Бесконечная миниатюра о глупости

        Иной раз бывает – вдруг возьмёт да взбредёт в голову: а ведь я, может быть, глуп! И встану перед зеркалом – сам собой огорошенный! – нутром почерневший, снаружи бледный…

        Но тут же и сомнения одолеют – как проверить? Ведь если я глуп, то нипочём не догадаюсь! И холодный пот по спине… Ладно ещё сумасшедший – тут хоть оттенок благородства есть, но глупость… Нет, глупости себе простить никак невозможно!

        А если так: вчера был умён, сегодня глуп, а завтра – опять поумнею? Тут уж совсем кошмар, да и запутаться немудрено! Допустим, по понедельникам, средам и в пятницу до обеда я буду умным, а всё остальное время - болваном. Но, только представьте, в понедельник утром проснусь я – да не вспомню, какой нынче день. А раз уж не вспомню – так ведь явный болван, и какой же это тогда понедельник?

        Впрочем, что это я всё про глупость-то? Глупо же, право - лучше уж об уме! Об уме - оно как-то умнее… Есть ведь на свете умные люди – и все вокруг точно знают, что они умны, и сами они это тоже знают – имеют официальный на то документ с печатью! Диплом о высшем образовании, например – ведь никак, ну совершенно никак не получить его, будучи полным кретином! Стало быть, есть на кого равняться!

        Но всё же, но всё же – это просто сводит с ума! – то, что глупость себя никогда – никогда, ни за что и ни в чём! – не осознАет! Неспособна. И глупость-то эта – моя! Вот, в чём ужас весь! Можно, конечно, цепляться за формальности – диплом, общее мнение окружающих, жизненный успех… Но ведь непременно однажды, почти уж уверившись в собственной умственной полноценности… встретишь дурака не то что с дипломом – с учёной степенью! И при деньгах, при успехе, при всём уважении и авторитете в научных кругах. Вот где отчаяние! Ведь получается, что формальности – чепуха, и раз уж этот со степенью глуп, так я-то, может быть, в десять раз глупее?

        Да и что это я всё про ум да про ум! Ум – тюрьма, это каждый знает. Для кого тюрьма? Для ума, конечно – эдакая, понимаешь, тюрьма для тюрьмы. Лучше уж опять о глупости – что, в общем-то, одно и то же, но глупость всё-таки освежает.

        Так о чём бишь я хотел? Ага, вспомнил. Даже странно, что сразу-то не сообразил – есть же специальный тест для умников, «наайкъю» называется! Вот он, выход! Меч Александра, впившийся жалом в гордиев узел!

        Иду, значит, в поликлинику, сдаю анализы:

        - Ну, сколько? – спрашиваю.
        - Сто восемьдесят три, - говорят.
        - А это как, много?
        - Ровно как у Шарон Стоун! – отвечают.
        - А это кто?
        - Да блондинка из «Основного инстинкта»… Не знаешь, что ли?

        Вот тебе и на… Это что же, я – как блондинка с одним сплошным инстинктом? Заругался я матом, и долго ругался, забористо, творчески! Виртуозно, можно сказать! И вдруг осенило: йоп-перный-жоперный, сто восемьдесят три – это ж мой рост! Они вообще не то мерили! Хотел уж бежать обратно – ругаться, требовать возмещения, независимой экспертизы – да вдруг подумал: а ну как независимая-то покажет и вовсе – двадцать два?.. Может, лучше уж как та блондинка – всё же звезда, её любят, наверное, восхищаются…

        Кстати, что ж это я всё о пустяках! О любви и надо было сразу! Она-то уж точно всех уравнивает. Как смерть сама… Глупый, умный – всё едино.

        Вот, любила меня одна – молодого любила, красивого, умного, а потом взяла да полюбила другого - старого, страшного, как атомная война, глупого да убогого… Скажете, не бывает? Ха-ха! Только так и бывает – у нас, у неглупых по пятницам до обеда! А кто не согласен, тот жизни просто не знает.

        Но мне-то – мне-то как быть после этого! Знающему такому… Ведь меня уравняли с этаким редким ничтожеством! Ну, как это можно понять!

        Тут хошь не хошь, а возьмёт да взбредёт в голову: а ведь я, может быть, глуп…


Рецензии
Роман, я продублирую свой ответ Вам здесь, хорошо?
А то так долго писал, что досадно будет, если текст исчезнет по мановению чьего-то "ластика".
===

Приветствую, Роман!
Спасибо за комментарий - приятно вспомнить те времена, интересно было.
Теперь попробую ответить по-существу. В первую очередь расскажу, почему никак не мог пройти мимо этого проекта:
В 2009-м группа авторов под началом тогдашнего возмутителя спокойствия рейтинговых завсегдатаев Переса Мешника "запускала в космос" подающих надежды новичков сайта точно тем способом, который декларировался поначалу ЛИФТом - при помощи "стартовой команды". Я у Переса "нач.штабом" был и помогал ему организовывать наши невеликие силы наиболее эффективным способом. Всё получалось - "космонавты" уверенно попадали на первую страницу рейтинга, удерживались там некоторое время и получали свою долю внимания. Однако, видимо по своей "молодости" на сайте и соответствующего стеснения "космонавты" (которые, кстати, не знали, что они "космонавты", и что их взлёт в рейтинге есть спланированная акция) не слишком активно отвечали на рецензии и, вообще, общались, в результате чего интерес к ним со стороны публики довольно быстро угасал. После нескольких запусков нам наскучило этим заниматься.

У проекта ЛИФТ есть преимущество перед нашей тогдашней схемой - общаться с читателями вместе или вместо автора может рекомендатель. Это изначально делало проект ЛИФТ перспективным в моих глазах.
===

"Вы ведь с ними как с малыми ребятами общаетесь – неужели нельзя чётко объяснить, почему необходимо фиксировать существующий порядок в неком уставе объединения, почему нужно точно следовать установленным правилам, почему необходимо строго нести ответственность за свои публичные действия?"

Во-первых, не знаю, где Вы нашли с моей стороны общение "как с малыми ребятами". С малыми ребятами сюсюкают и прощают им все ошибки, я же веду себя с точностью до наоборот.
Во-вторых, "чётко объяснять, почему" взрослым людям я не намерен. У них свои головы и свои мнения есть. Это их проект, им и решения принимать, и отвечать за него. Да и, вообще

Я - не советчик, увы. Утешаюсь одним:
Не по размеру мне, видно, учительский нимб.
Если я счастлив - какое мне дело до прочих?!
Если несчастен - то что мне советовать им?

В-третьих, фиксация может быть различной. Мне, скажем, комфортнее работать в условиях чётко и подробно прописанных правил, кому-то - напротив, по душе относительная "размытость" и нечёткость определений. И в том, и в другом случае можно получить положительный результат. Однако, на мой взгляд, есть некий минимум, некие базовые положения, которые по-любому должны быть зафиксированы во избежание постоянного недопонимания со стороны и участников, и зрителей проекта.
У ЛИФТа сейчас нет даже этого. Спросите каждого из зачинателей проекта о том, что и как здесь должно происходить, и - практически не сомневаюсь - Вы получите существенно разные ответы. При Кветине, при Столяровой-Тихоновце и при нынешнем анониме проект различен. По моему мнению, разумеется.
===

"...если дежурный лифтёр так и будет анонимным, то абсолютная ответственность, возлагаемая на него той декларацией, которую Вы предлагаете, может превратиться и в абсолютную безответственность."
1. Анонимность лифтёра даже не обсуждаю.
2. Не я предлагаю абсолютную ответственность, она уже у него практически есть по факту. Непризнание этого - одна из ключевых прорех проекта.
Да, декларируется некая демократия. Но ни один механизм обеспечения этой демократии не прописан, не существует. Точнее, один механизм всё-таки есть - это "общий ор", который может повлиять на действия дежурного лифтёра. Ну, пусть сами решают, нравится им работать в окружении "общего ора" или нет. Я бы не стал.
3. Разумеется, об ответственности я упомянул сразу же, как только прикоснулся к проекту. Однако, тогда мои вопросы были проигнорированы, а сейчас чаще воспринимаются, как неконструктивные, имеющие целью дискредитировать проект.
===

"...мне кажется, что так хитро воспитывать взрослых людей – не очень-то правильно и не очень-то хорошо."
"Я с Вами поначалу собачился – помню. Но потом понял, что Ваш подход к организации цивилизованного общения на площадке К2 – единственно правильный, единственно эффективный по-настоящему."

Ну, так Вы для начала сами с собой определитесь - или собачьтесь со мной, обвиняйте и гоните меня, или признайте, что мои подходы, сколь бы странными они ни казались, правильные и эффективные.
И тот, и и другой вариант меня устраивают.
:)

Теперь о К2.

"Или Вас так глубоко ранил тот бойкот кадвашников, что теперь ни с кем прямо и просто взаимодействовать Вы не хотите? Мне-то показалось тогда, что Вы просто устали. Нет? Разочаровались в способности прозорян к нормальному диалогу?"

Начиная К2, мы с Виктором договорились (он подтвердит, не сомневаюсь) - он делает своё дело, я - своё. Обоим хотелось сделать нечто для людей интересное и полезное даже при наличии некоторых принципиальных разногласий по вопросам отношения к критике, к критикующим и к критикуемым. Да и по организационным вопросам разногласий хватало. Понятно было, что однажды это приведёт к невозможности продолжения сотрудничества, но это будет потом, а пока можно друг друга и потерпеть ради цели.
Так и начали. С чётким пониманием, что в какой-то момент я уйду (К2 - проект Виктора, поэтому из нас двоих уйти по-любому должен был именно я). И всё получилось очень, на мой взгляд, хорошо.

Я принял на себя и по мере сил погасил весь стартовый негатив, с которым приходится сталкиваться проектам на общественных сайтах. А также немного "построил" вас - первых фигурантов проекта. И Виктор, пусть зачастую и в корне несогласный с моими действиями, в этом мне не мешал - за что глубочайшее моё ему уважение.

О вас, о "первом составе", так сказать, разговор отдельный.
В подавляющем большинстве вы были столь ярки, столь умны, столь интересны, столь Личности, что обеспечить ваше тесное сосуществование в рамках проекта было задачей трудной, но наиважнейшей. Думаю, многие из вас воспринимали, да и сейчас воспринимают себя теми самыми Юпитерами, которым позволено чуть больше, чем окружающим "быкам". А я вдруг взял, и устроил равенство. Юпитер, не Юпитер, а: правила нарушил - наказан!
И вдруг оказалось, что при этом равенстве можно сосуществовать и общаться.
Первый конкурс К2 - это песня, право слово! Мне чертовски приятно, что я к нему маленечко отношение имею. :)

Но любое администрирование - это диктат. А Юпитеры в условиях диктата ощущают дискомфорт. Это на уровне эмоций, а не на уровне разума.
Понятно было, что "нарыв" зреет, и что взрыва не избежать.
Совру, если скажу, что момент взрыва я угадал, совру, если скажу, что мне ни капельки не было обидно, но также совру, если скажу, что это была обида сколь-либо существенная. Ну, вычеркнул нескольких авторов из числа возможных собеседников, и всё.

После моего ухода принципы администрирования проекта изменились, и когда "нарыв" созрел во второй раз, поуходить пришлось уже несостоявшимся Юпитерам.

Фактически, мой уход был, так сказать, отстрелом первой ступени ракеты К2, ваш уход - отстрелом второй ступени, а в результате этих двух событий пилотируемый отсек вышел на заданную траекторию и уверенно продолжает свой полёт. Чему я искренне радуюсь, хотя и не слежу за жизнью проекта уже очень-очень давно.

После работы в проекте К2 я сделал для себя вывод, что больше ничего и никому (в первую очередь себе) мне доказывать не надо. Я _это_ умею и умею неплохо.
Тогда и решил, что отныне в чужих проектах буду участвовать только за плату. Раз негатива не избежать - пусть будет. Но - пусть кроме негатива будет и некое пополнение "кошелька". Тем более, что те, кто платит, обычно намного конструктивнее относятся к происходящему, чем те, кто не платит.
Так думаю.
===

"Или всё-таки лифтёры уже так всерьёз дискредитировали себя в Ваших глазах?"

В проекте "Калоша" я не буду участвовать даже за деньги. А с "ЛИФТом" ещё общаюсь. Думаю, это достаточный ответ на Ваш вопрос. (Хотя, конечно, всё в жизни меняется, и долго ли продлится это общение - не знаю.)

Павел Техдир Антипов 17.11.2013 11:26

Павел Лобатовкин   17.11.2013 11:39     Заявить о нарушении
Что ж, пусть останется дубликат и здесь – на память. Хотя мне кажется, и на «Странице Лифта» наш диалог сохранится.

По-моему, проект на самом деле перспективный и нужный сайту, но активно поддерживать я его вряд ли буду – я вообще как-то охладел в последнее время к художественной прозе и больше стал читать литературу научно-популярную. К примеру, книга Виктора Шеффера «Год кита» произвела на меня гораздо большее впечатление, чем «Сердце Пармы» Иванова и «Мир и хохот» Мамлеева вместе взятые. Правда, у меня к китам особое отношение :) Кит – мой тотем :) Ребячество, конечно, но когда-то очень давно я так решил, и с этим представлением о себе мне на сегодняшний день жить как-то немного интереснее :)

Во мне крепнет ощущение, что вся эта художественность когда-нибудь должна себя изжить, и искусство отнюдь не вечно и не к вечности обращено. Если бы художественное слово было способно по-настоящему изменить мир, то современные Фамусовы не цитировали бы с таким удовольствием Грибоедова. То же самое можно сказать и о любом другом великом произведении: глупость и пошлость легко и непринуждённо впитывают в себя плоды любого великого ума и любой великой души – и только делаются более наглыми и могучими с каждым переваренным гениальным творением.

Может быть, в ближайшем будущем появятся какие-нибудь кибер-шаманы (допустим, так они будут называть себя), которые сумеют объединить искусство слова с психотерапией и колдовством – и обычных литераторов уже не станет :)

Роман Самойлов   17.11.2013 21:05   Заявить о нарушении
Что ж, поживём - увидим.
Техника развивается так быстро, что уже и не знаешь, что завтра будет и с литературой, и с человеком, и с миром.

Павел Лобатовкин   18.11.2013 07:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.