно….
Гаиб растерялся.
- Ей богу, затрудняюсь сказать что-то. Должен спросить у Мамедова….
У ворот послышался смех. Оглянувшись, они увидели четырех девушек, молодых учительниц.
Гаиб шагнул к ним навстречу.
- Добро пожаловать…. Ханоглан, думаю, отрепетируем разок….
- Да, да, конечно…. Очень хорошо….
Ханоглан почесался, и, сунув свои большие, грубые руки в карман, направился в сторону школьных ворот, скорее всего сегодняшний «парад» начинался оттуда.
Директор разговаривал с учительницами. Разъяснял им «правила и порядки» встречи гостя. Говорил, учтите, он вовсе не из рядовых, и слов на ветер не бросает. Предположим, гостю понравился чья-то внешность, манера держаться. В таком случае, достаточно единственного указания нашего гостя, чтобы эту барышню назначили на хорошую должность, к примеру, заместителем «первого», поскольку эта должность предусмотрена для женщин. Как я себя помню, на этом месте работают женщины. Вот и наш нынешний заместитель, когда-то была, самой что ни на есть обычной, хорошенькой девушкой, как и вы. А теперь, видите, каких высот она достигла, то есть,  как печется о нашем районе?!  Так же и вы можете подняться….
Одна из девушек перебив Гаиба, гневно заявила, мол, не нуждаемся мы в таком «повышении». Гаиб был раздавлен, потому что он тоже был в курсе того, какие слухи ходили среди общества в районе.  Молва гласила, что женщина, в прошлом учительница английского языка, назначенная на эту должность, была «человеком первого». Они – «первый» и его заместитель иногда до самого утра оставались в одном кабинете, решая колоссальные проблемы, сложные задачи района. 
Получив втык от девушки, Гаиб глубоко задумался о теме, которую сам того не замечая затронул.
- Похвально, за словами в карман не лезете, умеете затыкать рот.  Да вы посмотрите на других народов, молоденькие девушки только и мечтают о том, чтобы их поцеловал какой-нибудь влиятельный, известный человек. К примеру….
Одна учительница не выдержав, спросила:
- Гаиб муаллим, скажите, наконец, что за важная птица этот гость?
После недолгого молчания Гаиб сказал:
- Честно, у меня были подробные сведения о нем, где-то они у меня записаны, но не могу вспомнить, куда я эту бумагу дел…. Позже я найду ее и все вам расскажу. Но представьте, в данный момент на его месте скажем, учителя Ханоглана. Давайте-ка, начнем репетировать….
Ханоглан вышел за ворота и остановился. Выпрямился, втянул живот. Снова появилась та лохматая, большая собака и подошла к Ханоглану. Виляя хвостом, стала всматриваться  в лицо Ханоглана. Также и Ханоглан прямо посмотрел в глаза собаки, и нагло улыбнулся.
Сзади раздался голос директора.
- Ханоглан, подойди!
Гость, в исполнении Ханоглана – гордо держа осанку, чешась, шагнул во двор школы. «Почтенный гость», Ханоглан естественно, приближался к педагогическому коллективу. Девушки с цветами направились навстречу высокопоставленному гостю в роли Ханоглана.
Ханоглан устремился вперед.  Вынул руки из кармана, и неожиданно крепко обнял самую привлекательную и с жадностью покрыл ее поцелуями. Потом взял с накрытого стола горсть лакомств, вкус которых давно забыл и как закуску кинул в рот. Вытащил из кармана грязный платок, вытер губы, придав лицу озабоченный вид, властным тоном спросил:
- Ну, как поживаете?
Гаиб вытянулся, торопливо, осекаясь, вымолвил:
- Хорошо-хорошо.
Ханоглан чуть ли не вскрикнул:
- Почему хорошо, а не отлично? Скажи «отлично»! А ну-ка!
Гаиб, запинаясь, сказал взахлеб:
- Отлично, очень отлично, товарищ…. тип… каналья…. Э, как зовут нашего гостя? Куриная память, на полях какой-то бумаги записал и куда-то дел… имя этого паршивца.  Ты, давай Ханоглан, продолжай. Брани, критикуй нас…. И не набивай себе живот…. Словно с голоду умираешь…. Потом покушаешь….
Ханоглан  уминая за обе щеки «закуску»,  давясь, и слезоточившими от напряжения глазами сказал:
- Гаиб, в наши края люди приезжают погостить, зачем еще им ехать. Можно подумать они хотят видеться с нами, найти решение каким-нибудь трудностям….  Ну, дальше что, буду ругать коллектив? Вы сволочи и негодяи…. Почему молчите? Отвечайте….
Девушка, которую обнял и поцеловал Ханоглан, стала багровой стыда. Еще немножко и она разразилась бы рыданиями.  Гаиб,  стал успокаивать девушку, будто сочувствует ей:
- Ты так не горюй. Одним поцелуем спасла себя…. А нам как быть? Ты же сама видишь, как он разносит нас, камня на камне не оставляет? Найдется ли иной выход, кроме терпения? Ради работы мы вынуждены под чужую дудку плясать. Что поделаешь, будем принимать за истину, что он – человек сверху….
Ханоглан бросив на девушку мимолетный взгляд, лукаво улыбнулся:
- Ведь не я же тебя поцеловал…. Представь себе, к тебе прикоснулся гость….
Гаиб серьезно заявил:
- Ну да, и я о том же…. И не стоить убиваться, что тут такого? Девушки, давайте-ка снова вернемся к  репетиции…. Ханоглан, можешь продолжать….
Ханоглан приведя себя в порядок, ринулся вперед. Теперь он был похож на высокопоставленного чиновника, чем на учителя Ханоглана. Изменился и тон  его голоса.
- Наказать надо всех! Вы все тупые, негодяи…. Почему вы все такие грустные? Почему не улыбаетесь? А где улыбка, где? Я не вижу улыбок…. А ну-ка девочки….
Постепенно голос Ханоглана становился громоподобным.
Раздался звук машины….
Из розовой машины сначала вышел прокурор района, за ним люди знакомые преподавателям и не знакомые…. Выделялся среди них крупный и рыжеволосый мужчина…. Судя по сопровождающим его лицам очень высокого ранга, можно было догадаться, что основным гостем был именно он….
Гаиб сделал кивком головы знак педагогическому коллективу, ожидающему его распоряжения застрявшей улыбкой на лицах. Сперва крупными шагами, почти бегом к прибывшим подоспел Ханоглан. Поздоровался с гостями, по очереди пожимая им руки.  Затем вместе со всеми направился к воротам – уверенно, руки, как и всякий раз в карманах…. Прокурор недоуменно и грозно взглянул на Гаиба. Это означало, ты еще ответишь за поступки этого пьяницы…. Вне себя от ярости Гаиб догнал Ханоглана и сказал что-то ему в ухо. Ханоглан вначале был немного растерян, а потом, размахивая руками, помчался за посетителями….
И в этот момент возникла впереди группы как черт из табакерки собака, все это время рыскавшая во дворе. Будто хвост ее, обернувшись хлыстом, ударила по лицу Гаиба. От взгляда ее глаз Гаибу становилось не по себе. Прокурор района снова посмотрел на Гаиба выцеживающим взглядом…. Собака не обращая ни на кого внимания, не торопясь, со своеобразным важным видом подошла к девушкам. Девушки кивком Гаиба, дошедшего до белого каления проделками собаки и Ханоглана поспешили к гостям.
Но настоящая комедия, если это можно назвать комедией (может самая что ни на есть трагедия), разыгралась позже. Ханоглан, поспешно вынимая руки из карманов, снова стиснул в объятиях и ненасытно поцеловал ту молодую учительницу, которую обнял во время «тренировки». Но этого оказалось мало. Как овца, идущая впереди стада, та назойливая и бесстыжая собака внезапно задрав передние лапы, бросилась на рыжеволосого гостя.  Гость вскрикнул и с перекошенным лицом от отвращения, отскочил в сторону. Собака гавкнула несколько раз: «гав… гав….»
В эти минуты Ханоглану показалось, что у собаки и гостя есть что-то общее, похожее, но он не стал обременять себя, чтобы выяснить, в чем эта схожесть заключается. Гость споткнулся, и чуть было не упал, но прокурор вовремя подхватил его за руку, и еще раз посмотрел уничтожающим взглядом на Гаиба, это означало, с тобой отдельный разговор….
Гаиб вырвался вперед, нагнулся и шепнул в ухо собаке:
- Ради всего святого, прошу, не позорь меня….
Гости злобно и негодующе смотрели то на собаку, то на Гаиба. Невыразительные стеклянные глаза Гаиба впились на Ханоглана. Ханоглан подошел к собаке, погладил животное по голове.  Затем мягким голосом сказал:
- Прошу вас, отойдите отсюда, не мешайте нам работать….
Собака, кажется, поняла слова Ханоглана, и внимательно посмотрев на стоящую перед ней группу, помотала головой: словно это бессловесное божье создание чему-то удивлялась. Чему? Гостям? Может быть встречающим? Поди, угадай…. Потом свесив уши, повиляла хвостом и…. живо удалилась прочь…. Все стояли склонив головы. Будто звучала траурная музыка.
Девушки прижали букеты к груди. Казалось, руководители и преподаватели утопали в слезах. Стояла гробовая тишина. Все превратились статуи.
Издалека слышался жалобный взвизг собаки:
- Гавв-гавв…. гам-гамм….
В тот день был таким душным, а земля такой раскаленной….
   
  Перевела Шахло Касимова

 
   

 

 


Рецензии
Отличный рассказ!
Образный язык, колоритные персонажи, прекрасно выписаны характеры, а ситуация с собакой - это блестящая кульминация талантливо рассказанной истории!
Немного владею азербайджанским языком - 18 лет, до самых погромов, прожила в Баку, а дружила с ребятами со всех концов республики - от Карабаха до Гобустана. Поэтому могу предположить, что в оригинале это произведение звучит еще богаче и ярче: ведь даже самый лучший перевод убивает эмоциональные оттенки любого языка.
Получила удовольствие на Вашей страничке, спасибо!
С уважением и благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   13.11.2012 16:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.